ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА: особенности и периодизация 2 страница

ФУТУРИЗМ (1910-30-е годы). Возник в 1909 году в Италии стараниями поэта Т.Маринетти. Ведущими художниками стали Балла, Боччони, Северини, Руссоло. В России в это движение входили Гончарова, Ларионов, Малевич. Поставив задачу воспитания новой расы людей посредством синема, аэро, авто, Маринетти писал: «Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее – теперь в нем есть скорость… Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы: пеструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун»[5]. Используется электричество, машины, кино для выражения динамизма: «Нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выразить нашу вихревую жизнь стали, гордости, лихорадки и быстроты». В процессе движения социальной мегамашины усматривается обновление общества. “Без агрессии нет шедевра” (Маринетти). Футуристический образ - новый кентавр, человек на мотоцикле. Происходит экстраполяция динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу.

КОНСТРУКТИВИЗМ (20-е годы) - “музыка машин”, предполагающая утрирование каркаса, несущей структуры вещи. Основан в 1913 году В.Татлиным, в группу вошли А.Певзнер, Н.Габо, А.Родченко, Л.Попова, братья Веснины. Возникает под влиянием концепции производственного искусства, согласно которой жизнестроение осуществляется на производстве, в противовес музейным экспозициям. Конструктивизм, по сути, тяготеет к дизайну. Он присущ голландской группе де Стейл, английскому манифесту Круг, немецкой школе Баухауз, российским школам ИНХУК, ВХУТЕМАС. Ядром направления является художественное проектирование – выведение технической структуры на уровень стилевой формы. Используется фотомонтаж, зрительное выделение технических деталей, игровой монтаж в кино.

 

Тема 8. ЭКСПРЕССИОНИЗМ и АБСТРАКЦИОНИЗМ

ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Зарождается в условиях гнетущей социально-психологической атмосфере в странах с крайне обостренными социальными противоречиями, в Германии и Автро-Венгрии перед первой мировой войной и развивается в промежутке между мировыми войнами. Этому направлению способствует активизм философии А.Бергсона, позволяющий выразить негодование и протест против порядков действительности. Ему предшествует традиция в живописи, где преувеличения делаются ради острых эмоциональных эффектов, маньеризм Эль Греко, гротески Грюневальда, постимпрессионизм Ван Гога, который стремился выразить «ужасные людские страсти». В литературе предтечей направления стал Франц Кафка, описавший отчужденность мира и обезличенность индивида. Эта тенденция прослеживается на Сецессионе (1910-1915), в галерее “Штурм”(1912-1932), в группах “Мост” (1905-1913) и “Синий всадник” (1911-1914).

Экспрессия - выражение трагического конфликта личности с миром, где шок отделен от его социальных причин. Выразительность приобретает самостоятельную ценность, а является тем, что выражается. Эффективность и интенсивность воздействия придается не предмету изображения, а формальной структуре произведения. Передается состояние подавленности, страха и ужаса человека, возникшее в результате развязанных мировых войн, социальных конфликтов, насилия над людьми. Действительность предстает как разбушевавшиеся демоническая сила или роковая неизбежность. Но личность не пассивно страдает, а активно протестует против мира, стремясь овладеть демоническими силами реальности. Экспрессия - результат столкновения агрессивного Эго с враждебным миром, угрожающим человеку или его ценностям. Жизненный тонус - сила, энергия, взрыв, мятеж, ярость, воплощенные в темах огня, шторма, войны. Столкновение обезличенного индивида, вроде господина «К» Ф.Кафки или «А» Г.Броха, с аномальным, страшным и враждебным миром рождает своеобразную образность, гротеск.

Гротеск - причудливый, странный, пугающий образ, возникающий в результате стремления вызвать и покорить демонические силы реальности. Искаженный образ образуется сгущенным переживанием. Гротеск не требует логического обоснования; рассеивает центральное значение, шокируя рассудок, и имеет маргинальный смысл. Гротеск вызывает ужас, этот поэтический ужас весьма отличен от естественного. В искусстве ужас конструируется: наличием сверхъестественных монстров; вызывается сверхъестественными силами, магическими заклятиями в повседневном мире в отличие от волшебной сказки, где действует обычный персонаж в волшебном мире; психологически ощущается как “мороз по коже”. Приведем пример экспрессионистской поэзии:

Георг Тракль. Зимние сумерки (1913). Борхерт В. (1946).

В небе - мертвенный металл. А дождь идет, как грустная старуха,

Ржавью, в бурях завихренной, истерзанна, уже полумертва;

Мчат голодные вороны - лишенная и зрения и слуха,

Здешний край уныл и вял. она подъемлет перст из рукава,

Тучу луч не разорвал. стучит в окно, уныло, невесомо,

Сатаной усемеренный, и шторы тайно шепчутся друг с другом.

Разногласый, разъяренный Не выйдет нынче девушка из дома,

Грай над гнилью зазвучал. хоть нынче голова от страсти кругом.

Клюв за клювом искромсал

Сгустки плесени зеленой. Вдруг ветер ведьму от окна за пряди

Из домов - глухие стоны, оттаскивает, и в одно мгновенье,

Театральный блещет зал. преобразившись, в нищенском наряде

Церкви, улицы, вокзал она танцует, словно приведенье!

Тьмой объяты похоронной (пер.В.Куприянова)

Под мостом - ладья Харона,

В простынях - кровавый шквал.

 

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Направление представляет собой конструирование беспредметной формы. Его истоками являются спиритуальный романтизм У.Тернера, О.Рунге, К.Д.Фридриха, а также теософия, представляющая мир как градацию плотных и тонких материй. Абстракционизм возник и определился в 1910-20 годы и существует до настоящего времени. Абстракция – отвлечение от предметной действительности, пронизанной «ядовитым хлебом» социальных отношений (В.Кандинский). Это чистая живопись в себе, которая выражает духовное с помощью беспредметной формы и цвета, чисто-и-вечно-художественное (В.Кандинский). Василий Кандинский писал о пути абстрактной живописи:

Путь найден!

Это – Духовное. Das Geistige.

Духовное – это еще не Дух.

Но – Путь к Духу.

Древние китайцы назвали бы это дао.

Древние греки, быть может, - логосом.

Кандинский осмыслил это как

das Geistige in der Kunst

И ощущал – как

Принцип внутренней необходимости –

Главный принцип всякого истинного Творчества -

Софийный принцип бытия, сказали бы мы теперь

Вслед за русскими софиологами – современниками

Кандинского…

Всадник Кандинского – голубой

Конь Петрова-Водкина – красный

Есенин весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне…

…грядут еще апокалиптические Всадники

страшных цветов…

Если сущность мироздания иррациональна, хаотична, то возникает лирическая абстракция: В.Кандинский, П.Клее, Ж.Дюбюффе, Г.Хартунг, Тихоокеанская школа абстрактной живописи США. Если понимание космоса рационально, упорядочено, то утверждается геометрическая абстракция: К.Малевич, П.Мондриан, группа де Стейл. Абстракция основана на создании первоэлементов художественного языка – точки и линии, геометрических фигур и других изобразительных элементов. Тема «точки и линии на плоскости» разработана у В.Кандинского и П.Клее. Внутри абстракционизма различаются стили ташизм[6] (М.Тапье, Ж.Матье, Ж.Фотрие), ар брют[7], информель (Ж.Дюбюффе, Р.Матта, А.Уолс)[8], графитти, живопись действия, живопись цветового поля (Б.Ньюмен, М.Ротко), минимализм (Д.Джад), постживописная абстракция (Э.Франкенталер, Э.Келли, Ф.Стелла, К.Ноланд)[9] и пр. Поэтическим аналог абстракции является формалистическая поэзия В.Хлебникова, эксперименты с языком А.Крученых, Д.Бурлюка, литературная группа ОБЭРИУ. Например Заклятие смехом (1909) Велимира Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ. Складывается в США как Нью-Йоркская школа живописи 1940-50-х годов. Его европейский аналог – информель. Эти художники выступили против традиции, отстаивая спонтанность и свободу самовыражения. Основоположниками стали Джексон Поллок, В.де Кунинг, Аршил Горки, Адольф Готлиб, Роберт Мазеруэлл. Это крупномасштабная живопись с равнозначной поверхностью, сплошная, all-over, в которой Джексон Поллок использовал технику дриппинг.

 

Тема 9. СЮРРЕАЛИЗМ

Направление является наиболее ярким выражением романтической традиции. Его расцвет приходится на 1920-30-е годы. Интерес обращен к хтонической, иррациональной реальности, романтическим грезам, снам, фантазиям, словом, к бессознательной жизни души. Непосредственное влияние на художников оказывает концепция бессознательного З.Фрейда, трактующая сон как компенсация нереализованных желаний и сублимацию психосексуальной энергии. Сюрреализм – видение подспудной жизни (фр.: sur – над, под, realisme – реализм). В литературе представители этого направления Андре Бретон, выпустивший Манифест сюрреализма (1924), Филипп Супо, Робер Деснос, Поль Элюар, Рене Шар, Луи Арагон; в кино – Луис Бунюэль; в живописи – Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро, Андре Массон, Ив Танги, Пол Нэш, Вифредо Лам, Роберто Матта, скульпторы Генри Мур, Альберто Джакометти.

Для художников реальность имеет две стороны: иррациональная, ночная, бессознательная и рациональная, дневная, сознательная. Вопрос состоит в том, чтобы увидеть целостную, абсолютную реальность. Для этого необходимо освободится от контроля разума, от узкого, зашоренного восприятия действительности и открыть дорогу спонтанной деятельности воображения. Толчком к этому является объективный случай – стечение обстоятельств, которое прерывает всякое разумное намерение, противоречит логике здравого смысла и указывает на то, что существует нечто за пределами рационального понимания. Случай приводит рассудок в замешательство и вызывает озарение, целостное видение всех планов реальности. Начинается бессознательная работа фантазии вне контроля критического разума. Поэтическое и прозаическое сливаются в абсолютную реальность. Происходит вторжение в реальность мечты, грезы, сна - Le Rêve. Сюрреализм - поэзия сновидения. Мечта - забвение бытия, устранение мира и путешествие в невозможное. В реальности иллюзий устраняется серьезность и материальное бремя действительности. Легко преодолеваются все препятствия и строятся воздушные замки. Реализуются неосуществимые желания. Переживание Ничто видится как полет во сне. Основа мечты Воздух и Огонь, поэтому мечта об Атлантиде и “Золотом веке” - это устремление нас к будущему, к высотам астрального. Сон, гипнос - забвение бытия, подобное смерти. Погружение в глубины прошлого приводит к архетипам и основным инстинктам - Эросу и Танатосу. Воплощение в художественной форме обретает вид материализации снов, грезы наяву. Основными чертами сна являются алогичность, смещение, инверсия, сгущение, спутанность. Слияние астрального и архетипического, «над» и «под» действительностью образует абсолютную реальность, Все. Неосознаваемый фантастический комплекс, всплывающий в глубинах бессознательного, выражается через фантастический гротеск. Речь идет о сомнамбулическом трансе, фантасмагории, реальности, где все возможно, где правит случай и автоматизм мысли. Смешивается эротика, мечта, кошмар. Одной из форм является фантасмагория остановленного времени, застывание эроса на острие страха. Фантасмагория – это мир чудесного, взгляд из которого на рутину действительности, узость разума чреват черным юмором, а погружение в нее - открытием конвульсивной красоты, эротически чудесного. Способы выражения фантасмагории: автоматическое письмо и коллаж, обман зрения, клише, фротаж, декалькомания, дрипинг-медитация. Впервые эротически чудесное или конвульсивная красота воплотились Песни Мальдорора романтика Лотреамона:

Я зарос грязью. По мне ползают вши. Свиней тошнит от моего вида. Струпья и корки проказы покрыли чешуей мою кожу, сочащуюся желтоватым гноем. Мне не ведомы ни воды рек, ни роса облаков. На моем затылке, как на навозной куче, вырос огромный поганый гриб. Сидя на бесформенной насыпи, я вот уже четыре века не шевелил ни рукой, ни ногой. Мои ноги вросли корнями в землю, и теперь к животу поднимается некий многолетний нарост, кишащий гнусными паразитами, - это еще не растение, но уже и не плоть. Между тем мое сердце бьется. Но как бы оно билось, если бы гниение и разложение моего трупа не питали его в избытке. В левой подмышке у меня поселилось семейство жаб, и одна из них, ползая, все время щекочет меня. Следите, чтобы другая не убежала и не вгрызлась вам в ухо, - она может тогда проникнуть в мозг. В правой подмышке живет хамелеон, который вечно охотиться, чтобы не умереть с голоду, все хотят жить. Но порою, когда его опережает другой и охота не удается, он не находит ничего лучше, как, не стесняясь, обгладывать нежную мякоть у меня на боках; я к этому привык. Злая гадюка сожрала мой член и заняла его место: она сделала из меня евнуха, подлая тварь. О! Если бы я мог защищаться моими парализованными руками, но, я думаю, они давно превратились в чурбаны. Во всяком случае, в них не бежит больше алая кровь… Задний проход загородил краб; осмелев от моего бездействия, он заслоняет отверстие и причиняет мне сильную боль. Две медузы пересекли моря, привлеченные надеждой, которая их не обманула. Они внимательно посмотрели на две мясистые половинки, образующие человеческий зад, и, присосавшись к их полушариям, расплющили их с такой силой, что два куска плоти исчезли и вместо них теперь два чудища, вышедших из царства слизи, одинаковых по цвету, форме и алчности.

 

Тема 10. ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ

«ПОТОК СОЗНАНИЯ». Изображение реальности сквозь призму душевной жизни, потока впечатлений, ассоциаций, дорефлексивных импульсов, желаний и образов. Сознание отличает не линейное мышление, не ядро личности, его Я, а ветвящийся, пульсирующий поток субъективной жизни и конкретного опыта (У.Джемс). Складывается в начале 1920-х годов на основе внутреннего монолога Л.Толстого, Ф.Достоевского. Философской предтечей является интуитивизм Анри Бергсона, его понимание «жизни», «длительности», «созерцания». Эстетически он тяготеет к «новой орфической чувственности», осознанию и просветлению тонких душевных переживаний.

Письмо, выражающее живой поток становления, «жизнь» как витальность, дух, биос противопоставляется большим идеям разума и социальной действительности, являющимися мертвыми, ставшими. Поток сознания - извечный поток видимостей (М.Пруст), неизвестный, меняющийся и неуловимый дух (В.Вулф), анонимная субстанция (Н.Саррот). Для него характерны неопределенность, изменчивость, индетерминированность. «Жизнь» - творческое кипение различных множеств и состояний чистой длительности в ее свободном проявлении, поток бесконечно нового. Она непостижима для схематизирующего рассудка. Открывается лишь в актах созерцания, интуитивного «схватывания» целого, бескорыстного взгляда, чему служат епифании Д.Джойса, тропизмы Н.Саррот, бесстрастие М.Пруста. В отличие от протяженности материальной действительности, субъективный поток сознания характеризуется длительностью. Это время не физического мира, прошлое-настоящее-будущее, а текущее настоящее: мечта-впечатление-память. Ассоциативная связь с прошлым в текущем мгновении - аллюзии Д.Джойса, реминисценции М.Пруста. Но в отличие от длительности А.Бергсона, которая не имеет ни субстанции, ни мгновений, время потока сознания имеет дискретность и психологизм. Течение времени обуславливает аксиологический релятивизм. Зыбкость, неустойчивость жизни делает все ценности преходящими, все значит лишь постольку, поскольку приносит сиюминутное переживание, что выражается как утрата веры в Портрете художника в юности Д.Джойса, потеря критериев морали в светской игре в Миссис Деллоуэй В.Вулф, сомнение в истине в Понедельник ли, вторник В.Вулф, забвение реальности ради чувства возможного в Человеке без свойств Р.Музиля, сексуальность и страсть в противовес онемению и ханжеству Любовник леди Чаттерли Д.Лоуренс, Тропике рака Г.Миллера.

Литературной формой потока становится антироман, в котором нет истории, сюжета, интриги, но есть наслаждение текстом, сиюминутностью, метафоричностью и ассоциативностью; в нем нет персонажа, но наличествует профиль, очерк, силуэт, Homo Fictus; в нем нет линии развития от… к…, но есть текущее настоящее, прошедшее в настоящем; здесь отсутствует отграничение эстетической реальности от действительности, рамка, но есть незавершенность, non-finito как способ выражения безбрежности жизни.

Стремление объять всю вселенную культуры и человеческого опыта в тысячах мелочей характерно для Улисса Джеймса Джойса (1922). Джойс писал: «Моим намерением было написать главу из духовной истории моей страны, и я выбрал местом действия Дублин, поскольку с моей точки зрения, именно этот город является центром паралича» (Д.Джойс). Описан один день одиссеи по Дублину Леопольда Блума. Это 16 июня 1904 года – день встречи Джойса с будущей супругой Норой Барнакл. Происходящее в романе снабжается детальнейшим указанием места действия и всей уличной фурнитурой. Но вписывается в античный миф. Блум ассоциируется с Одиссеем, Мэрион с Пенелопой, Стивен Дедалус с Телемахом. Странствия Блума по Дублину завершаются возвращением домой, в Итаку, но уже с обретенным сыном Дедалусом. Воссоединение Блума и Дедалуса – епифания, видение Шекспира как отца Гамлета в зеркале, куда смотрят оба. Один день – бессознательный день каждого человека, в который ничего не происходит (К.Г.Юнг). “Действие Улисса происходит в течение одного дня. Мы понимаем, конечно, что это условность, что имеется ввиду не один день и не один год, а целая полоса - ночь буржуазной цивилизации... Дублин - не только Лондон, Нью-Йорк, Париж, но также и Итака. Блум - не только наследник аптекаря Омэ или предшественник Джорджа Ф.Бэббита, но также Одиссей, Вергилий, Христос, Шекспир, словом - человек вообще. Внятный любому и неизвестный никому. Всякий и никто. Его жена Мэрион - не просто окончательно павшая Эмма Бовари, но также Пенелопа. Стивен Дедалус - не просто духовный родственник, скажем парнасцев, но также Телемак, Фома Аквинский, Гамлет. Любое действие романа, любой персонаж, любая проблема имеет отклик в мифе, либо во всей толще истории“ (Н.Анастасьев). Это странствие человеческой души в потоке повседневности и глубинах культуры данное под видом мифа и, иначе, транспонирование мифа под видом современности. «Использование мифа, установление параллели между современностью и древностью… есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет собой история» (Т.Элиот). Роман также релятивизм ценностей, смешение высокого и низкого, духовная одиссея, ведовский шабаш, жестокое исследование души (С.Цвейг), порнографический и непристойный поток (А.Беннет).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Направление, связанное с одноименной философской школой – С.Кьеркегором, Ф.Ницше, Ж.-П.Сартром. Истоком послужило иррациональное понимание страсти у Ф.Достоевского, Л.Толстого, ощущение отчужденности мира и обезличенности индивида у Ф.Кафки, отстаивание идентичности личности в философии С.Кьеркегора. Толчком образования направления в условиях буржуазного общества служит кризис идентичности и критика отчужденного сознания. Различается подлинное и неподлинное существование. Неподлинное бытие человека усматривается в том, что в структуре социальных отношений, в тисках бюрократической машины человек сводится к социально-ролевой функции, ведет отчужденную механистическую жизнь. Причина - научно-техническая ориентация сознания, когда знание истины сущего подменяется понятием о ней, в результате чего происходит забвение бытия (М.Хайдеггер). Индивид ведет безотчетное прозябание в “тумане” повседневной жизни (М.де Унамуно), в анонимном мире объектов действия, das Man (М.Хайдеггер), Le On (Г.Марсель) где он ничего не решает. Он живет игрой слов и погремушками чувств (Ф.Ницше). Мир объективизаций поглощает индивидуальность всеобщим, подавляет свободу личности (Н.Бердяев). «Индивид распадается на функции... Быть означает быть в деле. Отдельный человек живет как сознание социального бытия... Бытие человека сводится к всеобщему; к жизнедеятельности как производственной единицы, к тривиальности наслаждения» (К.Ясперс). Рассматривая личность как единство сущности и существования, т.е. совокупности общественных отношений и идентичной субъективности, то марксизм признает первичной сущность индивида, а экзистенциализм – существование. Социальная сущность индивида тождественна всеобщему, а, следовательно, неподлинному существованию. Подлинное бытие - верность себе, индивидуальная свобода, субъективность: «Существование предшествует сущности или надо начинать с субъективности» (Ж.-П.Сартр). Неповторимость субъективности, уникальность личности укоренена в теле.[10] Именно благодаря неповторимости тела уникальна субъективность

Пограничная или критическая ситуация становится толчком для прояснения сознания, т.е. понимания опустошенности, нелепости повседневной жизни. Это ситуация вины (Ясперс), смертельной опасности (Хайдеггер), страха (Сартр), скуки (Камю), агонии (Унамуно), любви (Мориак). Ситуация заставляет делать выбор: либо дальше находится в состоянии прозябания, ориентируясь на химеры социальной действительности, либо приверженность своей страсти. Это выбор не тех или иных возможностей в повседневной жизни, но выбор себя, своей боли, своей надежды, жизнь своим смыслом. Выбор себя предполагает отказ от универсального, внешнего, что, в свою очередь, вызывает раскол сознания на социально-ролевое и индивидуально-личностное. Субъективность полагает свой собственный закон, а не приверженность социальной или природной необходимости, она предполагает выхождение за пределы всего социального, будь то ценности или обыденная жизнь. Ее суть трансцендирование. Поэтически проблему пограничной ситуации и выбора в романе Дорога в никуда Франсуа Мориак описывает так:

Жизнь большинства людей - мертвая дорога и никуда не ведет. Но иные с самого детства знают, что идут они к невидимому морю. И они чувствуют веяние ветра, удивляясь его горечи, и вкус соли на своих губах, но еще не видят цели, пока не преодолеют последнюю дюну, а тогда перед ними раскинется беспредельная, клокочущая ширь и ударит им в лицо песок и пена морская. И что же останется им? Ринуться в пучину или возвратиться вспять....

Экзистенция - существование, выходящее за свои пределы, страсть, нигилирующая универсальное и укорененная в бытии. Ее суть в негативности, нигилировании объективного и направленность в субъект.[11] Она ставит под сомнение мир и самое себя, оказываясь постоянным ускользанием. Субъект, приверженный собственной страсти, находится в состоянии постоянного отрицания и самоотрицания. В таком случае сознание по Сартру: не есть то, что есть [оно не предметно] и есть то, что не есть [небытие]. Сознание выступает как ничто. Страсть является направленностью от повседневности к ничто:

БЫТИЕÞ ЭКЗИСТЕНЦИЯÞ НИЧТО

МИР Þ ЭКЗИСТЕНЦИЯÞ ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ

Обнаружение Ничто является осознанием конечности индивидуального существования - той истины, что человек рожден, чтобы умереть и собственная смерть обессмысливает любую деятельность. Происходит утрата рационального смысла бытия, внешних и внутренних опор. Экзистенция - бытие направленное к ничто и сознающее свою конечность (Хайдеггер, Сартр); временность, устремленность в будущее, но не во внешней жизни, а фундаментальный проект - движение к смерти. Какое воздействие оказывает Ничто? Оно рождает страх (Кьеркегор). Рождается эмоциональный смысл - переживание страха, отчаяния, тревоги, тоски и пр. метафизические чувства, которые в отличие от психологических переживаний беспредметны и беспричинны. Личностный смысл укоренен в теле как переживание своей конечности, а потому непонятен окружающим людям. Экзистенциальный опыт и не может никого и ничему научить. Нигилирование повседневности выступает как акт свободы, т.е. внутренний протест, отрицание рационального и социального (Мориак, Ануй); бунт против роковой неизбежности (Камю, Мальро). Иррационализм страсти, нигилирование универсального рождает парадокс как истину человеческого существования. Онтологическая и логическая невозможность есть парадокс. Страсть, выходящая за пределы социальной действительности, логики, морали и здравого смысла алогична и личностна, а, значит, парадоксальна. Суть сознания и есть ничто, независимость от повседневности, вещей, материального мира. Поэтому подлинное существование означает, что человек есть сам свобода или свобода не то, что мы имеем, но что мы есть. Парадокс свободы и необходимости заключается в том, что свобода подлинного существования исключает всяческую необходимость, даже если раб закован в цепи (А.Камю, Ж.-П.Сартр), парадокс любви заключается в том, что любовь (как отрицание) и невозможна и неизбежна (Ф.Мориак), парадокс разума и чувства состоит в том, что любые рациональные планы не отвечают чувству идентичности личности (М.Фриш). Тем не менее, социальный смысл экзистенциализма - это род мужества, достойного поведения личности перед лицом бессмысленного мира

АНТИУТОПИЯ И ФЭНТЕЗИ. Утопия (u-topos – место, которого нет, eu-topos – благое место) – идеализированное, совершенное общество как альтернатива настоящему социуму. В классической утопии нравственный идеал трансцендентен, а социальная организация вторична, в современной - главное разумная организация. Описание устройства общества будущего, альтернативная социально-историческая гипотеза. Социальная и техническая антиутопия - отрицание мифа о будущем рае, т.е. позитивной утопии, проекта общества вечного блаженства. Роман-предупреждение стал первым предчувствием техногенных катастроф, предшественником антиутопии. Отрицание триумфа порядка и контроля, машинного мироустройства, как апофеоза эффективности и рационализма – вот что заложено в антиутопии. Показывается, что техноутопии, опирающиеся на научные истины, фундируются метафизикой зла. Дистопия - образ разрушенного общества, не имеющего перспектив реконструкции, и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность» (Д.Оруэлл). Сегодняшний ад, который усилится в будущем.

Фэнтези - душевная утопия, «утопизирующее усилие самого себя» (Э.Блох). Фантазия есть возможное. Утопический идеал предполагает преодоление современного состояния. Фантастическое есть двойственное видение, колебание между воображаемым, сверхъестественным и действительным, естественным объяснением событий. Душевная утопия исход в постоянно желанную, обетованную землю, жажда путешествий и приключений, желание свободной жизни и новых ощущений, стремление к живому и непосредственному видению реальности осуществления мечты и надежды. Допущение иных законов, объясняющих сверхъестественное и необычное. Выход за пределы фантастического: уверенность в невозможном. Обратная сторона невозможного в действительности - возможное желания. Желаемое всегда достоверно, а потому оно становится порывом, ожиданием и осуществлением неосуществимого. Беспредельный мир дневных грез, надежд и осуществляемых желаний. Ирреальное неподвластно фактам, вещам и логике как непреложным условиям цивилизации. Но уверенность в нем, вызванная достоверностью желания становится погружением в мистерию, священную драму Волшебной Страны. Оправдание вымысла - топика искусства: вымышленная география – лабиринт сил сопротивления на пути желания. Это осуществляется через путь героя к цели и карту препятствий. Фэнтези – модернизированная волшебная сказка со своими константами: мифопоэтическое обоснование; арсенал «волшебных» предметов из научной фантастики, science fiction; персонаж-рассказчик удостоверяющий нарратив. Языковые игры, аллюзии, мифологемы, лингвистические игры, словотворчество, фоноцентризм вплетены в ткань достоверности рассказа. Фэнтези - вымышленная реальность, мир чудесного с дневными грезами и ночными фантазиями, иерофаниями, явлениями священного. Реальность очарования отличает: а)невосприимчивость очарованного к действительности. Избавление от усталости и скуки монотонного массового производства, порабощенности мелочами и массой вещей, методического труда, регламентированной жизни, векового воспроизведения циклов природы. Избавление от бремени жажды, голода, скорби, несправедливости и смерти; б)восстановление и обновление жизненных сил, новизны и свежести непосредственного восприятия. Творческая фантазия и прояснение видения мира; в)утешение удовлетворение чаяний: избавление от смерти в череде жизней или перевоплощений; окончательная победа добра среди катастроф, скорби и поражений; наслаждение приключениями и удивление необычным и экзотическим. г) Ощущение счастья, торжество добра и радости инобытия (Дж.Толкин).

Осуществление надежды - путь желания в лабиринте препятствий к энигматическому знанию, т.е. к открытию тайны мира или человека. Чудесное как невиданный, неизвестный феномен, который должен состояться в будущем. Экзотические условия вымышленного мира - фантастические существа, волшебные предметы, магические способности человека, метаморфозы, игра пространством и временем. Логика загаданного бытия - абсолютная свобода желания, ибо для желания нет предела, для желания нет невозможного; смысл желания только в его исполнении. Порыв, жажда духа, усилие мысли и детективная интрига. Выполнение невыполнимых заданий с помощью волшебного предмета. Приключение: события чрезвычайные, странные, ошеломляющие и тревожные; неожиданности и ловушки, активизирующие пограничный опыт. Осуществление мечтаний чувственного воображения, эмоциональные эффекты и обаяние новизны. Чарующее воздействие движения в лабиринте, конечный пункт которого благовестие, отблеск запредельной радости, evangelium. Особенность мечты, о которой идет речь в фэнтези описывает Дж.Р.-Р. Толкин в эссе О волшебных сказках (1947):








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 220;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.