ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА: особенности и периодизация 1 страница

Основные особенности духовной культуры Запада формируются в эпоху Просвещения. XVIII век является периодом ранних буржуазных революций, когда формируются экономические основы капитализма, которые противоречат изживающему себя феодально-монархическому строю. В культуре Нового времени господствует рационализм. В эпоху Просвещения складывается парадигма и фундаментальный проект западной культуры. Парадигму образуют гуманизм, опирающийся на индивидуализм, рационализм, ставящий во главу угла всесильный Разум и идея прогресса, предполагающая движение «вперед и больше». Прогресс определяется ростом производительных сил, освоением природных ресурсов и использованием энергии. Проект Просвещения заключается в стремлении построить счастливое общество на разумных основаниях. Развитие интеллекта, науки, техники, энергетики призвано стать фундаментом построения общества всеобщего благоденствия. Вот почему вектор времени в европейской культуре оказывается устремлен из прошлого в будущее, человек настоящего живет будущим, уповая на технический прогресс, обещающий счастье.

Имея гуманистические ориентиры, культура развивается под влиянием отношений купли-продажи, в условиях бурного развития капитализма. Но экономический прогресс сопровождается духовным кризисом. Культура не может принять утилитаризма и прагматизма и потому отстраняется от социальной действительности. Порой искусство оказывается по ту сторону добра и зла, теряя моральные критерии и развертываясь в сторону эстетизма и чистого искусства. Так возникает культурный элитизм, противостояние искусства и действительности, который воплощает в себе кризис духовной культуры. Противостояние искусства и действительности открывается в начале XIX века эпохой романтизма и завершается в середине века ХХ искусством абсурда. Период господства элитарной тенденции – полтора столетия. Во второй половине ХХ века на почве научно-технического прогресса и все более захватывающих искусство коммерческих отношений начинает доминировать массовая культура. И, вместе с тем, образуются тенденции оппозиционные капитализации духовной жизни – контркультура и эксперименты авангарда, слитые порой с повседневной жизнью и представляющие нечто вроде демократической тенденции. В противовес концепции искусства как автономной художественной целостности, противостоящей социальной действительности, складывается понимание арт-практики как элемента культуры, трактующее искусство как социальный институт. Таким образом, можно выделить два больших периода: 1) от романтизма к модернизму с начала XIX века до середины ХХ столетия и 2) ситуацию постмодерна, доминирующую с 80-х годов ХХ века.

 

Тема 2. РОМАНТИЗМ

Это период со времени французской революции (1789-1792) до середины XIX века. Истоками романтизма стали отказ от идеи Просвещенной монархии и разочарование в перспективах социальных преобразований, вызванное термидором Французской буржуазной революции. Под влияние исторически сложившегося идеала эпохи ренессанса, сложилась идея сохранить духовно богатую, творчески всемогущую личность, противопоставив ее феодальному и буржуазному обществу. Этому способствовало Наукоучение Фихте, согласно которому провозглашалась абсолютная свобода творческого субъекта, Я создаю и разрушаю любое не-Я по собственному произволу. Не созерцательность, но действие признается моральным. «Жизнь - это действие, действие - вечный восторг» (Блейк). В художественной культуре несомненно влияние Мейстера Гете, где страсть и переживания противопоставляются рассудочности. Наконец в эстетике, оппозиции субъекта и действительности отвечала теория романтической иронии Фр.Шлегеля и юмора Жан-Поля, теория воображения С.-Т.Кольриджа, Д.Китса, Э.По, Д.Леопарди, Эмерсона.

Важнейшей в романтизме становится проблема идеала, озабоченность культурой и признание самоценности личности. Возвышение творчески всемогущей личности над миром утилитаризма осуществляется с помощью иронии и воображения. Герой оказывается изгоем общества, он уединяется в природе или сфере духа (искусства, мифа, верований, легенд): Иосиф Берглингер Вакенродера, Сенанкур Обермана, Рене Шатобриана.

Романтическая ирония. Эта позиция личности выражает недоверие к государству, общественной морали, религиозному ригоризму. Во многом романтизм возникает как антипод классицизма. Если классицизм отстаивает Разум, порядок и регламентацию, государство, пафос общественного, его героем становится деятель, то романтизм превозносит Чувство, свободу и произвол, пафос индивидуального, противостоит государству, его героем выступает созерцатель.

Ирония имеет антифеодальную и антибуржуазную направленность: она предстает как критическое разоблачение буржуазной морали и бездуховной действительности в Петере Шлемиле Шамиссо, Зимней сказке Гете, как обнажение фальши общественных отношений на фоне истинной любви в Дон-Жуане Байрона, как протест против ханжества, конформизма в Каине Байрона, как трагедия души, подчиненной репрессивным закона в эпизоде «Лоретта» Неволи и величии солдата А.де Виньи. Однако романтическая ирония не сатира, бичевание пороков, а «утверждение светлой, свободной индивидуальности» (Гейне). Ирония есть механизм переворачивания внешних отношений во внутренний план: «Благодаря тому, что я придаю низшему высший смысл, обычному таинственный вид, известному достоинство неизвестного, конечному видимость бесконечного, я романтизирую все это» (Новалис).

Воображение. Творческая способность, которая в противовес Разуму выражает эмоциональную жизнь души, т.е. имеет личностное измерение, компенсирует нереализованные желания, она по велению сердца свободно связывает «все со всем». Мысли оказываются спутаны, а эмоции сильны, но нечленораздельны. Его активность воплощает в себе неистовость, неустойчивость, интерес к страшным явлениям и грандиозным потрясениям души (Тернер).[1] Оно действует как конструирование или комбинирование образов, явлений, понятий. Воображение создает вымысел, фантастическую реальность полную смысла и чувств. Хотя вымысел представляет собой нагромождение иллюзий, снов, видений, он перегружен смыслом. Каждое явление воображения символично, оно позволяет:

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

(Блейк)

Мир духа противостоит утилитаризму, прагматизму и рутине повседневной жизни: «Воображение богато, обильно и чудесно; существование скудно, сухо и безотрадно Мы живем с полным сердцем в пустом мире» (Шатобриан).

Воображенье властью неземной

Страдающих спасет от горьких мук;

Оно вернет заблудшему покой,

Врачуя амарантами недуг;

С цветами веры в час печали злой

Оно для всех - незаменимый друг.

(Вордсворт).

Универсум духа. В результате во внутреннем плане личности образуется мир мечты с бесконечным горизонтом. Романтик осваивает и переосмысливает мифологии, религии, фольклор, искусство, культуры в результате чего происходит становление всеобъемлющего духа, его Я оказывается тождественно Все (Шеллинг). «Сфера поэта есть мир, собранный в фокус современности» (Новалис). Духовность романтика противостоит социальной действительности как внутренне - внешнему. Возникает романтическое двоемирие: универсум духа противостоит утилитаризму социальной действительности, поэзия души – рутине повседневности.

Универсум представляет собой обыгрывание ценностей мировой культуры в воображении, мифотворчество, это динамический хаос, иррациональная жизнь духа, порой сопровождающаяся карнавальным умонастроением, юмором; здесь осуществляется движение к глубинному средоточию души и складывается томление по невыразимо прекрасному.

Иначе говоря, романтизм становится протестом эстетического сознания против социальной действительности: просвещенной государственности, Разума, буржуазного утилитаризма, ханжеской морали, догматической веры. Ирония выступила инструментом осмеяния и переосмысления бездуховного мира, и способом возвышения субъекта над ним. Работа воображения, противопоставленного просвещенному Разуму, явилась основой противостояния личностного социальному и созидания мифов о душе, вымыслов внутренней реальности. Пределом развертывания вымысла предстало романтическое ВСЕ, das All в виде динамического хаоса и движение к бесконечно глубокому средоточию души – Ungrund - невыразимой безосновности, бездонности. Воображение придало личностный, эмоциональный смысл тому, что ирония переиначила. Оно конструировало универсум духа, бесконечно богатый мир мечты, осваивая по велению сердца мифологии, религии, фольклор и др. ценности истории. Так сложилось двоемирие: мир внутренний противостоящий миру внешнему.

Тема 3. ЭПОХА ДЕКАДАНСА

Это эпоха с середины XIX века до первой мировой войны, 1914г. Причиной декаданса выступает бурный рост капитализма, экономический прогресс, поскольку на фоне доминирующих отношений купли-продажи, утилитаризма и прагматизма ставятся под сомнение вечные ценности культуры – добро, истина, красота, вера. Философским осмысление декаданса становится доктрина пессимизма А.Шопенгауэра и переоценка ценностей Ф.Ницше. Открывает декаданс в 1854 году сборник Цветы зла Шарля Бодлера.

Декаданс – умонастроение упадка, духовный кризис. Он формируется на почве разложения романтического идеала, утраты религиозных, научных и моральных ценностей в силу развития утилитаризма. Утрачивается целостный идеал духовно богатой личности. Однако упадку культуры противопоставляется сила воображения, творческого всемогущества. Господствует индивидуализм, умонастроение пессимизма и нигилизма в отношении идеи общественного прогресса. Утверждается позиция неприятия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Начинаются сумерки кумиров, т.е. переоценка ценностей, когда ставится под сомнение христианская мораль, вера в Бога, вера в научный и общественный прогресс. Личность теряет смысложизненные опоры в виде вечных ценностей и утрата смысла рождает трагедию души. В художественной сфере веет трагедия эстетизма - наслаждение души разладом, страданием, меланхолией. Личность ищет опору в собственной субъективности: «Только то, что я чувствую в душе, кажется мне вечным и, несомненно, достоверным» (Гюисманс). Так возникает культурный элитизм и аристократический тип художника. В этих условиях складывается ряд художественных направлений и групп.

ЭСТЕТИЗМ – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения Красотой: О.Бердсли, О.Уайлд, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Самоценность красоты, утонченного наслаждения, отделение красоты от полезного, морального, логического. Наслаждение красотой возводится в принцип жизни, переживание ради переживания, а отношение к жизни, наоборот, как к спектаклю, с точки зрения своего Я как зрителя.

«Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества. Расшатаны религии, философские системы разбиваются друг о друга, и в этом чудовищном смятении у нас остается один абсолют, одно безусловно божественное откровение – это красота. Она должна вывести человечество к свету, она не даст ему погибнуть в отчаянии. Красота намекает на какие-то связи «всего со всем» (А.Бенуа). Культ Красоты создает новый тип – «эстетического человека». Этот «эстетический человек не признает никакого долга, не преследует никакого интереса, отдавая все искусству. Он равнодушен к религии, морали, воспитанию, политическим принципам или улучшению общества» (У.Гаунт).

Декадент в Двойном сердце М.Швоба: «Мы пришли в необычайное время, когда романисты показали нам все стороны человеческой жизни и всю подноготную мыслей. Мы пресытились чувствами, еще не испытав их: некоторые позволили увлечь себя в бездну неведомым и странным призракам; другие приобрели страстное влечение к глубинному поиску новых ощущений; третьи, наконец, нашли опору в глубоком сострадании. Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда представляют тип «декадента»… Чтобы предаться безмерным наслаждениям и испытать самые редкостные ощущения, которые только можно купить за деньги, эти литературные персонажи ищут прибежища в воображаемой эпохе латинского декаданса и в современной литературе, «неизлечимо больной настолько, что она вынуждена выражать все, что угодно, в пору своего заката».

ПРЕРАФАЭЛИТЫ – это группа английских художников, сложившаяся в 1848 году, которая стремится выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Ядро группы составили Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант и Данте Габриэль Россетти. Их восхищает стиль, сложившийся в эпоху ренессанса в искусстве до Рафаэля, период кватроченто и маньеризма. Их творчество отличает ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Для своих картин братство Прерафаэлитов избирает религиозные и нравственно возвышенные темы, скрупулезно передает натуру, внимательно изучает флору, использует четкую живописную технику. Они идеализируют модель, создавая королеву из продавщицы, идеал из дочери конюха, богиню из проститутки и пр. Творчество наполнено декоративностью, эротизмом и чувственностью, гротескными и странными элементами.

СТИЛЬ МОДЕРН – декоративный стиль, распространенный примерно с 1890 года до первой мировой войны. Его названия: ар нуво во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, модерниста в Испании, стиль Тиффани в США, группа «Мир искусства» в России. Этому избыточному, чувственному стилю свойственно тяготение к маньеризму, иронии, декоративности, пластичности, использование растительного орнамента. Его особенностью стало сближение поэтической и бытовой сфер, что ярко выразилось в декоративном искусстве, а также в хореографии (Фокин), танце (Айседора Дункан), декорациях и костюмах (Бакст), драматургии (Сологуб).

ИМПРЕССИОНИЗМ – направление визуальных впечатлений, зародившееся в 1860-х годах. Название impression стали употреблять подразумевая картину Впечатление: восход солнца Клода Моне. Это «чистая перцепция» без мыслительных конструктов. Порвали с традицией, не желая опираться на «костыль разумного опыта» (В.Хофманн). Художники отказались от академического рисунка и от романтического сильного чувства и вымысла. Они стремились уловить и зафиксировать случайные и мимолетные впечатления современной жизни. Стремились к «невинности глаза», как если бы Я не играло роли. Им свойственно мироощущение неприкаянности, утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. Мятущаяся натура художника: Гуго Гофмансталь, В.Ван Гог, Поль Гоген.

СИМВОЛИЗМ – движение в литературе и искусстве, расцвет которого пришелся на 1885-1910-е годы. Стремились выразить духовный опыт в чувственной форме, «облечь идеи в форму чувства» (Жан Мореас). Ему свойственна позиция неприятия жизни и признание значимости всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку они могут быть намеком на миры иные, духовные. Возникает на основе трагедии души, смыслоутраты. Ментальная драма выражает, во-первых, трагедию рока, чувство крушения человеческих надежд перед лицом мирового зла, мировой скорби (Байрон, Вагнер, Леопарди), некоего фундаментального наваждения, пляски смерти. Порой над человеком висит мистически туманный ток жизни, опрокидывающий любые рассудочные проекты - рок (Э.Верхарн, А.Белый), призрак смерти (М.Метерлинк), стагнация (Ф.Сологуб). Можно сказать, что катастрофа сознания воплощает это страх перед всеобщим напрасно. Во-вторых, драма души выражает демоническую чувственность, когда Я как всеобщее становление ведет к разладу индивида с собой. Возвышение субъекта осуществляется путем отрицания действительности (собственной социальной сущности) и самоотрицания. В результате разрыва с миром и само-преодоления личностный смысл ускользает и возникает чувство никчемности творческого всемогущества. Дионисийский восторг как оргиастически-хаотический прорыв Майи сопровождается наслаждением злом, страданием, смесью жалости к себе и сладострастия. Демонизм - это «сила, зияющая мутным взором безумия» (Вяч.Иванов). Образы Манфреда, Мальдорора, Демона показывают изначальное восстание против человеческого, независимость от мира. Отвергая Бога, законы природы, Сатана порывает с миром и впадает в отчаяние, теряя смысл.

Происходит переоценка калокагатии и эстетизация безобразного. Однако в искусстве отсутствует и чистая форма, отделенная от пользы, добра, истины. Художественная форма наполняется трагическими переживаниями и деформируется. Красота синтезирует в себе тоску, страдание, поэзию смерти, шокирующую эротику, меланхолию, отвращение. Для этого служат особые приемы выражения, разрушающие нормы красоты: белый стих Верлена, Рембо, Бодлера, атональная музыка Дебюсси, дающие, согласно Рембо «длительное, глубокое, последовательное расстройство всех чувств».

Символ – это образ, несущий глубинный смысл (С.Аверинцев), который чреват смыслом, выражает трагическое умонастроение, красоту тоски, страдания и мечту о мирах иных. Он знак неизреченного, невыразимого, «ослепления бесконечностью»; «Мы живем не среди фактов, но среди глубинных смыслов и символов» (А.Рембо). Это рефлексия внутреннего состояния сквозь призму мифологем; придание индивидуальному переживанию универсального характера, а значит а)прозрение вечного, обнаружение Идей за повседневным, интуиция туманностей инобытия; в)значимость природы лишь постольку, поскольку она просвечивает духовными мирами, превращающая действительность в иллюзию; с)обозначение ментальной драмы, которое несет новую красоту, выражает иррациональную жизнь души без смысла и правил. Как манифестация индивидуального переживания символ весьма субъективен, ибо знаку придается сугубо личностный смысл. Классическим примером является сонет Гласные А.Рембо[2], где буквам придается сугубо субъективное цветовое значение:

А черный, белый Е, И красный, У зеленый,

О голубой – цвета причудливой загадки:

А – черный полог мух, которым в полдень сладки

Миазмы трупные и воздух воспаленный.

 

Заливы вечной мглы, Е – белые палатки,

Льды, белые цари, сад, небом окропленный;

И – пламень пурпура, вкус яростно соленый –

Вкус крови на губах, как после жаркой схватки.

 

У – трепетная гладь, божественное море,

Покой бескрайних нив, покой в усталом взоре

Алхимика, чей лоб морщины бороздят;

 

О – резкий горний горн, сигнал миров нетленных,

Молчанье ангелов, безмолвие нетленных:

О – лучезарнейшей Омеги вечный взгляд!

(пер. В.Микушевича)

Символ, далее, динамическая тенденция, порождающая модель (А.Лосев), т.е. мечтательность, устремленность к духовному, уравновешивающая трагедию души. И, наконец, синтез «всего со всем», синестезия (опера Вагнера, музыка слова Верлена, живопись слова Малларме), нахождение мистических соответствий, корреспонденций как в Соответствиях Шарль Бодлерa:

Природа - некий храм, где от живых колонн

Обрывки смутных фраз исходят временами.

Как в чаще символов мы бродим в этом храме,

И взглядом родственным глядит на смертных он.

 

Подобно голосам на дальнем расстоянье,

Когда их стройный хор един, как тень и свет, Перекликаются звук, запах, форма, цвет,

Глубокий, темный смысл обретшие в слиянье.

Есть запах чистоты. Он зелен точно сад,

 

Как плоть ребенка свеж, как зов свирели нежен.

Другие - царственны, в них роскошь и разврат,

Для них границы нет, их зыбкий мир безбрежен, -

Так мускус и бензой, так нард и фимиам

Восторг ума и чувств дают изведать нам.

(пер. В.Левика)

Символы в искусстве:

- Голубой цветок Новалиса, Синяя птица М.Метерлинка, Кормчие звезды Вяч.Иванова, Звездная корона М.Волошина, Пьяный корабль А.Рембо - мечты о чудесном, иных мирах, о возвышенном счастье и идеале.

- Огненный столп Гумилева, Брюсова, Огненный ангел Тернера, Золото в лазури А.Белого - мистическое откровение, эманация благодати.

- Незнакомка А.Блока - вечная женственность, Россия, Любовь, София.

- Сплины Ш.Бодлера, П.Верлена, Города-спруты П.Верхарна, Черное солнце Ж.де Нерваля - пессимизм, трагедия духа.

- Цветы зла Ш.Бодлера, Мальдорор Лотреамона, Демон М.Врубеля, Трагедия титана И.Северянина - демоническая чувственность, эротизм.

- Саломея, Елена, Далила, Галатея, Семела, Леда Р.Штрауса, О.Уайлда, Г.Флобера, Гюисманса, Г.Климта, Г.Моро, О.Бердсли – образы femme fatale, символы умопомрачительной красоты и сатанинского соблазна. Гюисманс писал о Саломее Г.Моро: «символический идол непобедимого Сладострастия, богиня бессмертной Истерии, проклятая Красота, несравненная избранница Каталепсии, сделавшей неподатливой ее плоть и твердыми ее мышцы, чудовищное Животное, безразличное, безответственное, бесчувственное, отравляющее, как античная Елена, любого, кто приблизится или коснется ее хотя бы взглядом». Женскому образу придается провокационный или извращенный характер, он вызывающе обольстителен и болезненно порочен: гепард–соблазнительница, подчиняющая себе мужчину.

 

Тема 4. ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО

На рубеже XIX-XX века наступает полное раздробление ценностей, утрата больших стилей, доминирует идея крушения мира. Это время разброда и шатаний, «когда мораль либо разлагается, либо корчится в судорогах»[3], эта скептическая современность «не верит ни в бога, ни в гуманность, ни в корону, ни в нравственность…»[4]. Это годы душевной усталости и повального эстетизма, повышенной нервной напряженности, истерии, лихорадочной активности, реализуемой в самых разнообразных формах. В начале ХХ века вспыхивает фовизм, формируются кубизм, орфизм, синхромизм, складываются группы Синий всадник, Мост, Золотое сечение (Section d’Or). Искусство встает по ту сторону добра и зла, отвлекается от социальной действительности, ищет опору в глубинах субъективности. Артистическая субъективность, противостоящая действительности, определяет особенности элитарного искусства, получившего название «модернизм». В условиях декаданса формулируется элитарная теория искусства, характерная для декаданса и последующего развития модернизма. Теория«искусства для искусства» изложена в книге Замыслы О.Уайлда:

1)Искусство ничего не выражает, кроме себя самого. Оно ведет самостоятельное существование, подобно мышлению, и развивается по собственным законам. Ему нет надобности быть реалистичным в век реализма, или спиритуальным в век веры. 2)Все плохое в искусстве существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал. В тот момент, когда искусство отказывается от вымысла и фантазии, оно отказывается от всего. Единственно красивые вещи - это те, до которых нам нет никакого дела. 3)Жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство подражает жизни, ибо цель сознательной жизни в том, чтобы найти себе выражение, а искусство указывает красивые формы для воплощения этого стремления. Эта же элитарная позиция звучит в романтических стихах А.Пушкина:

Не для житейского Волненья

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв!

Отсюда требование: «музыки прежде всего» (Верлен) и творческий метод: «Шедевр должен расцветать у художника, как цветок, - столь же совершенным в бутоне, как и в полном цвету, без объяснения причины своего существования, не выполняя какой-либо миссии» (Д.Уистлер). Требования к мастерству: «1.Безупречность исполнения. 2.Тишина действия. 3.Голова, а не тело преобладает. 4.Освобождение от грубых проявлений – страдания, ужаса, порока» (Д.Рескин).

 

Тема 5. МОДЕРНИЗМ И РЕАЛИЗМ

Наряду с оппозицией модернистского искусства и жизни, существует реалистическое искусство, которое ориентируется на решение социальных и нравственных проблем. В центре внимания модернизма – «фундаментальное Я», движение в глубины субъективности. Его позиция – это ирония и абстракция, искусство скептически относится к решению моральных и социальных проблем, эта ироническая позиция оборотной стороной имеет абстрагирование от социальной действительности, тенденцию к абстракции. Разрыв с действительностью предполагает и расхождение с традицией, с классическим искусством, которое всегда было репрезентацией мира. А противостояние морали, болезненность привели к дегуманизации. Субъективное самоуглубление порождает мифотворчество, созидание мифов о душе.

Если модернизм, наследник романтической традиции, занимает скептическую, ироническую позицию к действительности и увлекается душевными драмами, иллюзиями и игрой воображения, то реализм продолжает традицию мимесиса и обращается проблемам социальной жизни. Для реализма характерно отражение действительности, поиск жизненной правды, перспектив и тенденций социального или нравственного развития. Реализм охватывает довольно большой спектр художественных исканий от натурализма, или отражения «типических характеров в типичных обстоятельствах», до изображения «дна жизни» или существования простого человека труженика. Традиционно реализмом называют направление, для которого характерна борьба с религиозными, мифологическими, ретроспективными историческими сюжетами в пользу объективного изображения современной жизни. Начало этому положил Густав Курбе, провозгласивший: «Живопись является по существу конкретным искусством и должна быть приложима к реально существующим в действительности вещам». Социальный реализм отражает события современной жизни, политические и экономические реалии.

 

Тема 6. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

В XIX веке социальный реализм представлен литературой О.Бальзака, Г.Флобера, А.Франса, У.Теккерея, Д.Лондона, Т.Драйзера и пр. Реалистическими течениями являются также натурализм Э.Золя и импрессионизм братьев Гонкуров. В это же время складывается критический реализм в России, в котором содержится протест против общественных устоев и пропаганда социальных реформ. Родоначальниками его являются А.Пушкин, А.Грибоедов, И.Крылов, а продолжателями М.Лермонтов, Н.Гоголь, И.Тургенев, А.Чехов, высшим достижением выступает творчество Л.Толстого и Ф.Достоевского. В живописи России выделяется группа передвижников, которые считали, что искусство должно выражать человеческие ценности и способствовать социальным реформам – это И.Крамской, В.Перов, И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов. Несмотря на религиозный сюжет к реализму относится и картины А.Иванова.

Продолжением традиции становится социалистический реализм 1932-1985 годов, оформившийся в социалистическом обществе Советского Союза. Его принципы коммунистической идейности, народности, жизненной правды были сформулированы в качестве идеологического основания деятельности союзов художников, писателей, композиторов. Задачей стало отражение процессов переустройства мира в перспективе коммунистического строительства. Художники руководствовались формулой Ф.Энгельса о том, что «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». К соцреализму относят М.Горького, В.Маяковского, М.Шолохова, А.Фадеева, Н.Островского, В.Катаева и др. Непреходящей исторической ценностью, выразившей дух эпохи, стала живопись А.Дейнеки, А.Пластова, С.Герасимова, Иогансона, П.Корина и др.

В итальянской литературе и кино в 1930-50-е годы возникает неореализм, который стремится к документальному повествованию, фиксирующему социальную реальность. Его отличает антибуржуазная и антифашистская направленность. В литературе это творчество А.Моравиа, Ч.Павезе, в кино – Л.Висконти, В.де Сика, Р.Росселини, М.Антониони, Ф.Феллини, в живописи – Р. Гуттузо. В ХХ веке складывается магический реализм, который помимо привычной действительности включал в литературу вторую реальность, загадочную и необъяснимую, дополнив жизнеподобие мифо-магическим, фольклорным способом мировидения. В1960-70-е годы наибольшую известность получает латиноамериканский вариант в лице Х.Борхеса, М.Астуриаса, А.Карпентера, Г.Маркеса, использовавший некоторые модернистские способы преображения действительности. Самобытной стала мексиканская школа монументальной живописи 1920-50-е годы в лице А.Сикейроса, Х.Ороско, Д.Ривера, отстаивающая революционные идеалы, борьбу за гуманизм и глубокое сострадание к людям.

На Западе следует отметить реализм Э.Хоппера и фантастический реализм Р.Хауснера, Э.Бауэра, Ф.Янишка, В.Хутгера, А.Лемдена. В конце века выделяется новая фигуративность Англии и США.

 

Тема 7. ДАДА, КОНСТРУКТИВИЗМ, ФУТУРИЗМ.

Среди течений модернизма несколько особняком стоят направления, в которых выражена тенденция жизнестроения, отказ от репрезентации и музейного искусства.

ДАДА (1915-1922). Движение возникает в Швейцарии как отказ от искусства вообще. Основоположники: Х.Арп, Р.Хаусманн, Д.Хартфилд, К.Швиттерс, М.Дюшан, Ман Рей, Ф.Пикабиа, поэты Т.Тцара, Р.Делоне. Его почвой является нигилизм, в результате чего отрицается субъективизм в художественном творчестве. Творческий акт мыслится как импровизации и экспромты, выходящие за эмоциональные, субъективные рамки в сферу конструирования самой действительности. Движение весьма агрессивно относится к классическому и элитарному искусству и ратует искусство реальное. Создаются анти-шедевры: коллаж, ассамбляж, фотомонтаж из газетных вырезок, обрывков афиш, металла, ткани, словом, из материалов самой действительности. Коллаж предстает пространством свободы, произвольно объединяя мусор, газетные полосы, пучки волос, трамвайные билеты, куски ткани, детские игрушки и пр. Всему этому придается статус реального искусства. Ready-made - «предметы обихода, доведенные до уровня произведения искусства одним лишь фактом выбора художника» (М.Дюшан). В литературе создается фонетическая поэзия, ломаются грамматические условности. Царит симультанность, случайное сочетание звуков, тонов, вещей и слов, террор и диктатура бессмысленности. Новый дизайн сказывается в печатной рекламе. Издаются журнал «391» Ф.Пикабиа, «Манифест Дада 1918» Т.Тцара, «Альманах Дада» Р.Хюльзенбек.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 570;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.