ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА: особенности и периодизация 3 страница

И существуют очень древние потребности и стремления, затрагивающие самые корни фантазии, в отношении которых волшебная сказка дает своего рода удовлетворение и утешение. Ряд из них представляют вполне извинительные слабости или причуды: такие, например, как желание проникнуть, подобно свободно плавающей рыбе, в самые пучины моря; или тоска по бесшумному, грациозному, легкому и сильному птичьему полету, та тоска, по отношению к которой самолет кажется не более чем издевательством.… Есть и более глубокие стремления например, к общению с другими живыми существами. На этом желании – древнем, как грехопадение, - во многом основана способность сказочных зверей и других тварей говорить и особенно магическая способность человека понимать их речь. …Но волшебная сказка отрицает всеобщее окончательное поражение, и потому она – благовестие, приносящее легкий отблеск радости, радости, запредельной по отношению к этому миру, пронзительной, как скорбь.

 

Тема 11. ИСКУССТВО АБСУРДА

Это направление развивается в 1940-60-е годы и является завершением модернисткой традиции. В живописи его предтечей является метафизическая живопись Джорджо де Кирико, а яркими представителями Рене Магритт и Поль Дельво, в театре Антонен Арто и Эжен Ионеско, в литературе Даниил Хармс, Сэмюэл Беккет.

Термин «абсурд» означает нелепость, несуразность или неуместность, подразумевает нечто непостижимое для разума и невозможное в действительности. Нечто алогичное и невероятное, заводящее человека в тупик, представляется абсурдным. Но иногда абсурдный употребляется в значении смехотворный, особенно когда идет речь о сведении мысли к нелепости. Логически абсурд есть парадокс. Суть искусства абсурда - подрыв общественных стереотипов и разрушение предрассудков, разоблачение мнимой полноты жизни в повседневной суете, пародирование мещанства и обыденной рутины (Хармс, Ионеско). Здесь детерминизм, логика ил и необходимость представляются репрессивными по отношению к личности и ее устремлениям: «И что такое жестокость в философском смысле? Применительно к сознанию она есть не что иное, как строгость, абсолютная, безответная решимость. Философский детерминизм с точки зрения нашего существования представляет собой один из образцов жестокости… Я употребляю «жестокость» в смысле жажды жизни, космической суровости и неумолимой необходимости» (Арто). Абсурд есть обнажение скуки бытия, выход к чистой реальности, к «внемысленному» (Хармс). «Здравомыслие» осознается как иллюзия смысла жизни постановка мнимых целей. Опрокидывается логика и рациональные проекты. Обнажается прозябание, неопределенность, напрасное ожидание новой жизни (Беккет). Царит безвременье. Обнаруживается пустота обыденной болтовни и некоммуникабельность языка, показывается нелепость человеческого общения, построенного на типовых фразах (Ионеско). Пародируется человек клише и лозунгов.

Герой абсурда - Безымянный Беккета напоминает анонима Кафки, подавленного чуждым и враждебным миром. Имперсонность делает его героем замечательной судьбы: Он восстает против нелепых обстоятельств, но его протест абсурден. Он свободен, но не может понять зачем нужна свобода. Он ироничен за свой собственный счет и его ирония - трагикомический фарс. Анти-герой стоит перед вопросом, но не знает с чего начать. Он даже не знает, кто он... Он знает, что не знает ничего; он верит, что ни во что не верит; он использует парадоксальную истину, что истины нет. Он надеется, что что-то случится, но ничего не происходит, ничто не меняется и ему нечем помочь.

Способом выражения абсурда выступают гротеск как особый вид беспорядка, фарс, бурлеск, наигранность, жесткость, выспренность. Например, в пьесе С.Беккета Эндшпиль (1957) видно, что мир - ‘нагромождение гнусной никчемности, известной под названием внешней среды’, в котором теряется значимость человека:

Хамм. Что-то творится.

Клов. Что-то идет своим чередом.

Хамм. Клов!

Клов. (раздраженно). Ну чего тебе?

Хамм. А мы не идем к тому, чтобы что-то... что-то... значить?

Клов. Значить? Мы с тобой? (Смешок.) Ну ты загнул!

В живописи подрывается уверенность в том, что, владея словами, мы «касаемся» реальности. Визуальная реальность становится не более чем продуктом перцептивной веры, когда важно «видеть как» (Р.Арнхейм, М.Мерло-Понти). Обнаруживается разрыв между словом и образом (Магритт), дискурсом и репрезентацией. Абсурд выливается в черный юмор, который обнажает необоснованность коллективных представлений, подрывая условности культуры. По отношению к интеллектуализму элитарного искусства, загадочность, элемент необъяснимости заключается не в картине, все вопросы относятся к нам самим, подрывая уверенность в наших устоявшихся представлениях. Беспокойство, насилие над здравым смыслом, навязчивость взгляда обуславливают переоценку сложившихся предрассудков публики.

 

Тема 12. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Во второй половине ХХ века происходит истощение утопии Просвещения, разрушение мироустроительных проектов и больших идеологий - западной технологически эволюционной и марксисткой социально-революционной. Развиваются радикальный плюрализм, релятивизм и поверхностность как особенности культуры. В культуре доминирует научно-технический прогресс, основное место занимают: мегаполис, техносреда, дизайн, массовые коммуникации, глобальные сети. В полной мере развертывается массовое производство и потребление. Человек становится по больше части потребителем и пользователем. Доминирует культуриндустрия, искусство превращается в серийное и поточное производство, обретает качество товара и потребительской стоимости. Механическое тиражирование разрушает ауру произведения, его уникальное духовное существование (В.Беньямин). Все это чревато психопатологией изобилия, капитализацией внутреннего мира личности. Как показывает Г.Маркузе в работе Одномерный человек, торжествует заурядность, живущая «как все», отличающаяся плоскостным восприятием и поверхностным мышлением, у которой эмоциональные реакции заместили глубокие чувства. Массовый человек – анонимный индивид, который становится объектом манипуляции.

Импульс потребительского общества не добро, а стремление схватить, удержать, проглотить (Д.Сантаяна). В силу доминирования средств массовой коммуникации разрушается галактики Гуттенберга, книжная вселенная, наступает эра электронной революции. Mass media дает всеобщую информированность, но фабрикует реальность. Потоки информации делают культуру мозаичной (А.Моль). Демократизм и гомогенность противопоставляются культурному элитизму и гетерогенности модернизма. Средства массовой коммуникации придают символический характер социально-экономическим процессам: производство продукта замещается финансовыми операциями, обращением капитала; власть осуществляется за счет управления деньгами и массовыми настроениями; происходит виртуализация бизнеса и продажа информации.

Маршал Маклюэн в Цивилизации Гуттенберга выделяет три этапа смены средств коммуникации. Дописьменный, где общение носит устно-слуховой характер. Письменный, где развивается визуальный тип культуры и чтение, складывается интеллектуальное восприятие т.к. чтение требует домысливания как особый умственный труд. Экранный, аудиовизуальный, когда восприятие, работая в режиме импульсного реагирования, становится плоскостным, ибо высокий темп смены готовых образов не оставляют места осмыслению. Экранный компьютерный, восприятие представляет собой клиповое манипулирование смысловыми единицами и одномерное движение мысли, поскольку компьютеризация увеличивает точность реакции, но понижает чувствительность к оттенкам смыслов, в результате чего создается ценностный коллажа, в котором утрачивается связь между смыслом и изображением. Утрачивается глубина мышления: «Очарованное, соблазненное, несчастное сознание современного человека часто не справляется с грузом необходимости осмысления нескольких параллельных миров, в одном из которых он живет, в другом работает, в третьем развлекается» возникает опасность шизофренического распада внутреннего мира личности. Глубокие чувства замещается поверхностными реакциями, а мышление - оперированием информацией.

Масскульт создает ценности отдыха и развлечения. Источник дешевых и общедоступных удовольствий, не требующих активности зрителя, обусловивших чрезмерную эротизацию и визуализацию культуры. Функциями масскульта являются компенсаторная, нивелирующая и манипулятивная. Стратификация масс культа: китч, кэмп, мид, ретро, эстетизированные и интеллектуализированные образцы. Китч – комиксы, замена смыслового образа броскостью утрированного знака, плоскостное восприятие. Мидкульт – между высокой и массовой культурой, создающая моду. Кэмп – соединение сентиментальности мелодрамы и иронии (Хмелевская). Жанры масскульта: вестерн, боевик, фантастика, детектив, фельетон, триллер, криминальный роман, шпионский роман, мелодрама и женский роман, мюзикл, комедия, эротика, мистика, комикс, розовый роман, семейная сага. Масс культ включает рекламу, видеоклипы, моду, товарные марки и фирменные стили.

Масскульт обладает тривиальной образностью, но создается на основе и виртуозного мастерства. Здесь царит культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха. Миф, имидж, стереотипы становятся способом миропонимания. Для мифа нет преград в виде фактов, последние, как правило, не играют никакой роли. Мифы массового человека и буржуазные ценности – это богатство, власть, слава, собственность, комфорт, благополучие, сила, здоровье, удовольствие, предпринимательство, права и свободы.

  • Социальный миф успеха, равных шансов и деятельной активности - независимо от происхождения герой может «сделать себя сам»: Возвращение в Эдем, Скарлетт.
  • Социальный миф Золушки – бедная, но честная в силу своего трудолюбия, скромности и обаяния добивается успеха. Внушается идея скромно жить, работать, терпеливо ждать и верить в удачу: Просто Мария, Красотка
  • Мифологема боевика: В основе романов Я.Флеминга о Джеймсе Бонде сказочная схема: рыцарь (Б) по приказу короля (М) отправляется с заданием сразить дракона (злодея) и спасти даму: М. дает задание Бонду

Злодей появляется перед Бондом

Бонд и злодей проверяют друг друга

Женщина показывается Бонду

Злодей захватывает и мучает Бонда

Бонд побеждает злодея

Бонд наслаждается женщиной, которую затем теряет

  • Схема мелодрамы: аналогична на женскому роману XVIII в, где сталкивается квартет персонажей: 1)юный герой (героиня) добродетельный, честный, который страдает; 2)негодяй, тиран, персонификация злого начала; 3)защитник незаслуженно страдающей героини; 4)комический слуга.

Развлекательная музыка. С конца XIX века развивается джаз, который занимает место в барах, салонах, кафе, театрах кабаре. Рождается мюзик-холл, обладающий известной прямолинейностью по сравнению с опереттой. С середины ХХ века доминирует поп музыка, шоу-бизнес. Поп музыка ориентируется на создание шлягера, ей свойственна примитивность интонационных формул, повторения попевки, свободная фразировка на фоне активной метроритмической пульсации, которые ошеломляют, оглушают и доводят аудиторию до гипнотического состояния, «кайфа».

Массовая беллетристика. Формы: бестселлер, дайджест (выжимка), покет-бук (карманное издание). Истоком стал в 1800 году во Франции вложенный листок в газету с известиями, где печатаются маленькими частями романы – фельетон (Парижские тайны Э.Сю, Блеск и нищета куртизанок О.Бальзака). Создатель «фабрики романов» А.Дюма (301 том). Выделяется детектив: Э.По, А.Конан Дойл, Г.Честертон, А.Кристи, Ж.Сименон. Схема детектива: убийство – расследование – сыщик и его метод, ретроспективная композиция. Фантастический, детективный, мистический, психологическийтриллер: Э.По, У.Коллинз, С.Кинг, С.Жапризо, А.Хичкок. А также шпионский роман, мелодрама, женский роман, фантастика и фэнтези и пр.

 

Тема 13. КОНТРКУЛЬТУРА

Специфическая субкультура, порожденная молодежным бунтом 1960-70-х годов, стремление вернуть цивилизованного человека к его «естественному состоянию». Набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношениям к ценностям и предписаниям цивилизации – морали, религии, праву, традиции. Это реакция на чрезмерное социальное принуждение, изобилие и отчуждение. Массовые движения 60-70-х годов: экологические, антивоенные, политические, женские, молодежные, движения гражданских инициатив, воинствующих групп, движения бегства (внутрь себя, в сельские коммуны, в секты), альтернативного стиля жизни и критики потребления. Провозглашается идея свободного художника как идеальной личности, в которой нет места принуждению и границ – свободному полету фантазии. Возникает интерес к психологии отчуждения, восточной мистике, психоделии и коммунитарным экспериментам, а также романтическая тяга к состоянию сна, детства или дикости. В противовес профессиональной пригодности к труду ценится ряд личностных качеств, таких как идеалистичность, игривость, эротичность, леность, гедонизм, экспрессивность, эмоциональность. Коммунитарные установки на открытое общение, взаимопонимание, сотворчество; в коммунах развивается дух мечтательности, экзальтированности, поощряется непрактичность, импульсивность, чувствительность. Как реакция на бюрократизацию общества проводится идея «Великого Отказа». Контркультура – это культура, живущая за счет отрицания, в которой особой ценностью признается спонтанное переживание реальности. Снятие рассудочного контроля сопровождается психоделической революцией, внутренним освобождением или расширением сознания с помощью наркотика.

В работеЭрос и цивилизация Герберт Маркузе(1955) осмысливает конфликт между инстинктами людей и репрессивной цивилизацией, которая питается энергией отнятой у инстинктов. Репрессивная организация сексуальности – Разум: моногамия и табу на перверсии, десексуализация тела; удовольствие вытесняется в бессознательное, ибо воспитание сводится к навязыванию повиновения. Репрессия усиливается господствующей властью, которая требует сдерживания удовлетворения и тяжелого труда. Обоснованием господства является факт нужды: мир беден и требуется мучительно тяжелый труд как комплекс мер по приобретению средств удовлетворения. Разум – инструмент ограничения и подавления инстинктов, сдерживания агрессии и рациональная организация производительного труда. Но массовое производство вещей – ложное удовлетворение, т.к. растет отчуждение и человек становится объектом манипуляции. Социальный контроль осуществляется над индивидом СМИ и индустрией развлечений. Ослабляется инстинкт жизни. Прогресс осуществляется посредством репрессии, господства и отречения. В индустриальной цивилизации формируется одномерный человек – объект духовного манипулирования, включенный в потребительскую гонку. Как инструмент отчужденного труда человек оценивается по его умению создавать, преумножать и улучшать социально полезные вещи. Спасением от данного положения дел является переход к нерепрессивной цивилизации. На смену Прометею – принципу производительности и страдающему богоборцу придут культурные герои Орфей и Нарцисс – олицетворение игры, созерцания, радости, удовлетворения, гармонии человека и природы. Средства перехода к новой культуре – освобождение Эроса, новой чувственности и сексуальной морали, позволяющие преодолеть агрессию и виновность. Телос Нарцисса – быть самим собой, природным существом. Нарцисс символизирует сон и смерть, тишину и покой. Великий Отказ примириться с утратой любимого объекта, мира вещей. Орфей – фантазия, связанная с удовольствием, являющаяся игрой, мечтой, в отличие от разума, отвечающего за порядок, правильность и пользу. «Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жестокость освобождением. Его язык – песня, его труд – игра. Жизнь Нарцисса – это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как основу их принципа реальности». Нужно освободить инстинкты от излишнего подавления, тело сделать самоцелью, а труд превратить в игру человеческих способностей. Великий Отказ от господствующих ценностей разума, потребительства, производительного изнурительного труда удел социальных аутсайдеров.

Контркультура нонконформистов выражается в движении битников, хиппи, панков, металлистов, рокеров, байкеров, маргиналов и пр. Реакцией на гипертрофию техницистского, утилитарно-ориентированного рационализма становится неконсервативная волна в идеологии 1980-х годов. Однако в конце ХХ столетия контркультура поглощается и обыгрывается масс культом, примером чему стиль ретро, киберпанк, хэппенинг, перфоменс. На рубеже веков складывается поколение маргиналов. Так герои романа Поколение «Х» Д.Коупленда утверждают: «Мы живем незаметной жизнью на периферии; мы стали маргиналами – и существует масса вещей, в которых мы решили не участвовать».

Битники. Понятие «разбитое поколение» введено Гертрудой Стайн. Рассерженные молодые люди выступают против бюрократического подавления и нивелирования личности массовым обществом. Они отказываются от западных добродетелей – практицизма и конформизма, критикуют преуспевающего обывателя. Литература битников в США представлена А.Гинзбергом, в Англии Дж.Брейном, Дж.Уэйном, К.Эмисом, Дж.Осборном.

Хиппи. В 1967г. Сан-Франциско происходит первое собрание, «лето любви». Филмор Вест становится местом паломничества музыкальных коллективов. Образование журнала Rolling Stones. В 1968 году в Париже собирается массовая сходка хиппи под лозунгом «МММ», т.е. «Маркс, Мао, Маркузе», являющиеся кумирами молодежи. Их мироощущение отличает бродяжничество и любовь, понимание человека частью общего организма, коммуны. Движению свойственна и провокация в сфере интимно-психологических отношений: свободная любовь, новая сексуальность, театрализация комплекса Садо/Мазо. Кодекс хиппи: свобода, красота, нестяжение, общность видения. Способами освобождения личности из пут ханжества, продажности, корысти и лжи буржуазного общества становятся свободная любовь, наркотический транс, близость к природе, Иисус-революция и дзен-буддизм. Свобода достигается расширением сознания за счет воздействия галлюциногенов, стирающих границы между Я и Другими. Это ЛСД, мескалин, псилоцибин, MDMA, пропагандируемые Тимоти Лири. Хиппи придерживаются принципа set & setting (обстановка и установка) и лозунга turn on, tune in, drop out (врубись, настройся, отпади), smoke it… and blow it up (затянись и взрывай). Свобода как порыв в неведомое пространство выражается группой Doors. Высвобождение эстетико-эротического измерения, подавленного в «жизнерадостном роботе» (Г.Маркузе) в процессе экстатически-разрушительных массовых действ: хэппенинг, рок музыка.

Панк (punk - подонок) - анархический и экстравагантный стиль в поведении, одежде и музыке 1960-70-е годов. В музыке трехаккордные рок-н-роллы на разбитых гитарах Troggs, бунт и антисистемная агрессия Stooges, Sex Pistols; Clash, Jam. Панк как мода, обусловленная влиянием MTV и глянцевых журналов ELLE, Vogue. Принцип DIY т.е. Do It Yourself, сделай сам, выражающий антипотребительскую идеологию, некоммерческую направленность малых лейблов, отказ от массового потребления, стремление к независимости от шоу-бизнеса и властных структур. Панк как отбросы - хулиганство юных маргиналов под лозунгом «Секс, наркотики, рок-н-ролл», пронизанное настроением злобного аморализма, скандала, извращенности.

Хип-Хоп – синтетическая субкультура, включающая в себя рэп, граффити, брейкдэнс, спортивный экстрим. Сложился в 1969 году в Южном Бронксе Нью-Йорка с идеологией «черной власти». Ди-джеи Африка Бамбаатаа и Кул Херк, выражающие бунтарство чернокожих в 80-х, а также рэп-группы Public Enemy, KRS-One.

Рэйв (rave - буря, исступление, бред). Это клубная культура. В 90-е годы развернуты техно-акции от вечеринки до фестиваля. Психоделия в развлекательном варианте, когда в транс входят в танце диско, техно.

Всем движениям контркультуры сопутствует рокмузыка,выражающая освобождение и протест в 1954-1979 годах. Она рождается как рок-н-ролл, который выражает конфликт молодежи с обществом: в 50-е годы это борьба за право танцевать под рок-н-ролл, 60-е - озвучивать анархическую, сексуальную, психоделическую революции, в 70-е эксперименты музыки, нацеленные на борьбу с устоями респектабельности, конформизма, карьеризма, стяжательства. Бил Хейли, Чак Бэрри, Ян Кертис, Элвис Пресли яркие представители рока. В отличие от шлягеров поп музыки рок тяготеет к скандалу, протесту, шоку. Подъем движения хиппи и рок музыки происходит на фестивале Вудсток в Великобритании (1970). Выделяются оперы «Иисус Христос – суперзвезда», тяжелый рок, acid-rock Pink Floyd, Grateful Dead. Основные стили: ритм-н-блюз, соул, кантри-рок, кислотный рок, андеграунд, джаз-рок, фьюжн, хэви-метл, трэш-метл, рэгги, хип-хоп, рэп и пр.

Новый звук - «саунд» как признак стиля; электроакустические средства, звукозапись и звукотехника, среда – зальная, стадионная, сейшн. Многоканальная запись. Американский звук – «звуковой вал» в альбоме Let It Be The Beatles (1970). Английский звук – «ячеистый», вокал выводится на первый план.

Хэппенинг. Be-in (to happen – происходить, случаться, иметь место). Распространяется в виде независимых «бит-театров» вне-Бродвея. Хэппенинг – непосредственный контакт со зрителем, устранение разделения на сцену и зал. Его черты: спонтанность и единение с окружением, сиюминутность происходящего, вариативность исполнения (А.Кэпроу). Это разновидность арт-акции с массовым участием зрителей, моментами живой импровизации, риска и аморализма, «спонтанное бессюжетное театральное событие» (Джон Кейдж). Событие создается в атмосфере непринужденного хаоса, в процессе действия участников-зрителей. Деполитизация и провокация сексуальных и агрессивных инстинктов. А.Кэпроу создает 18 хэппенингов в шестом округе Парижа,1955. Акции Джона Леннона и Йоко Оно.

Перфоманс– квазитеатральное действо художника с группой посвященных. Анархично, безжалостно и кощунственно: заклание агнца в Театре мистерии и оргии Германа Нитша,1962. Уличные фестивали авангардистского движения Флуксус (лат.Fluxus - текущий) в европейских городах: Йозеф Бойс, Вольф Форштель, Джорж Мачунас (60-70-е).

Новый каннибализм. В литературе появляется экстремизм. Экстремальные сюжеты обнажают массовые психозы и ужасы жизни. Используется словесный коктейль, язык присадок из рекламных примочек, эстрадных приколов, эротических пенок, телевизионного стеба, уличной фени, ненормативной лексики и пр., словом, недоязык.

Тема 14. СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА

Если понятие «модерн» означает господство трансцендентальной субъективности, рационализма, исторический прогресс, то «постмодерн» характеризует состояние исчерпанности культуры. Разрушается антропоцентризм, наступает кризис легитимности и рационализма, когда утрачиваются основные смысловые опоры - Бог, Природа, Душа, Сущность, Логос; наступает конец истории, когда отказ от телеологии превращает историю в ряд разрозненных событий, а современное общество застревает между прошлым и будущим.. Это ситуация в культуре, где складывается новая картина мира: сверхсложные системы, тяготеющие к хаосу, символом которых становится лабиринт или ризома.Мир предстает полем возможностей, игрой случайностей, складывается ситуация неразрешимости, неясности, неопределенности, ситуация непредсказуемости. Смерть трансцендентального субъекта влечет за собой культурный поворот от интеллектуализма к телесности и текстуальности. Предметом изучения становится тело и желание. Культура понимается как текст,символами которого выступаютбиблиотека и лабиринт. Текст трактуется предельно широко как безбрежное поле знаков, архетипов, образов, смыслов, вещей, высказываний и повествований, фрагментов и швов, жестов, сигналов и пр. и пр. Весь мир – текст, а субъект не парит над ним, но погружен в океан текста со своими желаниями, деятельностью и речью.

 

Тема 15. ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

С середины ХХ века в обществе превалирует эстетическое потребление. Творчество и восприятие становится цитированием, конструированием, присвоением, репродуцированием, потребление ценностей прошлого художником и зрителем (Д.Дьюи). В центре художественной культуры не художник и зритель, а куратор и потребитель. Художник выступает как менеджер, медиатор, куратор, являющийся носителем артистического взгляда, создающим модели арт-потребления. На место традиционного понимания искусства как автономной эстетической реальности, противопоставленной рутине повседневности, приходит арт-практика, использующая объекты самой действительности. Происходит поворот субъективизма к объективизму. Искусство превращается в объект, артефакт, документ утонченной формы жизни. Отрицается иллюзорный статус искусства, зато утверждается эстетика жизнестроения с внутренней иронией. Движение к объективности идет за счет несерьезного использования общекультурных цитат и стереотипов. Применяется реди-мейд, коллажи, конструкции, словом, готово сделанные предметы. Авангард опирается на акции дада, особенно «произведения» М.Дюшана. Если прежде суть искусства усматривалась в художественном образе, условности и стиле, то теперь объект рассматривается как элемент культуры и смысл объекта определяется контекстом. Складывается институционная теория искусства, согласно которой «все может быть искусством и каждый может создавать искусство» (Д.Дикки). Художник предъявляет объект публике для восприятия в качестве кандидата на роль произведения, а публика в определенных культурных условиях может принять или не признать статус произведения. Стать искусством – не более чем возможность в определенных культурных условиях. Например, инсталляция есть предъявление, представление некой конструкции общественному институту, являющемуся художественной культурой. Произведение арт-практики в ситуации постмодерна обладает качествами нерепрезентативности, энтропии смысла, вымышленного дискурса, радикальной иронии, деканонизации (Ф.Лиотар). Основные направления авангарда: Pop-art, ABC-art, Кинетическое искусство, Новая вещественность, Хэппенинг, Перфоменс, Концептуальное искусство, Оp-art, Поп-арт, Невозможное искусство, Гиперреализм, Фотореализм, Лэнд-арт и пр. Группы:Кобра, Tel Quel.

 

Тема 16. ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНА

В контексте культуры, понятой как текст, литература становится языковыми играми, призванными создать событие. Ее отличает нелинейное письмо, интертекстуальность, цитации, превращение книги в палимпсест. Принципом чтения такой литературы становится не восприятие сюжета или понимание идеи, а наслаждение от текста. Таково творчество Д.Барнса, У.Берроуза, К.Воннегута, И.Кальвино, У.Эко, и др. В литературный текст включаются повествования вроде политических лозунгов, афиш, рекламных слоганов, надписей на стенах, рецептов и пр., «элементы повседневной речи интегрируются в поэтическом дискурсе, устное смешивается с письменным, привычное с необычным, коллективный код с кодом индивидуальным» (П.ван ден Хевель). Заимствованный текст приобретает новый смысл и новую жизнь, а литературное произведение выступает как интертекстуальность.В контексте культуры цитатное мышление напоминает игру и пирамиду отсылок как в Зазеркалье Льюиса Кэрролла:

Рыцарь сказал: “заглавие песни называется Пуговки для сюртуков”. “Вы хотите сказать – песня так называется?”. “Нет, ты не понимаешь, - ответил нетерпеливо рыцарь, - это заглавие так называется. А песня называется Древний старичок”. “Мне надо было бы спросить: это у песни такое заглавие? – поправилась Алиса. “Да нет! Заглавие совсем другое. С горем пополам. Но это она только так называется!” “А песня это какая?” – спросила Алиса в полной растерянности. “Я как раз собирался тебе это сказать. Сидящий на стене! Вот какая это песня!…”.

Произведение как интертекстуальность есть процесс языковых игр, нелинейное движение в лабиринте цитат, аллюзий, фрагментов, «каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. – все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык» (Р.Барт). В качестве примера постмодернисткого обыгрывания прошлого, множества и неопределенности путей развития романа можно привести Любовницу французского лейтенантаДжон Фаулза (1969):

Погружение в викторианскую эпоху (1837-1901) как некий образец «старого доброго времени». Викторианцы были выброшены в пространство эволюционных представлений и механических объяснений; мир стал казаться катастрофическим, многовариантным, беззаконным. Репрессивность системы, подавляющей живые чувства. В условиях несвободы запретная любовь не проституция, а страсть, взламывающая социальные перегородки. Выбор Чарльзом жизненного пути между долгом и чувством, выбор из двух любящих аристократки Эрнестины или бедной гувернантки Сары. Поэтому ирония и «смутное ощущение нездоровья, несостоятельности, ограниченности». Замысел – ощущение, что автор притворяется погруженным в викторианство, роман имеет отношение к современности, постмодерному мировидению. Цель – обнаружить «дурную условность» старой системы, пародия. Вымышленные персонажи. Сара то ли грешница, то ли жертва моряка соблазнителя. Ее поступки непредсказуемы и несообразны в провинциальном городе. Чарльз Смитсон помолвлен с Эрнестиной. Многовариантная открытость финалов: 1) Викторианство. Конформизм героя любовника. Отказывается от Сары и женится на Эрнестине, занимается коммерцией и живет спокойно и долго. Судьба Сары никого не интересует. 2) Беллетристика. Ищет Сару, находит, но она становится секретарем и натурщицей художника и выйти замуж за Чарльза отказывается. 3)Экзистенциализм. Они близки, но жить друг с другом не могут. Завершение романа: Жизнь все же не символ, не одна-единственная загадка и не одна единственная попытка ее разгадать,… нельзя один раз неудачно метнув кости, выбывать из игры; жить нужно по мере сил, с пустой душой, входя без надежды в железное сердце города, претерпевать. И снова входить – в слепой, соленый, темный океан».








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 265;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.