Психофизиология стресса.

 

СТРЕССОР

 
 

 


КОРА


ТАЛАМУС

 
 


ГИПОТАЛАМУС

 
 

 


ЗАДНЯЯ ДОЛЯ ГИПОТАЛАМУСА ПЕРЕДНЯЯ ДОЛЯ ГИПОТАЛАМУСА


 

Прямой нервный путь

 

высвобождение КРГ выработка ТРГ

активация гипофиза

 

выработка АКТГ выработка ТТГ

высвобождение адреналина активация коры активация щит.

и норадреналина. надпочечников железы

       
   
 
 

 


выработка выработка окситоцин вазопрессин

кортикоидов тироксина

минералокортикоиды глюкокортикоиды

(альдостерон) (кортизол)

 

Кортизол является тем горючим, которое нам необходимо для сражения (борь­бы или бегства). Основная его функция — повышение уровня сахара в крови, что­бы у нас была энергия для активных действий. Он выполняет свою функцию пу­тем превращения аминокислот в гликоген, что происходит в печени. Когда запас гликогена истощается, печень начинает вырабатывать глюкозу из аминокислот.

Этот процесс называется биосинтезом глюкозы из неуглеводных субстратов.

К тому же кортизол мобилизует свободные жирные кислоты из жировой ткани, расщепляет протеин и повышает артериальное давление. Все это происходит для того, чтобы подготовить нас к борьбе со стрессором или к бегству от него. Корти­зол также провоцирует и другие физиологические изменения. Одним из наиболее важных изменений является снижение лимфоцитов, выработанных вилочковой железой и лимфатическими узлами. Лимфоциты крайне важны для нормальной деятельности иммунной системы, так как их основная функция — уничтожение инородных субстанций (например, бактерий). Увеличение кортизола в организ­ме провоцирует ухудшение деятельности иммунной системы, и вероятность за­болевания повышается. Было обнаружено, что в течение 30 минут после стресса, связанного с работой или семьей, уровень кортизола в слюне повышается [4].

Альдостерон также подготавливает нас к активным действиям. Его основная цель — поднять артериальное давление настолько, чтобы питательные вещества и кислород быстро и легко поступали к активным частям нашего организма — внутренним органам и конечностям. Альдостерон поднимает артериальное дав­ление путем увеличения всего объема крови, содержащейся в организме. Это осу­ществляется с помощью снижения выработки мочи и задержки выработки натрия. Запуск указанных двух механизмов обеспечивает повышение объема жидкостей в организме и постепенное повышение артериального давления.

Артериальное давление бывает систолическим и диастолическим. Систоличе­ское давление — это давление, которое кровь оказывает на стенки артерий при со­кращении сердца. Диастолическое давление — это давление, которое оказывает кровь на стенки сосудов в то время, когда сердечная мышца расслаблена. Нор­мальное артериальное давление для молодых людей — 120/80. первая цифра — это систолическое давление (120 мм рт. ст.), а вторая цифра — это диастолическое давление (80 мм рт. ст.). Альдостерон способен поднять систолическое дав­ление на 15—20 мм рт. ст. Хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению по поводу того, с какой точки начинается гипертония (повышенное арте­риальное давление), считается, что для систолического давления этим порогом является 140, а для диастолического — 90, и такие цифры уже свидетельствуют о нездоровье.

Кроме коры надпочечников в процессе стрессовой реактивности участвует и мозговое вещество надпочечников(внутренняя часть надпочечников). Оно при­водится в действие по прямой нервной связи с задней частью гипоталамуса. Моз­говое вещество начинает выделять катехоламины — эпинерфин(обычно его на­зывают адреналином) и норэпинерфин(обычно называемый норадреналином)[5]. Действие этих гормонов может выражаться в следующем:

1) учащение ритма сердцебиения;

2) увеличение силы, с которой кровь выбрасывается из сердца;

3) расширение коронарных сосудов;

4) расширение бронхиальных труб, по которым воздух поступает в легкие и выходит из легких;

5) ускорение основного ритма метаболизма, практически все органические процессы начинают идти быстрее;

6) сужение кровеносных сосудов в мускулах и коже рук и ног;

7) увеличение потребления кислорода.

Щитовидная железа также участвует в процессе стрессовой реактивности. Она активируется ТТГ, который вырабатывается гипофизом и начинает секретировать тироксин, что приводит к следующим последствиям:

1) базальный ритм метаболизма учащается;

2) увеличивается содержание свободных жирных кислот;

3) ускоряется процесс биосинтеза глюкозы из неуглеводных субстратов;

4) усиливается подвижность процессов в желудочно-кишечном тракте, что зачастую проявляется в форме диареи;

5) дыхание учащается, становится более глубоким;

6) учащается сердцебиение;

7) поднимается артериальное давление;

8) повышается тревожность;

9) уменьшается чувство усталости.

Итак, в процессе переживания стресса гипоталамус активизирует надпочеч­ники и щитовидную железу (через гипофиз или по прямым нервным путям), ко­торые начинают вырабатывать кортизол, альдостерон, адреналин, норадреналин и тироксин. Эти гормоны приводят человека с помощью происходящих в орга­низме процессов в состояние готовности к активной физической реакции.

 

4. Виды стрессоров.

Стрессорные раздражители подразделяются на:

· эмоциогенные факторы внешней среды (положительные и отрицательные);

· физические раздражители (чрезмерная физическая нагрузка или ее отсутствие - иммобилизационный стресс);

· биологические раздражители (вирусы, бактерии).

 

В качестве стрессоров рассматриваются жизненные события, ко­торые систематизируются по размеру негативной валентности и вре­мени, требуемому на реадаптацию. В зависимости от этого различают повседневные сложности (трудности, неприятности) или повседнев­ные микрострессоры, критические жизненные или трав­матические события и хронические стрессоры. При систематизации стрессоров по негативной ва­лентности выделяют диапазон их валентности от низкой до высокой.

Время, требуемое на реадаптацию, при повседневных сложностях составляет минуты или часы, при критических жизненных событи­ях — недели или месяцы, хронические стрессоры иногда длятся го­дами.

 

Повседневные сложности (микрострессоры).В 1981 году группа уче­ных (Kanner A. D., Coyne J. С, Schaefer С, Lazarus R. S., 1981) произ­вела своего рода переворот в исследовании влияния жизненных собы­тий. Основываясь на своих наблюдениях и содержании одного из сти­хотворений Ч. Буковского, они заявили, что люди сходят с ума не из-за крупных превратностей судьбы, а по вине непрекращающихся, мел­ких, ежедневных «трагедий». При этом обсуждались различные клас­сы повседневных нагрузок, которые иногда сложно отграничить друг от друга, а также от критических жизненных событий. A. Kanner с со­авторами понимают под повседневными сложностями стрессовые со­бытия повседневной жизни, которые вызывают нарушения самочув­ствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями. Иногда повседневные сложности рассматриваются как еще более мелкие жизненные события, облада­ющие высокой вероятностью возникновения в жизни индивида. Ряд авторов определяют повседневные стрессоры как отягощающие эпизоды повседневного переживания и поведения, свя­занные с соответствующими для данного стресса оценками и требую­щие непривычного приспособления. В содержательном плане различ­ные исследователи приходят к относительно сходным результатам. Так, A. Kanner и соавторы в качестве повседневных стрессовых нагрузок выделяют следующие наиболее часто встречающиеся проблемы: не­довольство собственным весом и внешностью, состояние здоровья кого-то из членов семьи и возникающая из этого необходимость уха­живать за ним, досадные недоразумения, связанные с ведением хозяй­ства, повышение цен на потребительские товары, стресс на работе, денежные заботы, оплата налогов и т. д. Кроме этого, повседневные сложности можно регистрировать и категоризировать обычными по­нятиями: рабочие стрессоры (излишек работы; конфликты на работе, сжатые сроки выполнения и т. д.), межличностные и социальные стрес­соры (конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие и т. д.;, ролевые стрессоры (например, двойная роль — быть домашней хозяйкой и заниматься профессиональной деятельностью).

Р. Лацарус и другие исследователи обсуждали различные модели, в которых учитывались как независимые, так и модерирующие (ко­ординирующие) функции повседневных стрессоров. В частности, было выдвинуто предположение, что по­вседневные сложности вне зависимости от более тяжелых стрессов могут оказывать непосредственное влияние на самочувствие, психи­ческие или соматические функции. Также они могут усиливать эф­фекты более сильных и хронических стрессов. Например, потеря партнера влечет за собой бесчисленное множество новых повседнев­ных стрессоров: приходится самостоятельно улаживать незакончен­ные дела, ограничивать себя в денежных расходах и т. д.

Можно считать эмпирически подтвержденным тот факт, что по­вседневные стрессовые события потенциально способствуют рас­стройствам. Существуют, правда, проблемы с определением направ­ленности эффекта, так как многие исследования показали, что в од­них случаях повседневное стрессовое событие может повлечь за собой ухудшение самочувствия, а в других — наоборот: уже имеющиеся пси­хические симптомы способствуют тому, что какое-то рядовое быто­вое событие переживается как стресс. Существуют также хорошо под­твержденные свидетельства того, что патогенное воздействие лично­стной тревоги, вызывающее появление психических симптомов, моделируется повседневными стрессорами.

Критическая оценка современного состояния исследований в дан­ной области свидетельствует о том, что в настоящее время мы еще не располагаем действительно надежной систематикой повседневных стрессоров. Многие события можно рассматривать скорее как симп­томы психических проблем, чем как независимые события. Также нужно учитывать, что тяжесть какого-то события нередко зависит от субъективных оценок и от настроения самого индивида, а повсед­невные сложности сами по себе состоят друг с другом в очень слож­ных причинно-следственных отношениях.

Критические жизненные события (макрострессоры).Под критиче­скими жизненными событиями следует понимать такие события в жиз­ни человека, которые удовлетворяют следующим трем критериям:

1) их можно датировать и локализовать во времени и пространстве, что выделяет их на фоне хронических стрессоров;

2) они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид — окружающий мир» и этим отличаются от временной, преходящей адап­тации;

3) они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это регулярно случается в повседневной жизни.

При критических жизненных событиях тре­буются более высокие затраты и более продолжительное время на адап­тацию, чем это необходимо при действии повседневных микро­стрессоров, поэтому такие события называются макрострессорами.

Критические жизненные события называются нормативными, если их можно предсказать в силу того, что они имеют биологическую или культурную природу (например, пубертатный возраст, поступление в школу) и с большей или меньшей вероятностью наступают у всех чле­нов определенного культурного сообщества. Соответственно ненор­мативные критические жизненные события отличаются внезапностью и непредсказуемостью, например неожиданная смерть кого-то из близ­ких. Критическими могут оказаться как позитивные (желаемые, со­циально связанные с позитивным значением — брак, рождение ребенка и т. д.), так и негативные (нежелательные, сопровождаемые преиму­щественно негативными эмоциями — печалью, страхом и др.) жиз­ненные события. В этих случаях психика по-разному подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости адаптации. Разные последствия обусловливаются к тому же зависимостью или независимостью собы­тия. Причины так называемых зависимых событий можно приписать, по крайней мере частично, собственным поступкам или упущениям человека (например, разрыв сложных личных отношений). Независи­мые события происходят по внешним причинам (например, потеря места работы из-за закрытия фирмы).

Критические жизненные события и стрессовые микроэпизоды.Концептуализация стрессовых событий как эпизодов, то есть психоло­гическая реконструкция поведения, анализ его начальных условий, процессов и результатов, может осуществляться на различных уров­нях. На макроуровне, например, смерть близкого человека может быть представлена как стрессовый эпизод, который начинается мо­ментом смерти и завершается трауром. В данном случае концепт «кри­тическое жизненное событие» обеспечивает структуру. Тот же мак­роэпизод можно рассматривать как последовательность микроэпи­зодов (кратковременных стрессовых эпизодов), таких, например, как ночные пробуждения, болезненные мысли о разлуке, успокоение за счет приема снотворного и повторное засыпание. Стрессорами, ини­циирующими микроэпизоды, могут являться главные или второсте­пенные сложности, которые различаются величиной валентности. Психологически более обоснованным является анализ макрособытий на уровне микроэпи­зодов, то есть на уровне элементарных поведенческих образцов. Критические жизненные события более доступны психологическому ана­лизу, если они представлены последовательностью элементарных микроэпизодов. В состав микроэпизодов входят различные типы за­дач для их преодоления.

Хронические стрессоры.Понятие «хронические стрессоры» опре­деляется временной протяженностью стресса. В противоположность дискретным и ограниченным по своей длительности критическим жизненным событиям и повседневным стрессорам хронические стрессоры продолжаются более длительное время и, по мнению боль­шинства исследователей, представляют со­бой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания (например, на­грузки на работе или в семье, часто называемые также хроническим напряжением (chronic strain)). Но под хроническим стрессором мож­но также понимать затянувшиеся нагрузки, возникающие по вине дискретных событий (например, развода).

Эмпирические работы показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрес­совые жизненные события, так и длительные последствия дискретных стрессоров, а также хронические стрессоры.

 

 

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ Изобретение относится к медицине и может быть использовано при диагностики состояния организма в целом. Известны способы определения эмоционального состояния пациента по М. Люшер, с использованием восьмицветового теста в модификации Ю.И. Филимоненко. Данный метод субъективен, неточен, недостаточно эффективен в оценке психологического состояния организма. Известен также метод определения индекса стресса организма больного по наличию кортизола в слюне. Этот способ, наиболее близкий предлагаемому, принят нами за прототип. Недостатками этого способа является длительность, сложность, необходимость наличия лаборатории, использование реактивов, не безопасных для исследующего. Задачей изобретения является ускорение, упрощение, снижение затрат, повышение безопасности исследующего. Задача решается благодаря использованию в качестве характеристики слюны ее оптического показателя преломления, который определяют путем внутрирезонаторной отражательной лазерной рефрактометрии. Этот метод является экспресс-методом, который позволяет определить стрессорность организма в любых условиях амбулаторного и поклинического лечения. Объективность метода, по нашим данным, составляет 85% из числа обследованных, имеется возможность неограниченного повторения исследования. Методика исследования заключается в следующем: сбор нестимулированной слюны производят путем сплевывания обследуемым в пробирку, либо взятием пипеткой со дна полости его рта, с последующим нанесением ее на горизонтальную поверхность находящейся внутри резонатора диагностического лазера кварцевой призмы полного внутреннего отражения. По полученным значениям частоты межмодувых биений определяют значения показателя преломления ротовой жидкости ''п''. При исследовании используются малые количества ротовой жидкости 0,02 мл. Установка позволяет проводить неограниченное число измерений абсолютных значений показателя преломления слюны с погрешностью в 110-4, относительных значений "п" с погрешностью в шестом знаке после запятой. Одной из причин изменения психоэмоционального состояния организма можно считать ортопедическое лечение частичной или полной адентии, особенно клинический этап одонтопрепарирования, что является отражением глубокой биологической связи между висцеральными и психическими процессами. В ходе эксперимента была исследована ротовая жидкость 92 человек мужчин и женщин в возрасте от 20 до 60 лет. Предлагаемый способ подвергся экспериментальной проверке в Челюстно-лицевом госпитале для Ветеранов войн. Больные находились на поликлиническом лечении в отделении ортопедической стоматологии по поводу вторичной частичной адентии. Контрольную группу составили 21 человек - студенты Московского медицинского стоматологического института им. Н. А. Семашко, практически здоровые. Условия забора слюны для всех были одинаковы. Забор ротовой жидкости производился на различных этапах ортопедического лечения: три замера до врачебных манипуляций, во время проведения клинического этапа и по окончанию работы врача в полости рта. Определено среднее значение показателя преломления смешанной слюны у мужчин 1,33593, у женщин 1,33648. Численные значения и характер изменения показателя преломления смешанной слюны /таблица 1/, взятой по приведенной выше схеме, различаются друг от друга, причем характер изменений зависит от выполняемых действий врача в полости рта. Наибольшие изменения оптического показателя наблюдались на этапе одонтопрепарирования, что связано со значительным увеличением саливации, изменением вязкости исследуемого материала на фоне изменения психоэмоциоанального состояния организма. Полученные данные свидетельствуют о зависимости оптического показателя преломления слюны от психоэмоциального состояния организма, что служит доказательством правильности использования "п" для определения психоэмоционального состояния организма. Данный способ в сравнении с ранее известным более точен и информативен, так как показатели лазерного рефрактометра позволяют обнаружить малейшие изменения в изучаемом образце и дают возможность зафиксировать эти изменения, дать характеристику количественную и временную. Это исследование позволяет судить о различных этапах образования кристаллов ротовой жидкости в зависимости от воздействия на нее как местных, так и общих факторов. Данный метод является доступным и безвредным как для пациента, так и для врача - исследователя. ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ Способ определения индекса стресса организма человека на различных этапах ортопедического лечения по характеристикам его смешанной слюны и изменениям его относительно нормы, отличающийся тем, что в качестве характеристики используют оптический показатель преломления смешанной слюны, определяемый путем внутрирезонаторной отражательной лазерной рефрактометрии.
 

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1254;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.