Фактор художественной экспрессии

Фактор художественной экспрессии в групповой арт-терапии, является одним из наиболее значимых. В зависимости от условий и задач работы, а также фор­мы групповой арт-терапии, действие этого фактора проявля­ется по-разному. Этот фактор играет ведущую роль при использовании студийного подхода. Его влияние также проявляется довольно ярко при использо­вании динамического подхода, дополняясь при этом действи­ем других факторов.

Изоб­разительная деятельность участников группы оказывает существенное влияние на характер и динамику групповой работы, что связано с тем, что во время индивидуальной работы вни­мание членов группы фокусируется на изобразительных мате­риалах и образах, а также их собственных переживаниях, пред­ставлениях и фантазиях. Перемещение фокуса внимания с межличностного взаимодействия и общегрупповых процессов в ходе арт-терапевтических сессий на изобразительную дея­тельность является важным средством укрепления личных границ членов группы и их психологической защиты. Это возможно лишь в том случае, если будут созданы определенные пространст­венно-временные границы сессий, оборудован арт-терапевти-ческий кабинет, а все члены группы будут следовать общим правилам поведения, в частности уважать «личное простран­ство» друг друга, не мешать друг другу в ходе изобразитель­ной деятельности и не оценивать работы других.Уважение «личного пространства», связанное с процессом художественной экспрессии в условиях групповой работы, имеет очень большое значение. Необходимость в соблюдении вне­шних, физических границ «личного пространства» членов группы наиболее высока на начальном этапе арт-терапевтической работы, а также для пациентов с хроническими психи­ческими расстройствами, лиц с незрелой психикой или «хруп­кой личностной организацией» и в некоторых других случаях.У психически больных, например, зачастую отсутствует ха­рактерное для здоровых лиц ощущение «внутреннего» и «внеш­него» пространства. Их «Я» отличается особой хрупкостью, и попытки вторгнуться в него могут быть для них очень болезненны.

Таким образом, с самого начала групповой арт-терапии фактор художественной экспрессии начинает играть важную роль в структурировании отношений между членами группы и формировании границ — личных, подгрупп и группы в це­лом — становясь тем самым одним из факторов групповой ди­намики.

Психотерапевт должен оценивать ху­дожественную экспрессию в группе на трех основных уровнях:

1) на общегрупповом уровне («групповая художественная культура», общегрупповые процессы проективно-символической коммуникации);

2) на межличностном уровне (художественная экспрессия как средство общения членов группы друг с другом и с психо­терапевтом либо выражения своего отношения друг к дру­гу и к психотерапевту);

3) на внутриличностном уровне (художественная экспрессия как инструмент выражения индивидуальных чувств, по­требностей, мыслей, проблем, фантазий, установок и т. д.).

Для понимания художественной экспрессии в группе поми­мо использования представления о трех аспектах психиче­ского опыта ее участников (внутриличностного, межличност­ного и общегруппового) целесообразно также пользоваться представлением о четырех основных уровнях отношений в группе.

Уровни отношений в группе по Фолькису

1. Макросфера Уровень актуальных отношений — группа как мо­дель макросоциальных отношений, общественных мнений, культурных норм.

2. Уровень переносов — группа как модель зрелых объектных отношений, связанных с семейным опы­том, отношениями с отцом, матерью и сиблингами.

3. Микросфера Проективный уровень — группа как модель прими­тивных, нарциссических отношений с «внутренни­ми объектами» , другие члены отра­жают а) неосознаваемые элементы индивидуаль­ного «Я» (аутопсихика); аутокосмос и б) различные аспекты телесного «Я» (соматопсихика)

4. Примордиальный уровень — образы коллективно­го бессознательного

В групповой арт-терапии все четыре уровня отношений в группе проявляются в художественной экспрессии и создава­емой ее членами изобразительной продукции.

Для понимания художественной экспрессии в группе весь­ма полезны также могут быть понятия интерстимуляции, вза­имной индукции и интенсификации, а также о нодальном и антинодальном поведении. Интерстимуляцию Славсон определяет как «феномен, посредством которого индивиды участвуют в достижении общих целей, активизиру­ют друг друга либо через установки, либо через специфиче­ские формы поведения, действия, чувства и мысли. Сходной с интерсти­муляцией по течению и эффектам является взаимная индук­ция. Однако она относится к чувствам и эмоциям, в то время как интерстимуляция относится в основном, хотя и не всеце­ло, к действиям.

Интенсификацию Славсон рассматривает как одно из следствий взаимодействия, проявляюще­еся во взаимном усилении эмоций и их бессознательном отреагировании, включая эмоции враждебности, гнева и агрессии.

Феномены нодального и антинодального по­ведения проявляются во всех группах, состоящих из трех и более человек, и чем больше людей в группе и чем свободнее их поведение, тем ярче проявляется отреагирование ими неосознаваемых чувств и потребностей в поведении (нодальное поведение), и тем более продолжителен период молчания или относительного бездей­ствия (антинодальное поведение). Периоды нодального груп­пового поведения характеризуются активной коммуникацией, шу­мом и общей атмосферой взаимодействия. Когда шум и хаотичная атмосфера достигают сво­его пика, наступает внезапная тишина. Активизация нодаль­ного поведения является результатом интерстимуляции.

Одним из примеров про­явления в ходе совместной изобразительной работы членов группы нодального и антинодального поведения могут быть например, выплески­вания воды на лист бумаги, разбивания объемных композиций, разрывания или поджигания рисунков и т. д. Кроме того, деструктивные тенденции членов группы могут быть направле­ны не только на свои, но и на общие работы или работы дру­гих. Так же если члены группы захотят разрушить общую работу, согласовав свои действия, они могут это сделать, и психотерапевт не должен этому препят­ствовать.

Арт-терапевтическая группа создает безопасные условия для отреагирования ее членами своих деструктивных потреб­ностей, поскольку в большинстве случаев их действия направ­лены не на конкретного человека, а на изобразительные ма­териалы и продукцию.

В процессе ху­дожественной экспрессии в группе психотерапевт выполняет следующие основные функции:



а) создает атмосферу высокой терпимости и безопасности, необходимую членам группы для свободного проявления ими своих чувств, мыслей и потребностей в изобразитель­ной и иных видах деятельности (движение, драматическая импровизация, речевая экспрессия и т. д.);

б) организует и структурирует их деятельность, определяя основные правила их поведения, а в случае необходимости и распределяя роли и предлагая определенные темы и ма­териалы для работы;

в) оказывает фасилитирующее воздействие, устанавливая с членами группы эмоциональный резонанс и обмениваясь с ними чувствами, образами и мыслями, используя как вер­бальную, так и невербальную коммуникацию;

г) формирует определенные ролевые модели, в том числе свя­занные с процессом художественной экспрессии, непосред­ственно участвуя в изобразительной и иных видах деятель­ности наравне с членами группы;

д) воздействует на способы коммуникации членов группы, предлагая им те или иные техники, упражнения и формы работы, связанные с сенсомоторными, проективно-символическими, драматически-ролевыми и вербальными спосо­бами коммуникации;

е) обеспечивает экстренную обратную связь с некоторыми членами группы с целью прояснения мотивов и целей их действий и используя в случае необходимости определен­ные методы их ограничения (как, например, в случае прояв­ления агрессивных или деструктивных тенденций), а так­же оказывая некоторым из них дополнительную эмоцио­нальную поддержку (например, в случае переживания ими сильной тревоги, волнения и т. д.);

ж) регулирует направленность коммуникации членов группы в ходе их изобразительной деятельности, ориентируя их во внутриличностную сферу, на межличностное взаимо­действие или совместные действия и тем самым влияя на укрепление внутригрупповых границ или их преодоление, предлагая членам группы различные техники и формы ра­боты и используя те или иные интервенции (в том числе методы провокации);

з) регулирует в ходе изобразительной деятельности членов группы уровень их коммуникации.

и) проводит регистрацию и оценку всего, что происходит в группе как в процессе изобразительной деятельности ее членов, так и в ходе последующего обсуждения.

В большинстве случаев регистрация и оценка групповой работы предполагают фиксирование психотерапевтом наибо­лее важных ее моментов либо непосредственно в ходе сессии, либо после ее завершения. В настоящее время с этой целью широко применяются фотографирование и видеосъемка, а так­же различные способы описаний. Психотерапевт, в частности,

может использовать формализованные бланки, в которых от­мечается следующее:

— Ф. И. О. участников группы;

— дата и время сессии;

— тема сессии;

— используемые членами группы материалы и способы работы;

— высказывания членов группы в ходе работы;

— особенности их невербальной экспрессии («язык тела») в ходе работы;

— взаимодействие между участниками группы в ходе работы;

— отношение к работе;

— процесс художественной экспрессии (этапы создания ин­дивидуальных или коллективных образов);

— краткое описание изобразительной продукции;

— предполагаемое содержание изобразительной продукции (с точки зрения психотерапевта);

— осознание членами группы содержания своей изобрази­тельной продукции;

Кроме того, психотерапевт должен оценить общую атмо­сферу в группе в начале, в середине и в конце сессии; общий характер взаимодействия; свои ощущения; активность членов группы и степень их вовлеченности в работу;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тематически ориентированная группа | Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений


Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 111; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2018 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.