Развитие института конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

 

Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каж­дого человека от произвола государственной власти.

Основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потре­бовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Документальное закрепление естественно-правового понимания свободы происходит в XVIII веке.

В Декларации независимости США 1776 г. говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворе­ны равными и все они одарены своим Создателем некоторы­ми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых".

 

В Декларации прав человека и гражданина Франции (1789 г.) сказано:

"1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Эти документы, действующие в указанных странах и поныне, заложили фундамент современной цивилизации, в них смысл и цель демократического правового государ­ства. В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданское общество), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, культу­ры, науки и техники, социальной защиты населения.

Обрат­ный результат являло собой общество без свободы, где утверждались диктаторские режимы, тоталитарное государство.

Вторая половина XX в. ознаменована обострением идей­но-политической борьбы вокруг прав и свобод человека. Пос­ле нескольких десятилетий безуспешных усилий заставить людей забыть о свободе рухнули тоталитарные режимы, права и свободы приобрели прочное международно-правовое закрепление. Конституционные системы большинства стран мира закрепляют соответствующие ин­ституты, признавая их основными.

Учение о свободе, составляющее фундамент прав и сво­бод человека и гражданина, постоянно развивается филосо­фами, политологами и юристами, пытающимися найти ра­зумный баланс между свободой и социальной справедливос­тью, свободой и государственным регулированием. Эти соотношения стали еще более сложными в постиндустриальную эпоху, которая связана с новыми представлениями об иде­альном обществе, справедливости и государстве. Однако никакие новации не в состоянии поколебать такие вечные ценности, как, свобода и представле­ния человечества о неотъемлемых правах человека.

При всей своей многогранности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих ос­новных постулатах:

1. Все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства.

2. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состо­янием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы.

3. Границы свободы могут быть определены только за­коном, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следователь­но, все, что не запрещено, то дозволено.

4. Часть дозволенного определяется через права челове­ка. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы.

5. Ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

 

Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой. Без их учета свобода вырождается во вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.

Основные постулаты, учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Такой подход способству­ет унификации прав и свобод, обеспечивает со­ответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.

Термин "свобода" употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое харак­теризуется возможностью действовать по своему усмотре­нию. Этот термин в Конституции выполняет роль основопо­лагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм.

Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то о действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин "сво­бода" по существу тождествен термину "субъективное пра­во", а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Д. ю. н. Марат Викторович Баглай отмечает, что под конституционными правами и сво­бодами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состоя­ние свободы и получающие высшую юридическую защиту[18].

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоот­ношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого от­дельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало ес­тественными и неотъемлемыми. Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия Конституции.

В то же время Конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокуп­ность основных прав, свобод и обязанностей образует кон­ституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой ста­тус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

Понимание отношений человека и государства как пра­воотношений не означает тотальной зарегламентированности. Для человека смысл этих правоотношений состоит в по­лучении защиты своих прав (при необходимости), а для го­сударства - в обязанности оказать эту защиту. Одновре­менно человек и государство "вступают отношения" по по­воду конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка, в законных фор­мах требует (а порой принуждает) соблюдать эти обязанности.

 








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.