Вариационной формой – называется форма, состоящая из первоначального изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений – вариаций.

Вариационная форма получила свое развитие на основе куплетной формы. И предполагает постоянное видоизменение того или иного музыкального построения. Число вариаций в произведении может быть различно: от двух, до нескольких десятков. Вариации обычно нумеруются. Основная тема вариации обычно излагается в начале произведения, и размеры ее встречаются порой – от четырех тактов, до простой трехчастной формы.

Нередко тема заимствуется из народной музыки или произведения другого композитора. Если тема сочинена самим автором вариации, то тема называется оригинальной. Изложению основной темы вариации иногда предшествуют Вступления, а Кода (заключение) – обычно заканчивает вариационный цикл.

Многие из произведений, написанных в вариационной форме, называются:

- «Вариации на тему …» (указывается тема). Например, романс А. Алябьева «Соловей».

- «Тема с вариациями»

 

- «32 вариации»(когда фиксируется количество вариаций)

- «Блестящие вариации», «Серьезные вариации»(фиксируется характер вариаций).

Вариации могут представлять собой:

- отдельное музыкальное произведение;

- часть более крупного циклического произведения.

Принято различать вариационные формы:

- строгие, когда в вариациях сохраняется общая структура темы, ее протяженность, ритм, метр. В таких вариациях варьируются только сопровождение или другие голоса;

- свободные, в такого рода вариациях возможно применение собственной интерпретации.

Трехчастная форма

Принцип чередования знакомого с новым лежит в основе еще одной, очень популярной формы — трехчастной.

Само название формы гово­рит о том, что состоит она из трех разделов, причем третий является повторением первого. Если записать этобуквами, получится:

АА1 В АА1

Видите, она симметрична. Этот принцип симметрии - искусство восприняло из приро­ды. Симметричны мы с вами, цветы и листья. Очень часто отклонение от симметрии мы вос­принимаем как нарушение естественной красо­ты. Поэтому и в живописи, и в архитектуре, и в музыке симметрия очень важна.

В музыке она проявляется в принципе «об­рамления». Ведь люди могут слышать музыку не только последовательно, но и охватывая все про­изведение целиком. Поэтому мы можем запомнить и повторяющийся на расстоянии третий раздел этой формы, отделенный новой средней частью. Этот повторяющийся раздел называется репризой (от французского слова reprise - повторение).

Трехчастная форма -форма, первая часть которой представляет собой период, а остальные части не содержат структур, более сложных, чем период.

Простая трехчастная форма по своему развитию близко примыкает к простой двухчастной репризной форме: АА1 ВА1.

Если следующая после первой части (т.е. начального периода АА1), развивающая середина (В) и завершающая репризная часть (А1) превращаются в два вполне самостоятельных эпизода, то это форма оказывается трехчастной.

Для трехчастной формы характерно:

  1. после развивающей середины В, реприза воспроизводит не одно предложение (А1), а весь начальный период (АА1):

АА1 В АА1

  1. на границе между АА1 и В ощущается цезура или ярко выраженный контраст, а вот между В АА1 музыка звучит сглажено;
  2. часть В по размерам обычно не уступает части А, а порой и намного превосходит.

Существует два типа трехчастной формы. Это зависит от того:

  1. развивает ли середина В тему начального периода (функция развития);
  2. содержит ли часть В новую тему, новый музыкальный материал (контраст).

Следует отметить, что контрастирующая средняя часть В, в силу своей неустойчивости, встречается реже, чем середина развивающего типа. Контрастирующая часть обычно выступает в роли «промежуточного звена», как бы опирается на крайние основные части произведения.

В трехчастной форме возможно повторение частей буквальное или варьированное , как

АВ АВ АА1

Трехчастная форма может иметь Вступление и Заключение.

Общая кульминация в данной форме приходится, как правило, на конец части В, т.е. перед самой репризой, либо в самой репризе А А1.

Трехчастная форма, обычно применяется в романсах, во многих танцах, пьесах для отдельных инструментов. И способствует более яркой, выразительной передаче определенных чувств, настроений, более многостороннему развитию образов.

 

Раздел 5 : «Музыкальные жанры»

Лекция «Народное творчество»








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1498;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.