Защита журналистов в ситуациях с вооруженными конфликтами.

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что международное гуманитарное право не обеспечивает журналистам надежной защиты, учитывая, что Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним содержат только два отдельных упоминания о представителях прессы (статья 4А(4) Женевской конвенции III и статья 79 Дополнительного протокола I). Однако, если перечитать эти положения, наряду с другими нормами международного гуманитарного права, становится ясно, что защита журналистов, в соответствии с существующими нормами права, является всеобъемлющей. И самое важное: статья 79 Первого Дополнительного протокола устанавливает, что журналисты имеют те же права и ту же степень защиты, что и мирные жители во время международных вооруженных конфликтов. То же самое можно сказать и о ситуациях немеждународных вооруженных конфликтов, когда защита регламентируется в соответствии с обычным международным правом.

Таким образом, для того, чтобы получить полное представление о защите, предоставляемой журналистам в соответствии с международным гуманитарным правом, нужно просто заменить слово «мирных житель» в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним на слово «журналист».

Являясь мирными жителями, журналисты пользуются защитой международного гуманитарного права от прямых нападений до тех пор, пока они не принимают прямого участия в боевых действиях. Несоблюдение этих правил представляет собой серьезное нарушение Женевских конвенций и До полнительного протокола I. Более того, намеренное нападение на мирных жителей, будь то в рамках международного или немеждународного вооруженного конфликта, также приравнивается к военному преступлению, в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда

Журналисты и другие представители прессы подвержены большому риску незаконного взятия под стражу по причинам безопасности. И это как раз та сфера, в которой различие между " военными корреспондентами " (статья 4А (4) Третьей Женевской конвенции) и " журналистами " имеет важное значение (статья 79 Дополнительного протокола I). И те, и другие относятся к категории мирных граждан, но только военные корреспонденты могут получить статус военнопленных. Военные корреспонденты формально имеют право на сопровождение вооруженных сил. Благодаря этому, попадая в плен, они получают такой же правовой статус, как и участники вооруженных сил. По этой причине военные корреспонденты пользуются защитой Женевской конвенции III, что предусмотрено Дополнительным протоколом I и международным гуманитарным правом.

Понятие " прикомандированного к военной части журналиста " современное. Оно впервые появилось во время вторжения в Ирак в 2003 году и с тех пор получило всемирное распространение. Это понятие не фигурирует ни в одном положении международного гуманитарного права и, насколько я знаю, четко не определено. Однако, можно говорить о том, что военные корреспонденты, как правило, называются " прикомандированным к военной части журналистами " . Для того, чтобы стать военным корреспондентом в понимании междуна родного гуманитарного права, обязательна официальная аккредитация в вооруженных силах. Таким образом, если прикомандированным к военной части журналист получил официальную аккредитацию, с правовой точки зрения он становится военным корреспондентом.

Ошибочно думать, что другие представители прессы, попадая в руки воюющих сторон, не имеют никакой защиты. Напротив, правовая защита, на которую они имеют право, достаточно сильна. На это зачастую не обращают внимания. Прежде всего, если они не являются гражданами страны, которая их удерживает, они получают возможность пользоваться защитой, предусмотренной Женевской конвенцией IV. Помимо того, в любых обстоятельствах журналисты и другие представители прессы пользуются, как минимум, фундаментальными гарантиями установленными статьей 75 Дополнительного протокола I, которая запрещает, в частности, насильственный действия, создающие угрозу жизни или здоровью людей, находящихся во власти сторон в конфликте, пытки любого рода, посягательства на человеческое достоинство и взятие в заложники. Помимо этого, она предоставляет гарантии честного судебного разбирательства по отношению к заключенным, задержанным за наказуемые преступления. Содержащиеся под стражей представители прессы пользуются одними и теми же фундаментальными гарантиями, вне зависимости от того, происходит ли их задержание в связи с международным или немеждународным вооруженным конфликтом. Являясь мирными гражданами, журналисты во время немеждународного вооруженного конфликта пользуются защитой общей для всех Женевских конвенций Статьи 3, Дополнительного протокола I и обычного международного права.

Существующее законодательство предоставляет достаточную защиту. Оно представляет собой надежную и реальную базу для защиты представителей прессы, когда они работают на поле боя. Самая серьезная проблема заключается не в нехватке правил, а в неспособности имплементировать существующие правила и систематически расследовать, наказыв ать и преследовать нарушения.

 

Правовое поле СМИ.

Роль журналистики в формировании правовой культуры общества трудно переоценить. Ведь средства массовой информации – это основной источник правового информирования граждан. Комментарии правовых актов, ответы юристов на вопросы читателей, материалы на судебные темы, публикации о работе следственных органов, прокуратуры и милиции, «криминальная хроника» - нет ни одной общественно-политической газеты, которая не отводила бы на своих страницах места для публикации правовой направленности. И потому современный журналист должен иметь представление о законодательной и правоохранительной деятельности, знания о методах освещения СМИ правовых проблем.

Как известно, судебная, правоохранительная системы и СМИ функционируют в одной социальной среде. Выполняя различные функции и имея разную природу, они, тем не менее, должны одинаково служить общественным интересам. Как отметил Председатель Верховного Суда, «казалось бы, средства массовой информации очень часто обращаются к судебной тематике, но обстоятельных, серьезных публикаций, значительных как по объему, так и по глубине постановки проблем, очень мало».

Старшее и среднее поколения отечественных журналистов помнят, что в 70-80-е годы прошлого века пресса выполняла роль «правового всеобуча населения». Такой жанр журналистики, как судебный очерк, был весьма популярен. На творчестве журналистов- юристов - Аркадий Ваксберг, Евгений Богат, Ольга Чайковская, Валерий Аграновский - воспитывалось целое поколение молодых сотрудников масс-медиа. В соседней России, например, работает Гильдия судебных репортеров, у истоков которой стоял известный журналист- юрист Юрий Феофанов. Члены Гильдии приняли Декларацию «О принципах честной работы в жанре судебного очерка, репортажа и журналистского расследования».

Сегодня в нашей стране создана Гильдия судебных репортеров Казахстана. Инициаторами создания подобного объединения выступили Союз судей РК, международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» и Союз журналистов Казахстана. В новое объединение могут войти журналисты, которые специализируется на правовой тематике. Создание Гильдии будет способствовать развитию судебной и правовой журналистики на основе высоких профессиональных и этических стандартов, доверительных отношений между журналистским и судейским сообществами, средствами массовой информации и судами, укреплению независимости судебной власти, ее транспарентности и эффективности.








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 582;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.