Сущность и виды спецэффектов


Спецэффекты появились в жизнедеятельности человечества на

самой заре его развития, когда человек понял, что может и должен разнообразить и украшать свою жизнь. Привязанные к оперению стрел разноцветные ленты с последующим запуском стрел в небо - этакий первый салют; создангие причудливых фонтанов, напоминающих водопады и т.д. Тем не менее, человек в производстве этих спецэффкектов оставался лишь подражателем. Ему не удалось достигнуть идеального производителя спецэффектов, едингственного и неповторимого - природу. Туман, утренняя роса, дождь, солнечные лучи, молния, гром - эти спецэффекты природы, создающие в человеке непередаваемую гамму самых разных ощущений и настроений - от ужаса до восторга, - все это природа творит естественно. Впрочем, в настоящее время, прагматически подойдя к пониманию сущности спецэффектов и их предназначению, особено в сфере теле- и киноиндустрии, выделяют три главные цели применения

спецэффектов:

 украшение существующей реальности;

 создание иллюзии конкретной реальности;

 акцентирование внимания на фрагменте происходящего

действия.

Первая цель достаточна понятна и без пояснений. Огни

рампы, клубы дыма на эстрадной сцене, повышенная громкость коды в рок-концерте, падающий сверху серпантин в голубых огоньках и на вечеринках и т.д. используются для создания определенного настроя и настроения аудитории. Создание иллюзии реальности также очевидно, такую же роль выполняют и декорации в фильмах. Например, когда на сцене актер играет мужика в зимнюю пору, то сыплящийся сверху «ватный» снег выполняет роль иллюзии - зритель дополнительно осознает, что действие происходит зимой. Третья же цель весьма специфична. Когда необходимо вызвать дополнительное внимание у аудитории именно на конкретном фрагменте происходящего действия,то уместны здесь как раз спецэффекты. Например, в общем действии

сетки вещания телевизионных программ громкость

(аудиоспецэффект) внезапно повышается на несколько тонов именно когда начинается рекламный блок, тем самым привлекая к нему внимание зрителя.


Различают несколько групп спецэффектов. Существуют

дымовые спецэффекты, суть которых заключается в нагнетании под давлением парогенераторов на определенное место (площадку) дымов различной концентрации и цветности. Плотный, разреженный дым, скажем, белого, серого, красного, голубого, комбинированного цветов. Соответствующую цветность таким дымам придают так называемые гликоли, которые вкрапливаются в запаиваемый сосуд с дистиллированной водой. Данный сосуд при эксплуатации вставляется в парогенератор, разогревается, выделяет необходимый дым (пар) и поддувом направляется на нужное место. Примерно по такому же приницпу создаются спецэффекты плотных структур, где вместо пара используются именно плотные структуры (конфетти, серпантин и т.д.). применяются эти виды спецэффектов, как правило, в шоу, на эстрадных площадках, на иных зрелищных и массовых мероприятиях. В производстве видео- и кинопродукта они используются редко.

Следующую группу спецэффектов составляют

пиротехнические. В настоящее время они широко распротсранены и используются даже на бытовом уровне (кому не знакома

новогодняя пиротехника китайского производства). В

профессиональном плане пиротехнические спецэффекты

применяются в батальных, военных, криминальных и иных сценах, связанных с использованием оружия по сценарию фильма. В середине прошлого века, когда пошел бум на военные фильмы, профессия пиротехника, как мастера организации батальных спецэффектов, ценилась весьма высоко и была дефицитной. Пиротехник был человеком весьма творческим: от него во многом зависело как создать на экране иллюзию реальности танковой атаки в ураганном огне, следов выстрелов на теле персонажа, удар приклада по лицу, чтобы и шрам и кровь были видны, но и статист не пострадал и т.п. Сейчас это во многом утрачено, потому что новые технологии кинопроизводства творчкескую составляющую пиротехнических спецэффектов значительно упростили.

Наиболее часто используемые спецэффекты в производстве видео-, теле- и кинопродукции - это аудиоспецэффекты, визуальные спецэффекты и компьютерные спецэффекты.

Аудиоспецэффекты создаются на основе возможностей звука и способности человека воспринимать те или иные звуковые


формы. Простейшим аудиоспецэффектом является громкость.

Повышение или понижение громкости способно создать необходимую атмосферу, концентрировать внимание аудитории (вспомним пример с рекламными блоками на телевидении).

Аудиоспецэффектами также является соответствующиее

использвоание тембров и частот, их чередование. Но, пожалуй, наиболее эффективным аудиоспецэффектом, наиболее часто использующимся в кинопроизводстве, являются низкие частоты. Давно замечено, что человеческое ухо как раз восприимчиво к таковым, скажем, в отличие от животных, резко реагирующих на высокие частоты, к которым человеческое ухо маловосприимчиво. Так вот, низкие частоты в зависимости от их тональности способны создать в психике человека самые различные эмоции и ощущения: паники, страха, ужаса, волнения, возбуждения и пр. Такой феномен был использован в кинематографе и применен, в первую очередь, при создании фильмов ужасов еще А. Хичкоком. Не менее активно данный аудиоспецэффект применяется и ныне, но не только в данных фильмах. Современные кинотехнологии во многом используют возможности низких частот, чтобы усилить

восприятие зрителем конкретных сцен, особенно

кульминационных. Низкая частота значительно усиливает соответствующую напряженную часть эпизода - стук двери, храп и стук копытом лошади, спешивающийся всадник, удар меча по щиту и т.д. Современные кинотеатры, имеющие мощные встроенные низкочастотные звукоусилители, «выдают» подобный спецэффект весьма эффективно, когда он, специально вмонтированный в звуковую дорожку киноленты, демонстрирует себя в соответствующих сценах, заставляя зрителя вжиматься в кресло или выскакивать из него.

Визуальные (световые) спецэффекты основаны на примнении возможностей света. К ним можно отнести достаточно известные - яркость, многоцвтеность, контрастность, чередование цветов и т.д. Так, многие режиссеры в своих кинолентах используют наряду с полноцветностью черно-белый цвет, чтобы показать ретроспективу, чтобы показать негативное отношение к конкретному событию в сюжете и т.д. Фильм вообще может состоять из моноцвета, реализуя некую режиссерсую установку. Например, фильм А. Сокурова «Молох» демонстрируется в разреженном желто-сером унылом цветовом фоне, как бы


показывая цвет самого времени той поры. Световые спецэффекты

должны применяться осторожно, потому что они чрезвычайно активно воздействуют на человеческий глаз. Именно по этой причине ныне запрещен так называемый спецэффект бликов, кстати, чрезвычайно эффектный и эффективный. Он очень утомителен для глаза и нарушает зрение. Это все равно, что смотреть на искры электросварки - заманчиво, но опасно для зрения.

Последние десятилетия в мировом кинематографе тесно увязаны с эрой компьютерных спецэффектов. Основное предназначение подобных спецэффектов заключается с помощью

компьютерной графики создать максимальную иллюзию

достоверности происходящего на экране действия. Поэтому с одной стороны такие спецэффекты заменяют собой некоторые объекты и предметы съемки как некая тождественная анимация. Например, в фильме «Турецкий гамбит» в сцене падающей в пропасть лошади вместе с повозкой, вместе с повозкой падала рисованная компьютерной графикой лошадь, а саму лощадь выпрягли до пропасти, а затем положили вместе с разбитой повозкой на дне пропасти, для верности конвульсий «зарядив» снротворным препаратом. Технически сегодня подобное действие понятно многим. Сама лошадь сканируется, ее пропорции и движения графически компонуются покадрово, примерно также создается анимационный фильм. Затем падение рисованной лошади монтируется со снятым заранее падением повозки.

Современное искусство компьютерной графики и

кинокомпьютернывх технологий таково, что обычный зритель, особенно при динамичном развитии сюжета, вообще не различает при демонстрации фильма графику от реальных объектов. Процесс совмещения компьютерных эффектов с реальными съемками эпизода очень сложен, он напоминает свеего рода ткаций станок, в котором из каждого веретена на уток вытягиваюся нити соответствующей расцветки и предназначения, все это на утке распрделеятеся по назначению (своего рода монтажный стол), и в итоге выходит готовый холст с запланированными рисунками. Также и в кино: прогоны реальных съемок эпизода покадрово (когда надо) идут под «киношный уток» и птуем кропотливой работы кадр насыщается до степени готовности. И чем сложнее сцена или эпизод, тем кропотиливее


работа. Напрмиер, в известном фильме режиссера М. Бэя «Перл

Харбор» в сцене налета японской авиации на военно-морскую базу США, существовало более десяти прогонов (съемки бегающей массовки по крейсеру, общий план базы с дымовыми

спецэффектами, имитирующими начало бомбардировки,

пулеметная очередь с вертолета (настоящими патронами) вдоль борта крейсера, пролет японского ист ребителя¼). Компьютерная графика повсюду. Но зритель ее и не замечает, захваченный динамичными батальными сценами. И даже тот же японский истребитель, подлетая к мачте крейсера (реальная съемка), цепляется об нее и разваливается на огненные куски, падающие на палубу (компьютерная графика), - все это сложное сочетание реальной съемки и компьютерной графики, - воспринимается как одна потрясающе страшная реальность.

С другой стороны компьютерные спецэффекты могут быть самостоятельными кадрами и даже эпизодами, создавая все ту же

иллюзию реальности в необходимом месте сюжета.

Правдоподобность сцен здесь достигается путем молниеносной смены планов, когда динамика происходящего столь высока, что захваченный происходящим зритель не замечает подлмен реальности графикой. Например, в знаменитой трилогии «Властелин колец» впечатление от армии орков достигалось так: крупным, полусредним и средним планами снималась часть этой армии, составленная из нескольких сотен соответствующим образом загримированных статистов. Крупным планом съемки зритель видел оскаленную морду орка или двух-трех орков, зычный зов предводителя; средним планом (съемки в анфас и профиль) лучников, арбалетчкиов и копьеносцев, стоящих в несколько рядов или переминающихся с ноги на ногу (как правило, на переднем плане выхватывалась шеренга воинов), и общим планом - целое колышащееся огромное войско - это уже

компьютерная графика. Повторим, эффект достоверности

достигается за счет частой, а то и мгновенной смены планов при монтадже кратины.

Наконец, еще одно предназначение спецэффектов - создание оригинальных образов и объектов, раличающихся лишь фантазией их создателей. Многочисленные монстры, чужие, хищники, супергерои, суперзлодеи, инопланетяне, зомби, чудиша и пр. - это все продукт компьютерных технологий + неуемная фантазия


режиссера и компьютерного программиста-дизайнера. К тому же

современные компьютерные технологии даже на бытовом уровне позволяют «реанимировать» цветом ранние черно-белые съемки. Сегодня многие киношедевры прошлого века прошли цветное возрождение и засверкали новыми красками, например, отечественные классические фильмы «Волга-Волга». «Золушка» и пр. в цвете, как оказалось, вообще не уступают продукции фаблрики грез.

Производство компьютерных (да и остальных) спецэффектов в кино - процесс не только весьма трудоемкий, но и чрезвычайнто финансово затратный. Но если сотворенные в фильме спецэффекты оригинальны, зрелищны, красочны и динамичны, то любые затраты на них с лихвой окупаются. В настоящее время

многие блокбастеры достаточно простые по сюжету

«вытягиваются» в прокате чаще всего за счет прекрасных спецэффектов, привносящих даже в тривиальный сценарий неповторимость напряжения и экспрессии. Например, в фильме режиссеров братьев Вачовски «Матрица. Перезагрузка.» производство спецэффектов обошлось в 100 млн. долларов, что превысило все остальные затраты по смете во много раз. Однако прокатная судьба фильма принесла более 1 млрд. долларов.

Понятно, что в условиях НТП компьютерные технологии, связанные с производством киноспецэффектов, будут только совершенствоваться. Последнее веское слово пока в этом направлении сказал непревзойденный Д. Камерон, представивший миру «Аватара». Пока его завистники ругали сюжет режиссера за якобы слабость или за плагиат, а другие,как это водится, дружно обвиняли Камерона в том, что то, что он показал, мол, лавно известное и они бы сделали так не хуже и т.д., и кинопроизволители всего мира поняли, наступила новая эжра кино - формат 3D. Впервые примененная Камероном технология «The Performance Capture», основанная на имитации компьтерным персонажем движений актера, оказлась насторлько протстой, как и эффективной, впрочем, все гениальное просто. Сегодня эта технология уже кажется вчерашним днем. Уже снимаются фильмы в пределах компьютерной лаборатории («Skyline»), уже поговаривают о голографических сценах. И автор этого параграфа не удивится, что когда этот учебник окажется изданным и будет читать особо продвинутый читатель, он снисходительно


улыбнется устаревшему материалу, ибо каждый день приносит

нам то, что вчера еще казалось фантастическим бредом. Но это лишь подкрепляет нашу веру в безграничность совершенства, а киноиндустрия в этом плане обречена быть впереди всех.

 

 

Контрольные вопросы:

 

 

1. Охарактеризуйте понятие киносъемки. 2. Назовите основные виды киносъемки.

3. Сформулируйте особенности операторского искусства.

4. Назовите, что можно отнести к основным

изобразительным средствам в кино.

5. Назовите основные виды спецэффектов.

 

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 3269;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.