Периодическая печать США

 

 

В начале XIX века США по уровню экономического и культурного развития отставали от стран Западной Европы. Подавляющее большинство населения проживало в сельской местности. В 1800 году в стране издавалось в общей сложности 17 ежедневных газет и 200 изданий иной периодичности. Амери- канские периодические издания не облагались высокими налогами. Кроме того, для их создания не требовалось специальное


разрешение властей. Поэтому по количественным показателям

роста американская пресса опережала европейскую. Вместе с тем ни одна американская газета в первые десятилетия XIX века по степени своей влиятельности на политическую ситуацию в стране не могла идти ни в какое сравнение с крупнейшими английскими или французскими периодическими изданиями того же периода.

Американская пресса этого периода имела ярко выраженный региональный характер. Для граждан США, местные новости того

или иного штата традиционно были важнее и интереснее

общенациональных, поэтому обстоятельные отчеты о дебатах в

Конгрессе публиковали только вашингтонские газеты.

Провинциальная пресса ограничивалась краткой сводкой парламентских новостей. Подавляющее большинство газет выходили с еженедельной периодичностью, а ежедневные издания оставались редким исключением до середины ХIХ века. Партийная пресса была представлена изданиями «республиканцев» и «федералистов». При этом общий литературный уровень американской журналистики в начале столетия был относительно невысоким.

В 1800 году в США состоялись президентские выборы, на которых победил лидер «республиканцев» Томас Джефферсон (1801-1809). Годы его президенства были отмечены усилением либерально-демократических тенденций в жизни американского общества. В частности, Джефферсон выступал за почти неограниченную свободу прессы. По его инициативе в 1800 году была основана газета «Нешнл интеллиджинер» («Национальный интеллигент»), которая стала официальной правительственной газетой и обладала монопольным правом на публикацию

официальных протоколов заседаний американского Конгресса.

Как известно, первые американские газеты были довольно дороги. В 30-ые годы XIX века острая конкуренция между периодическими изданиями привела к появлению многочисленных дешевых газет. В США колыбелью дешевой прессы стал Нью- Йорк, который к началу 1830-х годов прочно занимал лидирующие

позиции в издательской индустрии. С появлением дешевых

изданий газеты стали основным ежедневным чтением широких слоев американского общества. Американцы предпочитали их книгам не только потому, что последние были дороги, но и потому,

что газеты в большей степени соответствовали их


образовательному уровню и интересам. Индустриализация и

коммерциализация прессы в США имела более интенсивный и выраженный характер, чем в Западной Европе. Тем не менее, издержки по выпуску газеты не покрывались за счет продажи тиража. Основным средством покрытия расходов и получения прибыли являлись рекламные объявления. Их удельный вес в структуре американских газет был огромен. В дешевых

двухцентовых газетах реклама занимала половину номера.

Таким образом, именно в США сложился один из первых в мире типов газетного издания, в котором реклама вышла на первый план и стала важнейшим элементом печатной площади уже ранних американских ежедневных газет. В названиях многих из них входило слово «адвертайзер», указывающее на особую функцию газеты - быть местом публикации различных торговых и других объявлений, предшественников коммерческой рекламы более позднего времени.

В начале 40-х годов XIX века Хорэс Грили (1811-1872), ставший впоследствии одной из самых значительных фигур американской журналистики, основал ежедневная газету «New- York Tribune» («Нью-Йорк трибьюн»; «Нью-Йоркская трибуна», 1841-1924). Замысел Грили состоял в том, чтобы создать качест- венную и серьезную газету, адресованную широкой читательской аудитории. В «Нью-Йорк трибьюн» была широко представлена информация политического и научного содержания, официальные правительственные отчеты, статистические материалы. Газета пользовалась значительным авторитетом не только в политических кругах США, но и была известна за пределами Америки.

Редакционные статьи «New-York Tribune» знакомили читателей газеты с политическими идеями политиков и политичес- ких партий. В 1862 году в газете была напечатана статья «Просьба двадцати миллионов», содержавшая призыв к тогдашнему президенту США Аврааму Линкольну освободить рабов. Хорэс Грили привлекал к сотрудничеству в газете поэтов, философов, ученых. В разное время в «Нью-Йорк трибьюн» печатались Чарльз Диккенс, Томас Карлейль, Генри Topo, Ральф-Уолдо Эмерсон, Маргарет Фуллер. В частности, американская писательница

Маргарет Фуллер выступала в газете как литературный критик.

В 1850-е годы в центре внимания американских газет находились обострившиеся противоречия между Севером и Югом.


Крупнейшими изданиями, выражавших взгляды противников

рабства (аболиционистов), наряду с «New-York Tribune» были газеты «New-York evening post» и «Northern star». В частности, газета «New-York evening post» (Нью-Йорк ивнинг пост),

являющаяся сегодня одной из старейших ежедневных

американских, газет была основана в 1801 году крупным государственным деятелем США Александром Гамильтоном

(1755/1757-1804). В 1829 году ее возглавил Уильям Брайент (1794- 1878), поддерживавший и развивавший в американской прессе традиции «честного журнализма».

Образцом и лидером качественной американской прессы на рубеже Х1Х-ХХ веков была «The New York Times» («Нью-Йорк таймс», «Нью-Йоркские времена»), основанная в 1851 году. В 1896 владельцем газеты стал Адольф Окс (1858-1935), которому удалось превратить «Нью-Йорк таймс» в успешный коммерческий проект и сохранить традиции «высокого журнализма». На первой полосе газеты Окс поместил слоган: «Все новости, достойные печати», который очень точно раскрывал его издательскую стратегию. Сделав ставку на глубокое освещение политической и деловой жизни Америки, а также важнейших международных событий, Адольф Окс фактически «закрыл» страницы «The New York

Times» для сплетен, дешевых сенсаций, слухов и рекламы.

Однако облик американской журналистики Х1Х века

определяли не респектабельные издания, а дешевая массовая

газетная периодика.

В 1833 году Бенжамин Дей (1810-1889) основал первую дешевую газету «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка»). Ее номер стоил всего два цента. Издержки на производство покрывались за счет публикации рекламных объявлений, которые занимали не менее трети газетного номера. Отказавшись от распространения газеты по годовой подписке, Дей организовал ее розничную продажу на улицах Нью-Йорка.

На страницах «Сан» были широко представлены городские новости, сообщения о судебных процессах, самоубийствах, по- жарах, грабежах, репортажи с мест преступлений. Сенсационные материалы почти вытеснили политическую информацию, которой в «Нью-Йорк сан» отводилось весьма скромное место. Газета ориентировалась на широкую читательскую аудиторию, включая клерков, лавочников, парикмахеров, извозчиков, поэтому «Сан»


отличали простой стиль и короткие фразы. В 1833 году ежедневный

тираж газеты составлял 5 тысяч экземпляров, к 1835 году он вырос до 19 тысяч, а в 1837 году достиг 30 тысяч экземпляров.

Ежедневная газета «The New-York Herald» ( «Нью-Йорк геральд», «Нью-Йоркский вестник» 1835-1924) была основана Джеймсом Гордоном Беннетом (1795-1872). К 1845 она стала самой популярной и прибыльной газетой в США. В 1860 году ее тираж достиг 50 тыс. экземпляров. Беннет первым начал публиковать в газете биржевые вести. С этой газетой связано

появление таких жанров журналистики, как интервью и репортаж.

В конце Х1Х века в острой конкурентной борьбе двух нью- йоркских газет - «The New-York world» («Нью-Йорк уордд»; «Нью- Йоркский мир», 1860-1931) и «The New-York morning journal» («Нью-Йорк морнинг джорнэл»; «Нью-Йоркская утренняя

газета»,1882-1966) родилась американская «желтая пресса».

В журналистике бытует версия, что своим появлением словосочетание «желтая пресса» обязано «Нью-Йорк уорлд». В 1894 году в воскресном приложении к газете была создана цветная юмористическая страничка, главным персонажем которой стал забавный и эксцентричный Желтый человечек (Yellow kid). Вскоре он приобрел огромную популярность у читателей и стал своеобразной визитной карточкой развлекательной и низкопробной периодической печати, которую впоследствии стали называть «желтой прессой».

Одним из создателей американской «желтой прессы» был Джозеф Пулитцер (1847-1911), начавший свою журналистскую карьеру в 1867 году. В 1883 году он переехал в Нью-Йорк и

приобрел газету «The New-York world». Пулитцер остро

чувствовал болевые точки американского общества и сумел привлечь к ним внимание широкой читательской аудитории. Ориентируясь на вкусы массового читателя, Джозеф Пулитцер привнес в американскую журналистику новые методы подачи новостей и иллюстрирования. В газете были широко представлены самые разнообразные материалы: статьи о политической коррупции, журналистские расследования, сенсации, спортивные новости, юмор и реклама. В частности, «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, которая начала регулярно печатать странички юмора. Джозеф Пулитцера буквально заставлял читателя


покупать газету, используя в качестве приманки, интригующие

газетные заголовки.

Основным конкурентом Пулитцера являлся Уильям Рэндольф Хёрст (1863-1951). В1895 году Хёрст приобрел почти обанкротившуюся газету «The New-York morning journal» и смог всего за один год поднять ее тираж до рекордных 1,5 млн. экземпляров. В газете широко использовались журналистские и

издательские наработки Джозефа Пулитцера (цветные

иллюстрации, броские заголовками, агрессивный тон публикаций и т.д.). Коммерческий успех «The New-York morning journal» был

обусловлен обилием рубрик, блестящей организацией

издательского процесса и откровенно скандальным содержанием

публикуемых материалов. Хёрст сделал сенсацию главным

средством расширения читательской аудитории «Нью-Йорк морнинг джорнэл».

Журнальная периодика США уже в первые

десятилетия XIX века начала занимать значительное место в системе американской периодической печати. В1810 году регулярно выходило 40 журналов, среди которых наиболее

интересными и влиятельными изданиями были:

«The North American Review» («Североамериканское обозрение»,

Бостон, 1815-1877; Нью-Йорк, 1878-1940) Уильяма Тюдора,

«American Review and Literary Journal» («Американское обозрение и литературный журнал», Филадельфия, 1799-1802) Чарльза Брокдена и «The Port Folio» («Портфолио», Филадельфия,1801- 1815) Джозефа Денни. Американские журналы начала ХIХ столетия, имевшие в своем большинстве ежемесячную периодичность, стремились учитывать самые разнообразные интересы читателей и выступали в роли наставников и советчиков.

При этом они широко освещали события политической,

социально-экономической и культурной жизни не только США, но и Европы. Кроме того, именно в журналах развернулась дискуссия по проблеме национально-культурной идентичности американцев.

В 1830-ые годы в США начинают издаваться литературно- критические журналы, отражавшие вкусовые и эстетические пристрастия того или иного литературного течения. Издателям и авторам таких «малых» журналов была нужна интеллектуальная читательская аудитория.


Одним из лучших среди них стал журнал

трансценденталистов «The Dial» («Дайел»; «Циферблат», 1840- 1844). Американский трансцендентализм представлял собой

религиозное, литературное и философское движение,

объединившее в своих рядах таких известных деятелей литературы, как Джордж Рипли, Амос Бронсон Олкотт, Маргарет Фуллер, Ральф Уолдо Эмерсон. Центром трансцендентализма стал Конкорд, маленький городок в Новой Англии, в штате Массачусетс, где постоянно жили Эмерсон и Торо.

«The Dial» был посвящен вопросам литературы, философии, религии, эстетики. Первым главным редактором журнала была Маргарет Фуллер (1810-1850) - известный переводчик, публицист, литературный критик и общественный деятель. Она в значительной мере определила структуру журнала, в котором беллетристика соседствовала с философскими произведениями и литературной критикой. Фуллер стремилась представить широкий спектр мнений на ту или иную философскую, литературную проблему, для чего выстраивала публикации в форме диалога. В годы ее редакторства журнал уделял особое внимание немецкой литературе, в частности произведениям немецких романтиков, которых Фуллер высоко ценила и переводила на английский язык.

На протяжении всей первой половины ХIХ века американская общественная мысль пыталась разрешить проблему рабства. У

истоков аболиционизма - общественного движения,

добивавшегося отмены рабства в США - стоял американский публицист и общественный деятель Уильям Ллойд Гаррисон. Будучи религиозным человеком и противником всякого насилия, он выступал за ненасильственные методы борьбы и считал пропаганду аболиционистских идей единственным возможным средством освобождения рабов.

В Бостоне Гаррисон основал еженедельник «The Liberator» «Либерейтор» («Избавитель» 1831-1865), ставший главным печатным органом аболиционистов. В газете были широко представлены материалы о положении рабов. «Либерейтор» освещал деятельность аболиционистских организаций и откликался на события политической жизни Америки. Вместе с тем Гаррисон стремился предоставить читателям своего еженедельника максимально полную информацию о ситуации вокруг проблемы рабства. Поэтому на страницах «Либерейтор» могли печататься


возмущенные письма плантаторов, защищавших свое право на

живую «собственность», а так же антиаболиционистские

материалы из периодических изданий Юга.

«The Liberator» Гаррисона играл значимую роль в пропаганде аболиционистических взглядов и, таким образом, способствовал отмене рабства в США.

Одним из самых успешных проектов в американской журналистике второй половины - конца XIX века являлся ежемесячный журнал «Harpers magazine» («Харперс мэгэзин» «Журнал Харпера»), основанный в 1850 году книжным

издательством «Харпер э нд Бразерз». Это хорошо

иллюстрированное издание на 144 страницах было ориентировано на весьма состоятельную и образованную публику. Журнал печатал биографии, эссе, путевые заметки, произведения английской художественной литературы и научные статьи.

Среди журналов конца XIX века выделялись журналы «Century» («Сенчэри», «Век») и «Review of review» («Ревью оф ревью», «Обозрение обозрений»). Последний был основан в Великобритании Уильямом Томасом Стэдом, а в 1889 году в США появилась его американская версия, которая имела большой успех. В этом своеобразном журнале-дайджесте были представлены краткие обзоры статей и материалов, печатавшихся в других журналах. В 1880-1890-х годах появились журналы «общего интереса» или дешевые массовые журналы, например, «Cosmopolitan» («Космополитен», «Космополит»). Стоимость одного номера такого журнала не превышала 15 центов. В этих изданиях широко использовались приемы подачи материала, выработанные массовой газетной периодикой (иллюстрации, броские заголовки и т. д.).

Стремясь усилить свой политический престиж в глазах массового читателя, в конце XIX века пресса США развернула кампанию по «защите интересов простого человека». Средства массовой информации с небывалой для того времени активностью начали включаться в президентские избирательные кампании, откликаться на крупные политические события в жизни страны. Со страниц конкурирующих изданий почти исчезли выпады главных редакторов друг против друга. Уходила в прошлое эпоха «персонального» журнализма, господствовавшего в американской прессе до начала 90-х годов XIX века. Переход к «новому»


журнализму был обусловлен тем, что отныне ведущей функцией

органов печати становилось распространение информации. Отныне позиция газеты стала находить свое выражение не столько в редакционном мнении, сколько в принципах отбора и методах обработки публикуемых фактов. При этом периодическая печать США оказывала огромное воздействие на общественное мнение, и круг читателей любой американской газеты был значительно больше, чем ее тираж.

 

 

Контрольные вопросы

 

 

1. Какие технические достижения и социально-экономические

факторы способствовали развитию журналистики в ХIХ веке?

2. Раскройте основные этапы становления журналистики в ХIХ веке.

3. В чем состоит отличие качественной и массовой печати?

4. Выделите основные политические и экономические особенности

развития английской журналистики ХIХ века?

5. Проследите важнейшие тенденции в развитии французской

журналистики ХIХ века

6. Назовите и охарактеризуйте ведущие немецкие периодические издания ХIХ века.

7. Проанализируйте состояние отечественной журналистики в

первой половине XIX века и охарактеризуйте ее основные направления.

8. Раскройте роль Дж. Пулитцера и У.Р. Херста в развитии американской журналистики.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2473;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.