Периодическая печать Англии

 

 

В начале XIX века в журналистике продолжал господствовать «персональный» журнализм, предполагавший наличие у издателя, который одновременно являлся его основным автором, печатником

и распространителем, профессионального универсализма.

Журналистика пока еще не могла гарантировать стабильный заработок, поэтому, как правило, журналисты являлись внештатными сотрудниками редакций с построчной оплатой за опубликованные материалы. Начинающие журналисты обучались азам профессии непосредственно в редакциях. Однако по мере усложнения редакционно-издательского дела возникла потребность в журналистах-профессионалах. Первым учебным заведением, в котором началась подготовка журналистских кадров, стал Пенсильванский университет (США, 1893).

Становление журналистики как сферы профессиональной деятельности потребовало выработки ее неформальных «цеховых»


правил. В 90-ые годы XIX века возникли журналистские

профсоюзы. Первая профсоюзная организация журналистов и полиграфистов, защищавшая права и интересы работников прессы, - «Международный типографский союз», - была создана в Питтсбурге (США,1891).

В XIX веке журналистика превратилась в важнейшую область социально-политической и экономической жизни общества. Официальные власти, политические партии, научные и общественные организации с помощью средств массовой информации стремились информировать широкую читательскую аудиторию о своей деятельности, а также формировать общественное мнение. Влияние журналистики настолько возросло, что она начала активно вмешиваться во внутреннюю политику государств и международные отношения.

Распространение высокопроизводительных печатных машин позволило резко увеличить тиражи периодических изданий, а также повысить темпы подготовки номеров и выпуска газет. Одновременно набирал силу процесс коммерциализации журналистики.

Эти общие тенденции развития журналистики в ХIХ веке были характерны для большинства стран Европы, включая Российскую империю и США.

В XIX веке Англия переживала настоящий журнальный бум. В 1820-е годы только в одном Лондоне издавалось около 100 журналов. Наиболее влиятельными английскими журналами были умеренно консервативное «The Edinburgh Review» («Эдинбург ревью»; «Эдинбургское обозрение», 1802-1929), консервативное «The Quarterly Review» («Куотэрли ревью»; «Ежеквартальное обозрение», 1809-1967), орган «новых тори» «Blackwood's Magazine» («Блексвудз мэгэзин»; «Блэквудовский журнал», 1817), литературный «The London Magazine» («Лондон мэгэзин»; «Лондонский журнал», 1820-1826). Эти издания предоставляли свои страницы известным политикам, государственным деятелям, ученым, писателям, поэтам и литературным критикам, поэтому их читатели были в курсе важнейших политическую событий и одними из первых знакомились с новыми литературными произведениями.

Журнал «The Edinburgh Review» был основан публицистом и литературным критиком Френсисом Джеффри (1773-1850),


убежденным сторонником вигов. Девизом «Эдинбургского

обозрения» стало изречение древнеримского поэта Публилия Сира (I век до н.э.): «Judex damnatur уби nocens absolvitur» («Судья осудил, когда виновный оправдан»). В обозрениях «The Edinburgh Review» широко освещалась политическая жизнь Великобритании.

В круг его постоянных авторов входили: историк Томас Маколей, математик Уильям Гамильтон, химик Чарльз Макинтош, писатель Томас Карлейль, поэт Сэмюэл Тэйлор Кольридж и другие представители британской интеллектуальной элиты. Несмотря на очевидные разногласия в политических взглядах, дружеские отношения связывали Френсиса Джеффри с Вальтером Скоттом, произведения которого были представлены на страницах «Эдинбургского обозрения».

Журнал регулярно публиковал критические обзоры английской литературы. Так, в 1808 году в «The Edinburgh Review» была напечатана рецензия на сборник стихотворений «Часы досуга» Джорджа Байрона. Этот сборник, по существу, явился прощанием Байрона с его поэтической юностью. Несмотря на очевидный талант и широкий диапазон творческих возможностей молодого поэта, в анонимной рецензии «Эдинбургского обозрения» «Часы досуга» Байрона были отнесены к разряду той поэзии, «которую ни боги, ни люди не могут допустить». Высмеивая содержание стихов, неизвестный критик обвинил поэта в том, что он не владеет литературным языком, и рекомендовал ему заняться изучением поэтического наследия своих предшественников.

На резкую рецензию «The Edinburgh Review» Байрон ответил

сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Успех поэмы объяснялся не только смелостью молодого поэта, сокрушавшего все доводы грубой и недоброжелательной по тону литературной критики «Эдинбург ревью», но, прежде всего, тем, что Байрону удалось живо и красочно показать литературную жизнь Англии начала ХIХ века.

Главным конкурентом «The Edinburgh Review» являлся «The

Quarterly Review», созданый при участии Вальтера Скотта. Журнал «Куотэрли ревью», за которым стояло крупное издательство Джона Мюррея, был задуман как издание консерваторов. Его первым редактором стал известный английский публицист и сатирик Уильям Гиффорд (1809-1824). Выступая за проведение умеренных реформ, «The Quarterly Review» поддерживал политический курс


британского правительства. Журнал быстро приобрел

популярность и начал оказывать влияние на общественное мнение. На страницах «Ежеквартального обозрения» значительное место занимала литературная критика. В частности, в 1812 году «Куотэрли ревью» напечатал отрицательную рецензию на поэму Байрона «Чайльд-Гарольд». Осенью 1818 года в журнале появилась уничтожающая рецензия на поэму «Эндимиона» Джона Китса. «The Quarterly Review» обвинял в литературной вульгарности и нескромности не только Китса, но и других молодых талантливых писателей-романтиков: Перси Биши Шелли, Чарльза Лэма, Уильяма Хэзлитта.

Наиболее интересным английским литературно-

художественным журналом первой половины ХIХ века стал «Blackwood's magazine» («Блэквудз мэгэзин»; «Журнал Блэквуда», 1817-1980), основанный Уильямом Блэквудом (1776-1834) и издававшийся в Эдинбурге. Первоначально он назывался «Blackwood's Edinburgh Magazine» («Журнал Блэквуд Эдинбург»). Первый номер журнала вышел в свет в апреле 1817 года под редакцией Томаса Прингла и Джеймса Клегхорна. Однако вскоре

Блэквуд был вынужден их уволить, поскольку

«Blackwood's Edinburgh Magazine» не имел успеха, и запустить журнал повторно. Вскоре «Blackwood's magazine», редакцию которого возглавили Джон Гибсон Локхарт (1794-1854) и Джон Вильсон (1785-1854), обрел репутацию одного из самых влиятельных консервативных изданий в Англии. На его страницах печатались произведения Вальтера Скотта, Оскара Уайльда, Джорджа Элиота, Джозефа Конрада, Джона Твидсмура, Джеймса Хогга, Томаса де Квинси, Эдгара По, сестер Бронте.

В октябрь 1817 года Джон Локхарт и Джон Вильсон опубликовали в «Журнале Блэквуда» свою сатирическую поэму «Халдейская рукопись», выдержанную в пародийно-библейском стиле. Эта острая сатира на либералов вызвала скандал в политическом лагере вигов и принесла известность ее авторам. Выступая в качестве литературных критиков, Локхарт и Вильсон инициировали поход «Blackwood's magazine» против поэтической школы «кокни», объединявшей молодых поэтов-романтиков.

В период с октября 1817 года по август 1818 года «Блэквуд» опубликовал цикл статей под общим названием «Школа кокни в поэзии», который положил начало массированной атаке


консервативных литературно-художественных журналов на

творчество молодых поэтов-романтиков. Более того, в течение последующих шести лет только в одном «Blackwood's magazine» было опубликовано в общей сложности 35 резких критических статей, в которых с нескрываемым раздражением анализировались произведения представителей второй волны романтизма в английской поэзии. При этом литературные обзоры в английской журнальной периодике первой половины ХIХ века и публикации в таких изданиях, как «The Edinburgh Review», «The Quarterly Review» и «Blackwood's magazine», не являлись исключением, не всегда могли претендовать на объективность, поскольку нередко имели ярко выраженный «заказной» характер.

Среди общественно-политических журналов начала XIX века особое место занимал еженедельник «Politikal register» («Политикэл реджистэр»; «Политический журнал», 1802-1835), который выделялся своим политическим радикализмом. Его издателем был известный английский публицист Уильям Коббет (1762-1835). О популярности этого журнала наглядно свидетельствовал его тираж - 25 000 экземпляров в неделю.

Будучи последовательным сторонником парламентской реформы, Коббет не боялся открыто писать о том, что доведенные до отчаяния низы английского общества способны поднять новую революционную волну. В своих статьях и памфлетах он выступал за демократизацию британской политической системы, резко критиковал аристократическую олигархию и крупных земле- владельцев. По инициативе Коббета с 1804 года в английской прессе началась публикация парламентских протоколов, с 1809 года - протоколов судебных процессов. Аппеляция к здравому смыслу, а также ясность и доступность коббетовского слога обеспечили «Politikal register» огромную популярность.

Среди многочисленных английских юмористических изданий первой половины ХIХ столетия лидирующие позиции занимал еженедельный журнал «Punch» («Панч»; «Удар», 1841-1992; 1996- 2002), основанный журналистом Генри Мэйхью (1812-1887) и гравером Эбенезером Ланделлсом (1808-1860). Широкую известность «Панчу» принесли иллюстрации, а именно карикатура. Его первым редактором стал Марк Лемон (1809-1870). С журналом «Punch» постоянно сотрудничали художники Майлз Фостер, Джон Тенниел и Этель Рид, писатели Алан Милн и Джером Клапка


Джером, к которым был близок Чарльз Диккенс. Благодаря

«Панчу» в английской сатирической журналистике появились такие жанры, как смешные нелепости («Country life») и устные оговорки («Spoken misprints).

B 1819 году британский парламент принял шесть актов Кестльри («законы для затыкания рта»), при помощи которых официальные власти пытались затормозить стремительное развитие прессы. Однако, несмотря на усиление цензурных ограничений, в эти годы наблюдался несомненный качественный рост британской печати. Английская пресса, сильными сторонами которой являлись информированность и объективность, стремилась к укреплению национального единства и сглаживанию социальных противоречий.

В начале ХIХ веке заметно возрос читательский интерес к газетам. К 1811 году только в одном Лондоне выходило 16 ежедневных газет (восемь утренних и восемь вечерних). Большой популярностью пользовались «The Morning Chronicle» («Морнинг Кроникл»), «The Times» («Таймс»), «The Morning Post» («Морнинг Пост»)) и «The Morning Herald» («Морнинг Геральд»). Вместе с тем тиражи лондонских газет были небольшими (5-6 тысяч экземпляров). Вместе с ростом промышленности «газетные центры» постепенно перемещались на север и запад Англии. Расширилась сеть английских провинциальных газет, значительная часть которых имела ярко выраженный политический характер и распространялась в различных регионах страны.

Дальнейшее развитие британской газетной периодики сдерживали низкая грамотность населения, а также высокие налоги. В частности, английские «грошовые» газеты стоимостью один - два пенни, чтобы не платить гербовый сбор, который в 1815 году доходил до 4 пенсов за экземпляр, выпускались неофициально. В период с 1830 по 1836 годы в Англии печаталось более 560 таких немаркированных газет, например, «Twopenny Dispatch» («Тупенни диспетч») издателя Генри Хетерингтона, ежедневный тираж которой составлял 27 000 экземпляров.

В июле 1831 года еще одна газета Хетерингтона - «Penny Daily

Paper» («Пенни Дейли Пейпер», «Пенсовая ежедневная газета») не

побоялась бросить вызов официально установленному порядку: она отказалась платить гербовый сбор, не была проштемпелевана, и на ее первой полосе отсутствовала красная гербовая марка. Вместо нее располагался рисунок печатного станка, лозунг «Знание - сила», а


ниже - пояснение: «Издается вопреки закону, чтобы испытать силу

права против насилия». Вскоре эта газета, переименованная в «Poor Man's Guardian» («Пур Мэн'с Гардиан»; «Защитник бедняка», 1830-

1835), открыто выступила как выразитель интересов английской

бедноты.

Несмотря на постоянные преследования «Poor Man's Guardian» со стороны официальных властей, ее пример оказался заразительным: только в первой половине 1830-х годов английская полиция была вынуждена подвергнуть репрессиям около 800 распространителей дешевых газет. Неслучайно именно в этот период был создан специальный фонд, средства которого использовались для уплаты штрафов и материальной поддержки тех лиц, которые становились жертвами борьбы с гербовым сбором и оказывались в тюрьме.

В 30-е годы XIX века в Англии был снижен гербовый сбор, уменьшены налоги на объявления и бумагу, однако до полной победы было еще далеко. На смену «Пур Мэн'с Гардиан» пришла чартистская печать, подготовившая в конце 1840-х годов создание Комитета борьбы за отмену королевской марки (1849), а затем - и организацию Ассоциации содействия отмене налогов на знание.

В Англии в первой половине XIX столетия выходило несколько чартистских органов печати, а именно: «Notes to the People» («Ноте ту пипл»), «People's Paper» («Пиплс пейпер»), «The Southern Star» (Саузерн Стар»), «London Dispatch» («Лондон Диспетч») и другие. При этом самой влиятельной газетой чертистов являлась «The Northern Star» («Норзерн Стар»; «Северная звезда», 1837-1852), которую издавал выдающийся ирландский публицист Фергюс О'Коннор (1796-1855). Газета имела тот же формат, что и крупные английские еженедельники, а ее тираж был сопоставим с тиражом «Таймс» - 36 000 экземпляров.

«The Illustrated London News» («Иллюстрированные лондонские новости», 1842-2003) стала первой в истории журналистики иллюстрированной еженедельной газетой. Ее владелец Герберт Ингрэм (1811-1860) первоначально планировал выпуск издания, насыщенного криминальной хроникой, но гравёр Генри Визетелли убедил Ингрэма в том, что общеновостная газета будет более успешной.

Весь тираж первого номера «The Illustrated London News» (26 тыс. экземпляров) разошелся очень быстро. В 1855 году на его


страницах впервые появились фотографии, удачно дополнившие

традиционные графические иллюстрации. В начале 60-х годов ХIХ века тираж «Иллюстрированных лондонских новостей», с которым на равных не могло конкурировать ни одно издание, превысил 300 тыс. экземпляров. В разные годы с «The Illustrated London News» сотрудничали такие авторы, как: Роберт Льюис Стивенсон, Томас Харди, Джеймс Мэтью Барри, Уильям Уилки Коллинз, Джозеф Редьярд Киплинг, Гилберт Кит Честертон, Джозеф Конрад и Артур Конан Дойл.

Одной из первых воскресных газет в Соединенном Королевстве стал еженедельник Эдварда Ллойда «Lloyds Weekly Newspaper» («Еженедельная газета Ллойда», 1842-1931). В конце ХIХ века его тираж доходил до 1 млн. экземпляров. Популярность «Lloyds Weekly Newspaper» была настолько велика, что сценический псевдоним легендарной английской певицы Матильды Алисы Виктории Вуд (1870-1922) - Мари Ллойд - возник благодаря названию этого издания.

Как известно, газета «The Times», которой в ХIХ веке предстояло превратиться в печатный орган британской нации, была основана в 1785 году типографом Джоном Уолтером (1738-1812) и первоначально называлась как «Daily Universal Register». В 1788 году это издание было переименовано в «The Times». По замыслу Уолтера(какой Уолтер?) его газета должна была стать успешным коммерческим предприятием, поэтому он стремился сделать ее

интересной для широкой читательской аудитории.

В 1803 году управление «Таймс» перешло к его сыну - Джону Уолтеру II. Занимая пост редактора, Уолтеру II удалось качественно трансформировать газету: «Таймс» обрела статус самого информированного издания в Великобритании. Так, в период наполеоновских войн, когда Англия находилась в информационной блокаде, иностранные новости поступали в страну с большим опозданием. В этой ситуации «The Times» направила на континент своего корреспондента Генри Робинсона, который должен был освещать важнейшие политические и экономические события европейской жизни. Таким образом, газета «Таймс» стала своеобразным британским «окном в Европу» и вскоре начала расширять свою корреспондентскую сеть как внутри страны, так и за рубежом.


Взвешенная позиция «The Times», не допускавшая явного

радикализма в своих суждениях, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени. В 1820-е годы позиции газеты еще более упрочились. Официальные власти, общественность и даже конкуренты воспринимали ее как непререкаемый авторитет в мире информации. Публикации «Таймс» сыграли важную роль в таких значимых политических событиях, как принятие закона об эмансипации католиков (1829), ликвидировавшего все неравенства в положении христианских церквей Англии; первая парламентская реформа в Великобритании (1832), расширившая политические права мелкой и средней буржуазии; отмена хлебных законов (1846), запрещавших ввоз хлеба из-за границы и введенных в интересах крупных английских землевладельцев-лендлордов.

В период редакторства Джона Дилейна (1841-1877) «The Times» стала эталоном европейского периодического издания. Ее ежедневный тираж достиг 60 тыс. экземпляров (для сравнения: тираж конкурирующих изданий не привышал 6 тыс. экземпляров). Точность и качество репортажей, оперативное освещение событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, прекрасная осведомленность в делах европейской политики, свойственные «Таймс», заставили общество переосмыслить социально- политическую значимость журналистики и увидеть в прессе будущую «четвертую власть».

В 1853 году были отменены налоги на объявления, в 1855 году прекратились налоговые сборы с самих газет и, наконец, в 1861 году был упразднен налог на бумагу. После отмены вышеперечисленных налогов в Великобритании появились дешевые ежедневные газеты, например, ежедневная газета, «The

Daily Telegraph», («Дейли телеграф»), основанная в 1855 году.

Тогда же был дан новый импульс развитию провинциальной печати, из которых центральная пресса черпала оригинальную информацию о жизни различных уголков страны. В провинции работало много интересных журналистов, сумевших создать по- настоящему крупные, известные в масштабах всей Англии издания, такие, как, например, «Manchester guardian» («Манчестер Гардиан»).

Главными соперниками «Таймс» уже в середине столетия стали две лондонские ежедневные утренние газеты: «Daily news»


(«Дейли ньюс», «Ежедневные новости») и «Daily telegraph»

(«Дейли телеграф», «Ежедневный телеграф»).

«Дейли ньюс» была создана в 1846 году. Одним из ее основателей и главным редактором был Чарльз Диккенс (1812- 1870). «Daily news» - качественная и довольно дорогая либеральная

газета. Руководство газеты организовало хорошую

информационную службу и создало широкую корреспондентскую сеть. Сначала «Дейли ньюс» печаталась, как и прочие английские утренние газеты, на восьми страницах. Позже она сократила свой объем до четырех страниц, на которых продолжала размешать прежний объем материала за счет уменьшения размера шрифта. В результате цена газеты уменьшилась вдвое, что привело к существенному увеличению ее тиража. Вскоре примеру «Дейли ньюс» последовали и другие лондонские газеты.

Первой дешевой однопенсовой английской газетой стала лондонская «Daily telegraph», основанная в 1855 году. Модель этого четырехполосного издания была типичной для своего времени: редакционные статьи, объявления, новости. Кроме того, «Дейли телеграф» постоянно печатала письма редактору. Качественная по

характеру материалов, либеральная по политической

направленности, «Дейли телеграф» в своей редакционной политике в значительной степени ориентировалась на принципы американской журналистики, поэтому многие ее материалы были рассчитаны на то, чтобы увлечь и поразить воображение массового читателя.

Учредитель лондонского агентства «Рэйтерс» Пауль Рейтерс (1816-1899) родился в немецком городе Касселе. Летом 1851 года Пауль Рейтерс переехал в Лондон, где 4 октября того же года основал компанию под названием «Подводный телеграф».

Офис агентства располагался в одном из зданий Лондонской фондовой биржи. Рейтер подписал с ней контракт на доступ к информации, а также поставку данных с европейских бирж. Два раза в день Агентство «Рейтер» снабжало лондонских биржевиков и коммерсантов самой свежей информацией о ценах и котировках на рынках Европы.

В 1853 году Рейтер изменил название своей компании на «The Continental Telegraph» («Континентальный телеграф») и попытался выйти за пределы биржевой информационной сферы. Однако ему удалось утвердиться на британском газетном рынке не


сразу. Только когда «The Continental Telegraph» опередила «The

Times» в сообщении о падении Севастополя, английские газеты

одна за другой стали заключать договоры с агентством Рейтера.

Росту авторитета и популярности агентства «Рейтерс» способствовали достоверность и оперативность передаваемой им информации. Одним из первых международных проектов агентства «Рэйтерс» стало создание сети собственных корреспондентов в США. Вскоре Рейтерс договорился о разделе сфер влияния со службами новостей Шарля-Луи Гаваса во Франции и Бернхарда Вольфа в Германии. В 1870 году эти три агентства подписали Картельный договор, согласно которому Рейтер распространял свою информацию в Великобритании и Восточной Азии, Гавас - во франкоязычных странах, а Вольф - в Северной и Восточной Европе.

Во второй половине XIX века политические ежемесячники потеснили ежеквартальные журналы, популярные в первой трети столетия. В 1865 году увидел свет первый номер журнала «Fortnightly review» («Фортнайтли ревью», «Двухнедельное обозрение»). Этот ежемесячный политический журнал, основанный Джоном Морли (1838-1923), стал первым органом печати, которому удалось добиться подлинной независимости суждений. «Фортнайтли ревью» пропагандировал либеральные ценности и выступал против ортодоксальных церковных догм. На протяжении всей второй половины XIX столетия он оставался самым

авторитетным английским общественно-политическим журналом.

В 70-е годы XIX века Англия утратила мировую промышленную и торговую монополию. Главными конкурентами Великобритании стали США и Германия.

Поиск путей выхода из кризиса заставил некоторых английских интеллектуалов обратиться к социалистическим идеям. В 1884 году было создано «Фабианское общество», членами которого являлись такие известные английские писатели, как Бернард Шоу и Герберт Уэллс. В том же 1884 году была основана газета «Justice» («Джастис», «Справедливость»), в которой публиковались материалы о тяжелых условиях жизни фабричных рабочих и пропагандировались социалистические идеи. Однако, в целом, социалистическая пресса не получила широкого распространения в стране.


В 80-90-х годах XIX века в британском обществе на смену

викторианской серьезности и строгой морали пришли легкомысленность и скепсис по отношению к традиционным нравственным нормам и религиозным верованиям. В этих условиях в Англии началось становление «новой журналистики» («new journalism»), которую почти не интересовали серьезные новости внутриполитического или международного характера.

«Новая журналистика» была готова тиражировать любые сообщения, в том числе и недостоверные. Ее не привлекали аналитические жанры журналистики. Акцент делался на сообщение новостей, а не на комментарии. Таким образом, с точки зрения «new journalism» в успешной газете, поставляющей читателю легко усваиваемые куски интересной информации, должно быть место для колонки слухов и сплетен, женской и спортивной страничек, сенсационных разоблачений, разнообразных иллюстративных материалов. Одна из особенностей «новой журналистики» заключалась в том, что полемика теперь велась не между различными по своей политической ориентации изданиями, а внутри одной газеты, предоставлявшей свои страницы сторонникам разных позиций и точек зрения.

Создателями «новой журналистики» в Англии явились Уильям Стэд (1849-1912) и Альфред Хармсворт (лорд Нортклифф,

1865-1922). Одним из самых ярких образцов «новой

журналистики» стала вечерняя лондонская «Pall-Mall gazette» («Пэл-Мэл гэзэт», 1865-1923). Занимая с 1883 по 1889 годы пост главного редактора газеты, Уильям Стэд сделал более разнообразными и привлекательными страницы «Пэл-Мэл гэзэт». Заголовки печатались жирным и крупным шрифтом. Он ввел подзаголовки в длинных статьях, позволявшие читателям легче и быстрее ориентироваться в их содержании. «Pall-Mall gazette» отличало обилие яркого иллюстративного материала. Кроме того, Стэд ввел экстренные выпуски газеты.

В 1896 году известный газетный магнат Альфред Хармсворт приобрел права на издание газеты «Daily Mail» («Дейли мейл», «Ежедневная почта»). Целью этого утреннего издания, стоимостью полпенса, провозглашалась защита интересов Британии и распространение английского влияния в мире. В своей

редакторской политике Хармсворт ориентировался на

невзыскательные вкусы массового читателя, поэтому газета


придавала огромное значение сенсационным новостям и постоянно

расширяла круг информационных источников. К концу ХIХ века «Дейли мейл» достигла миллионного тиража и приобрела

огромную популярность в разных слоях британского общества.

Последнее двадцатилетие XIX века стало для британской журналистики поистине «золотым временем». В 1884 году в Англии была создана «Национальная ассоциация журналистов», вскоре переименованная в «Институт журналистов». Согласно Королевской хартии, над ним был установлен патронаж королевы. Таким образом, «Институт журналистов» стал одним из наиболее авторитетных профессиональных объединений Великобритании.

 

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2365;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.