ВТОРОЙ ВОПРОС. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН ПРИ ПЕРИКЛЕ.

Литература.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Государственные и военные древности. СПб, 1997

Строгецкий В.М. Полис и империя в классической Греции учебное пособие. Нижний Новгород, 1991

Суриков И.Е. Остракизм в Афинах, М., 2006

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. К тому времени, к которому мы обращаемся, основными линиями политической борьбы была борьба между сторонниками умеренной и радикальной демократии. Умеренная демократия, ее сторонники – те, кто хотел остановиться на Клисфеновой конституции, а радикальные демократы хотели еще большей власти для демоса, и лидерами тех и иных выступили влиятельные политики. Лидером первых был Кимон. Лидером вторых выступает Эфиальт. Усиливая морское могущество Афин, Кимон способствовал усилению демоса, но в политике придерживался иных убеждений. Источники связывают деятельность Эфиальта с рядом законов, которые были направлены против родовой знати, а знать в Афинах называлась Ареопаг. Стараясь демократизировать еще больше афинский демократический строй, Эфиальт предложил провести реформы ареопага, и суть реформ заключалась в том, что он, во-первых, организовал суды против ареопагидов, чтоб дискредитировать зам этот орган власти. Дело в том, что процессы были против коррумпированных челнов ареопага, обвиняли их не безосновательно. И, когда в общественности стало ясно, что ареопаг орган продажный, Эфиальт добился того, что часть его функций перешла к совету 500 (буле), еще часть – к народному собранию, еще часть – к суду присяжных. К 460 году Эфиальт добился, чтоб члены приняли закон, по которому ареопаг из влиятельного органа превратился в суд, разбиравший дела по умышленным убийствам и преступлениям против религиозного культа. Эфиальт уничтожил функции ареопага и, как написал Платон: «Подлив гражданам неразбавленного вина свободы». Поскольку обвинения против ареопагидов оказались обоснованными, Ареопаг как орган власти был дискредитирован, и надо было добиться уменьшения возможностей коррупции в органах власти. В чем состояла почва для коррупции в ареопаге? Должностные лица отчитывались в ареопаге по истечении срока своих полномочий. И от ареопага зависело, принять или не принять отчет, и отсюда возникает почва. Эфиальт, дабы уменьшить возможности подкупа, предложил следующий путь отчетности магистратов: они должне6ы были в течение 30 дней после сложения полномочий сдать отчет комиссии из 10 логистов. Она специально избиралась, проверяла отчет о работе магистрата, потом передавала его в суд присяжных (гелиею), который и должен был ее ратифицировать. После того, как отчет магистрата поступал в гелиею, любой гражданин мог сделать запрос с жалобой на уходящего магистрата в течение 3 дней. И после этого фесмофеты, басилей, эпоним и полемарх (это коллегия Архонта). Если были жалобы, фесмофеты вторично вносили отчет магистрата на заседание и выносили решение, оправдана ли эта критика. И уже заново гелиелиэя рассматривала, применять ли против архонта какие-то меры. Это сделало отчетность магистратов публичной, и почва для коррупции была ликвидирована. Затем в афинском обществе по инициативе Эфиальта была проведена дискуссия о том, чтобы избранию на должность архонта вводился имущественный ценз: две высшие категории граждан. И чтобы граждане третьего имущественного разряда зевгиты (а низы назывались феты) были допущены на должность архонта. Против допуска зевгитов выступил Кимон, и его обвинили во враждебном отношении к демократии. В 461 его подвергли остракизму. В 457 он вернется. А умрет он либо в 450, либо в 449 – дата точно не известна.



Далее. В результате преобразований Эфиальта:

1) Была повышена роль народного собрания. И Эфиальт выступил с инициативой, поддержанной народом, чтоб законы принятые публиковались. Ограничилась роль ареопага.

2) Возросла роль совета 500-сот.

3) В народном собрании утвердился принцип свободы слова, и в политической эизни в целом утвердился такой же принцип. Было увеличено количество магистратских коллегий должностей исполнительной власти. И кроме коллегии архонтов и коллегий, связанных с финансовой деятельностью, в них могли избираться граждане без имущественных цензов. Это сделано, чтоб в случае растраты можно было взыскать с человека штраф.

Эфиальт был убит, на него было свершено покушение после остракизма Кимона, видимо, в том же 461 году, и последовательность реформ в сторону той же демократии мы не знаем с кем связать: то ли с Эфиальтом, от ли с Периклом. Суть мы должны сказать:

1) Был введен институт Графе Параноман – «жалоба на беззаконие». Каждый гражданин мог принести собственную жалобу против любого законопроекта и уже принятого закона, если, на его взгляд, эти законы противоречили афинской конституции. Каждый гражданин получил возможность обжаловать любой закон. И автор этого закона (если суд и народное собрание соглашались), то автора такого закона могли наказать вплоть до лишения гражданских прав.

2) Вероятно, в 457-456 гг. (но, возможно, и раньше) должность архонта стала доступна зевгитам. И в 453 были восстановлены существовавшие при Писистрате разъездные суды по демам. Это было очень удобно для граждан, живших в хоре. Перикл после гибели Эфиальта становится крупнейшей политической фингуройц (видмо, он вообще крупнейшая политическая фигура V века). Он сын Ксантиппы. Перикл объединил вокруг себя интеллектуальную элиту Афин. В так называемый «кружок Перикла» входили Геродот, Анексогор, Протагор, трагик Софокл, скульптор Фдий. Люди это образованные, мыслящие. Опираясь на них, Перикл свою политику и осуществлял. В том числе он прислушивался к советам жены Аспасьи. Перикл был сторонником принципов профессионализма в политике:

3) 1Он считал, что политик должен учиться красноречию, быть хорошим оратором;

4) Учиться политической теории;

5) Учиться искусству диалектики.

По началу Перикл участвовал лишь в военных походах, а в 463 году впервые выступил как политик в качестве обвинителя по делу Кимона. И проявляет он себя как демократически настроенный политик. Впрочем, мы не можем сказать, что он играл какую-то роль в реформах периода Эфиальта.

Два закона у нас связаны с Периклом: закон об оплате должностных лиц (в том числе граждан, занятых выполнением общественных поручений) и закон о гражданстве. Дело в том, что гелиэя охватывала до 6 000 граждан ежегодно. И они каждый год отрывались от дел и участвовали в судебных тяжбах. И для того, чтоб эти граждане могли быть членами суда, им устанавливалась плата. Гелиаст должен был получать два агола в день – диета. Была введена оплата аза участие в народном собрании (23 агола). И теперь, мея диету, граждане могли, не рискуя доходом, заседать в гелиэе. К чему стремился Перикл? Чтобы афинская демократия стала реальностью, чтоб не только провозглашались демократические принципы, а чтоб даже самые бедные граждане моглши свои гражданские обязанности выполнять. Была введена также плата членов совета 500-сот буле, была введена плата лицам, которых посылали за пределы Аттики (командировочные расходы). Кроме того, была установлена плата гражданам, несшим службу на флоте и в армии. Поскольку служба на флоте достигала 8 мес. В году, это было важно. Был изменен способ избрания на высшие должности. Голосованием (поднятием рук или другим способом) избираться стали лица только на те должности, которые требовали специальных знаний (командиры, например). Афинские граждане считали, что с остальным человек и без специальных знаний справится. Те должности, которые не требовали специальных знаний, назначались по жребию. Тем самым подчеркивалось доверие к гражданину. Был введен зрелищный фонд Теорикон. Из казны выплачивались гражданам небольшие суммы на приобретение театральных билетов. С какой цкелью и стали выплачивать? Театральными постановками, праздниками заканчивались политические мероприятия. И человек, у которого не было денег остаться на зрелище, просто не шел на политическое мероприятие, чтоб не участвовать себя ущербным. И с этой целью стали выплачивать деньги на театральные представления.



И второй закон, связанный с Периклом, - это закон о гражданстве. В 451 Перикл внес это закон, и по нему афинским гражданином мог быть не только тот, чей отец был гражданином, но и тот, у кого мать была гражданкой. Аристотель пишет, что эта реформа была следствием слишком увеличивавшегося числа граждан. А древние считали, что число граждан в полисе было обозримым. И историки говорят, что закон Перикла был направлен на оптимизацию деятельности гражданина. Видимо, увеличение числа граждан могло сказаться на благосостоянии гражданского коллектива, тем более, что введение платы за выполнение государственных обязанностей требовало больших финансовых затрат. После принятия закона были проведены процессы по лишению гражданских прав тех, кто не подпадал под это правило. Пострадали дети самого Перикла – Аспасья была милетянкой. Потом, когда умрут в период эпидемии младшие сыновья от первого брака, он попросит наделить своего старшего сына гражданскими правами. Характеристика Перикла в историографии претерпевала самые разительные изменения: от поборника демократии и честного героя до обвинений в наклонностях к тирании и демагогии. Перикл в течение 15 лет ежегодно избирался на должность первого стратега. Отсюда в историографии обвинения в его адрес в тиранических замашках. Но, если мы с вами обратим внимание на то, какими методами Перикл действовал, скажем, что Перикл, в отличие от тиранов, постоянно совершенствовал демократическую конституцию Афин и никогда ее не нарушал. И соответственно его политика по отношению к государственному устройству Афин друга, нежели у тиранов. Касаемо обвинений в демагогии, скажем сначала, что значит термин «демагог». До 20-х годов V века он не носил в Афинах никакого отрицательного воздействия. Отрицательный смысл слово «демагог» получает только в IV веке: демагогами начинают называть политиков, шедших на поводу у демоса, угождавших народу, заигрывавших с ним, но при этом преследовавших личные цели. В V веке под словом демагог не понимали ничего плохого. В V веке вождей демоса в положительном смысле называли простатами. Потому простасия была составной частью афинской политической системы.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Политическая система Афин при Перикле имела следующий вид:

1) Экклесия – народное собрание, законодательный орган госу3дарства. Участвовали в нем все граждане с 20-ти лет. Возраст совершеннолетия в Афинах был 18 лет, но с 18 до 20 лет юноши проходили военную службу. Каким образом осуществлялась запись в гражданский коллектив. Человек вносился в общинную книгу дема, в котором состоял его отец. Для этого нужно было пройти обряд ДОКИМАСИИ – испытания. Члены дема должны были подать голоса, чтобы этот юноша был зачислен в дем. Юноша давал гражданскую присягу: «Я не посрамлю священного оружия, не оставлю товарища в беде, буду защищать и один, и со многими все священное, не посрамлю отечества, но преумножу его славу, не нарушу законов. Да будут мне в этом свидетелями боги» При вступлении в дем юноша получил имя, которое состояло из его имени, из имени отца и из названия дема. Он считался полноправной личностью (по мысли афинян, выходил из под опеки отца и шел под надзор законом). Если юноши моложе 20 лет появлялись в народном собрании, над ними смеялись, они порицались. Если человек пытался выступить, его стаскивали с трибуны.

2) Теперь мы должны пояснить, что в экклесии не собирались женщины, впрочем, есть понятие «гражданка». Гражданство в отношении женщины имело вес не для нее самой, а для ее сыновей. Кроме женщин не принимали участия политической жизни метекки и рабы. Те и другие не граждане. Несколько слов о рабах. По словам Демосфена, рабы-метекки при Перикле пользовались в Афинах гораздо большей свободой, чем в других странах граждане. Ксенофонт пишет, что рабы в Афинах от граждан не отличались ни одеждой, ни лицом, были дерзки, ни когда не уступали свободным дорогу на улице. Некоторые рабы жили богато, занимались торговлей и ремеслом. Нельзя было оскорбить или обидеть чужого раба. Собственного арба господин оскорбить мог, но убить не мог. Раб мог бежать от хозяина и искать защиты в храме Тесея, рабов в священных местах искать было нельзя. Даже частновладельческий мог получить свободу от государсвта. Раб мог получить свободу, несли проявил воинскую доблесть или за то, что указал на готовящееся преступление от государства. Раб мог выкупиться у своего хозяина. Но принять или не принять выкуп, зависело от хозяина. Юридически рабы собственностью не владели. Но за то, чтоб выкупиться, нужно было платить своими деньгами. Существовали юридические функции: раб вносил деньги в храм, а храм заключал сделку с гражданином. Освободить можно было раба без всякого выкупа. Вольноотпущенники должны были считать покровителем своего бывшего хозяина и выполнять по отношению к нему какие-то обязанности и (мы точное знаем какие). Наблюдается закономерность: когда демократии в Афинах угрожала опасность, рабы и метекки принимали активное участие в борьбе с врагом, потому исследователи считают, что метекки и рабы жили неплохо при демократии

3) Как заседала Экклесия? Она собиралась не ме5нее 40 раз в год, сначала на акрополе, а потом афинском театре Диониса. Кворум был 6 000 человек (где-то 25% граждан). Число метеков в афинском полисе оценивается в 10 000 человек. В Афинском народном собрании периода расцвета демократии свобода слова была полной. Критике разрешалось подвергать любую деятельность государства. Закрытых для критики зон не было. Каждый гражданин чувствовал себя вершителем судеб государства. Основной функцией Экклессии было принятие законов. Народное собрание рассматривало все основные вопросы политики государства, решало вопросы войны и мира, заслушивала доклады дипломатов, эклессия выбирала должностных лиц, заслушивала отчеты о деятельности должностных лиц, давала либо лишала человека гражданских прав. Решение принималось путем поднятия рук. Это голосование называться хейротонией. Иногда проводилось тайное голосование. Тогда в специальные урны бросали черные или белые камешки или бобы. Если речь шла о персоне, то всегда тайное. Если конкретного лица не бывло, открытое. При выборах имена кандидатов, за которых голосовали, писали на черепках сосудов. Это у нас эклессия. Совет 500 состоял из 50 представителей каждой территориальной филы. Каждый кандидат избирался из нескольких кандидатов от каждой филы, возрастной ценз для кандидатов 30 лет. Избирали по жребию на год, и кандидатом можно было быть дважды в жизни. И реально получалось, что каждый афинский гражданин хоть раз в жизни был членом совета 500-сот. Даже Сократ был вынужден однажды стать членом совета 500-сот. Члены совета получали 5-6 аголов в день. Члены совета 500-сот никогда не имели конфликтов с народным собранием, по той простой причине, что совет был полностью подотчетен эклессии. И этот принцип подотчетности обеспечивал отсутствие конфликтов. Совет 500-сот – орган совещательный. Он имел пробулевтическую функцию. Совет готовил вопросы, которые подлежали рассмотрению на Народом собрании. Причем каждый гражданин мог поднять другой вопрос. Совет 500-сот готовил проект решения, каковой проект мог быть отвергнут. Участие совета 500-сот в подготовке решений народных собраний имело функцию обезопасить государство от принятия необдуманных и поспешных решений. Совет 500-сот исполнял административные функцию между собраниями эклессии. Совет исполнял второстепенные текущие государственные дела: наблюдал за чеканкой монет, за имуществом города и т.п. 10-ая часть совета – питания. Она была советом в течение 0,1 части года. Это была дежурная притания. Ее председателем был эпистат. Он ежедневно переизбирался, у него были ключи от казны и государственная печать. Каск писал Латышев, эпистат был президентом республики, и его президентство длилось один день. Дальше, это совет буле.

a. Теперь мы должны обратить внимание на исполнительную власть. Она Принадлежала коллегиям.

i. Архонты. Они ежегодно переизбирались. Коллегия была из 9 архонтов, должность была почетной. Все вместе архонты собирались редко. Они собирались вместе, только если нужно было приговорить к смерти возвратившегося самовольно изгнанника. И также вместе они проводили жеребьевку суда присяжных. Деятельность коллегии заключалась в том, что они выступали председателями в делах по покушениям на религиозный культ.

ii. 10 стратегов. Они избирались прямы открытым голосованием. Члены коллегии могли избираться ежегодно неограниченное число раз. Для стратегов не было ежегодной отчетности. Их деятельность обсуждалась только в случае военных неудач, если их вдруг заподозрили в измене и в краже государственных сумм. Наказания были вплоть до смертной казни. Могли казнить по ложному обвинению.

iii. Коллегия 10-ти астиномов. Они следили за порядком и чистотой в городе. Буле наблюдал за ними

iv. 10 агораномов. Они следили за рыночной торговлей;
10 Метрономов наблюдали зав мерой веса;

v. 10 (затем 35) ситофилаков (следили за ценами на хлеб)

vi. 11 человек – следили за тюрьмами.

Власть в Афинах без бюрократии, назначались сотрудники на 1 год. Назначались по найму только писцы. Избирали по жребию из числа всех граждан, еще не исполнявших эту должность. Греки считали, что жребий – это выражение божественной воли. Коллегий было много. В общей сложности в коллегиях было 700 мест. Более чем на год избираться нельзя. Каждый гражданин в своей жизни ту или иную должность хоть раз выполнял.

Кроме общеполисных магистратур были магистратуры в демах, и через них гражданин втягивался в общественную ижз6нь.

Какие основные принципы характерны для афинской системы исполнительной власти?

1) Очень большое число должностных мест и самих магистратур.
Этим достигалось максимальное привлечение граждан к управлению государством

2) Жесточайший контроль со стороны гражданского коллектива за деятельностью магистратов. Кроме ежегодного отчета в любой момент мог быть поставлен вопрос о выполнении магистратом своих обязанностей в эклиссее. Вот так действовала система исполнительной власти.

Важнейший орган демократии – суд присяжных гелиэя. 6 000 человек ежегодно избирались. Гелиэя делилась на 10 частей, они назывались дикастерии (дикста – это судьи) по 500 человек. Еще тысяча считалась запасными судьями. Как действовали судьи? Ими могли быть все граждане до 30 лет. Кроме того, нельзя было быть должником казны. Чтоб избежать подкупа судей, действовало следующее: дела между коллегиями распределялись по жребию перед самым рассмотрением дела. Естественно, что накануне заинтересованный человек не мог подкупать. Потом, подкупать нужно было 500 человек. Для особо важных дел собирались две комиссии или даже три. В редчайших случаях могли собираться все дикастерии.

18.03.

Почему нужно было такое количество тех, кто в запасе? Кто-то может не прийти, а количество людей нужно. При рассмотрении судебных дел не было ни адвокатуры, ни прокуратуры, никаких специальных обвинителей или адвокатов, соперники сами себя защищали, речи писали специальные люди – логографы, люди сильные в красноречии и в законах. И речи, которые участникам писали лагографы, эти самые участники заучивали наизусть и читали с выражением. Судебный процесс был гласным, открытым, могли присутствовать все желающие. И основан он был на состязательности сторон, принимались показания свидетелей и вещественные доказательства. Решения в суде принимались тайным голосованием и простым большинством голосов. И суд первой инстанции были фактически и верховным судом, т.к. решения гелиеи обжалованию не подлежали. Кроме того, гелиея выполняла функции конституционного суда, ее члены проверяли соответствие законов ряду основных законов, утверждающих основы государственного устройства (а отдельного свода законов – конституции у греков не было). И ни один закон до утверждения гелиеи в силу не вступал.

Государство охраняло граждан: человека нельзя было бросить в тюрьму без приговора суда. И если человек попадал под суд и понимал, что может оказаться в тюрьме надолго, то каждому гражданину предоставлялось право покинуть Афины до рассмотрения его дела в суде без права вернуться.

Теперь сделаем ряд принципиальных выводов о демократии. Конечно, афинская демократия представляет собой вершину человеческой мысли. Власть народа была в таких формах, в каких она не будет осуществляться позднее в других странах. Какие были ориентиры?

1) ориентация на привлечение к управлению всех граждан;

2) Полная подотчетность всех органов управления народному собранию – экклесии;

3) Абсолютный суверенитет экклесии.

Никто из граждан не имел возможности оказать давление на народное собрание. Единственный способ – убеждение. Такую систему власти, когда все граждане непосредственно принимают участие в принятии законов и других важных постановлений, называют прямой демократией – когда только путем прямого голосования принимаются законы.

При этом мы говорим, что Перикл смог поднять афинскую демократию на высоту и избежал опасности сваливания демократии в охлократию – во власть толпы. Такого не произошло в силу личностных черт самого Перикла и того, что он мог всегда воздействовать на толпу и убедить ее словом. Нам остается сказать несколько слов о внешней политике полиса. Внешняя политика Афина при Перикле была следующей: он рассматривал в качестве главного врага Спарту, но считал, что прежде, чем решать проблемы со Спартой, надо усилить афинское владычество в греческом мире и утвердить афин6ское влияние во всех важнейших районах греческого мира. И оппозиция радикальным демократам активизировалась после заключения 30-летнего мира со Спартой в 446. Главой ее выступил Фукидид (не историк), родственник, муж сестры Кимона, отец его был тренером по борьбе, но прославился как организатор спорта, а не как борец. Он был умен и стал выступать с критикой внешней политики Перикла. Главными вопросами были:

1) Оппоненты выступали против переноса казны первого Афинского морского союза с Делоса в Афины (в 451 она была перенесена и стала использоваться для благоустройства Афинского полиса);

2) Кроме того, перенос судебных процессов между союзниками в Афинскую гелиею.

Перикл занял наступательную позицию. Он говорил, что собранный форос тратится не по назначению, но ведь Афины защищают союзников своим флотом! Потому они имеют право тратить деньги казны на свои нужды, и ничего страшного тут нет. От переноса процессов союзников в Афинскую гелиею Афины получают денежную выгоду. Впрочем, это действительно может быть не очень хорошо для союзников.

В конце концов, это противостояние кончилось тем, что Фукидида в 443 изгнали остракизмом, и с того времени Перикл серъезных оппонентов не имел. Эпоха пероикла диллась с 444 по 429 – 15 лет. Влияние его было огромно, но он никогда не имел тиранической власти. Мы должны сказать, что механизм удержания власти Перикла был демократическим. Нам известен стратег Формион, которого избирали 45 раз стратегом. В распоряжении Перикла не было зависимых от него чиновников. Оппозиция пыталсась бороться с Периклом, нападая не на него, а на его окружение. Травили людей из его окружения. Фидия обвинилди в хищениях слоновой кости, потом, не сумев доказать, в кощунстве (он, якобы избразил счебя и Перикла на щите Афины), обвиняли и Аспасью.


ТЕМА 8: ГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 4 ВЕКА ДО Н.Э. КРИЗИС ПОЛИСА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИСНОЙ ИДЕОЛОГИИ. | ТРЕТИЙ ВОПРОС. МЛАДШИЕ (ПОЗДНИЕ) ГРЕЧЕСКИЕ ТИРАНИИ.


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 53; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.095 сек.