ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИСНОЙ ИДЕОЛОГИИ.

 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Полис в переводе означает «город». Но, по смыслу, это гораздо более объемная понятие. Это структурообразующая единица античной цивилизации. Полис - тот феномен, который определил политику античной цивилизации. Нам важно представлять специфику полисных отношений.

Суть полиса пытались определить сами древние: сами греки пытались уяснить устои своей жизни. Особенно это стало явно в позднеклассический период: тогда начался кризис, античные исследователи пытались найти из него выход. Теоретики:

1) Платон;

2) Аристотель;

3) Марк Туллий Цицерон;

4) В историографии была поднята эта проблема. Пионеры – французы. Это Бенжамин Констан. Он поставил вопрос о принципиальном отличии античной цивилизации от цивилизации Нового Времени:

5) Анри Валлон;

6) Нома-Дени Фюстель де Куландж.

7) В нашей науке интерес к полису появляется на рубеже XIX-ХХ веков. Тут основатель нашей науки об античности Михаил Семенович Куторга;

8) Федор Федорович Соколов;

9) Василий Васильевич Латышев;

10) Сергей Александрович Жебелёв.

11) Николай Иванович Кареев. Для наших историков при изучении античной организации был характерен, с одной стороны, историко-философский подход к анализу общественных отношений, а, с другой стороны, интерес к социально экономическим проблемам.

Именно они по началу наметили важнейшие условия жизни полиса. Потом основы полисной организации были усвоены в Риме, потому что римская полисная община – это вариант полиса. Интерес к социально-экономической сфере полисных отношений среди наших ученых был велик. Известны имена Андреева, Фролова, Людмилы Петровны Маринович, Лия Менделевна Глускина, Абрам Борисович Ранович.

В ХХ веке, особенно к рубежу тысячелетий, создаются целые центры по изучению полисной организации. И самым крупным таким центром стал Копенгагенский центр по изучению полисов, во главе которого стоял талантливый исследователь и организатор Могпас Герман Хансен. Особенно активно Копенгагенский центр работал до 2002г., но Хансен эмигрировал в США, и это плохо сказалось на работе центра.

Задачи Копенгагенского центра:

1) выработка определения феномена полиса (развернутого и исчерпывающего), которое было бы:

a. Внутренне непротиворечивое

b. Соответствовало бы всей совокупности данных источников

c. По возможности удовлетворяло бы всех занимающихся полисной проблемой специалистов.

2) Стремление понять, какой смысл и понятие «полис» вкладывали сами античные греки. На протяжении античной истории сами греки давали разные понятия полиса, и реализация такой идеи предполагает колоссальную работу по изучению источников по греческой античности.

Была проделана грандиозная работа: были составлены перечни, каталоги. 2004 –перечислен каталог, где указаны все полисы архаической и классической Греции. В конце концов, на основе этих списков был сформулирован «Копенгагенский закон о полисе»: в источниках архаического и классического времени термин «полис», который используется в смысле «город», прилагается не к любому греческому центру, не к любому городу, а только к такому, который является центром полиса как политического сообщества. Сами греки не говорили про Пирей, например, что это полис. Термин полис имеет два значения:

1) Город;

2) Государство.

Даже тогда, когда он указывается в смысле «город», он указывает на общину. Важное место в исследованиях Центра занял сравнительный подход. Полис греческий сравнивали не только с римским полисом, сравнивали более чем с 30 типами городов-государств: с кельтскими городами, с городами средневековой Азии, с позднесредневековой Италией и с Италией Ренессанса, сравнивали с городами Аравии, майя и ацтеков, сравнивали с вольными городами Германии, сравнивали с городами южной России, и сравнения шли вплоть до XIX века. Изучение полиса Копенгагенским центром поставило вопрос о том, а можно ли любую общину в Греции считать полисом? Даже если община отдельная и независимая, является ли она обязательно полисом? И стало ясно, что нельзя положительно ответить на этот вопрос. Не можем мы каждую общину Греции считать полисом. Наряду с полисной организацией существовали этносы – общины, альтернативные греческому полису. Особенно их много было в периферийных центрах (Этолия). Этнос – это тоже община, там тоже есть свое гражданство. Но вместе с тем полисная организация жизни там не прослеживается. Это самостоятельная отдельная независимая община, но мы не может сказать, что им присущ полисный вариант сообщества. В целом в мировой науке последних десятилетий можно выделить следующие проблемно-тематические блоки:

1) Определение полиса – теоретические дефиниции и историческая реальность.

2) Функционирование полисной демократии.

3) Отношения собственности в классическом полисе.

4) Институциональная сторона полисной организации – какие политические институты существовали в полисе?

5) Политическая культура античности.

6) Право, ритуал, сакрально-правовые отношения в жизни полиса.

7) Соотношение понятий «полис», «город» и «государство».

8) Специфика различных типов полисов в диахронном (специфика при сопоставлении различных временных координатах) и синхронном (в одном и том же хронологическом срезе) аспектах.

9) Выживание полиса на периферии античного мира;

10) Соотношение таких понятий, как «полис» и «держава;

11) Полисная система ценностей;

12) Античные истоки современных европейских политико-правовых парадигм.

Есть стремления:

1) Каждый вопрос изучить максимально полно и фундаментально, поднять все источники;

2) Отойти от афиноцентризма – изучать другие полисы, а не только Афины (по ним больше всего источников);

3) Отказ от модернизации реалий античности.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Попытаемся проанализировать полис как государство. Подумаем: стоит ли включать понятие «город» в определение полиса? С другой стороны, ограничивается определение полиса понятием «город»?

1) Полис мог включать в свой состав несколько городов, а не один. Пирей, Элифсин – тоже крупные полисы, они включали несколько городов. Такие случаи являются исключением.

2) Обычная ситуация, когда один полис – один городской центр. И тут мы вспомним копенгагенский закон о полисе.

3) Могли быть полисы вообще без городских центров. Спарта, например, вообще не имела города – это 5 соседних деревень. Их описали Фукидид и Повсаний. Это, например, Панопей: «В 20стадиях от Херонеи находится Панопей. Там нет ни общественных зданий, ни гимназия, ни стадиона, но это полис, они посылаю своих представителей на всеполисное собрание». Возникает вопрос: что нужно включать в понятие город, применительно к античной Греции? Если мы откроем политологические словари, то первое определение города в них: «Город – центр ремесла и торговли, олицетворение ремесленного производства, товарно-денежных отношений». Такое определение к греческому городу не применимо. Специфика античного урбанизма в том, что основные занятия городского населения – это с/х. занятия. С течением времени города становятся центрами ремесла, но основная часть народа занимается с/х. Город в античности (для самих греков) – укрепленное поселение с монументальными общественным центрами (и это, в первую очередь, отличает его от деревни), культовый центр (там располагались храмовые постройки, укрепленные центры), воплощение политического единства общины. Там находились органы политической власти греков, и в этих отношениях город отличался от деревни, а по другим характеристикам (социальный состав, занятия жителей) отличия могли не быть существенными. Так сложилось, т.к. социальные факторы в генезисе не сыграли большой роли. Сыграли такую роль факторы военные. Мы говорим, что в нормальной ситуации для греческого полиса мы должны включать понятие «город», но с учетом политики античного урбанизма.

4) Можем ли мы ограничить понятие полиса только городом? Дело в том, что полис включал в себя не только город, но и сельскую округу – хору. Это земледельческая территория, входившая в полис. Она составляла с городом единство: население хоры были такими же гражданами полиса, как и жители города. Город тесно был связан со своей хорой, интегрально связан.

5) Что подразумевают античные авторы, когда они говорят о полисе? Полис – это гражданский коллектив, коллектив свободных граждан. А кто такие граждане, в представление античных граждан? Определение Аристотоеля:

a. Гражданин – тот, кто может быть судьей и магистратом (тот, кто участвует в народном собрании и в суде);

b. Гражданин – тот, кто свободен.

Гражданский коллектив мог существовать вообще без территории. Например, поход 10 000, когда войско наемников превращается в странствующий полис. Или, скажем, пример греков 411 г. на острове Самос. Они живут на флоте без своей территории. А насколько вообще территория необходима коллективу? Но такие примеры – исключения. В типичной ситуации полис – это коллектив граждан вместе с материальными условиями, необходимыми для их существования. А в античности таким условием являлась земля. Полис – это один из типов общины, но это не просто община, а община гражданская. Но не все население полиса было его гражданами. Были не граждане, граждане других полисов, лица без гражданства. В Афинах всех чужаков называли метеками. Например, гражданин Коринфа всю жизнь живет в Афинах – он не гражданин. Кроме метеков были в греческих полисах и рабы. Греческий полис – это гражданский коллектив + не граждане. Исследователи пытались развести следующим образом:

полис как коллектив граждан – политическая структура,

полис как граждане + плюс не граждане – социально-экономическая структура.

Г.А. Кошелян выступает против такой трактовки, т.к. полис как гражданский коллектив – это уже социально-политическая структура. Как это противоречие разрешить? Наверное, для гражданского коллектива метекки и рабы – лишь материальные условия существования коллектива.

5) Попадает ли при дефиниции полис в определение понятия государства? На рубеже 1980-х – 1990-х гг. Елена Михайловна Штаерман сказала, что античный полис – это вообще не государство, т.к. античный полис – это не инструмент подавления, а инструмент согласования интересов различных социальных групп населения. То есть она исходила из марксистского определения государства.

Что мы должны понимать под полисным государством? Полис – это община, он имеет определенную территории, имеет границы. Эту территорию населяет определенный народ. Античный полис – это, во всех отношениях, вполне полноценное государство, у него были атрибуты государственной власти. Это независимая государственная община. Каждый полис имел все атрибуты государственной независимости:

1) Свои законы,

2) Органы власти,

3) Свою армию,

4) Свою финансовую систему.

Итак, полис – это суверенное государство. Но важной чертой такого государства было, что оно очень маленькое (карликовое). Небольшие размеры полиса – это его неотъемлемая характеристика. Идеальный полис, по Платону, должен включать 5040 полноправных граждан. Аристотель писал, что население и территория полиса должны быть легко обозримыми. Нередко в полисах проживало мало население (не свыше 1 000) человек. В крупных полисах проживало много людей (в Афинах проживало 30 000 – 40 000, максимально 60000 человек)Размеры территории полиса колебались в диапазоне от 8 400 км2 (Спарта) до 70 км2 (Факида).

Дефиниция полиса должна включать понятие город и государство, но полис - это нечто большее, чем совокупность двух характеристик или просто город-государство. Специфика полиса поставила вопрос, может ли полис быть уникальным явлением? Или это не только античное явление? Антиковеды настаивают на уникальности полиса. Востоковеды стремятся найти полис на ДВ. У городов-государств на ДВ и у античного полиса была общая первооснова, общий прототип – это территориальная самоуправляющаяся община. Античный полис – это не только самоуправляющаяся община, но община гражданская. И, применительно к востоку, мы не можем говорить, что община суверенная.

И.Е. Суриков: деление на архаический и классический полис не столько хронологическое, сколько стадиально-типологическое. В классическую эпоху могут быть архаические по сути полисы. В Аттике и в тех областях Греции, которые мы можем считать передовыми, период формирования архаического полиса охватил первую половину архаической эпохи и pfвершился в середине VII в, Во второй половине архаики шел процесc становления классического подлиска и завершился к рубежу VI-VII в.в.

Черты, которые отличают классический полис от архаического:

1) Кодификация права;

2) Введение гоплитской фаланги;

3) Нарастание эгалитарных (уравнительных) тенденций;

4) Вытеснение архаических форм зависимости (в т.ч. долговой кабалы) и развитие классического рабства.

Полисы архаического типа, где ничего этого не было, могли быть и в классической Греции.

Теперь мы с Вами обратимся к факторам, которые привели к формированию полиса из протополиса. Первый фактор – процесс урбанизации, городская революция. Благодаря процессу синойкизма протополисы увеличиваются, превращаются в города. Результаты развития полисов:

1) К началу VIII века город отделяется о деревни, и если раньше ничего укрепленного у поселка не было, то теперь появляются отдельные города. Поселение в хоре – кома, поселение не укрепленное, без общественных зданий.

2) Великая греческая колонизация. Она 3-мя составляющими способствовала формированию полиса.

a. Она повысила уровень благосостояния населения, что способствовало политизации городов. До начала колонизации у греков в общественной жизни не было много ценностей, и вопрос стоял о выживании, а не о накоплении благ. А человек, живущий в нужде, не имеет сил и времени для политических забот. А полис – это коллектив политизированный, где все граждане участвуют в политической жизни. И, чтоб они таковыми стали, нужно было поднять уровень их материального благосостояния. В колониях этот уровень повышался быстрей и повысился раньше. Сибарит – это житель Сибариса, греческой колонии.

b. Колонизация создала рынок с/х. продукции, который позволил избавиться от ростовщического кредита, и таким образом, колонизация избавила людей от долгового рабства. Это рабство подрывало единство общины, и при возможности закабалить крестьянина не было бы разговора о равенстве. Ростовщичество, в отличие от торговли, развивается тогда, когда крестьянин слабо связан с рынком, когда он сам не может продать товар. И когда степень товарности производства низка, создается основа ростовщического кредита. Колонизация создала рынок, подорвавший ростовщичество.

c. Колонизация дала для греков достойную замену рабам-соплеменникам рабами-чужеземцами.

3) Развитие принципа частной собственности, укрепление индивидуального хозяйства.

4) Победа демоса над аристократией в политической борьбе.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Земледельческий труд, как основной в полисе, был возложен на свободных крестьян и считался их привилегией.

1) При этом в основе социально-экономических отношений лежала дихотомия частной и общественной собственности на землю. Аристотель, когда анализировал, какая собственность лучше: частная или коллективная, писал, что обе не совершенны, а более предпочтителен тот способ, который практикуется у нас: земля общая в относительном смысле, а в абсолютном – частная.

a. Во-первых, каждый гражданин был частным собственником своей земли: он мог покупать, продавать, завещать, отчуждать ее. Это могли делать только граждане.

b. Земля также находилась в собственности всего коллектива и его отдельных частей. Все сделки с землей полис контролировал. При этом те земли, которыми распоряжался весь коллектив или его часть, не давали государственной казне значительный доход, поэтому они сдавались в аренду на 10 лет и больше, и арендная плата шла на содержание святилищ, на аренду.

2) Организованного, крупного, приносящего значительный и постоянный доход государственного хозяйства не существовало.

3) Полис, из-за того, что считался верховным собственником земли, имел право контроля над хозяйственной жизнью граждан. Цель контроля – сглаживание имущественных различий, обеспечение поддержки граждан. Греческий полис не был однородным по составу: были богатые и малоимущие люди. Полис должен был кормить того, кто не мог сам содержать свою семью. Государство стремилось сдержать рост крупной частной собственности и поддерживать малоимущих граждан.

Какие способы?

а. Передел земли;

б. Самая частая форма – литургии (обязанности богатых граждан выполнять повинности в пользу государства: оборудовать корабли, проводить общеполисные раздачи за свой счет).

Вопрос о том, специфична ли такая ситуация для полиса, имеет неоднозначный ответ. Очень долго мировая и наша историография говорила, что в этом и есть специфика древнегреческого полиса. И.Е. Суриков пришел к тому, что ничего специфичного в этой ситуации нет. Он полагает, что любое современное государство по отношению к ЧС своих граждан выступает в такой же роли, как и античный полис: любое современное государство не разрешает приобретать землю на своей территории иностранным гражданам. И любое современное государство может отобрать собственность легальными методами. Цель литургий – предотвратить имущественное неравенство.

4) Следующий момент, дихотомия античной формы собственности и вообще специфика социально-экономических отношений в полисах в том, что гражданский статус и право на землю были взаимообусловлены. То есть гражданин + землевладелец, не гражданин не равно землевладелец. Никто кроме граждан не имел право на земельный учсток в пределах полиса, не мог даже приобрести дом для жилья, т.к. дом стоит на земле. Не гражданин мог только арендовать землю, но не покупать ее. Полис внимательно наблюдал за земельными сделками своих граждан, нельзя было в тайне от коллектива продать свой участок, вступить в наследство, и в этом проявилось то, что полис – верховный собственник земли. И в этом проявилось требование передела земли.

Основной экономической единицей внутри полиса был ойкос. Иногда писали, что полис – это сумма ойкосов. Но полис это более сложная экономическая система. Связь гражданина с полисом осуществлялась через посредство ойкоса: человек, который продавал ойкосную землю, вызывал неодобрение, осуждение, крестьянское домохозяйство было зримой связью человека, гражданина с ойкосом. Крестьянское хозяйство по природе своей замкнутое. Эту хозяйственную замкнутость греки называли автаркией – тенденцией к хозяйственной замкнутости. Автаркия – это его экономическая независимость, самодостаточность, но автаркию ойкоса мы не будем понимать как полное отсутствие экономических связей. Внешнеэкономические связи были, усиливались и со временем подрывали автаркичность полиса.

Следующий момент в социально-экономической жизни относится к социальной стороне: в полисе отсутствовало прямое налогообложение граждан. Никаких постоянных налогов граждане полисов не платили. Мог вводиться чрезвычайный налог, но это была вынужденная мера, и вводился он только по решению народного собрания. Проще говоря, греческие граждане собирались и договаривались, поскольку денег собирать на военные нужды.

5) И скажем еще о социальных отношениях. Основная масса населения полисов – свободные крестьяне, их экономическое положение в разные периоды менялось, и количество средних по состоятельности граждан могло увеличиваться и уменьшаться, но крестьяне составляли большинство населения. Полис заботился о том, чтобы у каждого гражданства был участок земли, и каждый гражданин имел право на часть общеполисных доходов. Кроме граждан в каждом полисе проживали не граждане. И, кроме того, в каждом полисе были рабы.

В чем специфика античного рабства? Именно в Греции рабство приобретает черты классического рабства. Оно формируется к концу архаике. Особенности

o Запрет порабощения сограждан. Во всех полисах в период архаики были приняты законы о запрете порабощения граждан своего полиса.

o Рабский труд как вспомогательный применялся во всех отраслях экономики.

Рабство свойственно истории человечества вплоть до наших дней. В чем специфика рабства в греческих полисах? У рабов в античном полисе не было места в системе производства. Но ни у кого нет сомнений, что рабы выступали в древнегреческих полисах как группа юридического характера, у которой были свои права и обязанности. Сколько было рабов в греческих полисах? Судя по подсчетам, а афинском полисе в классический период в V-IV веках рабы составляли не больше 1/3 всех жителей полиса. В других полисах рабов было еще меньше. Полис классический не был основан на рабском труде. Основные труженики были свободными гражданами.

6) Греческая цивилизация – цивилизация досуга. Греческие граждане имели досуг, который позволил им заниматься политикой, философией, наукой, спортом. Без досуга они не создали бы вершины мыслей, прочих достижений. Но являлось ли основой наличия досуга классическое рабство? Позволили ли рабы людям заниматься науками и спортом? Создали бы греки все это без рабов? Тут возникает вопрос: а сколько времени греки тратили на производство благ, и можно ли считать, что рабы высвободили им время на производство благ? Когда исследователи стали анализировать, а сколько члены современных примитивных обществ тратят на физический труд, оказалось, что народы, которые живут почти не цивилизованной жизнью, тратят на физический труд не более 7-8 часов в неделю. И за это время они создают себе минимум для жизнеобеспечения. И у исследователей создается картина, что грек не был поглощен физическим трудом, хотя ойкос и семья создавали нему блага. Грек в труде знал меру и трудился столько, сколько нужно было, чтоб он имел необходимый жизненный минимум, а остальное время тратил на то, что мы называем досугом. Получается, что наличие рабов существенно не влияло на физические затраты человека, и время для досуга оставалось у всех.

Еще стоит добавить, что уровень эксплуатации рабов на ДВ оставался выше, но греческие рабы не были самым эксплуатируемым сословием в мировой истории. Например, степень эксплуатирования рабов на плантациях американского юга период Нового Времени или в Америке XIX века гораздо выше. Тяжесть положения рабов в Греции состояла в политическом бесправии, в отсутствии гражданских прав в то время, как в Греции существовал их культ. На ДВ и свободные-то не знали, что такое гражданские права. Впрочем, между свободными и рабами на ДВ огромное количество промежуточных категорий населения.

7) Быстрое развитие товарно-денежных со второй половины архаики.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Все граждане назывались по названию своего полиса. Считалось, что все граждане полисов происходят от одного общего предка. Постепенно в полисе оказалось много людей, которые относились к филам и фратриям. Затем, когда родовое деление было отменено и введено было территориальное деление, многие чужаки оказались включенными в гражданский коллектив. Но затем территориальные филы также стали барьером для включения в них чужаков. Гражданский коллектив греческих полисов отличался замкнутостью: греки не любили за заслуги давать гражданские права людям. Греки не расширяли свои гражданские коллективы. Это связано с ограниченностью земельных ресурсов. Типичным государственным устройством в полисах была республика. В начале главенствующую роль в республике играли аристократы. Затем, в результате победы демоса на аристократией, в результате падения роли ростовщичества, ведущую роль стало играть народное собрание, в котором были представлены все граждане полиса – все взрослое мужское население. И в качестве типичной формы правления формируется демократическая республика. Очень сложным и дискуссионным вопросом является вопрос, а свойственна ли для полисов аристократическая или олигархическая формы правления? На ранних этапах аристократическая форма правления ни у кого сомнений не вызывает.

Сначала мы должны понять, что в термины «олигархия» и «аристократия» сами греки вкладывали различный смысл. Что такое аристократия? Аристотель считал, что аристократия – власть лучших, знатных по происхождению. А олигархия (от слова олигос – немногий) – власть немногих богатых. Полибий считал, что аристократия – выборная власть справедливейших и разумнейших людей. Олигархия – отсутствие выборности и своекорыстие людей, стоящих у власти.

В современной нашей политической терминологии мы говорим, что олигархия – власть немногих богатых.

Можем ли мы считать, что развитый полис мог быть олигархией и аристократией? В основном, чаще всего, исследователи говорят, что олигархические полисы были и в классической Греции (Спарта, например). Против понимания Спарты как олигархии выступал Ю.В. Андреев: он считал, что зачисление Спарты в разряд олигархий – недоразумение. И Андреев писал, что ни один античный автор не назвал Спарту ни аристократией, ни олигархией. Он считал, что развитый полис – всегда демократия. В основном, исследователи склонны считать, что бывали в классическое время не только демократические полисы. По поводу Спарты крупный немецкий специалист Штефан Линк говорил, что у Спарты были предпосылки для формирования демократического полиса, но она их не реализовала. В любом случае мы должны сказать, что общей и основной тенденцией развития греческих полисов была тенденция к демократии. Аристотель не спроста назвал демократию конечной фазой в эволюции полиса. Мы знаем особенность полисной демократией как гражданское владение землей. Основные мероприятия в полисах проводились в интересах большинства граждан. На первый план выступают народное собрание, суд присяжных, демократический совет. Коллективная воля граждан осуществлялась путем голосования в народном собрании, а потом приобретала форму закона.

ОСНОВНОЫЕ ЛОЗУНГИ ГРЕЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ:

1. ИСЭГОРИЯ – равное участие граждан в законодательной деятельности;

2. ИСОНОМИЯ – равенство всех перед законом.

В результате последовательного проведения этих лозунгов греческая община сливается с государством, и граждане могли смело сказать: «Государство – это мы». И к концу VI века в полисах сложилась организация гоплитская полития (крестьянская демократия).

Если на ДВ между отдельным человеком и государством был бюрократический аппарат, то в греческих полисов не было никаких назначаемых чиновников, только выборные магистраты, и принято говорить, что полис – это государство без бюрократии.

Следующий момент – это совпадение земельной и военной обязанности гражданина. Гражданин был и землевладельцем, и воином. Служить в армии было и долгом и привилегией граждан. И развитие политической и военной организации тесно было связано друг с другом. Если на ранних этапах развития полиса ядро вооруженных сил составляла конница, и на этом раннем этапе руководство армией принадлежало армии, затем появляется фаланга, и там сражались тяжеловооруженные гоплиты, главы крепких хозяйств, и это среднее крестьянство становится основной политической силой. Соответственно, переход к гоплитской фаланге демократизировал общественный строй. Затем в ряде полисов важную роль начинает играть флот, он становится мощной силой. Служить на кораблях могли самые нищие граждане. И это еще более демократизировало строй. Политический авторитет малоимущих людей вырос. Затем начинается переход к наемным армиям, и это сразу подорвет демократический строй. Таким образом, на протяжении греческой истории демократизация полиса была теснейшим образом связана со структурой вооруженных сил.

Следующий момент состоит в том, что в греческом полисе таким первичнеым политическим организмом полисной организации был дем – локальная община, самая маленькая политическая единица. Статус полиса приравнивался к тому или иному дему, по совершеннолетии человек становился гражданином именно в своем деме. Причем по принятию человека ведется голосование. По структуре дем был миниатюрным полисом. Соответственно, также голосуются общие решения в народном собрании. По демам составлялись списки граждан, собирались народные собрания, в демах собирались свои народные собрания, в демах были свои должностные лица – магистраты. Каждый житель дема чувствует свою ответственность за судьбу полиса, дем был крайне политизирован.

В каждом греческом полисе местом народных собраний была агора, она была оборудована удобными сидениями, она была сделана амфитеатром. В конце архаического периода по сторонам такой агоры стали воздвигать портики против солнца. Со временем они станут излюбленными местами торговцев, философов. На агоре или близ нее располагались общественные здания (например, здание городского совета булевтерий, пританий, здание суда – дикастерий). На агоре для всеобщего ознакомления выставлялись новые законы.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ГРЕЧЕСКИХ ГРАЖДАН:

1) Среди важнейших ценностей был земледельческий труд. Собственный труд на собственной земле считался добродетелью гражданина. Он считался чуть ли не единственным подобающим гражданину занятием. Труд на своей земле – не просто источник существования, это лучший способ самореализации человек в представлении греков. Например, в беотийских полисах, если человек 4 года занимался только ремеслом, а не земледелием, он лишался гражданских прав. Богатства на земле считались божественными дарами, и труд на земле не должен был быть источником больших прибылей. Вообще, в Греции стремление к богатству осуждалось. Для греческого гражданина занятие с/х. – лучший способ, который позволяет греку жить в мировой гармонии.

2) Следующий момент. Греческие граждане имели долю в общеполисных доходах. Это привело к тому, что одной из важнейших черт полисных ценностей явилась полисная солидарность. Она была правом, и обязанностью граждан.

3) Граждане полисов в массовом порядке ставили интересы полисов выше своих личных (или семейных) интересов. Наверное, они просто не разделяли личные и семейные интересы с интересами полиса. Даже литургии – тяжелые материальные повинности – воспринимались как почетная обязанность. Полисная солидарность не противоречила представлению о том, что личность каждого гражданина самоценна.

4) По мере развития культуры греков возникло представление, что представление о единстве социально-экономической и политической организации греков. Это единство было осознано как единство греков против варваров. Греки стали считать всех кроме себя варварами: они полагали, что их политическая организация принципиально отличается от той, которую имели для себя другие народы. Представление о единстве греческого мира подкреплялось ростом почитания общегреческих богов и святынь. И, даже когда полисы воевали между собой как разные государства, территория общегреческих храмов богов оставалась священной. В общегреческих центрах (Дельфы, Олимпия) устраивались панегирии – собрания греков разных полисов, сопровождавшиеся общегреческими играми и состязаниями. Также устраивались амфиктионии – союзы греческих полисов, соседних с каким-либо крупным или почитаемым храмом. Они делались для защиты от врагов. Самая известная – в Олимпии у храма Зевса стали раз в 4 года проводить Игры. С VIII века Олимпийские игры стали общегреческими для метрополий. С VII века игры открылись и для колоний. Игры по началу были спортивными состязаниями, но потом стали знаменовать превосходство греков над варварами.

5) На основе греческого единства сформировалось представление о преимуществе греческого политического строя и превосходстве греков над н6егрекамив военном и физическом отношении.

6) В представлении греков в восточных империях царило поголовное рабство. Почему греки считали так? Попасть под царскую власть для грека означало иметь над собой господина, то бишь попасть в рабство. Аристотель говорил: «Всякий, кто живет под царской властью, – раб по своей природе. Варвар – раб по природе, он рожден под царской властью». Потому для греков было не зазорно использовать выходцев с ДВ как рабов.

 

8) Краеугольное понятие греческой полисной идеологии – жэлевтерия (свобода) – отсутствие всякого господства над собой. Истинно свободным мог быть только тот, кто экономически независим. Греки не были в мировой истории первыми, кто не имел над собой господина. Греки были первыми, кто осознал свою свободу. Гражданин полиса не только осознавал и ощущал себя свободным, но и считал всякого несвободного рабом. Понятие свободы греки относили еще и к полису. Свобода полиса – его автономия, право жить по своим законам. Если для идеологии ДВ государств была характерна идеализация господина, культ собственной несвободы, то для греческого мира был характерен культ свободы и гражданских прав.

9) Реализовать свои права грек мог только при наличии досуга. Потому для греков было важно представление о необходимости досуга. Досуг для греков означал свободное время для интеллектуальных занятий и для физического совершенствования. И условия жизни были благоприятны, чтобы человек развивал творческие способности. И следствием интеллектуальной жизни стал расцвет философии, науки, искусства.

10) Противопоставление сакрального (священного) и профанного (светского). Полис – не только политический, но и религиозный феномен. В полисе религия не имела никаких священных текстов, божественного откровения, духовенства, церковной организации. Государство и религия, по сути, совпадали в греческом полисе. Вся территория полиса была священной. Но каким образом сакральное пространство обеспечивалось? Было несколько священных центров. Исследователи выделяют два.

А) Центральный – на акрополе;

Б) Крупное святилище в хоре.

При этом, степень сакральности внутри полиса даже на Акрополе была различна. В Афинах наиболее священными местами был храм Эрейхтейон. Второе место – агора. И сакральный характер пространства выражался для агоры в том, что вход в нее маркировался специальными камнями. И люди, считавшиеся оскверненными в религиозном плане, не впускались в религиозное пространство агоры. В пределах полиса не разрешалось хоронить умерших. Мы говорим, что существовали уровни сакральности в пространстве греческих полисов, при том, что весь полис был сакрализованным пространством. И, говоря о сакрализацрии греческого полиса и о храмах как о ключевых ее очагах, мы должны сказать, что храм понимался греками как олицетворение полисного духа, полисного единства и солидарности. Такое трепетное отношение греков к своему храму не было связано с религиозной экзальтацией.


 

ТЕМА 7: РАСЦВЕТ АФИТНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 2419;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.