Правила записи констант различных типов

Константы - это объекты данных, которые не меняют своих значений в процессе выполнения программы. Имя константы однозначно определяет и ее тип, и ее значение.

В простейшем случае в Си определены три типа констант: целые, вещественные, символьные. Рассмотрим правила их записи.

 

целая_константа =

( десятичная | восьмеричная |

шестнадцатеричная ) ["l"|"L"]

 

десятичная = цифра {цифра}

восьмеричная = "0" цифра8 {цифра8}

шестнадцатеричная = "0" ( "x" | "X" ) цифра16 {цифра16}

цифра8 = "0"|"1"|...|"7"

цифра16 = "0"|"1"|...|"9"|"A"|"B"|"C"|"D"|"E"|"F"

 

Обычно целые константы имеют тип int, добавление сзади константы буквы l или L обозначает константу типа long.

Пример правильных целых констант: 17, 012L, 0x35, 1235L

Отрицательные целые константы получаются путем добавления знака "-" перед константой без знака. Значением целой константы является число, которое она обозначает.

 

 

вещ_константа = цифра {цифра} "." {цифра}

[ "e" [ "+" | "-" ] цифра {цифра} ]

 

Пример правильных вещественных констант: 12e-33, 12.5, 128.05e-56, 54e23 .

 

Отрицательные вещественные константы получаются путем добавления знака "-" перед константой без знака. Значением вещественной константы является число, которое она обозначает.

Символьной константой является любой символ, заключенный в апострофы: 'A', 'c', 'd'. Значение символьной константы - величина целого типа, равная коду символа из таблицы кодов.

Для обозначения некоторых невидимых управляющих символов используется специальная кодировка:

'\n' - символ перевода строки,

'\r' - символ возврата каретки,

'\t' - символ табуляции,

'\b' - символ возврата на шаг,

'\\' - обратная косая черта,

'\"' - кавычки,

'\0' - символ с кодом 0.

Несмотря на то, что специальные символы записываются с помощью двух символов, фактически определяется однобайтовая символьная константа.

Символ может быть представлен и его шестнадцатеричным кодом, перед которым необходимо поставить \x. Например: '\x4C'эквивалентно 'L' и т.д.

Беззнаковый тип для целых данных

Обычно целый тип охватывает и отрицательные и положительные значения. Например, тип int имеет диапазон значений от -32768 до 32767. Иногда отрицательные значения не нужны. Тогда имеется возможность вдвое увеличить диапазон положительных значений, т. е. от 0 до 65535. Это можно сделать если описать тип как беззнаковый.

 

имя_беззнакового_типа =

"unsigned "("int"|"long"|"short"|"char" )

 

Пример:

unsigned int ab, c, d;

Символьные строки

Последовательность символов, заключенная в двойные кавычки, представляет собой символьную строку. Двойные кавычки в строку не входят. Например, "Это строка символов". Первая кавычка указывает на начало строки, последняя на ее окончание.

Строка символов хранится в памяти ЭВМ как массив символов.

Массив символов представляет собой последовательность символов, расположенных в непрерывной области памяти и объединенных общим именем:

 

Э т о   С т р о к а   с и м в о л о в \0

 

В конце строки символов компилятор ставит ноль-символ, т.е. символ, код которого равен 0. Он служит признаком конца строки.

Значение символьной строки - это адрес ее первого символа.

При трансляции программы компилятор разместит все символьные строки в памяти, а в программу вместо них подставит соответствующие адреса (т.е. значения символьных строк!).

Символьная строка является константой, т.е. ее невозможно изменить в процессе выполнения программы. На практике часто необходимо выполнять различные действия над символьными строками: например запросить ввод имени пользователя, которое затем используется в выводной информации. Подобные операции возможны, если описать переменную как массив символов.

 

описание_массива_символов =

"char " имя "["размер"]" { "," имя "["размер"]" } ";"

где размер - максимально возможное количество символов плюс 1 для размещения нуль символа.

Пример:

char name[50], fio[81];

 

Переменная name способна хранить строку из 49 символов, fio из 80. Значениями переменной name и fio являются адреса областей памяти, выделенных для хранения соответствующих строк.

 

Понятие функции

Под функцией понимают часть программы, которая реализует вполне законченный алгоритм, и может быть вызвана (то есть, запущена) из любого места программы. После окончания работы функции программы продолжается с места вызова функции.

Язык Си имеет мощные средства создания собственных функций пользователя. Однако на первых порах мы будем использовать стандартные готовые функции, предоставляемые нам библиотекой языка Си. Для вызова функции необходимо записать следующую конструкцию языка:

 

вызов_функции =

имя_ функции "(" [ аргумент { "," аргумент } ] ")"

 

Пример:

printf( "Это простое число %d", num );

 

Здесь имя функции "printf", функция имеет два аргумента, первый - строка символов, второй - переменная num.

Аргументы функции - это данные, которые передаются функции для обработки. Функция может не только получать аргументы, но и возвращать вычисленные значения:

A = sin( x );

Если функция возвращает значение, то ее вызов можно использовать в различных операциях:

A = sin(x) * cos(y);

n = printf( "%d", k ) + 5;

Функции sin и cos возвращают вычисленные значения синуса и косинуса, а функция printf возвращает количество выведенных на экран байт.

Основная функция, описанная как void main ( void ), не принимает аргументов и не возвращает значения (void - пусто).








Дата добавления: 2016-03-10; просмотров: 772;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.