Основные ценности культуры
Чтобы стать культурным человеком в полном смысле этого слова, недостаточно воспринять внешний антураж культуры, а необходимо органически усвоить ее главные ценности. Поскольку ценности отражают человеческую сущность, одно из определений культуры характеризует ее как процесс и результат реализации определенных ценностей. Это может быть отнесено не только к конкретному человеку, но и к историческому типу культуры, который содержательно определяется ведущейценностью.
Любой материальный предмет является элементом определенной культуры, через которую ее можно реконструировать. Посуда, мебель, одежда, архитектура – все это и многое другое представляет культуру определенной эпохи, региона, социального слоя. Подобным же образом можно отличать культуру религиозную и сциентистскую (т.е. ориентированную на научную рациональность). Первая из них подразделяется, главным образом, на христианскую, буддийскую, исламскую культуру, а сама христианская – на католическую, православную и протестантскую. Каждая культурная форма отражает некоторую ведущую ценность: красоту, полезность, роскошь, экономичность, утонченность, основательность и т.п. Интересно выделить ведущую ценность современной культуры, которая по сути своей является постмодернистской.
Несомненно, что культура возникла первоначально во многом для защиты человека от сил природы, для обеспечения его независимости от природы, т.е. из соображений практической полезности. Это выражалось в производстве орудий, укрощении огня, постройке жилищ. Даже первоначальные формы искусства и религии были связаны с образным и ритуальным обеспечением полезности в отношении внешнего мира. В дальнейшем человек использует более сложную технику, с помощью которой он увеличивает свою силу, скорость передвижения, зоркость и т.д. Появляется возможность воспроизводить свои зрительные и слуховые впечатления посредством фото- и звукозаписи, возникают средства дальней связи… Иллюстрации полезности человеческой культуры можно продолжить, но эта важная ценность не является исключительной, а нередко вообще отходит на второй план. Один из первых предметов культуры, превосходящий обеспечение полезности – это одежда, которая уже в первобытную эпоху становится более чем функциональной.
Культура предъявляет человеку (а человек – культуре) требование соответствовать ценности красоты. Человек выращивает цветы, создает произведения искусства, украшает самого себя и мир вокруг себя отнюдь не ради пользы. Другие ценности культуры – чистота и порядок, в смысловом отношении тесно связанные. Порядок помогает человеку наилучшим образом использовать пространство и время, чем экономит физические и психические силы. Не сводимые к полезности культурные ценности не являются второстепенными или факультативными, они давно стали важнейшими атрибутами культуры. Признанные культурные ценности – уважение к высшим духовным проявлениям, поддержка науки, искусства, религии, философии. И наоборот, принижение интеллектуального труда по отношению к физическому, создание более сложных условий жизни для интеллигенции – показатель низкого культурного уровня всего общества.
Различным типам человеческой деятельности соответствуют различные базовыеценности. Так, преобразовательной деятельности соответствует ценность пользы, которая может быть определена как преодоление сопротивления внешней среды в соответствии с целями субъекта. Абсолютизация пользы создает такое явление культуры, как утилитаризм. Необходимо учитывать, что польза есть форма, в которую можно вкладывать различное содержание (одно может быть полезным с позиции технократа, другое – с точки зрения эколога).
Если польза определяет отношения субъекта и объекта, то базовой ценностью субъект-субъектных отношений как подлинного общения является признание. Общаясь с другим, любой человек хочет быть признан как… имеющий некоторое достойное качество. Низшее признание осуществляется на уровне власти, высшее – на уровне любви, между ними располагаются ценности престижа, выгоды, справедливости и долга. Таким образом, уровни признания простираются от отношения к субъекту как к объекту, которым можно управлять, до отношения к нему как к субъекту, способному любить.
Познавательной деятельности соответствует базовая ценность истины, и всем типам человеческой деятельности соответствуют ценности красоты и гармонии, согласно которым должно осуществляться в равной мере познание, преобразование и общение. Уродливо сделанные вещи обычно оказываются малофункциональными, громоздкие формулы – подозрительными, а «некрасивое» общение – малоэффективным.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 925;