Механицизм и холистическая философия
В Новое время сложился тип мировоззрения, которое представляет научное знание как наивысшую культурную ценность и достаточное условие ориентации человека в мире. От латинского слова «наука» это направление получило название сциентизм. В соответствии ему, наука важнее всего, а остальное ценно лишь в той мере, в какой это научно и не имеет ценности, если ненаучно. Идеалом для сциентизма выступает не всякая наука, а именно естествознание, по образцу которого должно быть построено социально-гуманитарное знание и вся культура. Сциентизм утвердился в конце XIX в., и сразу же возникла его альтернатива – антисциентизм. Он подчеркивает ограниченность возможностей науки, а иногда даже трактует ее как враждебную человеку силу.
Наиболее грубая форма сциентизма – это механицизм, который признает единственно реальной механическую форму движения материи. Иначе говоря, механистическая философия – это самая примитивная форма материализма. Она сводит высшее к низшему, сложное к простому, т.е. страдает редукционизмом. Однако известно, что даже физические процессы (например, перераспределение тепла), не говоря уже о химических реакциях, есть нечто большее, чем простое взаимодействие маленьких механических шариков – атомов и молекул. Равным образом, социальные отношения больше межличностных взаимодействий.
В XVI-XVIII вв. механицизм был господствующим направлением в натурфилософии, что было вызвано особым положением механики как науки в то время. Некоторые философы полагали возможным познание истины только потому, что «мир есть машина». В XIX в. начались революционные перемены в физике, положившие конец господству механистической философии. Они были связаны с экспериментами Фарадея и теоретическими работами Максвелла по электромагнитным явлениям. Свет был понят как быстро изменяющееся электромагнитное поле, волнами распространяющееся в пространстве. В общей теории электромагнитных колебаний все различия между радиоволнами, светом и рентгеновскими лучами были сведены к разнице в частоте.
А. Эйнштейн первым высказал мысль, что электромагнитные поля существуют сами по себе (а не в материальном эфире) и способны распространяться в пустом пространстве. Созданная Э. Резерфордом модель атома представила его не как плотное материальное тело, а скорее как преимущественно пустое: малое ядро с электронным облаком вокруг. В соответствии со знаменитой формулой Эйнштейна масса была понята как форма организации энергии. Все эти физические открытия имели важное философское значение. Они разрушали механистическое мировоззрение, которое отвергает сложные формы бытия и часто откровенно потешается над духовностью.
Сциентистская психиатрия и психология объявляют галлюцинациями и искажениями реальности способности некоторых людей наблюдать нематериальные объекты. (Речь идет не только о подтвержденных исторической практикой видениях Жанны д’Арк, но и о результатах исследований американского ученого С. Грофа). Революционный характер в этой связи имеют исследования выдающегося психолога ХХ в. К.Г. Юнга, который в своей клинической работе наблюдал множество совпадений необычных психических переживаний со схожими событиями во внешнем мире, – связь, которую невозможно объяснить на основании линейной причинности. Юнг ввел понятие архетипов – общих для всех людей иррациональных образцов психических переживаний.
В ХХ в. были открыты новые принципы, имеющие далеко идущие научные перспективы. Они были названы холономными («целостно-законными») и прямо противоположны принципам механистических взаимодействий. Так возникла холистическая философия, или холизм, ключевым понятием которого является «целое», или целостность («the whole»). Холономное понимание реальности описывает ее как неразрывное целое, вовлеченное в такое движение, где любая сущность и любое событие производны от этой целостности. По словам С.Л. Рубинштейна, «каждое явление в известном смысле есть зеркало и эхо Вселенной».
Холономный подход к миру можно встретить уже в ведийской философии, где первичные частицы жизни («дживы») являются основой не только человеческой и животной жизни, но также растительной и неорганической. Аналогично понимание монады в философии Лейбница. Показательно, что все знание о вселенной можно вывести из одной единственной монады точно так же, как можно клонировать весь организм из одной его клетки.
Мощной метафорой холономного подхода является техника голографии (трехмерной фотографии), в которой используется интерференция света, отраженная от объекта. Голографическую модель удалось также перенести на мир акустики. Как известно, люди и животные могут локализовать источник звука не только из-за различия интенсивности звукового сигнала в разных ушах, поскольку живое ухо является как приемником, так и передатчиком звука. Уже разработана технология холофонического звучания с тончайшими пространственными характеристиками.
Возможно, человечество приближается к сдвигу господствующей парадигмы (концепции миропонимания) и появлению той, которая способна синтезировать разнообразие данных квантовой физики на новом уровне холистического понимания, включающего в себя и нетрадиционное для нашего времени целительство, и древние религиозные практики. Пока же большинство людей даже в начале ХХI в. не только не готово к восприятию холистического мировоззрения, но и неспособны принять теорию относительности, а многие по-прежнему мыслят механистически. Такие люди считают, что все сложное состоит из простых кусочков и не признают реальным то, что нельзя потрогать руками.
Именно холизм является философским основанием антропокосмизма, понимания целостности человека и целостности мира в их взаимосвязи. Если разврат – это отсутствие целостности в любви, ее разделение вплоть до влечения к разным частям тела, то механицизм можно назвать мировоззренческим развратом и надеяться на его преодоление посредством интеллектуальной и духовной эволюции.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1550;