Социальное значение ценностей
Ценность является своеобразным катализатором человеческой активности. Для того, чтобы социальные нормы и цели эффективно побуждали человека к деятельности, они должны воздействовать не столько извне, средствами принуждения, сколько изнутри. А для этого социальные установления должны выступать как ценности, то есть быть тем значимым, что вызывает в субъекте непосредственный отклик и прямо побуждает его к действию. В отличие от «бесстрастного» гносеологического образа предмета, ценностный образ ориентирует субъекта, задает ему определенное направление действия с этим предметом. В этом смысле саму волю человека можно назвать «ценностным вниманием». Благодаря ценностям человек отделяет важное от неважного, приемлемое от неприемлемого; вообще, социализируется, т.е. становится общественным. Развитые ценностные ориентации – показатель зрелости личности.
В социальной сфере ценности приобретают профессиональную окраску, вызванную разделением труда. Так, доминирующей ценностью в науке является истина, в искусстве – красота, в юриспруденции – законность и т.д., в любом случае – то, что называется профессионализмом. Это не исключает, а даже предполагает сочетание различных высших ценностей у гармонически развитой личности.
Ценности изменяются в процессе социального развития и, наоборот, задают ему направление. В идеале человек продвигается по пути общественного прогресса и постепенного разрешения проблемы отчуждения. В этом смысле история освоения ценностей есть история освоения человеком самого себя, история становления человеческой сущности. Разумеется, ценности не всегда реализуются в социальной жизни. Но они и не должны быть обязательно реализованы. Ценности должны быть осознаны как таковые, именно как должное.
Важную социальную роль играют нравственные, или моральные ценности. Впервые проблема ценностей была поднята И. Кантом именно при их рассмотрении, что подтверждает значение морали для духовности человека и общества в целом. Нравственным можно стать, лишь подавляя в себе природное начало, поэтому мораль, по Канту, это область противоестественного, а именно сфера ценностей как должного. Известно, что добродетель чаще всего не вознаграждается в земной жизни. Чтобы мораль была справедлива, нужна вечная жизнь и особый идеальный мир ценностей без пространства и времени. Такова логика одного из классиков немецкой философии. Очевидно, что потребности и интересы основой морали быть не могут.
Советская философия стала заниматься проблемой ценностей с начала 60-х гг. В это время само понятие аксиологии считалось излишним, многие выступали против ее выделения в особый раздел философии. Рассуждая строго по-марксистски, ценность и историческая необходимость совпадают (как, например, коммунизм). Если это верно, тогда действительно не может быть никакой проблемы ценностей, дополняющей науку. Вместо того, чтобы специально рассматривать теорию ценностей, считалось необходимым стремиться к преодолению несовершенных социальных отношений. Когда на смену капитализму придет общество, рациональное в своей основе, тогда исчезнет и проблема ценности. Таким образом, особый мир ценностей, то духовное измерение, которое нашли немецкие философы, для марксизма есть просто мир социального бытия. Но в этом мире, т.е. в обществе, ценности лишь существуют и меняют формы, однако они там не рождаются. Поэтому замена понятия «духовное» понятием «общественное» не равнозначна. Социальное есть форма, или способ бытия духовного. Сам же дух содержателен – как сущность, удерживающая себя в форме социального.
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1069;