Структура социологического знания.

 

Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: 1) по содержанию, т.е. по специфике изучаемого объекта; 2) по форме (по методам и источникам получения); 3) по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: 1) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный.

С точки зрения того, что изучается, выделяют: 1) предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество, и 2) метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки.

Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня:

1) Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития.

2) Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру и т.д.

3) Конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов.

По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять 1) теоретическую и 2) эмпирическую социологию.

Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая – на познание внешних проявлений этой реальности.

Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Эмпирический уровень – это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий.

С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию.

Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология – на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи.

Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – социологию.

 

 

(Радугин) Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука, должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя институционализация означает совершенство­вание организационной структуры науки, наличие устойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс производства и систематизации знаний в определенной об­ласти познания. Одно из важнейших мест в этом процессе принадле­жит разделению труда, наличию в организационной структуре науки трех относительно независимых уровней: 1) уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные за­кономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую ценность проблем, на ос­нове существующих фундаментальных знаний; 3) социальная инже­нерия уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Данная классификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня", теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.

На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой, космогонией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам).

Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий.

Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном Теории среднего уровня занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации.

По мнению Р. Мертона, теории среднего уровня - это "теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений". Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня тем не менее формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований.

Теории среднего уровня, таким образом, относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как с эмпирическими исследованиями (которые поставляют необходимый "сырой" материал для их создания и развития), так и с общесоциологическими теоретическими построениями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теорий среднего уровня позволяет им сыграть роль мостика между "высокой" теорией и эмпирическими данными в результате исследования конкретных явлений и процессов.

Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы:

- теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения),

- теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса),

- теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).

В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология ис­следует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведе­ние людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

3. Функции социологии.

 

Теоретико-познавательная – функция, которую выполняет любая наука. Обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества.

Соци­ология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фунда­ментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методо­логические принципы познания социальных процессов и обобщаю­щих значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни

Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа. Социологические иссле­дования дают конкретную информацию для осуществления дейст­венного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной поли­тики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функ­ция социального контроля.

В рамках данной функции выделяют:

а) Функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций.

б) Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.В этом про­является прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговремен­ные последствия и т. д.

в) Большое значение в жизни общества имеет использование со­циологических исследований для планирования развития разнооб­разных сфер общественной жизни. Функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т.д. Начиная с 1970-х годов, советские социологи принимали активное участие в составлении комплексных планов социального развития предприятий, районов, городов, областей, регионов.

Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений.

Просветительская (образовательная) функция. Социология – это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии. Социология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии.

 

Лекция 2.

Общество как социальная система.

Лекция 2. Общество: понятие и сущность

1. Сущность и структура социального действия. Социальная связь

2. Общество как социетальная система

3. Признаки и типология обществ

 

Ключевые понятия: социальное действие, потребность, мотив, интерес, целерациональное действие, ценностно-рациональное действие, идеальный тип, аффективное действие, традиционное действие, социальная связь, социальный контакт, интеракция, социальные отношения.

 

-1-

 

Понятие «социальное действие» - одно из центральных в социологии. Оно выступает первичной клеточкой социальной жизни, простейшим элементом социальной деятельности людей.

Впервые в социологию это понятие ввел немецкий ученый М. Вебер. Он определял социальное действие как «действие человека, которое по предлагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них».

Например, М. Вебер считал, что случайное столкновение двух велосипедистов может быть не более, чем происшествием, подобно явлению природы, но попытка избежать столкновения, брань, последующая за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта – это уже социальное действие.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что действия индивида можно назвать социальными в том случае, если оно обладает двумя характеристиками: 1) осознанностью; 2) ориентацией на поведение другого.

Следует также отметить, что человек в жизни никогда не действует полностью осознанно, поэтому такие действия можно считать идеальной моделью.

Что же лежит в основе социального действия?

Внутренним импульсом любого действия всегда являются потребности, которые детерминируются социальной средой. Потре́бность — внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

.Причем, прежде чем осуществить то или иное действие, индивид актуализирует мотивы. Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Именно мотивы, различные у каждого человека, придают любому социальному действию свою индивидуальность. Социальный объект в соединении с мотивом вызывает интерес. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность.

Постепенное развитие интереса ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Цель определяется как идеальное предвосхищение результатов действия. Момент появления цели означает осознание субъектом ситуации, формирование мотивационной установки, что означает готовность к совершению социального действия.

Таким образом, любое социальное действие должно включать: 1) действующего субъекта; 2) потребность; 3) мотивацию действия; 4) цель действия; 5) метод действия; 6) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 7) результат действия.

 

Типология социальных действий М. Вебера.

М. Вебер выделил 4 вида социального действия:

1) Целерациональное;

2) Ценностно-рациональное;

3) Традиционное;

4) Аффективное.

Целерациональное действие полностью основано на рационализации и моделировании социальной жизни индивида, а критерием рациональности выступает успех. Именно поэтому М. Вебер данный тип социального действия относит к «идеальным типам». Наиболее приближенными к целерациональным действиям будут действия бизнесмена, который старается просчитать действия и реакции партнеров для максимально быстрого достижения цели.

Что касается ценностно-рационального действия, то М. Вебер характеризует его следующим образом: «Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считаясь с предвидимыми последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота и т.д.» Таким образом, если для целерационального действия мотивом является прежде всего цель индивида независимо от средств и инструментов, с помощью которых оно достигается, то для ценностно-рационального первичны средства достижения цели.

Примером ценностно-рационального действия являются действия патриота.

Определяющей характеристикой аффективного действия является то или иное состояние субъекта (гнев, радость, страсть, страх и т.д.) Главное в таком действии – стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. То есть действие, совершенное в состоянии аффекта и направленное на другого или других, будет аффективным.

И, наконец, традиционное действие, или действие через традицию или привычку. Такой тип социального действия формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным культурной традицией. В данном случае индивид действует по принципу «как все», «как всегда было». К традиционным действиям можно отнести любые обычаи и традиции, принятые в данном обществе.

Следует отметить, что два последних типа действий не являются социальными в строгом смысле слова. Дело в том, что ни аффективные, ни традиционные действия часто не осознаются и, следовательно, не планируются субъектами.

М. Вебер отмечает, что люди действуют чаще всего целе- и ценностно-рационально. Причем увеличение рационализации социальных процессов – это тенденция исторического развития общества. Кроме того, происходит вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального.

 

Социальная связь: понятие, механизм осуществления, виды.

Выделение отдельных социальных действий – это, прежде всего, теоретическая модель.

Социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы редко встречается в единичном, обособленном виде.

Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен социальными действиями. Именно в этом и состоит суть социальной связи, которая возникает в результате совершения социальных действий с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

По структуре социальная связь состоит их трех основных элементов:

1) Субъекты связи – индивиды или группы, участвующие во взаимодействии.

2) Предмет связи – то, по поводу чего осуществляется связь.

3) Механизм сознательного регулирования связи: своеобразные «правила игры».

При этом большую роль играют взаимные ожидания. Так, например, в зависимости от постановки вопроса, тона голоса, от того, как вопрос задан, вежливо ил грубо, человек, к которому он обращен, может ответить или не ответить на него. Именно оценка отвечающим поведения спрашивающего субъекта по перечисленным критериям и соотнесение его со своей шкалой ценностей и является механизмом регулирования связи.

В социологии различают 3 вида социальных связей:

1. Социальные контакты

2. Социальные взаимодействия, или интеракции

3. Социальные отношения

социальные контакты – это самый простой вид социальных связей, который представляет собой кратковременные коммуникации индивидов, не имеющие особой значимости, ценности для коммуникантов. Например, покупка цветов, оплата счетов.

Интеракции, или взаимодействия. Это систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера. Ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Таким образом, идет обмен действиями.

Основными характеристиками любого взаимодействия являются:

1. Сопряженность системы действий обоих партнеров по отношению друг к другу.

2. Возобновляемость взаимодействий и их координация.

3. Устойчивый интерес к ответным действиям своего партнера.

Взаимодействие может продолжаться долго и стать устойчивым, многоразовым или постоянным. В ходе устойчивого взаимодействия ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых ожиданий.

Социальные отношения – это определенная, упорядоченная система взаимодействий индивидов, входящих в различные социальные общности.
Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

Люди форми­руют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и посто­янством. Далее, социальная жизнь не аморфна, а диффе­ренцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функциональ­но взаимосвязанными. Эти дифференцированные и взаи­мосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Такие устоявшиеся социальные отношения образуют социальную структуру (лат. «struere»- строить, соединять).

Социальная структура - черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют определен­ное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют или обуславливают в значительной степени функционирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов.

-2-

 

Социальная система - структурный элемент социаль­ной реальности, определенное целостное образование, основ­ными элементами которого являются люди, их связи и взаи­модействия. Система - это предмет, явление или процесс, со­стоящий из качественно определенной совокупности элемен­тов, находящихся во взаимных связях и отношениях и обра­зующих единое целое, способное во взаимодействии с вне­шними условиями своего существования изменять свою струк­туру. Существенными чертами любой системы являются це­лостность и интеграция. Целостность фиксирует объектив­ную форму существования явлений, т. е. существование как целого; интеграция - процесс и механизм объединения час­тей. Целое всегда больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме его элементов, об­наруживают некий «интегральный эффект». Эти новые ка­чества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные. Специфика социальной системы состоит в том, что она формируется па базе той или иной социальной общности (социальная группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье по­ведение детерминируется определенными социальными по­зициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной со­циальной системе, а также их различными индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценнос­тные ориентации, интересы и т. д.).

Система представляет собой целостный комплекс вза­имосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерар­хия систем: одна система может быть элементом системы бо­лее высокого порядка; элементы любой системы, в свою оче­редь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, органи­зация системы как целого выше, чем ее отдельных элементов. Любая система - от атома до общества - всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем/Важными системными принципами являются также структурность - возможность описания сис­темы через установление ее структуры, т. е. сети связей и от­ношений системы, а также обусловленность функционирова­ния элементов системы свойствами ее структуры. Существует взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой). Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой сложно организованную систему выс­шего «органического» типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем и характеризующуюся структурно-функциональной це­лостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, дина­мизмом, самоорганизацией, самовоспроизводством, эволюцией.








Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 4030;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.