Методические принципы обучения

 

Принцип обучения – то основное положение, которое распространяется на обучение движениям в процессе ФВ. Т.к. ФВ – педагогический процесс, то принципы обучения также педагогические.

До 1940 г. ФВ пользовалось общепедагогическими принципами обучения, а после этого принципы стали учитывать физиологическую сторону формирования навыка. Принципы уточнялись, изменялись и в настоящее время ТФВ практикует 5 принципов обучения:

1) принцип сознательности и активности. Этот принцип наиболее важен при обучении, т.к. связывает все другие принципы. Приоритет его признания принадлежит П. Ф. Лесгафту, который считал, что успех обучения зависит от сознательного отношения к обучению. Этот принцип предполагает:

- формирование осмысленного отношения и интереса к занятиям ФУ. Здесь большое значение имеет объяснение структуры упражнения, его назначения, применения на практике. Большое значение приобретает мотивация (хорошая мускулатура, спортивная фигура, быть быстрее, сильнее других). Задача специалистов – довести смысл конкретных заданий до учащихся;

- стимулирование сознательного анализа, самоконтроля и рационального использования сил при выполнении ФУ. Здесь предполагается сознательное управление двигательной деятельностью, оценка и контроль над выполнением упражнения. Большое значение приобретает идеомоторная тренировка, т.е. мысленно воспроизведение движения;

- воспитание инициативности, самостоятельности и творческого отношения к заданию. Здесь предполагается высокая активность занимающихся в процессе обучения. Чем активнее сами ученики, тем эффективней процесс обучения. Активность тесно связана с заинтересованностью. Интерес к занятиям часто зависит от самого преподавателя, т.е. от доступности упражнений, знания его структуры, применения разных форм обучения, поощрения, творчества и др.

2) принцип наглядности. Этот принцип предполагает широкое использование всех органов чувств (анализаторов), внутренних и внешних рецепторов, всей сенсорной системы в формировании движения. В формировании движения принимают участие 5 анализаторов: зрительный, слуховой, кожный (тактильный), двигательный, вестибулярный (анализатор равновесия). Чем больше анализаторов участвует в формировании движения, тем легче оно формируется. Наглядность при обучении выступает как:

- предпосылка освоения движения;

- условие совершенствования этого движения.

Наглядность бывает двух типов:

- непосредственная – натуральный показ самого упражнения;

- опосредованная – показ с помощью каких-либо средств (см. метод наглядности).

Показывать упражнения натурально можно по-разному:

- мастерский показ;

- показ целиком;

- расчлененный показ;

- адаптированный показ, т.е. с вычленением отдельной части движения;

- замедленный;

- в облегченных (усложненных) условиях.

3) принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предполагает учет особенностей занимающихся и предложение им посильных заданий. Это особенно важно, т.к. при превышении меры доступности наступает угроза достигнутому. Определение меры доступного зависит от опыта преподавателя. При планировании нагрузки преподаватель должен исходить из возраста, пола и физической подготовленности учеников, а нагрузку в основном рассчитывать на среднего ученика. Доступность при этом означает не отсутствие сложности, а посильную ее меру. При этом нужно учитывать преемственность упражнений, постепенность перехода к более сложным заданиям, от известных упражнений к неизвестным. Индивидуализация означает использование таких форм заданий, методов обучения, чтобы осуществить более-менее индивидуальный подход. Индивидуализация осуществляется двумя путями:

- предложение индивидуального задания каждому;

- использование следующих педагогических приемов при групповой работе: изменение количества повторений, сложности упражнений, интенсивности, продолжительности отдыха, качества урока.

4) принцип систематичности. Суть этого принципа заключается в регулярности занятий и оптимальном чередовании нагрузок и отдыха. Этот принцип предполагает непрерывность занятий в процессе обучения и оптимальное чередование нагрузок и отдыха. Регулярные занятия всегда дают больший эффект, чем эпизодические. Если в процессе обучения занятие прекращается, то мы замечаем разлад этого движения по тем рефлекторных связей в ЦНС, по теме координационных связей между частями упражнения, снижение функциональных возможностей организма. Вот почему в процессе обучения мы вынуждены чаще повторять данное упражнение, а иногда и целые занятия. Повторяемость здесь связана с вариативностью, т.е. выполнением упражнений в различных вариантах с различными оттенками.

5) принцип постепенного повышения к требованиям. Суть этого принципа выражается в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок. В процессе обучения нам необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к росту нагрузок. Это делается за счет количества повторений, т.е. объема, сложности упражнения, варьирования упражнения, воспроизведения его на повышенных физических качествах, в сочетании с другими действиями, в игровой и соревновательной форме. Пути повышения нагрузок:

- прямолинейно-восходящий;

- ступенчатый;

- волнообразный.

 

Методы обучения

 

Методы обучения означают, как мы производим обучение ФУ. К методам предъявляются следующие требования:

- соответствие принципам обучения;

- соответствие контингенту занимающихся;

- разнообразие;

- носители воспитывающего характера;

В практике ФВС методы обучения движению следующие:

1) метод слова. Этот метод позволяет лучше осмыслить и понять упражнение, его структуру и назначение. В практике обучения используются следующие словесные методы:

- рассказ;

- беседа;

- вопросы;

- обсуждение;

- объяснение;

- сопроводительное пояснение;

- инструктирование (инструктаж);

- команды и распоряжения;

- взаимные отчеты и взаиморазъяснение;

- самоприказы или внутренняя речь.

Словесные методы в практике ФВ лаконичны, т.к. используется гимнастическая терминология и строевой устав.

2) метод наглядности. Этот метод предполагает в основном все виды опосредованной наглядности:

- рисунки;

- схемы;

- фотографии;

- муляжи;

- макеты тела, снарядов, площадок;

- кино- и видеодемонстрация;

- методы лидирования – специальные механические устройства с датчиком-лидером;

- методы ориентирования (флажки, подвесные мячи);

- методы направленного прочувствования движений – специальное приспособление для уточнения техники;

- методы сенсорного программирования (магнитофон);

- метод срочной информации – приспособление для моментальной оценки техники действий.

3) метод упражнения (упражняемости) – практический метод. Обучение упражнению может происходить по-разному:

- если упражнение не сложное по структуре, то ему следует обучать целиком – целостный метод;

- в случае сложности упражнения по структуре его расчленяют на составные части, обучают частями, а затем соединяют в единое целое – расчлененный метод.

Если упражнению можно обучить и целостно, и расчлененно, то предпочтение следует отдать целостному методу, т.к. в противном случае долгое время тратится на соединение частей.

4) игровой метод. Он приемлем для повышения интереса и эмоциональности обучающихся. Характеризуется наличием сюжета, особым составом действий (правилами), творчеством, разными формами достижения целей, межличностными отношениями в командах, не точно дозировкой нагрузки.

5) соревновательный метод. Характеризуется предметом состязания, правилами, способами борьбы за победу, а также повышенным проявлением физических качеств.

И игровой, и соревновательный методы применяются только на третьем этапе процесса обучения, когда навык сформирован. Если эти методы применять раньше, произойдет разлад движения.

 








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1048;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.