Компьютер. Большой самоучитель по ремонту, сборке и модернизации 6 страница


Глава 11
Видеокарта

 

Один из самых главных компонентов компьютера

Видеокарта – это специальное устройство, позволяющее выводить изображение на экран монитора. Видеокарта называется еще видеоадаптером, видеоплатой. Монитор подключается именно к видеокарте. По сути, компьютер – это калькулятор. И если бы у него не было видеокарты и монитора, то мы бы никогда не увидели результат его вычислений. Поэтому важность видеокарты трудно недооценить.

 

Компоненты видеокарты

Видеоадаптер состоит из четырех основных частей:
• видеопроцессор;
• ЦАП (цифроаналоговый преобразователь, Digital to Analog Converter, DAC);
• видеопамять;
• BIOS (имеется в виду BIOS видеокарты).
Видеопроцессор использует видеопамять для чтения и записи видеоинформации. К видеопамяти, кроме видеопроцессора, может обращаться центральный процессор. ЦАП нужен для преобразования цифровой информации в аналоговые сигналы, то есть для вывода информации на аналоговый монитор.
На рис. 11.1 изображена видеокарта ATI Radeon Sapphire X1950XTX. Обратите внимание: данная видеокарта довольно мощная, поэтому для ее питания используются отдельные разъемы питания, которые подключаются напрямую к блоку питания компьютера с помощью специальных кабелей (входят в комплект поставки). Разъемы питания могут быть 4– и 6-контактными. Для питания видеокарты даже есть специальные блоки питания (мы их рассмотрим в главе 18).

//-- Рис. 11.1. Видеокарта ATI Radeon Sapphire X1950XTX --//
Менее мощные видеокарты, у которых нет разъемов питания, получают питание по шине, к которой они подключены, – по AGP или PCI-E.

Видеоадаптеры бывают двух типов:
• интегрированные – встроенные в материнскую плату. Как правило, даже если видеоадаптер интегрированный, не составляет особого труда заменить его отдельной видеокартой – ведь на материнской плате обычно есть AGP-слот или слот PCI-E;
• отдельные – выполнены в виде платы расширения для шины AGP или PCI-E (см. рис. 11.1).

Материнские платы с интегрированными видеокартами обычно используются при построении бюджетных компьютеров. Тут главное не производительность, а желание покупателя сэкономить. Высокопроизводительная видеокарта (по современным меркам) стоит 80-130 долларов (все, что дороже, можно смело отнести к профессиональным видеокартам). Материнскую плату с уже встроенной видеокартой можно купить примерно за 70–80 долларов. Причем такая же материнская плата (на таком же чипсете), но без видеокарты стоит примерно на 10 долларов дешевле (покупатель экономит 70-120 долларов, что вполне ощутимо). Понятно, что интегрированные видеокарты по производительности не дотягивают до уровня отдельных плат, поскольку для построения встроенных видеокарт зачастую используются дешевые наборы микросхем. Покупать или нет компьютер с интегрированным видео – решать вам, но перед покупкой нужно убедиться, что на материнской плате есть свободный слот AGP или PCI-E – он очень пригодится при модернизации компьютера, когда возможностей встроенного видео окажется мало.

У встроенных видеокарт есть две особенности:
• на «борту» такой видеокарты нет видеопамяти, вместо этого она использует область оперативной памяти для хранения своих данных. Как правило, бюджетные компьютеры оснащаются всего 512 Мб ОЗУ. Чтобы поиграть, нужно увеличить размер памяти, доступной для видеокарты, хотя бы до 32 Мб (этот размер устанавливается в BIOS – вы можете регулировать его самостоятельно). Выходит, что системе будет доступно уже не 512 Мб ОЗУ, а всего 480. Об этом нужно по мнить;
• обычно интегрированные видео оснащены аналоговым разъемом для подключения монитора, поэтому для подключения современного цифрового монитора может понадобиться специальный переходник VGA-DVI.

 

Основные характеристики видеокарты

Откройте любой прайс-лист, и вы увидите в нем с десяток видеокарт, выпущенных на базе одного и того же набора микросхем. Например, я насчитал 27 видеокарт разных производителей на базе чипсета 8500GT (nVidia). Какую видеокарту выбрать? Ведь не секрет, что даже если набор микросхем одинаковый, две разные видеоплаты будут вести себя по-разному. Секрет в характеристиках видеопамяти. Разобраться в них поможет табл. 11.1.
//-- Таблица 11.1. Основные характеристики видеокарты --//

Видеопамять

Чем больше размер видеопамяти, тем с большим разрешением и с большей глубиной цвета вы сможете работать. Но правило «чем больше, тем лучше» не всегда оправданно с экономической точки зрения. При покупке видеокарты нужно определить ее область применения. Предположим, вы работаете в основном с текстами и иногда смотрите фильмы, то есть область применения – офисный компьютер. В этом случае даже при разрешении 1280 x 1024 (что является пределом для многих современных мониторов) и максимальной глубине цвета (32 бита) вам хватит всего-навсего 8 Мб видеопамяти. Поэтому в данном случае можно ограничиться встроенным видеоадаптером и установить для него экономный режим – 8 Мб. Вообще, при разрешении 1280 x 1024 и глубине цвета 32 бита нужно всего 5 Мб (выше было сказано 8, потому что объем памяти должен быть степенью двойки), поэтому 3 Мб будет в запасе. Нет никакого смысла отдавать 32 Мб и более ОЗУ, чтобы работать с текстом.
Совсем другое дело – домашний компьютер, который используется преимущественно для игр. Тут нужно как минимум 128 Мб, а лучше – 256 Мб. Размер видеопамяти весьма посредственно влияет на производительность видеокарты. Намного большее влияние оказывают разрядность шины памяти (чем больше, тем лучше) и тип используемой видеопамяти. Однако при особой загрузке (при обработке трехмерных текстур) лучше, если размер видеопамяти будет больше, иначе трехмерные текстуры, которые не поместились в видеопамять, будут загружены в оперативную память, а это уже замедляет работу видеокарты. Одним словом, для игр желательно купить видеокарту с 256 Мб видеопамяти.
Наконец, профессиональная трехмерная графика. Здесь уже 256 Мб будет маловато. В самый раз 512 Мб (или даже 1 Гб), все зависит от ваших финансовых возможностей, поскольку видеокарта с 512 Мб видеопамяти стоит в 3–4 раза дороже, чем с 256 Мб (на сегодняшний день), не говоря уже об 1 Гб видеопамяти.
Теперь поговорим о типе видеопамяти. Современные видеокарты поставляются с видеопамятью двух типов: DDR-II или GDDR3 (DDR3, специально модифицированный для графических адаптеров). GDDR3 имеет почти такое же технологическое ядро, что и DDR-II, но у GDDR3 выше частота.
Устаревшие типы видеопамяти (FPM DRAM, VRAM, WRAM, EDO, SDRAM, MDRAM, SGRAM, DDR) уже не используются в видеокартах, поэтому вы вряд ли их встретите.

 

Разъемы видеокарты

Современные видеоплаты имеют два разъема для подключения монитора:
• два DVI-разъема (см. рис. 11.1);
• разъем для подключения аналогового CRT-монитора и DVI-разъем, используемый для подключения LCD-монитора (рис. 11.2).

//-- Рис. 11.2. Видеокарта ATI с тремя разъемами --//
Современные LCD-мониторы подключаются к DVI-разъему видеокарты. Хотя все еще есть некоторые модели (например, Acer AL1916), подключающиеся к VGA-разъему (D-Sub).
DVI (Digital Video Interface) – это цифровой видеоинтерфейс для подключения цифровых видеоустройств, которыми являются LCD-мониторы. DVI используется для того, чтобы избежать двойного преобразования информации. Ведь если подключить LCD-монитор, который является цифровым, а не аналоговым устройством, к гнезду для подключения аналогового монитора, то сначала видеоплата преобразует цифровую информацию в аналоговый сигнал, а потом монитор будет преобразовывать полученный аналоговый сигнал в цифровую форму. Ради справедливости нужно отметить, что LCD-мониторы можно подключать к аналоговому разъему, если DVI-разъем отсутствует. На рис. 11.2 показана обычная видеокарта с тремя разъемами:
• VGA – для подключения обычного монитора;
• DVI – для подключения LCD-монитора;
• TV/S-video – для подключения телевизора, видеомагнитофона.

 

Слоты расширения AGP, AGP Pro и PCI Express

До появления шины AGP видеокарты подключались к шине PCI (ну, если не считать совсем древних видеокарт для шин ISA, EISA и VESA – большинство пользователей даже не слышали о них). В настоящее время видеокарты представляют собой платы расширения для шин AGP или PCI-E.
Напомню, как отличить разъемы PCI, AGP и PCI-E:
• белый слот – шина PCI;
• коричневый слот – шина AGP;
• черный слот – шина PCI Express.
При покупке видеокарты обратите внимание, к какому стандарту AGP она относится. На сегодня существует четыре стандарта AGP, разница между ними показана в табл. 11.2.
//-- Таблица 11.2. СтандартыAGP [9 - Стандарты 1x и 2x относятся к спецификации AGP 1.0, а стандарты 4x и 8x – к спецификациям 2.0 и 3.0 соответственно.] --//

Внимание! Перед установкой видеокарты в слот AGP убедитесь, что материнская плата поддерживает стандарт устанавливаемой платы. Физически можно установить плату стандарта 4x (напряжение 1,5 В) и 8x (1,5 В) в слот 1x (3,3 В) и 2x (3,3 В), но из-за разницы в напряжении видеокарта будет повреждена. Не все материнские платы допускают установку видеоадаптеров как с напряжением 3,3 В, так и с 1,5 В. По этому перед установкой видеокарты убедитесь, что вы не повредите ни материнскую плату, ни видеокарту.
В современные материнские платы нежелательно устанавливать старые видеоадаптеры (AGP 1x, AGP 2x), поскольку AGP-слот обычно рассчитан на установку плат стандартов 4x и 8x. Произойдет непоправимое или нет, зависит только от самого видеоадаптера – некоторые видеоадаптеры позволяют устанавливать напряжение питания с помощью специальной перемычки. Иногда такие перемычки есть на самой материнской плате (например, они точно есть на материнских платах на базе чипсетов Intel 845 и Intel 850). Но чтобы знать, как правильно ее установить, вам нужно прочитать руководство по видеокарте и по материнской плате. А еще лучше, чтобы не рисковать, не пытаться устанавливать «древние» видеокарты в слоты современных материнских плат.
Я, наверное, вас напугал по поводу совместимости видеокарт. Да, небольшие проблемы могут возникнуть – лучше соблюдать осторожность. С современными видиокартами все немного проще. Видеокарты оснащены специальными ключами (рис. 11.3), предотвращающими возможность установки видеокарты в несовместимый по питанию слот.

//-- Рис. 11.3. Ключи 3,3 В и 1,5 В --//
Если у видеокарты два ключа, то она совместима со стандартами 1x, 2x и 4x (как правило, это 4x-видеокарта). У видеокарты AGP 8x есть только один ключ – он находится на том же месте, что и ключ для 1,5 В.

На некоторых материнских платах есть особый слот – AGP Pro. AGP Pro – это расширение обычного слота AGP, но по краям слота имеются дополнительные разъемы питания видеокарты (рис. 11.4). Как правило, в AGP Pro устанавливаются мощные видеокарты, требующие дополнительного питания.
Существуют две модификации слота AGP Pro:
• AGP Pro 110 – предоставляет дополнительные 50–110 Вт для питания видеокарты;
• AGP Pro 50 – предоставляет 50 Вт для видеокарты.

//-- Рис. 11.4. Слот AGP Pro --//
По поводу совместимости с AGP можно отметить следующее:
• видеокарту стандарта AGP Pro нельзя вставить в обычный AGP-слот – она не будет работать;
• видеокарту AGP можно установить в слот AGP Pro при условии, что у видеокарты есть специальный паз для установки в такой слот (рис. 11.5).

//-- Рис. 11.5. Паз для установки видеокарты в слот AGP Pro --//
Теперь поговорим о шине PCI-E. Не нужно путать ее с шиной PCI–X. PCI–X – это модификация шины PCI64 (64-разрядная версия шины PCI), она не имеет никакого отношения к шине PCI–X.
Подробно шина PCI и ее модификации рассматривались в главе 3, сейчас мы вспомним основные факты о PCI-E:
• максимальная (пиковая) пропускная способность шины PCI-E 1x составляет 0,5 Гб/с;
• существуют модификации PCI Express 1x, 2x, 4x, 8x, 12x, 16x, 32x;
• все платы PCI Express совместимы между собой, главное, чтобы устанавливаемая плата физически устанавливалась в слот расширения.

 

Секреты аппаратного ускорения

Зайдите в Панель управления и запустите апплет Экран. В окне Свойства: Экран перейдите на вкладку Параметры и нажмите кнопку Дополнительно. В появившемся окне перейдите на вкладку Диагностика. На ней вы увидите ползунок Аппаратное ускорение, который можно установить в одно из шести положений (рис. 11.6). Хотя Windows и выводит подсказки, поговорим о них подробнее.

//-- Рис. 11.6. Настройка аппаратного ускорения --//
В положении 0 (нумерация с нуля) аппаратное ускорение полностью отсутствует. Ползунок в этом положении находится, когда Windows загружен в безопасном режиме или при проблеме с драйвером монитора, видеокарты или DirectX. Если Windows запущена в обычном режиме, а аппаратное ускорение задействовать не получается, нужно переустановить драйверы видеокарты и монитора, а также обновить DirectX. [10 - Буквально месяц назад появились проблемы с моей видеокартой. Сначала она стала за-ви сать при работе с трехмерными приложениями (в том числе и в играх), а потом появились неприятные искажения в играх. Проще показать снимок экрана (рис. 11.7), чем описать, что же я видел. Обновление драйвера и DirectX ни к чему не привело. Переустанавливать Windows тоже не было смысла, поскольку видеокарта «глючила» даже в Linux. Думал заменить видеокарту, но на всякий случай разобрал компьютер. Даже сам не знал, что я там хотел увидеть. Но то, что я увидел, меня удивило. Фиксатор слота AGP Pro был отщелкнут, и плата «криво» стояла в слоте. Проблема решилась извлечением и повторной установкой видеокарты.]

//-- Рис. 11.7. Проблема с видеокартой --//
Положение 1 используется, когда есть проблемы с графическими драйверами. Используется только базовое ускорение. Решить проблемы поможет обновление драйверов.
Положение 2 говорит о проблемах с трехмерным ускорением. Ускорение DirectX, DirectDraw и Direct3D будет отключено. Обычно помогает переустановка DirectX. Последнюю версию DirectX можно скачать на сайте www.microsoft.com.
Положение 3 свидетельствует о проблемах с драйвером монитора – обновите их, и проблема исчезнет.
Положение 4 требует обновления драйверов мыши. Обычно такая проблема может возникнуть с нестандартной мышью, например с USB-мы-шью или беспроводной мышью. Нужно обновить драйвер мыши.
Последнее положение (5) соответствует нормальному режиму работы, используется полное ускорение.

 

Подключение двух мониторов

Для подключения двух мониторов нужно, чтобы у видеокарты было два гнезда, например два DVI-гнезда или одно VGA, а другое – DVI. Даже если разъемы разные, а разъемы мониторов одинаковые (у видеокарты разъемы DVI и VGA, а у вас два монитора DVI), не забывайте о переходниках DVI–VGA и VGA-DVI.
Выключите питание компьютера и подключите оба монитора. На рис. 11.8 показано, что к одной видеокарте подключено два монитора, один из которых подключен через переходник.

//-- Рис. 11.8. Физическое подключение мониторов --//
Как только вы включите питание компьютера, видеокарта будет посылать одинаковое изображение на оба монитора, то есть первый монитор будет повторять ту же картинку, что и второй. При загрузке Windows один из мониторов (дополнительный) будет выключен, а изображение останется на втором.

//-- Рис. 11.9. Два монитора --//
Далее нужно открыть апплет Экран Панели управления и настроить параметры двух мониторов. Вы можете настроить режим DualView, при котором один монитор будет продолжением другого (рис. 11.9). Довольно интересный режим. В нем на одном мониторе можно запустить фильм, а на втором – 1C и делать квартальный отчет (правда, это не совсем удачная идея!), можно даже перетаскивать окна с одного монитора на другой. Программная настройка обычно проблем не вызывает, но если вы запутались, посетите следующую страничку:
http://support.microsoft.com/kb/307873/ru.



Глава 12

Звуковая карта


Звуковая плата – неотъемлемая часть современного компьютера, использующаяся для воспроизведения звука. В этой главе мы поговорим о развитии и разных типах звуковых плат.

 

Разъемы звуковой карты

Разъемы звуковой карты довольно миниатюрные и все «на одно лицо» – маленькие и круглые. Чтобы вы не перепутали их, был принят стандарт PC99 Design Guide, в котором четко указан цвет для каждого разъема:
• салатный – линейный выход. К этому разъему можно подключить акустическую систему, наушники, стереоусилитель, позволяющий поднять сигнал, если используется мощная акустическая система. На некоторых звуковых картах есть два выхода – один для левого канала, а другой – для правого;
• голубой – линейный вход. Используется для записи звука, который поступает от внешнего источника (например, музыкального центра) на жесткий диск;
• розовый – вход для микрофона или монофонического сигнала (каковым и является сигнал микрофона). Если у звуковой платы нет микрофона, его можно подключить к линейному входу;
• желтый – игровой порт, используется для подключения джойстика или MIDI-устройства (синтезатора). Иногда вместо этого разъема используется D-образный 15-контактный разъем. [11 - На отдельных (в виде платы расширения) звуковых картах могут быть дополнительные разъемы, о назначении которых вы узнаете в руководстве по звуковой плате. Например, могут быть разъемы цифрового выхода (Digital Out) и разъемы для подключения аудиосистемы 5: 1 (5-канальная система).]

На встроенных звуковых платах (а таких большинство) отсутствует игровой порт. Тем не менее, чтобы он появился, совсем не обязательно менять звуковую плату – достаточно подключить игровой порт по USB (данное устройство подключается отдельно). Да, современные джойстики и синтезаторы можно подключать по USB, поэтому как таковой необходимости в игровом разъеме нет.
При использовании отдельной звуковой платы (в виде карты расширения) желательно подсоединить ее к приводу CD/DVD с помощью специального кабеля (рис. 12.1) – иначе вы не сможете воспроизводить AudioCD. Правда, современные операционные системы умеют обходиться и без этого кабеля, но о его существовании вы должны знать. На рис. 12.2 изображена отдельная звуковая плата. Порт для подключения CD находится на самой плате с внутренней стороны, то есть кабель будет проходить внутри корпуса, а не снаружи. [12 - У встроенной звуковой карты тоже есть разъем для подключения CD-ROM. Он находится на материнской плате (где именно, вы можете узнать в руководстве по материнской плате).]

//-- Рис. 12.1. Кабель для подключения звуковой карты к CD-ROM --//
//-- Рис. 12.2. Отдельная звуковая плата --//
На рис. 12.3 изображен типичный привод CD-ROM с описанием разъемов задней панели. Один из них используется для подключения звуковой платы.


Рис. 12.3. CD-ROM с описанием разъемов задней панели

 

USB-карты

На рис. 12.4 изображена звуковая карта, подключающаяся к компьютеру по USB. Чтобы такая звуковая карта заработала, нужно сделать следующее:
• удалить драйверы имеющейся звуковой карты (это можно сделать в Диспетчере устройств) – как правило, это будет внутренняя звуковая плата;


Рис. 12.4. Звуковая карта (USB)

• отключить в SETUP внутреннюю звуковую плату (см. ниже);
• загрузить Windows;
• подключить звуковую плату USB и установить драйверы, если нужно.

 

Подключение отдельной звуковой карты

Для подключения отдельной звуковой карты нужно выполнить следующие действия:
• нажмите Win + Break (или выполните команду меню: Пуск, Настройка, Панель управления, Система) для открытия окна Свойства системы;
• в появившемся окне перейдите на вкладку Оборудование и нажмите кнопку Диспетчер устройств (рис. 12.5);

//-- Рис. 12.5. Свойства системы --//
• в окне Диспетчер устройств (рис. 12.6) раскройте группу Звуковые, видео и игровые устройства. Удалите звуковую плату (на рисунке – VIA AC’97 Enhanced Audio Controller);
• перезагрузите компьютер;
• при загрузке войдите в SETUP (обычно клавиша DEL). Перейдите в раздел Advanced, затем в Integrated Peripherals (иногда сразу в корневом меню есть раздел Integrated Peripherals – все зависит от версии BIOS);
• отключите встроенную звуковую плату. Обычно нужно установить значение Disabled для опции Onboard AC97 Audio Controller;
• сохраните изменения (F10) и выключите компьютер;
• отключите кабель питания от компьютера, снимите крышку системного блока и установите отдельную звуковую плату в слот PCI или PCI-E (зависит от звуковой платы);
• включите питание компьютера, загрузите Windows и установите драйверы звуковой платы, если это будет необходимо (вдруг Windows знает вашу звуковую карту?);
• перезагрузите компьютер. Все, звуковая плата готова к использованию.

//-- Рис. 12.6. Диспетчер устройств --//


Глава 13
Устройства ввода

 

Клавиатура

//-- Формы и типы клавиатуры --//
Клавиатура – главное устройство ввода. Если без мыши еще можно работать с компьютером, хотя и неудобно, то без клавиатуры – никак.
На современной клавиатуре будет как минимум 105 клавиш. Все осталь ные – это дополнительные «мультимедийные» клавиши, например для переключения песен в проигрывателе, для запуска браузера, почтового агента. Довольно часто дополнительные клавиши можно запрограммировать, то есть определить действия, которые должны выполняться при нажатии той или иной клавиши. Программирование клавиш осуществляется с помощью программного обеспечения, поставляющегося вместе с клавиатурой.

Если вам нужна клавиатура с дополнительными клавишами (не спорю, это довольно удобно), то следует покупать мультимедийную клавиатуру (рис. 13.1) со стандартным расположением клавиш (рис. 13.2). Вам не придется привыкать к нестандартному расположению клавиш, и вы будете использовать дополнительные программируемые кнопки.

//-- Рис. 13.1. Мультимедийная клавиатура со стандартным расположением клавиш --//
Компания A4Tech в последнее время активно продвигает свою новую технологию – AntiRSI (Repetitive Strain Injury), позволяющую предохранять мышцы рук от постоянных перенапряжений и растяжений. Секрет заключается в особом расположении клавиш – они расположены под естественным для рук человека углом (рис. 13.3).

Вы хотите научиться печатать вслепую? Тогда не покупайте клавиатуру с мелкими клавишами. Если клавиши клавиатуры крупные (см. рис. 13.3), вам будет проще научиться печатать вслепую – просто невозможно попасть не на ту клавишу.

//-- Рис. 13.2. Стандартное расположение клавиш (обычная клавиатура) --//
//-- Рис. 13.3. Расположение клавиш на клавиатуре AntiRSI --//
//-- Подключение к компьютеру --//
Клавиатура может подключаться к компьютеру тремя способами:
• к разъему PS/2 – стандартный разъем;
• USB-порту;
• беспроводной способ подключения.

В USB-клавиатуре я вообще не вижу смысла: во-первых, провод от клавиатуры к системному блоку как был, так и остался, а во-вторых, занят USB-порт.
Я бы рекомендовал подключать клавиатуру к разъему PS/2. Это стандартный разъем, у вас не будет проблем с такими клавиатурами.
А вот беспроводные клавиатуры не работают до запуска Windows. Windows запускается, загружает драйвер, и после этого клавиатура становится доступной. А что делать, если вы хотите изменить параметры BIOS? Не очень-то удобно. Однако если вы цените комфорт и хотите избавиться от одного лишнего кабеля, то вам нужна беспроводная клавиатура (правда, обычную, пусть и самую дешевую, купите все равно – пусть лежит, рано или поздно она вам понадобится, например, когда нужно будет переустановить Windows). Впрочем, беспроводные клавиатуры являются лишь «условно беспроводными» – к компьютеру все равно будет с помощью кабеля подключен приемопередатчик. Это не касается Bluetooth-клавиатур, но они пока еще дорогие.
//-- Некоторые рекомендации --//
Есть несколько рекомендаций относительно выбора клавиатуры.
• Я бы не рекомендовал покупать клавиатуры с нестандартным расположением клавиш – вы привыкнете к своей клавиатуре, а потом вам будет трудно работать с другими клавиатурами.
• Желательно, чтобы русские буквы были выделены красным на белой клавиатуре или белым на черной. Так они лучше воспринимаются глазом, чем черные буквы на белой клавиатуре (не забывайте, английские буквы тоже черные) и синие на черной.
• Если вы часто пьете чай или кофе и боитесь, что опрокинете чашку на клавиатуру, то можно купить водостойкую клавиатуру (рис. 13.4), хотя вообще есть за компьютером не рекомендуется.
• Если у вас ограничены usb-порты, то купите клавиатуру с USB-портами (рис. 13.5).

//-- Рис. 13.4. Эта «клава» водостойкая. Уверяю вас – я ее сфотографировал после того, как облил кофе и колой. Ничего, вроде работает --//
//-- Рис. 13.5. Беспроводная клавиатура с USB-портами --//

 

Манипулятор «мышь»

//-- Изобретение мыши --//
Манипулятор «мышь» (обычно просто «мышь») – основное указательное устройство стационарных компьютеров. Без мыши работать с современными операционными системами неудобно.
Мышь отслеживает свое перемещение и передает свои координаты компьютеру. Программное обеспечение, следящее за передвижением мыши, синхронно перемещает по экрану указатель мыши.

Мышка была изобретена еще в 1963 году Дугласом Энгель-бартом, он же и дал манипулятору такое название. Правда, первые мышки были совсем не похожи на современные. Основными элементами мыши 1963 года были два перпендикулярно расположенных колеса, которые выступали из корпуса мыши. Когда мышь перемещалась, каждое колесо крутилось в своем измерении.
Но в 1963 году, сами понимаете, еще не было персональных компьютеров, поэтому мышь «жила» только в лаборатории Стенфордского исследовательского института. Первые компьютеры, которые стали продаваться вместе с мышью, появились в начале 80-х годов прошлого века. По одним источникам, первым был компьютер Xerox 8010 Star Information System, а по другим – Apple Macintosh. Хотя сейчас уже не важно, кто был первым.

//-- Типы манипуляторов --//
Еще пять – семь лет назад обсуждались достоинства тех или иных шариковых мышей. Сегодня шариковые мыши полностью вытеснены оптическими. В основе оптической мыши – оптические датчики, которые отслеживают перемещение рабочей поверхности относительно мыши.
Оптические мыши намного надежнее (нет механических частей), понятно, что их не нужно периодически чистить, они обеспечивают большую точность, чем шариковые мыши, особенно это важно при компьютерном проектировании.
Оптические мыши первого поколения могли работать только на специальных ковриках. Во втором поколении (все современные мыши относятся ко второму поколению) этот недостаток устранен, и мышку можно использовать вовсе без коврика.
Скоро будут доступны лазерные мыши, в основе которых – полупроводниковый лазер. Пока они в стадии разработки, но известно, что они будут успешно работать на стеклянных и зеркальных поверхностях (оптические мыши не могут этого). Кроме того, лазер обеспечивает более высокое разрешение, потребляет меньше энергии и вообще не светится (оптические мыши светятся при перемещении – это особенность их работы).
//-- Индукционные и инерционные мыши --//
Индукционные мыши (рис. 13.6) не могут обходиться без специального коврика, который работает по принципу графического планшета (устройство для ввода рисунков в компьютер). Иногда индукционные мыши поставляются вместе с графическим планшетом.
Преимущество индукционных мышей – в высокой точности. Индукционные мыши обычно беспроводные (планшет-коврик подключается к компьютеру кабелем, а мышь работает на коврике) и имеют индукционное питание, то есть для питания такой мыши не нужны аккумуляторы, как в случае с обычной беспроводной мышью.
Но у индукционных мышей есть свои недостатки. Они дорогие, довольно редко встречаются в продаже и далеко не всегда удобные. Вы не можете поменять мышь для графического планшета на другую (если мышь поломалась или просто неудобна и вы хотите сменить ее на более удобную) – придется покупать новую вместе с планшетом.








Дата добавления: 2015-07-18; просмотров: 610;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.