ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Уже в позапрошлом столетии философы поняли, что человек дуален, биосоциален (хотя ещё в средние века знали, что в человеке соединены дух, душа и тело).Впоследствии выявился комплексный характер антропосоциогенеза.В связи с этим возникают проблемы определения жизни и отношения к таким, например, жизненным проявлениям, как любовь и секс.Дуализм человеческой природы вызывает дискуссии о свободе и необходимости в деятельности людей, об их ответственности.

Человеческая деятельность детерминирована ценностями (аксиологический аспект), которые связаны с социальной средой. Деятельность контролируется совестью (как аспектом сознательности), и бессознательными импульсами. Системы ценностей делятся на гуманистические и антигуманистические, аскетические и гедонистические.

По ценностному соотношению целей и средств деятельность делится на игровую, трудовую и творческую. В процессе труда человек опредмечивает и распредмечивает свои силы и способности, имеющие отношение к его родовой сущности.Однако человек – не только родовое существо (хомо сапиенс), но и суверенное, уникальное и неповторимое. Современное общество норовит сделать человека одномерным («специалист подобен флюсу»), однако гуманистически ориентированные мыслители ставят вопрос о тотальности, универсальности человеческой сущности, о свободе творчества. В качестве компенсации за одномерность в труде можно рассматривать игровую, празднично-карнавальною и т.п. деятельность человека (возник даже термин «хомо луденс» - человек играющий).Соотношение трудовой и игровой составляющих человеческого бытия имеет прямое отношение к проблеме смысла жизни, смерти и бессмертия человека.А также к философским проблемам в области профессиональной деятельности.

ЭТИКА

Этика – философское исследование морали и нравственности в связи проблемой человеческого счастья. Этосом в древнейГрецииназывали обычай. Мораль - набор правил поведения, признанный обществом. Нравственность – реальное соотношение поведения людей и моральных норм. Человек в современной системе коммуникаций эволюционирует от классической этики («что такое хорошо и что такое плохо») к этике дискурса («согласие есть продукт непротивления сторон»).

История философии знает различные этические концепции – рационалистические и иррационалистические, Платоновский интуитивизм, кинический волюнтаризм и нигилизм философии жизни, представления о морали экзистенциализма, немецкой классической философии, марксизма и т.д. Этику принято делить на аксиологию (учение о ценностях), деонтологию (учение о долге) и фелицитологию (учение о счастье). Нормативные этические учения всегда «на выходе» имеют моральный кодекс, определение добра и зла, можно упомянуть в этой связи этический социализм неокантианцев, к примеру. Дескриптивные учения всего лишь анализируют этические суждения с логической и языковой точек зрения (такова метаэтика, порождённая позитивизмом и прагматизмом). Основные проблемы нормативной этики – обоснования, абсолютности и универсальности моральных норм. Дескриптивная этика только описывает этические учения. Метаэтика исследует логику и язык моральных суждений.

Абсолютистские этические учения считают возможным существование общечеловеческих норм и ценностей, релятивистские исходят из идеи несовместимости моральных норм у разных народов и общностей. Основные этические категории – добро и зло, долг, свобода и ответственность, совесть, полезность, правда, справедливость, ответственность, эгоизм и альтруизм.

Автономная этика (этика Канта, к примеру) не требует внешнего обоснования (человек должен поступать нравственно потому, что он человек), гетерономная пытается обосновать свои утверждения внешними причинами. Рациональная – разумом (разумный эгоизм), эмотивистская – эмоциями, совестью. Аппробативная этика апеллирует к нравственному чувству, коллективным представлениям, поведению, этический авторитаризм – к авторитетным личностям, к религии, теологии, утилитаризм – к полезности, иррационализм – к подсознанию, натурализм – к природе (эволюционизм, этология, социал-дарвинизм, социальная биология).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Социология – наука, изучающая общественные явления методами, используемыми в естествознании. Общая социология – теория общества, обобщающая результаты эмпирических исследований и теории «среднего уровня», изучающие отдельные сферы общественной жизни. Необходимо отметить партийность общественных наук – цели, средства и результаты их исследований связаны с идеологией и интересами социальных групп. Объект познания социальной философии тот же, что и у социологии - общество, но она выполняет функцию общесоциологической теории до тех пор, пока её не создадут сами социологи.

Общество – большая самовоспроизводящаяся группа людей, непосредственно включаемая в состав человечества как часть в целое и связанная отношениями, являющимися результатом и условием совместной деятельности этих людей. Человечество – биологический вид, включающий разумных существ, способных создавать искусственную среду обитания посредством генетически не обусловленных форм деятельности.А социум – часть общества, включающая деятельность и отношения, несводимые к биологической основе человечества. Хотя природную основу общественной жизни игнорировать невозможно. «Общество вообще» – совокупность инвариантных, то есть присущих всем обществам прошлого и современности, свойств и качеств. Общественные отношения – отношения между людьми и социальными группами, являющиеся условием и результатом совместной деятельности людей. Социальная деятельность – целесообразная и в значительной степени планомерная деятельность людей, обусловленная порождёнными обществом интересами и потребностями. Материальные отношения – общественные отношения, не являющиеся результатом целесообразной деятельности людей и возникающие прежде всего в экономической сфере. Идеологические отношения – общественные отношения, являющиеся результатом целесообразной деятельности людей, обусловленной общественным сознанием.

Общую социологию основал Огюст Конт, он хотел создать социальную физику (статику и динамику). Под динамикой можно понимать как развитие общества, так и его повседневное функционирование, подобное функционированию организма. Но общественное познание, в отличие от естествознания, идеологично, так как существуют интересы субъекта познания (социальных групп и личностей). Тем не менее, сравнение с физикой отчасти правомерно – выделяют, к примеру, проблемы социального времени и пространства. Отдельного рассмотрения заслуживают социальная биология (поиск генетических основ социального поведения людей), а также учения типа соционики, объясняющие психологические различия между людьми с помощью заимствованных из биологии терминов (например, «информационный метаболизм»). Общество включает в себя созданные людьми формы деятельности и отношений, отсюда вытекает проблема соотношения понятий «общество» и «культура». Производственные отношения (не технологические, а экономические, по поводу распределения продуктов производства) некоторые философы называют базисом общества, а политические и идеологические – надстройкой. Эти же философы считают экономические процессы главным содержанием общественного бытия, детерминирующего общественное сознание, общественную психологию и идеологию. По форме соответствия производительных сил производственным отношениям историю общества можно разделить на социально-экономические формации – первобытность, рабовладение, феодализм и т. д. Экономическая жизнь общества (производство, распределение, обмен и потребление) подчиняется объективным законам – хотя нельзя игнорировать влияние на экономическую сферу психологических и правовых факторов. Политику же иногда понимают как концентрированное выражение экономики, а иногда как фактор экономического развития.

Некоторые социологи уподобляют общество организму, а отдельные социальные институты – органам. Однако переход от феодализма к капитализму зачастую происходил в результате острой классовой борьбы, и общество в результате обновлялось. А борьба частей организма между собой приводит лишь к его гибели.

Организм состоит из клеток, не существующих отдельно от него, а в обществе возможны робинзонады и такое явление как «атомизация» (преобладание частных интересов над общими). С другой стороны, организм – вариант системы (возможны ещё. К примеру, механические системы), а системный подход в социальных науках вполне применим (социальные сферы и группы – подсистемы, люди – элементы). В западной социологии возник структурно-функциональный подход к обществу – структура есть способ связи между элементами и подсистемами, каждый элемент выполняет определённую функцию.

Между людьми в процессе совместной деятельности возникают различные виды отношений и формы общения – взаимодействия, непосредственных и опосредованных связей. В отношениях можно выделить субъективную (осознанную) и объективную (неосознанную) стороны. Осознанные отношения регулируются нормативными формами общественного сознания – моралью и правом, религией и политической идеологией. Социология личности изучает воздействие общественных отношений на формирование системы ценностей индивида, его представлений о смысли и цели жизни. Общественные отношения – результат и одновременно условие (фактор) общественной жизни.К социальной философии примыкает социальная экология – наука о взаимодействии общества с окружающей его природной средой (иногда употребляют и такие названия, как экология человека и биосферы, глобальная экология, включающая экологию культуры, хемоэкология, экомедицина, созология, натурсоциология, конструктивная география и др.). Эта дисциплина изучает социальные аспекты проблем, связанных с водными ресурсами, климатом, океаническими процессами, обменом веществ. Иногда в поле зрения попадают и такие специфические проблемы, как социальная гигиена и наследственность (генетика), голод и болезни. К сожалению, не увенчалась успехом попытка синтезировать экологию и экономическую науку, создав т. н. «эконологию».

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философское понимание общества и его истории занимало умы ещё в древности.Однако не сразу философы пришли к идее общества как саморазвивающейся системы.Проблемы, актуальные для современной философии истории (сам термин введён Вольтером)- гражданское общество, нация и государство, культура и цивилизация, многовариантность исторического развития, необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе, динамика и типология исторического развития. Отдельного рассмотрения заслуживают общественно-политические идеалы и их историческая судьба (к примеру, марксистская теория классового общества, «открытое общество» К. Поппера, «свободное общество» Ф. Хайека, неолиберальная теория глобализации).А проблема источников и субъектов исторического процесса связана с проблемой насилия и ненасилия в истории.

Прежде чем изучить основные концепции философии истории, надо поговорить о более общих вопросах. Задача философии истории (философская дисциплина, существующая с XVIII века, начало ей положили философы Вольтер, Гердер и Гегель) имеет дело прежде всего с материалом, накопленным исторической наукой. Невозможно изучать то, чего нет, и историки, не располагая машиной времени, вынуждены по следам прошлого в настоящем реконструировать процесс развития человеческого общества, описывая в своих трудах наиболее важные события. Однако описательная стадия – это детство науки, зрелость – это теория, дающая знание о законах. Философия истории существует потому, что не существует теоретической истории, ибо даже когда историк открывает причинно-следственные связи между действиями людей и событиями, он не может ответить на вопрос: являются ли эти связи регулярными, повторяющимися и закономерными или случайными, уникальными и неповторимыми. Философия же истории высказывает предположения об источниках и движущих силах общественного самодвижения и саморазвития, действующих с момента возникновения человечества в процессе его становления.

Любое историческое событие как историческое изменение включает в себя моменты отрицания и удержания, а также

противоречие между конечным и бесконечным, историческим и логическим, многолинейным и цикличным вариантами развития. Сущность и смысл истории постигается через соотношение разумности с действительностью в деятельности людей.

Ещё одна проблема философии истории – историческое время и закономерность последовательной смены исторических эпох (не всё возможно во всякое время). Специфика исторического события (базовый факт, изучаемый исторической наукой) состоит в том, что эти факты не происходят, а делаются. Специфика законов истории в том, что они не вечны и имеют вероятностный (действуют в большинстве случаев) и охватывающий характер (т. е. охватывают большие, массовые процессы).

Проблема исторического времени связана с процессами ускорения и замедления общественного развития, прогресса и регресса (их критериев), цикличности и линейности этого развития. Типология цивилизаций необходимо увязать с типологией общественно-экономических формаций. Отдельно следует выделить проблему факторов исторического процесса – субъективных и объективных, а также источников общественного саморазвития как противоречий между сферами общества, социальными группами, производительными силами и производственными отношениями и т.д.). В свою очередь проблема движущих сил общественного развития связана с ролью народных масс и личностей в истории (личность и толпа).

Особое значение для философии истории имеет проблема свободы и необходимости, закономерности и случайности в истории.Выделяют разные варианты истрического детерминизма – космический, географический, демографический, биологический (эпидемии).Некоторые исследователи выступают с гипотезой видизма (деления вида «человек разумный» на подвиды – хищников и травоядных, к примеру) и деградации (вырождения) человечества (нарастания от поколения к поколению количества людей с психическими отклонениями, обладающими маниакальной тягой к власти). А концепция социал-дарвинизма подчиняет общество закону естественного отбора по результатам внутривидовой конкуренции (сюда же можно отнести мальтузианство, его основатель Мальтус считал, что население Земли растёт в геометрической прогрессии, а пищевые ресурсы в арифметической, отсюда вытекает необходимость сокращения людского поголовья любыми способами). Сторонники исторического оптимизма должны иметь в виду, что результаты человеческой деятельности делятся на планируемые (ближайшие), отдалённые (непредусмотренные побочные эффекты) и усреднённые (когда в результате коллективной деятельности людей получается то, что никто из них не хотел – вроде мировой войны или экономического или экологического кризиса).

Совокупная деятельность людей и формирующиеся в процессе этой деятельности отношения – это и есть общественное бытие как результат и условие этой деятельности. Общественное сознание отражает общественное бытие, а также включает в себя тезаурус (совокупность) накопленной человечеством культуры. Общественное сознание делится на отдельные формы (наука, религия, искусство, мораль, право и т. д.) и на уровни (верхний – идеология и теоретическое знание, нижний – общественная психология, обыденное и практическое сознание).

На протяжении всей истории человечества у разных народов формировались два основных типа общества (цивилизации) – индивидуалистский и коллективистский. В общественной психологии этих общественных типов заложены разные установки, связанные с взаимоотношениями личности и общества, общественной элиты и народных масс. Почему одни народы идут по пути индивидуализма, а другие по пути коллективизма, почему сменяют друг друга различные типы цивилизаций и социально-экономических формаций? Если эти процессы закономерны, а не случайны – то вечны ли законы истории или меняются от эпохи к эпохе, кто их создаёт и изменяет? Можно ли говорить о внешнем управлении историей, об энтелехии (целевой причине) исторических событий, о связи исторической теории с футурологией (наукой о будущем)? А как относиться к историософии и метаистории (оккультно-мистическом взгляде на историю) – ведь и христиане верят в провиденциальность (предопределённость свыше) исторического процесса?

Однако и материалисты, и мистики говорят о смысле и направленности истории и отрицают представление об историческом процессе как хаотическом нагромождении случайных событий.

 

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 284;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.