Теория социальных институтов Г. Спенсера

Г. Спенсер ввел в научный оборот и популяризировал термин «социаль­ный институт». Однако, строгого определения данного понятия английский социолог не предложил. Он использовал его в разных контекстах и значениях: «социальные отношения», «организа­ции», «учреждения», «координирующий центр», «система принуждения» и др. Социальные институты, по Г. Спенсеру, представляют собой подобие органов общественного организма, которые делают возможной совместную жизнь и сотрудниче­ство людей. К ним относятся любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный по природе человек приспосабливается и приучается к взаимодействию с другими людьми. Социальные институты возникают в ходе истории как ответ на рост численности населе­ния (прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций). Цель деятельности социальных институтов, по мнению Г. Спенсера, состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма.

В «Основаниях социологии» Г. Спенсер выделяет несколько видов соци­альных институтов:

1) домашние институты (семья, брак, воспитание), которые характеризуют вовлеченность людей в различные формы межиндивидуальных отношений. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами до современных форм моногамии.

2) обрядовые (церемониальные) институты, которые регулируют повседнев­ное поведение людей посредством установления обязательных или желательных для исполнения большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т.д.

3) политические институты (центральная власть, армия, полиция, суд, право), устанавливающие и регулирующие политические и правовые отношения между людьми и социальными группами.

4) церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества на основе единых верований и традиций.

5) профессиональные институты (купеческие гильдии, цеха, проф­союзы),возникающие на основе разделения труда, консолидирующие людей по профессиональным признакам.

6) промышленные институты, причиной появления которых также яв­ляется разделение труда. Они поддерживают производственную структуру обще­ства.

Профессор Варшавского университета Е. Шацкий выделил основные установки Г. Спенсера при анализе соци­альных институтов. Во-первых, отмечает польский ученый, ни один институт нельзя рассматривать как продукт сознательной человеческой деятельности. Г. Спенсер предпочитал объяснять институты не че­рез индивидуальные мотивы и цели, а через их функции в системе. Во-вторых, при изучении нынешнего состояния того или иного института следует учитывать специфику его происхождения и развития. Исследование функционирования института немыслимо вне контекста его эволюции. В-третьих, все институты связаны между собой. Они представляют собой части единой общественной системы, поэтому нару­шения в работе одного института отражаются на функционировании других. В-четвертых, каждый институт выполняет лишь ему присущие специфические функции. Если по какой-либо причине он берет на себя функции других институтов, вся общественная система может выйти из равновесия. Это может привести к повороту социальной эволюции вспять, то есть к возврату к примитивным (военным) способам координации деятельности и недифференцированной социальной структуре.

Общество, таким образом, есть система социальных институтов. Каждый социальный институт специализируется на ряде функций и зависит от остальных институтов общества. Основное условие развития социальной органи­зации Г. Спенсер усматривает в численном росте популяции. Последствием развития социаль­ной организации, по его мнению, является формирование социальных чувств, интеллекта и трудо­вых навыков.

 

Подводя итог данной главе, отметим, что одной из главных заслуг Г. Спенсера стала популяризация социологии. Многие его труды стали бестселлерами как на Западе, так и в России. Это позволило английскому ученому донести до сознания общественных масс саму идею новой науки об обществе, основанной на точных и эффективных методах естествознания. Кроме того, Г. Спенсер весьма удачно применил органицистскую аналогию, что позволило ему разработать оригинальную концепцию общества. Представления социолога об устройстве и функционировании общества легли в основу формирующейся в конце XIX – начале ХХ веков функциональной теории. А самого Г. Спенсера, наряду с Э. Дюркгеймом, можно считать непосредственным предшественником структурно-функциональной школы, которая в середине ХХ века стала ведущей парадигмой социологии.

 

Вопросы и задания по теме

1. В каком высшем учебном заведении обучался Г. Спенсер?

а) в Оксфорде;

б) в Гарварде;

в) в Сорбонне;

г) в Гейдельберге;

д) в Лондонской школе экономики;

е) верного ответа нет.

2. В работе «Социология как предмет изучения» Г. Спенсер писал, что социология должна стать наукой, продолжающей разработку…

а) психологических законов;

б) биологических законов;

в) физических законов;

г) законов социальной солидарности.

3. Сравните взгляды сторонников социального номинализма с идеями представителей социального реализма.

4. Сторонником какого подхода к изучения общества был Г. Спенсер?

5. С чем Г. Спенсер сравнивал общество?

а) с машиной;

б) с Богом;

в) с организмом;

г) с муравейником.

6. Укажите выделенные Г. Спенсером сходства между обществом и организмом.

а) общество, как и организм, на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;

б) в обществе, как и в организме, сознание сконцен­трировано в одной его части;

в) после смерти живого организма, также, как и после гибели общества, отдельные его части продолжают функционировать в течение неко­торого времени;

г) количественному росту как общества, так и организма, сопутствует прогрессирующая дифференциация структуры;

д) общество, как и ор­ганизм, представляет собой конкретное целое, оно слито в одно сплошное фи­зическое тело, подчиняется центральной нервной системе;

е) дифференциация структуры и в обществе, и в организме сопровождается дифференциацией функций;

ж) и в обществе, и в организме существует взаимозависимость час­тей: ни одна из них не может нормально функционировать без функциониро­вания остальных;

з) и в обществе, и в организме элементы живут ради целого.

7. Укажите выделенные Г. Спенсером различия между обществом и организмом.

а) общество в отличие от организма на протяжении большей части своего существования растет, увеличивается в объеме;

б) если в живом организме сознание сконцен­трировано в одной его части, то в обществе сознание разлито по всему агре­гату;

в) если после смерти живого организма отдельные его части продолжают функционировать в течение неко­торого времени, то общество в подобной ситуации сразу же погибает;

г) количественному росту общества сопутствует прогрессирующая дифференциация структуры, тогда как при росте организма его структура остается неизменной;

д) ор­ганизм представляет собой конкретное целое, он слит в одно сплошное фи­зическое тело, подчиняется центральной нервной системе; общество – дис­кретное целое, состоящее из пространственно отделенных друг от друга частей;

е) дифференциация структуры в обществе сопровождается дифференциацией функций; в организме при дифференциации структуры дифференциации функций не происходит;

ж) в организме в отличие от общества существует взаимозависимость час­тей;

з) в организме элементы живут ради целого, в обществе – наоборот.

8. Какие два типа обществ выделял Г. Спенсер?

а) военное и промышленное;

б) община и общество;

в) теологическое и позитивное;

г) индустриальное и информационное.

9. Какому типу общества Г. Спенсер приписывал следующие характеристики: запретительное право; наследуемые статусы; каждый член общества пожизненно приписан к определенной позиции в организационной иерархии; вознаграждения за труд и почести распределяются не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии; жесткая, малоподвижная социальная структура; консерватизм?

а) теологическому;

б) метафизическому;

в) позитивному:

г) военному;

д) промышленному;

е) информационному.

10. Какому типу общества Г. Спенсер приписывал следующие характеристики: децентрализация; разрешительное право; признание прав и свобод че­ловека; веротерпимость, разнообразие убеждений и мнений; независимость и новаторство как общественно одобряемые черты личности; международное сотрудничество?

а) теологическому;

б) метафизическому;

в) позитивному:

г) военному;

д) промышленному;

е) информационному.

11. Соотнесите тип социального института с его характеристикой.

1) домашние институты (семья, брак, воспитание). а) обеспечивают интеграцию общества, под­держивают традиции и верования.
2) обрядовые, церемониальные институты. б) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми и их группами.
3) политические институты (центральная власть, армия, полиция, суд, право). в) характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями; эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами до современных форм моногамии.
4) церковные институты. г) возникают на основе разделения труда, поддерживают производственную структуру обще­ства
5) профессиональные институты (купеческие гильдии, цеха, проф­союзы) д) регулируют повседнев­ное поведение людей через установление в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т.д.
6) промышленные институты. е) возникают на основе разделения труда, консолидируют людей по профессиональным признакам.

 









Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 8866;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.