Русская риторика 19 века

В начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Η. Φ. Кошанского (1784-1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. Η. Φ. Кошанскому принадлежат две замечательные работы: «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832).

Руководства Η. Φ. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали весьма солидное образование. Изучая риторику, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества. Картина родов и видов словесности в «Частной риторике» Η. Φ. Кошанского, связывая русскую словесность с классической и церковнославянской, раскрывала широкую перспективу культуры слова. Учебники словесности Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке.

В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В. Г. Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении секулярного общества того времени художественная литература и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни6.

Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф.Мерзлякова (1809 – 1828), Н.Ф.Кошанского (1829 – 1850), К.П.Зеленецкого (1846 – 1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.

Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трёхчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.

Характерной особенностью русской риторики, отличавшей её от всех других риторик, было деление её на общую и частную. Общая риторика рассматривала общение законы речи, а частная описывала прозу, её виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В.Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В.Толмачёвым, Н.Ф.Кошанским, М.М.Сперанским, К.П.Зеленецким и многими другими.

Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.

В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов 19 в. до 20-х годов 20 в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно всё более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, всё внимание отдаётся художественной речи.

Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трёхчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.

Риторика, имеющая собственный предмет обучения, является продолжением знаний, полученных из общих сведений о языке, которые зафиксированы в отдельных разделах школьного языкознания (орфография, орфоэпия, морфология, словообразование, синтаксис, пунктуация и др.). В соответствии с традицией русского классического образования вначале всегда давались элементарные сведения о языке (фонетико-грамматические), формировались умения и навыки читать и писать; затем предлагалась грамматика как общее нормированное представление о правильности языка с перечисленными выше разделами; далее следовал переход к риторике, который означал научение пользованию речью с целью формирования личности. Так во всяком случае было до середины XIX века. Одна из идей теоретиков риторики середины XIX века состояла в том, чтобы приготовить учеников риторического класса ко владению Словом во всем богатстве реальных общественно-речевых связей. Именно с этим связана классификация родов и видов словесности, которым должны были учиться ученики: от научения писать письма (бытовые и деловые) до знания, как составляются ученые, исторические, философские сочинения, как готовятся и произносятся ораторские речи. Классификации видов речей или текстов, которые предлагались учителями А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Н.Ф.Кошанским и А.Ф.Мерзляковым, тяготели к тому, чтобы обучать всем видам речи, которые существуют в реальной практике. Впрочем, именно до важнейшего из видов речи - бытовой практической речи как раз и не доходило дело в риторике середины XIX века, поэтому и призывал К.П.Зеленецкий в "Общей риторике" 1849 года обучать не только "красноречию", но и "просторечию". Именно отсутствие внимания к бытовой прозе привело риторику к упадку, а поэтику натуральной школы, ориентировавшуюся на реальные общественные проблемы, к утверждению художественной литературы как важнейшего вида словесности.

Предложения К.П. Зеленецкого были услышаны лишь частично: бытовая проза нашла отражение в сочинениях писателей натуральной школы - и это был еще один удар по "старушке риторике", которая не поспевала за реальными потребностями речевой практики. В середине XIX века риторика была критикована и переделана в стилистику и теорию словесности, предметом которых стало преимущественное изучение художественной литературы, разбор идеологических мнений, высказанных художниками слова и именно по схеме, созданной в середине XIX века (а вовсе не после 1917 года), русский язык и литература продолжают преподаваться в нашей стране до сих пор.

При удалении риторики из программы обучения из колыбели оказался выброшен и сам ребенок. Предмета, который реально отвечал бы за "речь", в составе филологических дисциплин не осталось. "Предмет риторики есть речь" - так предельно кратко и ясно вводил в предмет риторики и словесности еще учебник "Теория словесности" 1851 года, где глава Отделения русского языка и словесности Российской академии наук И.И.Давыдов сконтаминировал и отредактировал лучшие на то время учебники Н.Ф.Кошанского и К.П.Зеленецкого.

Отсутствие в русской филологии предмета "речь" ясно ощущалось в 20-е гг. XX столетия, когда потребность в обучении реальной прозе (прежде всего, политической речи и пропаганде) ощущалась особенно ясно. О необходимости каждому "быть оратором" выразительно писал А.В.Миртов в нескольких изданиях книги "Умение говорить публично". И не только он, но и организация Института живого слова, и составление сборников "Русская речь", и многочисленные новации педагогов-русистов говорили о том, что всякая новая организация жизни требует одновременно и обучения новому искусству речи, формирования нового способа мыслительно-словесного выражения.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 9702;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.