Деловая культура как культура новой социальной общности

7.4. Культура как ценностно-нормативный механизм социальной регуляции

7.1. Понятие «культура»: содержание и основные характеристики

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил, процедур для удовлетворения основных потребностей.

Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность[61].

Научный термин «Culture» в переводе с латинского означает возделывание, обрабатывание. Войдя в обыденную человеческую речь, это понятие утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать все то, что создано человеком. Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни. Часто, культура понимается как духовная, возвышенная сторона жизнедеятельности людей, включающая, прежде всего, искусство и образование. Но существуют еще такие понятия, как культура производства, культура управления, культура общения.

Наиболее удачное определение было дано английским этнографом Э. Тейлором: «Культура, – писал он, – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества».

Культура проявляется в двух основных формах: материальной и духовной.

Материальная форма включает в себя продукты ремесел и производства, орудия труда и инструменты, здания и сооружения, технику и машины.

Духовная (нематериальная) форма – это представления, ценности, знания, идеология, язык и процесс производства духовных ценностей.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности и, прежде всего, посредством воспитания и образования. Культурными законами можно овладеть в ходе социального наследования. Культурное наследие представляет собой часть материальной или духовной культуры, созданную прошлыми поколениями, но выдержавшую испытание временем и перешедшую последующим поколениям, которые ее приняли и усвоили как нечто ценное и полезное.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее между ними, т.е. культурные универсалии.

Культурное наследие находит свое выражение в культурных универсалиях (нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода или социального устройства общества). Ученые выделяют более 70 культурных универсалий, свойственных всем обществам. К ним относят язык, религию, символы, этику, искусство, спорт, образование, обычаи, ритуалы, правила поведения и т.д. Эти универсалии существуют, поскольку удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности людей.

Первоосновой культуры является язык. Люди, осваивая окружающий мир, фиксируют его в определенных понятиях. И приходят к согласию, что определенному сочетанию звуков придается определенное значение[62].

Лишь человек способен использовать символы, с помощью которых он общается, обменивается не только простыми чувствами, но и сложными идеями, мыслями. Используя символическую коммуникацию, человек обменивается ценными мыслями, способами совместных действий, указаниями. Без столь разработанного, богатого и разнообразного общения люди не слезли бы с деревьев и не вышли бы из пещер.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность (письменная речь) проводит границу между примитивными культурами и цивилизацией. Человек дописьменной культуры должен всегда держать в памяти наиболее ценные образцы культуры. Но человеческая память ограниченна. Поэтому и культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи ее образцов, обречена оставаться примитивной, предельно простой. Использование письменности позволило практически безгранично усложнять и развивать культуру, сохранять и передавать неограниченному числу людей детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, воспроизводить утерянные и разрушенные культурные ценности.

Язык настолько сливается с культурой, что каждое новое добавление в общественное культурное наследие обязательно связано с изменениями в языке. В результате профессиональные, возрастные и другие группы людей могут иметь свой специфический язык, свою языковую субкультуру.

Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры. В ходе общения понятные и усвоенные слова являются средством для передачи традиций, норм, ценностей. Но если люди общаются на разных языках, то передача культурных образцов становится невозможной. Иногда идею или концепцию бывает трудно перевести на другой язык в силу того, что в нем нет адекватных слов для их выражения. Вот, например, почему такой специфический элемент культуры, как поговорка, шутка, анекдот, основанные часто на игре слов, теряют свой смысл при переводе.

Разумеется, культура может распространяться и передаваться жестом, мимикой, образом, танцем, обрядом, но по емкости, точности, доступности они не могут конкурировать с языком. Не случайно существует выражение «язык танца». Язык выполняет функции ретранслятора культуры. Здесь возникают серьезные проблемы. Можно ли сохранить культуру небольшого народа, не сохраняя и не развивая его язык? Насколько допустимо заимствование из других языков? В науке и технике, любом профессиональном языке это вполне допустимые вещи. Следовательно, не стоит абсолютизировать роль родного языка для сохранения и, главное, развития национальной культуры.

Культура накапливается в определенных знаниях, сведениях, формации об окружающем мире: естественнонаучные, технические, политические, социальные и т.п. Убеждения – это знания, освоенные человеком, как бы пропущенные через его мировоззрение, мироощущение. Знание существует вне отдельного человека, убеждения – чувственно-эмоциональная волевая сторона знания.



Между знанием и убеждениями устанавливаются сложные неоднозначные связи. Располагать определенной информацией – это еще не значит действовать в соответствии с этой информацией. Все знают о вредных свойствах наркотиков, никотина, алкоголя, однако многие употребляют их с большим удовольствием. Все понимают важность, больше того, необходимость физических упражнений для сохранения здоровья, но немногие спешат на стадионы и в спортивные залы.

Еще более сложно и драматично складывается связь между знаниями и убеждениями по поводу нравственных норм, социальных процессов. Знание законов не всегда удерживает от их нарушения. Почти всегда противоречиво складывается взаимодействие между господствующими идеями правящей в обществе элиты, навязываемыми средствами массовой информации и реальным поведением людей.

Существует также и другой тип взаимоотношений между знаниями и убеждениями. Знание может опережать реальную действительность, и если это прогрессивное знание отвечает интересам общественного развития, то оно способно выполнять роль своего рода ускорителя в развитии культуры.

Убеждения как единство знаний, эмоций, воли проявляются в различных формах: ценностных ориентациях, социальных установках, нормах, принципах поведения, мотивах действий, поступков. Но в основе всех этих проявлений – ориентация на ценности.

Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Для того чтобы оценить, что значимо и полезно, а что нет, что есть добро, а что есть зло, и человек, и общество постоянно применяют определенные критерии. Культура в ценностном аспекте – это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, сохраняет, передает ценности в обществе. Другими словами, ценности ориентируют человека, сообщество в окружающем мире, побуждают к конкретным действиям или бездействию.

Социальные ценности существуют всегда в виде определенной системы и выражаются в менталитете человека, сообщества. Фундаментом системы ценностей являются нравственные ценности (например, заповеди Христа).

В рамках одного сообщества ведущие ценности большинства в основном едины, если, конечно, оно не находится в каком-тo экстремальном состоянии: межнациональный или межнациональный (межрелигиозный) раскол, гражданская война и переходное состояние. Однако даже при стабильном состоянии общества возможен конфликт по поводу сложившейся системы ценностей. Они могут не стыковаться с экономическими, экономические – с социальными, экономические – с экологическими, коллективистские – с индивидуальными.

Немалые различия могут иметь системы ценностей социальных групп и классов. В народе говорят: «У богатых свои причуды». Особенно заметно такое расхождение в поведении так называемых «новых русских»: криминализация бизнеса, финансовые махинации, престижное потребление и т.п. Социокультурные различия могут быть между отдельными поколениями в одном обществе или явлениями субкультуры и даже контркультуры.

В силу специфики социальных, политических или экономических условий субкультура может порождать образцы поведения, противоположные господствующей в обществе культуре. Термин «контркультура» применим к субкультуре тех социальных или демографических групп, которые бросают вызов доминирующей в обществе культуре. Мафиозная группа не лишена нравственных принципов, напротив, она имеет свои стандарты поведения, норм, чаще всего противоположные общепринятым в данном обществе. Субкультура таких групп вступает в конфликт с культурой общества, в котором она паразитирует.

Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры движения хиппи, очень популярного на Западе в 1960–1970 гг. Молодые люди, часто из вполне благополучных респектабельных семей, проповедовали культуру, в которой труд представлялся нежелательным, половая воздержанность – ненужной, патриотизм – ненормальным, стремление к материальному благополучию – недостойным. Движение хиппи сформировало свою контркультуру, полностью противоположную основным нравственным нормам, принятым в западных странах.

Целостность культуры всегда предполагает известный синтез между общечеловеческими ценностями и национальной культурой. Для России уже в течение нескольких веков характерен конфликт между западниками (славянофобами) и славянофилами, русофилами; между коллективистской, общинной ориентацией, нравственными принципами и ставкой на индивидуализм западного, протестантского типа.

Если основные ценности выстроены в определенную доктрину, теоретически аргументированы, то мы имеем дело с идеологией. Любое достаточно развитое общество имеет определенную идеологию. Другое дело, что ее часть общества может не воспринимать и даже бороться против нее. Это особенно характерно для обществ переходного типа. Любая идеология имеет несколько ярусов: общечеловеческое и национальное содержание, групповые социально-классовые ценности.

Функционирование культуры как социального явления имеет две основные тенденции: развитие, модернизация и сохранение, устойчивость, преемственность. Стоит обратить внимание на то, что любая нация измеряет иную культуру своим аршином, удивляется иной манере поведения, стилю жизни, например обычай кровной мести у ряда народов. При определенном темпераменте, эмоциональной возбудимости принцип «Чем меньше народ, тем длиннее кинжал», должен был вести к многочисленным убийствам по пустякам. Но в условиях отсутствия сильного правового государства обычай кровной мести как раз и сдерживает горячих джигитов, так как все знают о возможных последствиях[63].

Таким образом,культура как феномен сознания является и способом, методом ценностного освоения действительности. Активная деятельность человека, общества по удовлетворению своих потребностей требует определенной позиции. Надо считаться с интересами других людей и других сообществ, без этого нет сознательного социального действия.

 

7.2. Системный анализ современной культуры

Целостность культуры обеспечивается социальным отбором. Любая культура сохраняет в своем ядре лишь то, что соответствует ее логике, менталитету. Новые культурные приобретения – и свои, и чужие – национальная культура всегда стремится придать им национальный колорит. При этом она активно сопротивляется чуждым ей элементам.

Относительно безболезненно обновляя периферийные, второстепенные элементы, культура проявляет сильную реакцию отторжения, когда дело касается ее ядра. В данном случае речь идет о православии как основе русской культуры. Здесь возможны социальные санкции вплоть до остракизма, моральной изоляции.

Любая культура способна к саморазвитию. Именно этим объясняется многообразие национальных культур, национальная самобытность.

Саморазвитие культуры возможно через стихийные, случайные, спорадические формы путем проб и ошибок, когда идет поиск вариантов, но ведущее значение имеет сознательная деятельность по изменению культуры. Особая роль здесь принадлежит гениальным людям в любой сфере деятельности: будь то наука, художественная культура, политика, духовная жизнь (Г. Галилей, И. Ньютон, К.Э. Циолковский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). В области морали, политики, социальных взаимоотношений особое место в культуре занимают пророки, обладающие уникальным даром предвидения, социального фантазирования: Иисус Христос, Моисей, Будда, Конфуций, Магомет. Скорее всего, это реальные люди с особым Даром предвидения, которые выдвигали свои идеи в религиозной форме.

Изменение культуры возможно в форме заимствования. Трудно себе представить культуру любого народа без подобных процессов. Например, европейская культура как базовая для современной цивилизации оказывает очень сильное воздействие практически на все культуры. В японских магазинах можно увидеть манекены только европейского типа. Система культурных взаимодействий может строиться добровольно, вынужденно, навязываться принудительно.

К примеру, страны, уйдя от тоталитарной системы организации общества и не имея необходимого опыта демократической организации, могут добровольно его заимствовать в других, это же можно сказать и о наукоемких технологиях. Внутри одного общества еще больше элементов добровольного культурного заимствования. Например, молодые люди из всех социальных групп многое перенимают у студенческой молодежи, ее субкультура – образец для подражания. Специфика добровольного заимствования элементов культуры заключается в избирательности.

Практически все страны мира заимствовали у Запада современные индустриальные технологии. Но японцы, однако, сумели сохранить традиционную систему моральных ценностей на производстве, свои образцы поведения, отношения к работе. Обилие исследований по японскому чуду, скорее всего, заставит и Запад использовать японский опыт организации производства (например, группа отставных менеджеров японской компании «Тойота» спасла от банкротства знаменитую немецкую фирму «Порше»). Японцы за три года научили немцев работать по-японски: сократили персонал на 19%, производственные площади – на 30%, а автомобилей стали делать больше.

Вынужденное заимствование культуры сочетает элементы внешней добровольности и внутреннего принуждения, например беженцы, мигранты. Чаще всего в результате такого взаимодействия происходит культурная ассимиляция, возникают некие пограничные субкультуры.

Принудительное навязывание культуры миссионерами, ограничения для развития национальной культуры, внедрение языка титульной национальности – все эти процессы развернулись во многих странах СНГ вокруг русскоязычного населения, да и по отношению к России со стороны некоторых западных стран. Поэтому эти процессы следует рассматривать с точки зрения диалектики. Необходимо освоение периферийных зон западной культуры наряду с сохранением главного, что делает нашу страну Россией, нашу культуру – российской.

Для современного мира свойственны открытость культурных систем, их многообразие. Жить в таком мире интересней, да и ответы на вызов времени находить проще. Сегодня можно говорить о культурных суперсистемах, их многообразии. Здесь две основные культурные тенденции, идущие из глубины истории, обогащающие друг друга, сохраняющие свою целостность и самобытность: Запад и Восток.

По мнению К. Ясперса, западная культура усвоила религиозность иудейства, философскую широту греков, организационную мудрость римлян. Эта культура не замыкалась в своих рамках – многое восприняла от арабов. Восточная культура Китая, Индии, Японии, напротив, замыкалась в себе, «продолжая в своей жизни свое прошлое».

И сегодня две основные культуры, суперсистемы, отличаются: в отношении к человеческой личности западная традиция концентрируется на индивидуальности, личность – начало и конец всего; восточная, наоборот, культивирует отказ от личности в пользу безликого абсолюта. Относительно реальности западная культура подчеркивает активное отношение человека к миру, который воспринимает как арену его деятельности. Восточная традиция, наоборот, предпочитает уход в себя, поиск нирваны как истинного смысла бытия, отсутствие жажды жизни. По поводу возможностей разума для западной культуры характерна ни перед чем не останавливающаяся рациональность, прагматизм. Восточная культура предпочитает интуитивное познание, медитации и самовнушение.

Специфика западной и восточной культуры, их взаимодействие и взаимовлияние – самый значительный объект для исследования социологов: А. Тойнби, О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского. Только в этом контексте можно понять Россию, ее культуру и русскую нацию.

Культура современного общества – совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуру.

Наличие субкультур – показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, малых народов, казачья субкультуры. Например, казачество в современных условиях – служба, охрана границ. Можно говорить о наличии городской субкультуры, ее национальной специфике со своей системой ценностей (цыгане – в городах, ассирийцы – в Москве, немцы – в селах и т.п.).

По мнению Р. Уильямса, для американской и российской культур характерны:

•личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность на работе, владение вещами как признак благополучия в жизни, прочная семья и т.п. (американская культура);

•дружеские отношения, уважение соседей и товарищей, разрядка, уход от реальной жизни, терпимое отношение к людям другой национальности, личность лидера, руководителя (русская культура).

Современной российской культуре присуще и такое явление, которое социологи назвали вестернизацией культурных потребностей и интересов, в первую очередь молодежных групп населения. Ценности национальной культуры вытесняются или подменяются образцами массовой культуры, ориентированной на достижение стандартов американского образа жизни в его самом примитивном и облегченном восприятии.

Для многих русских, и опять же, в первую очередь, молодежи, характерно отсутствие этнокультурной или национальной самоидентификации, они перестают воспринимать себя как русских, утрачивают свою русскость. Социализация молодежи происходит либо на традиционно-советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае вненациональной. Русская народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Отсутствие у русской молодежи национальной самоидентификации как раз и приводит к более легкому проникновению в молодежную среду вестернизированных ценностей.

Во многих чертах молодежная субкультура просто повторяет, дублирует телевизионную субкультуру. Здесь следует отметить, что с начала 1990-х гг. массовая культура в ее экранных, телевизионных видах приобретает все более негативный характер. Например, из 100 фильмов, наиболее популярных в ленинградских видеосалонах, 52% имели все признаки боевиков, 51 – эротических фильмов, 14 – фильмов ужасов, 18 – фильмов-каратэ. При этом, по мнению экспертов-киноведов, не было ни одного фильма, отличающегося художественно-эстетической ценностью, и только 5% обладали определенными художественными достоинствами. Репертуар кинотеатров на 80–90% состоит из таких зарубежных фильмов.

Не менее негативные последствия можно отметить и в развитии музыкальной культуры. Такая разновидность массовой культуры, как рок-музыка, сначала в нашей стране была запрещена на официальном уровне, а потом так же неумеренно превознесена и идеализирована. Зачем же выступать против той рок-музыки, которая связана с народными традициями, традициями политической и авторской песни? Есть и такие направления, как панк-рок, тяжелый металл и другие, которые, несомненно, несут контркультурный, вандалистский характер. Многие музыкальные направления отличаются синдромами пессимизма, мотивами смерти, самоубийства, страха и отчужденности. Потеря гуманистического содержания происходит в рок-музыке за счет искажения естественного человеческого голоса всевозможными хрипами и визгами, нарочито изломанными глумливыми интонациями, подмены мужских голосов женоподобными и наоборот.

По поводу современной массовой культуры высказывались многие корифеи современной культуры от Лихачева до Солженицына, но нам важнее мнение такого авторитетного социолога, как П. Сорокин: «Современное искусство – преимущественно Музей социальной и культурной патологии. Покамест оно – искусство поношения и унижения человека, оно подготавливает почву для своей же собственной гибели как культурной самоценности».

И еще на одной проблеме хотелось бы остановиться. Повсеместное внедрение компьютерной техники в нашей стране требует анализа социокультурных последствий этого процесса. Последствия компьютеризации для развития культуры человечества довольно противоречивы. Они имеют как положительный, так и отрицательный характер. С одной стороны, компьютер освобождает человека от монотонного труда, открывает возможности для реализации и развития творческого потенциала индивида, с другой – приводит к появлению множества проблем, связанных с излишней рационализацией и дегуманизацией. В результате компьютеризации происходит формирование элитарно-массовой структуры общества, формируется новый тип личности с техногенным мышлением, обедняется эмоционально-чувственная среда, возникают трудности в межличностных отношениях, общение с людьми заменяется общением с компьютером, появляются профессиональные «компьютерные» заболевания.

Из всего сказанного следует, что для современной культуры необходимо признание ее национальной ценности, значимости, новизны и полезности российским обществом. Это достигается путем поиска аналогичных или близких культурных образцов, созданных в процессе предыдущей деятельности людей. При этом немаловажное значение имеет приобщение молодого поколения России к ценностям культуры других народов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Категория «культура» в социологии | Деловая культура как культура новой социальной общности


Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 34; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2018 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.