Взаимоотношения кооперативных организаций с профессиональными союзами, религиозными конфессиями и политическими партиями

Те или иные ветви кооперативного движения всегда взаи­модействовали и с негосударственными организациями, в частности, с профессиональными союзами, религиозными уч­реждениями, политическими партиями.

Профсоюзы (тред-юнионы) объединяют людей труда не по производственному признаку, а по профессиям. Профсоюзы возникли практически одновременно с кооперативами. Профсо­юзное и кооперативное движения зародились в Англии в усло­виях одинаковой социальной обстановки и, судя по всему, благо­даря неутомимой деятельности известного гуманиста Р. Оуэна. Так что профсоюзы и кооперативы имеют общие родословные корни. Оба движения своей целью объявили благосостоя­ние своих участников, что предопределило необходимость их взаимного сотрудничества. Но средства достижения цели у них отличаются: у профсоюзов — это заключение с работодателями коллективного договора об условиях труда на чужом предпри­ятии и оплаты этого труда, у кооперативов — организация соб­ственного хозяйственного предприятия как базы коллективного предпринимательства.

Кооперативное и профсоюзное движения не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Тем не менее иногда представи­тели профсоюзов и кооперации остро дискутировали по поводу того, какая из двух организаций является главным выразителем интересов трудящихся и своей деятельностью приносит им боль­ше пользы. Фактически были полезны обе организации. А ис­тинной причиной споров служило их отношение к политическим партиям: профсоюзы теснее сотрудничали с социалистическими партиями, а кооперативы в большинстве своём декларировали принцип политического нейтралитета.

Наиболее тесные отношения взаимной поддержки между этими двумя общественными движениями складываются тогда, когда одни и те же работники являются членами и профсоюза, и местного кооператива. Известны факты, когда профсоюзы выступали инициаторами создания новых кооперативов, а кооперативы материально помогали членам профсоюза во время забастовок на заводах и фабриках частных владельцев и компаний. Как правило, интерес профсоюзов и кооперативов к взаимному сотрудничеству является обоюдным: ведь коопе­ративы — это тоже работодатели, а занятые в них рабочие и служащие — члены профсоюза. Совместные действия коопе­ративов и профсоюзов направлены на обеспечение повышения благосостояния людей труда, их активного участия в общест­венной жизни.

Английские пролетарии создавали свои тред-юнионы и кооперативы первоначально в форме обществ взаимопомощи как орудие экономической борьбы. Еще в XIX в. некоторые со­циалисты стали рассматривать рабочее движение как триаду, состоящую из пролетарской партии, профсоюзов и кооперативов. В городах и промышленных центрах разных стран относитель­но устойчивые отношения складывались между профсоюзами и кооперативами. В прошлом столетии формами их деловой практики являлись предоставление банками профсоюзов займов потребительским и иным кооперативным обществам (например, в Австрии), создание совместного профсоюзно-кооперативного общества по страхованию жизни (ФРГ), вложение крупных профсоюзных средств в экономику кооперативов (Израиль), образование совместными усилиями жилищных кооперативов и профсоюзов объединенного жилищного фонда (США). Мощная сеть городских потребительских обществ в Японии была создана при активной помощи профсоюзов. Перечень подобных форм сотрудничества можно было бы продолжить.

К теме более тесного сотрудничества между кооперативами и профсоюзами обращался в прошлом Международный коопе­ративный альянс. Его XXV конгресс (Варшава, 1972) принял специальную резолюцию о единстве действий кооперативного и профсоюзного движений. В резолюции рекомендовалось всем кооперативным организациям проявлять дух сотрудни­чества и взаимопомощи с профсоюзными организациями и центрами, расширять и укреплять дружеские и деловые связи с ними на национальном, региональном и международном уров­нях, использовать все пути и средства, создающие атмосферу взаимного доверия между кооперативами и профсоюзами и способствующие выработке согласованных решений и осуще­ствлению совместных действий.

За истекшую с тех пор треть века фактов совместных действий профсоюзов и кооперативов стало больше. В Турции крупнейшая профсоюзная федерация участвовала в создании потребительских и жилищно-строительных кооперативов.

В Кении многие национальные профсоюзы поддерживают ссу­до-сберегательные кооперативы и содействуют развитию жи­лищной кооперации. На Филиппинах действуют порядка 3000 кооперативов, созданных профсоюзами с целью улучшения условий жизни семей. Отдельные профсоюзы в Великобритании содействуют созданию кооперативов путем покупки рабочими нерентабельных государственных и частных предприятий, когда возникает угроза их закрытия и массовых увольнений. Национальный профсоюз шахтёров ЮАР в свое время способст­вовал созданию 30 кооперативов для уволенных и вышедших на пенсию горняков. Теснейшим образом кооперативное движение связано с профсоюзами в Израиле. Начиная с 70-х годов XIX в. новые производственные кооперативы, получившие название кооперативов по спасению рабочих мест, в Великобритании создавались при поддержке профсоюзов, а позднее профсо­юзное движение страны стало центром развития данной ветви кооперации.

Кооперативные системы являются крупными работодате­лями. Поэтому профсоюзы иногда предоставляют информацию, средства и профессиональную подготовку своим членам, желаю­щим организовать кооперативы. Профсоюзы заинтересованы в создании новых рабочих мест, а они создаются не большими частными компаниями, а в основном кооперативными организа­циями и структурами малого и среднего бизнеса.

Таким образом, сотрудничество кооперативов и профсоюзов традиционно основано на учете взаимных социальных интере­сов, общности целей и задач, демократическом построении этих организаций самопомощи миллионов их участников.

В ряде западноевропейских стран у истоков кооперативного движения стояли также церковь и её представители.

Заметный вклад в дело становления и роста кооперации ещё в XIX в. внесли французские и особенно английские христиан­ские социалисты — участники религиозного идейного течения и одновременно кооперативного движения. Они определяли коопе­рацию как практическое применение принципов христианства в торговле и промышленности с целью заполнения пропасти между богатыми и бедными, уничтожения противоречия между капиталом и трудом, облегчения материального положения обездоленных, нравственного совершенствования людей, ор­ганизации их братского общежития. Общим для взглядов этих идеологов было утверждение, что Бог на стороне кооперации и что неоспорима религиозная основа принципов кооперации.

Папа Римский Лев XIII (в миру Д. Печчи) в своём знамени­том послании — энциклике «Рерум новарум» (1891), ставшей социальной доктриной католицизма, — в духе идеалов христи­анской солидарности обосновывал целесообразность составлять ассоциации, с тем, чтобы рабочие могли скопить известную собственность и образовать фонды вспомоществования для нуждающихся. По мнению автора послания, это должно было смягчить классовую рознь, а заодно усилить влияние самой ка­толической церкви. Голос Папы был услышан, и представители церкви развернули бурную деятельность по расширению сети кредитных и иных кооперативов.

Сохранились имена видных священнослужителей, которые и до послания Папы неустанно пропагандировали идеи коопера­ции среди верующих (прихожан) и практически участвовали в учреждении кооперативных обществ. Из них наиболее известны католические священники Л. Волленборг, дон Л. Черутти из Италии, аббат Ф. Меллаэртс из Бельгии. Кооперативной пропа­гандой занимались отдельные епископы в Испании, священники в городах США. В результате в западных странах возникли мно­гочисленные кооперативы, испытывающие влияние церкви.

Влияние церкви на кооперативы сохранилось до наших дней. В Италии ещё в 1919 г. под эгидой центра католицизма Ватикана была создана даже особая кооперативная конфедерация, объе­диняющая свыше 20 тыс. католических («белых») кооперативов. Католические и протестантские кооперативы существуют в Бельгии, Голландии, Швейцарии и других странах. Примеча­тельно, что в 2003 г. на заседании Генеральной ассамблеи Ме­ждународного кооперативного альянса в норвежской столице Осло было получено послание Папы Римского Иоанна Павла II (в миру К. Войтыла), в котором содержались слова поддержки и признания заслуг кооперативного движения в решении соци­альных проблем.

Досоветская история нашей отечественной кооперации также знает факты деятельного участия священнослужителей | как в учреждении кооперативов, так и в их повседневной дея­тельности.

В начале XXI в. в России наметилось сближение Центросоюза и региональных организаций потребительской кооперации, с одной стороны, и Русской Православной церкви и её местных епархий, с другой стороны, на почве сотрудничества в соци­альной и духовной сферах деятельности. Священнослужители Русской Православной церкви (в некоторых регионах также и | духовные лица других конфессий) впервые приняли участие в научно-практической конференции «Усиление борьбы с бедностью — стратегия и социальная миссия потребительской кооперации», проведённой в 2002 г. в республиках, краях, областях. Это | сотрудничество начало углубляться, наполняться конкретным 3 общеполезным содержанием.

В том же году на местном уровне было подписано первое Соглашение о сотрудничестве между Владимирской епархией и Владимирским облпотребсоюзом. Их примеру последовали вероисповедные учреждения и союзы потребобществ ряда других регионов. В 2003 г. Московский патриархат и Центросоюз России подписали соглашение о сотрудничестве. Такое же соглашениезаключено с Центральным духовным управлением мусульман России.

Кооперативные принципы и религиозные заповеди созвучны, но не тождественны. Кооперация осуществляет прежде всего | социально ориентированную хозяйственную деятельность, а, к примеру, православная церковь действует в сфере духовной жизни. Вместе с тем и церковь, и кооперация стремятся помочь живому страдающему человеку, вместе заботятся о людях (о душе и теле, божественном и земном), которые как миряне не­редко в одном лице являются верными чадами церкви и членами кооперативов. Этим, пожалуй, объясняется готовность священнослужителей и кооператоров к сотрудничеству, к объединению своих усилий в общем деле социального служения.

Образование политических партий рабочего класса началось уже после возникновения кооперативов и профсоюзов.

Не только пролетарские, но и другие партии во взаимоотноше­ниях с кооперативами руководствовались собственными поли­тическими интересами. Как правило, левые партии стремились (и стремятся ныне) подчинить кооперативное движение своему идейному влиянию, играть по отношению к нему руководящую роль, превратить кооперативные объединения в очаги классовой ненависти и классовой борьбы, овладеть выборными органами кооперативов и их союзов, использовать в своих политических целях голоса членов кооперативов как избирателей на парла­ментских выборах. Было время, когда французские и германские социалисты выносили на своих конгрессах резолюции против поддержки кооперативного движения, считая его неспособным ни изменить общественные условия, ни улучшить положение рабочего класса.

Отношения между партиями и кооперацией едва ли можно считать тесными, равноправными, партнёрскими. Отчасти по­этому кооперация, за редким исключением, слабо втягивается в политическую деятельность. Ведь она — форма экономического объединения людей и как таковая время от времени выдвига­ла лозунг улучшения капитализма, его постепенного мирного преобразования кооперативными средствами, а на деле всегда сосуществовала с капитализмом и приспосабливалась к его условиям. Подлинная кооперация возможна лишь в условиях рыночной экономики, настоящий же рынок является неотъем­лемым свойством капитализма, а не социализма.

Тем не менее имеется определённый опыт сотрудничества партий и кооперативных организаций. Отбросив формальную идею политического нейтралитета кооперации, фактически в разные периоды кооперативные организации разных стран взаи­модействовали с социал-демократическими, социалистическими и иными партиями. Классический пример в этом отношении являет собой Бельгия, где дело дошло чуть ли не до слияния коо­перации и профсоюзов с рабочей партией. В начале XX в. члены кооперации здесь составляли более 39% партии, а кооперативы служили её финансовой опорой. Как писал по этому поводу социалист Э. Вандервельде, кооперативы являлись в Бельгии «дойными коровами для рабочей партии».

Вопрос о кооперативах, отношении к ним социалистических ; партий в 1910 г. специально обсуждался участниками Копен­гагенского конгресса II Интернационала. В принятой резо­люции конгресс признал в целом положительную роль рабочих кооперативов и призвал социалистические партии участвовать в кооперативном движении.

В России в ряды кооперации вступали представители как крайне правых, так и крайне левых партий. По словам партий­ного деятеля А. А. Андреева, ещё до 1917 г. большевики шли на работу в кооперацию главным образом для того, чтобы использовать её в качестве легального прикрытия своей революционной политической деятельности. За отказ кооперации от провозглашённого ею самой принципа политического нейтралитетавыступали не только большевики, но и некоторые руководители кооперативного движения из среды социалистов - революционеров, меньшевиков, конституционных демократов, народных социалистов.

Пик политической активности лидеров российской кооперации пришёлся на период подготовки и проведения выборов в Учредительное собрание между Февральской и Октябрьской революциями 1917г. Однако кооперативный список кандидатов в Учредительное собрание на выборах провалился. По этому поводу видный кооператор эсер В. А. Кильчевский писал, что нельзя было пытаться заменить партию кооперацией. Он же сделал вывод, что сами кооперативные организации, хотя и не должны быть аполитичными, но в то же время не должны перерождаться в партию и принимать на себя те функции, которые выполняют партии.

В тот период кооперативные конгрессы в Великобритании активно обсуждали вопрос о выставлении кооперативами | своих кандидатов на выборах в парламент. Для образования в парламенте своего представительства английские кооператоры создали Кооперативную партию. Она заняла положение третьего крыла движения лейбористов наравне с профсоюзами и Лейбористской партией. Кооперативная партия Великобритании М организационно оформилась на правах отдела Кооперативного' союза страны.

Примерно так же сложилась судьба Кооперативнной партии Дании.;

Учреждённая в 1991 г. в Польше аналогичная партия под названием «Уния вольных кооператоров» тоже оказалась лиш­ней и в течение двух лет сошла на нет.

Уже в 1995 г. попытка создания Партии кооперативного единства была предпринята и в России, но вовремя пришло осоз­нание нецелесообразности политизации деятельности общест­венно-хозяйственной системы, каковой является кооперация.

В большинстве стран современные кооперативы держатся в стороне от политических партий. В условиях гражданского общества лишь в период президентских и парламентских вы­боров лидеры кооперации нередко становятся членами групп поддержки, выступающих в поддержку той или иной партии.

Всё это позволяет сделать вывод, что среди рядовых уча­стников кооперативного движения проявление аполитичности сильнее их политической активности. В то же время активное участие граждан в политической жизни является необходимым условием общественного прогресса.

 








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 960;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.