UNIX System V Release 4

Обещанная в 1987 г. UNIX System VI вышла на рынок в 1989 г. под названием UNIX SVR4. Микроядерная система обеспечивала полную бинарную совместимость с SVR3, бинарную же совместимость с 16- и 32-разрядными Xenix на процессоре х86, и совместимость на уровне исходных текстов с BSD Unix v4.3 [Хевиленд/Грей/Салама 2000]. Заявленная цель консолидации всех основных ветвей Unix в единой системе была полностью достигнута. Sun Microsystems приступила к переводу своих пользователей на Sun OS 5.x (ныне известна как Solaris), основанную на ядре SVR4. Версия SVR4 была этапной — она включала в себя следующие компоненты.

· Многопоточное микроядро

· Класс планирования реального времени (процессы с этим классом планирования имеют приоритет выше, чем нити ядра)

· Новый формат загрузочного модуля ELF (Executable and Linking Format), обеспечивавший удобную работу с разделяемыми и динамическими библиотеками

· Динамическое подключение и отключение областей своппинга

· Динамическую загрузку и выгрузку модулей ядра

· Многопоточность в пределах одного процесса (так называемые LWP (Light Weight Processes — легкие процессы))

· Псевдофайловую систему /рrос, обеспечивающую контролируемый доступ к адресным пространствам других процессов и структурам данных ядра

· Оптимизирующий компилятор ANSI С, по качеству кода не уступающий GNU С.

В 1991 г. подразделение AT&T, занимающееся развитием и поддержкой UNIX, было выделено в отдельное предприятие, USL (UNIX System Laboratories). Дальнейшая история этой организации представляет неплохой сюжет для романа: в 1992 г. USL была приобретена фирмой Novell — тогдашний CEO (Chief Executive Officer — главный администратор) компании Р. Нурда пытался сформировать линию продуктов, способную конкурировать со всеми предложениями Microsoft. В 1993 г. права на торговую марку UNIX были переданы консорциуму Х/Open. В 1995 г. акционеры Novell, испуганные перспективой конфронтации с Microsoft, сняли Нурду с поста СЕО и стали распродавать его приобретения. В частности, USL и лицензионные соглашения с распространителями UNIX SVR4 (Sun, Silicon Graphics, Microport и др.) были проданы фирме SCO. Нурда основал компанию Caldera, основным бизнесом которой стало распространение и поддержка Linux. 7 мая 2000 г. в тексте этой истории была поставлена ну, скорее всего, не точка, но весьма важный знак препинания: Caldera приобрела компанию SCO вместе со всеми правами на SVR4[www.sco.com].Эти перипетии не мешали развитию системы, или, во всяком случае, мешали не так сильно, как можно было бы ожидать: вышедшая в 1992 г. версия UNIX System V Release 4.2 включала графический пользовательский интерфейс Motif. Построенная на этом ядре UnixWare имела сравнительно неплохой эмулятор DOS/Windows 3.x, журнальную файловую систему Veritas, средства доступа к серверам файлов и печати Novell Netware. Из более свежих новшеств необходимо упомянуть UnixWare NonStop Clusters (многомашинные кластеры из компьютеров х86) и Tarantella — средство удаленного доступа к рабочим станциям Windows NT/2000/XP через протокол Microsoft RDP [www.tarantella.com].В 1997 г. было заключено стратегическое соглашение с Hewlett Packard о разработке единой 64-разрядной версии ядра UNIX (SVR4 с успехом переносилась на 64-разрядные процессоры MIPS и SPARCv9 фирмами SGI и Sun соответственно, но это были независимые продукты). В 1998 г. была выпущена UnixWare/Merced, первая стабильная среда разработки для нового 64-разрядного поколения процессоров Intel. Sun Solans v8, версия SVR4, поставляемая фирмой Sun Microsystems, при работе на серверах семейства Sun Fire поддерживает динамическое подключение, исключение и горячую замену процессорных модулей и модулей ОЗУ, а также одновременную работу двух копий Solaris на разных процессорах одного вычислительного комплекса с динамическим перераспределением ресурсов (процессоров, ОЗУ, дисков) между виртуальными системами. На всем протяжении 90-х, архитектура ядра не подверглась существенным изменениям. Как и MVS полутора десятилетиями раньше, UNIX достиг совершенства в своем роде и нуждается не в новой архитектуре, а только в оптимизации существующего кода (ядро SVR4 несколько тяжеловато по сравнению с монолитными ядрами BSD и Linux) и развитии отдельных подсистем.

Linux

В 1991 г. Л. Торвальдс, в тот момент — студент университета Хельсинки, приступил к разработке того, что ныне известно как Linux — полноценной операционной системы, основанной на исходных кодах Minix и распространяемой на условиях GPL [www.linux.org].В 1992 г. была выпущена первая публичная версия системы. К тому времени сообщество пользователей и разработчиков freeware уже успело устать от задержек выпуска GNU HURD и обещаний Столлмэна, и приняло новый проект с огромным энтузиазмом. Ряд компаний (RedHat, Caldera, SuSe и множество других) начал распространение коммерчески поддерживаемых дистрибутивов ОС на основе ядра Linux, воспроизводя таким образом бизнес-модель распространения AT&T UNIX в начале 80-х. Вышедшее в 1997 г. ядро Linux 2.0 имело вполне приемлемую по стандартам коммерческих ОС надежность и почти все наиболее прогрессивные черты других Unix-систем.

· Загрузочные модули и разделяемые библиотеки формата ELF

· Псевдофайловую систему /рrос

· Динамическое подключение и отключение своп-файлов

· Длинные файлы (64-разрядные — длина файла и смещение в нем)

· Многопоточность в пределах одного процесса (POSIX thread library)

· Поддержку симметричной многопроцессорности

· Динамическую загрузку и выгрузку модулей ядра

· Стек TCP/IP, совместимый с BSD 4.4, с поддержкой IPSec, фильтрации пакетов и др. a sysvipc

· Бинарную совместимость с UNIX System V на процессорах х86 (iBCS -Intel Binary Compatibility Standard) и, позднее, на SPARC и MIPS

· Поддержку задач реального времени (класс планирования реального времени в монолитном Linux невозможен; такие задачи загружаются как модули ядра).

Linux перенесен практически на все 32- и 64-разрядные машины, имеющие диспетчер памяти, начиная от Amiga и Atari и заканчивая IBM System/390 и IBM z/90. Бинарные эмуляторы Linux включены в состав Solaris/SPARC и FreeBSD. Ядро Linux быстро развивается и еще не достигло той степени "зрелости" и стабильности, которая характерна для SVR4 и ветвей BSD. В частности, поэтому среднее количество опасных ошибок, обнаруживаемых в системе за фиксированный интервал времени, существенно выше, чем в двух указанных ОС; производительность отдельных подсистем также оставляет желать лучшего. Однако положение довольно быстро улучшается и, по-видимому, в обозримом будущем Linux может стать одним из технологических лидеров отрасли.



Семейство СР/М

Родоначальником семейства является дисковая операционная система СР/М (Control Program/Monitor) фирмы Digital Research. Первая версия системы была разработана в 1974 г. для использования в инструментальных микропроцессорных системах на основе микропроцессоров 18080 и 18085. Инструментальные микрокомпьютеры, популярные в 70-е годы, использовались как средство кросс-разработки и отладки программ для встраиваемых микропроцессорных систем. Типичная система такого типа состояла из микропроцессорной платы, устройства чтения/записи магнитных или перфолент, а позднее — накопителя гибких дисков и, наконец, видеотерминала. Можно считать их предками персональных компьютеров, но в описываемый период такие системы были слишком громоздки и дороги для домашнего и офисного использования. СР/М была первой ОС для машин такого рода, обеспечившей возможность использования гибких дисков, поэтому она быстро приобрела огромную популярность и стала стандартом де-факто для микрокомпьютеров [Дейтел 1987]. Система была перенесена практически на все 8- и 16-разрядные и многие 32-разрядные микропроцессоры манчестерской архитектуры. Появившиеся в конце 70-х персональные компьютеры обычно также были ориентированы на использование СР/М. В начале 80-х были реализованы многозадачная и сетевая версии СР/М. Появилось также немало клонов системы, программно совместимых с ней и в целом аналогичных по архитектуре. С архитектурной точки зрения, СР/М представляет собой довольно типичную однозадачную ДОС, предназначенную для работы на процессоре без диспетчера памяти и средств базовой адресации. К отличительным особенностям СР/М можно отнести следующие.

· Своеобразный командный язык, представляющий собой подмножество DCL (DEC Command Language) — командного языка систем RT-11, RSX-11, VAX/VMS . Так, в DCL команды являются полными словами английского языка, но разрешено их сокращение: DIRECTORY, например, может быть сокращена до DIR или даже до DI — в СР/М же команда называется DIR.

· Устройства последовательного ввода-вывода обозначаются трехбуквенными аббревиатурами, например TTY: обозначает телетайп, a LPT: — строчный принтер. Некоторые устройства, например, CON: (консоль), LST: (устройство вывода листинга) могут динамически переназначаться.

· Диски обозначаются буквами латинского алфавита.

СР/М имеет модульную архитектуру и состоит из трех основных подсистем: командного процессора ССР (Console Command Processor), базовой дисковой операционной системы BDOS (Basic Disc Operating System) и базовой системы ввода-вывода BIOS (Basic Input/Output System). ССР и BDOS представляют собой неизменные компоненты системы, BIOS содержит драйверы физических устройств и подлежит перекомпоновке при каждой перегенерации системы для новой конфигурации аппаратуры. Память, не занятая компонентами системы и таблицей векторов прерываний, называется ТРА (Transient Program Area — область пользовательских [дословно — преходящих] программ). В 1981 г. фирма IBM анонсировала персональный компьютер IBM PC на основе 16-разрядного процессора i8088. Первоначально предполагалось, что в качестве ОС для этого компьютера будет использоваться СР/М, однако представителям IBM не удалось достичь приемлемых условий соглашения с Digital Research. Ни история, ни легенды не сообщают нам о том, что именно послужило причиной разногласий. Легенды, однако, сохранили для нас немало подробностей (к сожалению, не очень достоверных) дальнейшего развития событий. Вместо того, чтобы пойти на компромисс с Г. Кидалом, CEO Digital Research, представитель IBM обратился к сыну одной из своих старых знакомых, Биллу Гейтсу. Билл Гейтс в это время занимался продажей собственного интерпретатора языка BASIC для любительских 8-разрядных микрокомпьютеров. Билл не имел ни опыта разработки ОС или ДОС, ни даже теоретической подготовки в этой области, поскольку был выгнан из колледжа. Однако IBM обещала щедрую предоплату и вообще довольно выгодные условия, поэтому Билл взялся за проект.

Примечание: Нужно отметить, что эта часть легенды несколько расходится с достоверными историческими сведениями. В описываемый период Microsoft занимался не только и даже не столько ВАЗЮ'ом, сколько собственной ОС, основанной на Unix v.6 - Microsoft Xenix. Эта система была реализована для нескольких микропроцессорных систем на 32-разрядных микропроцессорах, таких, как MC68000, NS32032 и даже 18086/8086.
По другой версии легенды, Билл Гейтс первоначально предложил Xenix, но представители IBM хотели что-нибудь похожее на СР/М.

Гейтс приобрел за 13 тысяч долларов лицензию на систему QDOS — клон СР/М, разработанный компанией Seattle Computer Products. По легенде, QDOS расшифровывается как Quick and Dirty Operating System - "Быстро [сделанная] и Грязная Операционная Система". Фирма Microsoft переделала загрузчик и дисковую подсистему QDOS для работы с IBM PC и использования сервисов ПЗУ этого компьютера (эти сервисы также называются BIOS, хотя имеют довольно мало общего с BIOS СР/М), и предложила результат фирме IBM. Заказчики оказались довольны, и Билл быстро стал миллионером. К версии 3.30 MS DOS (такое название получила новая система) уже накопила очень много отличий от оригинальной СР/М. В качестве файловой системы была использована изобретенная лично Б. Гейтсом для применения в интерпретаторе BASIC ФС FAT. Эта ФС была переделана так, чтобы в ней можно было создавать вложенные каталоги. Был добавлен новый формат загрузочного модуля — вдобавок к абсолютным загрузочным файлам формата СОМ (совместимых с СР/М]) были реализованы относительные загрузочные файлы ЕХЕ (известные также как файлы MZ). Были реализованы загружаемые драйверы внешних устройств. Динамическая загрузка и выгрузка драйверов не поддерживалась, но, по крайней мере, изменение номенклатуры драйверов теперь не требовало перегенерации системы. Список загружаемых драйверов задавался текстовым файлом C:\CONFIG.SYS. Позднее был даже реализован интерфейс для драйверов файловых систем. Была разрешена загрузка нескольких программ в стековом порядке (впрочем, не допускалось их параллельного исполнения). Система приобрела многие черты, аналогичные примитивным версиям Unix — так, каждая загруженная программа в MS DOS снабжается дополнительным сегментом памяти, так называемым PSP (Program Segment Prefix — заголовок программного сегмента), который аналогичен User area (пользовательской области, сегменту данных ядра ОС, относящихся к конкретному процессу) в Unix. В некоторых документах сегментный адрес PSP даже называют pid (Process Identifier, по аналогии с идентификатором процесса в Unix). Как и в Unix, исполнение системного вызова сопровождалось переустановкой стека. В состав системы были включены:

· файловый API, очень похожий на интерфейс файловых системных вызовов в Unix;

· переменные среды;

· переназначение ввода-вывода;

· и даже конвейеры (последовательности задач, в которых поток стандартного вывода предыдущей задачи является потоком стандартного ввода следующей), реализуемые через промежуточный файл.

По одной из легенд, нежелание Microsoft реализовать в DOS вытесняющую многозадачность обусловлено не столько технической некомпетентностью, сколько соглашением с фирмой SCO — в соответствии с ним, передавая права на торговую марку Xenix, Microsoft обязалась не разрабатывать и не продавать функциональных эквивалентов UNIX. Такое соглашение существовало в действительности: через много лет, в 1997 г., SCO отсудила у Microsoft принадлежавшую последней долю своих акций и ряд других обязательств (упоминание Microsoft в списке держателей авторских прав, поддержку бинарной совместимости с Xenix/286) на том основании, что Microsoft рекламировала Windows NT как замену и даже "убийцу" UNIX и, таким образом, нарушала соглашение. Со времен DOS 3.30 архитектура системы не подверглась сколько-нибудь заметным изменениям [Панкратов 2001]. Так, DOS 7, входящая в состав Windows 98/ME в качестве вторичного загрузчика, отличается от 3.30 только поддержкой файловой системы FAT32. Digital Research не смотрела на это развитие безучастно. К концу 80-х система DR DOS, основанная на исходных текстах оригинальной СР/М, обеспечивала полную программную совместимость с MS DOS и включала в себя все новшества не только версии 3.30, но и более поздних версий. Ряд полезных идей, впервые реализованных в DR DOS, такие, как загрузка в верхнюю память, условные операторы в CONFIG.SYS и упакованная файловая система, появились в MS DOS лишь на одну или две версии позже, а некоторые идеи — например, экранный редактор командной строки (возможность, знакомая пользователям командных процессоров DCL, bash и 4DOS/4OS2/4NT) и загрузка из расширенного раздела — не были реализованы в MS DOS и Windows 95/98/ME никогда. Ближе к середине 90-х стало очевидно, что дни DOS как платформы сочтены (впрочем, мало кто ожидал в то время, что в той или иной форме эта платформа сможет прожить до самого конца столетия). В 1993 г. Digital Research вместе с авторскими правами на DR DOS была приобретена фирмой Novell. В 1995 г., вскоре после того, как собрание акционеров выгнало Р. Нурду с поста СЕО, авторские права на этот продукт были переданы созданной им компании Caldera. Несколько позднее Caldera опубликовала исходные тексты системы на условиях GPL под называнием Caldera OpenDOS [www.caldera.com]. С тех пор эта система широко используется в составе DOS-эмуляторов различных дистрибутивов Linux.

Win16

Вскоре после анонса Apple Macintoch в 1984 г., Microsoft выпустила электронную таблицу Excel и текстовый процессор Word для этой системы. Автор не может подтвердить это официальными данными, но трудно избавиться от впечатления, что основной задачей при разработке Win 16 было максимальное облегчение переноса приложений Мае на IBM PC. Версии Windows 2.x—3.x воспроизводят почти все характерные черты Mac OS.

· Событийно-ориентированную кооперативно многозадачную архитектуру

· Единое адресное пространство

· Сборку программ в момент загрузки с использованием DLL П "Ручечное" управление памятью

· И даже соглашение о вызовах у процедур системного API: параметры помещаются в стек, начиная с первого, стек очищается вызываемой процедурой

Ядро системы было собрано в виде загрузочного модуля DOS (win.exe). После загрузки этот модуль брал на себя управление памятью и осуществлял загрузку собственных и пользовательских модулей формата NE (так называемые сегментированные модули). DOS, однако, сохранялась в оперативной памяти и использовалась в качестве дисковой подсистемы. Первые версии системы были совершенно неудовлетворительными не только с точки зрения надежности, но и по производительности. Довольно большие требования к ресурсам не позволяли запустить сколько-нибудь ресурсоемкое приложение в 640К ОЗУ, системы же с большим объемом памяти были в то время редкостью. Больший объем памяти был доступен только на машинах IBM PC AT с процессором 80286. На таких компьютерах обращения к DOS требовали переключения в реальный режим процессора и поэтому происходили очень медленно. Значительный прорыв в эксплуатационных характеристиках Windows 3.x обеспечил процессор 80386, на котором можно было создать для DOS виртуальный 8086. Это позволило избежать переключений режима процессора на каждом системном вызове и резко повысило производительность. Еще большее повышение производительности было достигнуто в Windows 3.11 с появлением так называемого 32-разрядного доступа к диску — собственной дисковой подсистемы, которая работала целиком в защищенном режиме. Тем не менее, надежность даже этих версий системы оставляла желать много лучшего. В Win 16 впервые была реализована технология, без упоминания которой описание этой системы было бы не полным — не только потому, что это одна из немногих оригинальных концепций, впервые реализованных в системах семейства СР/М, но и потому, что эта технология оказала значительное влияние на современные методики разработки прикладного программного обеспечения. Речь идет о технологии COM (Common Object Model — общая объектная модель). Идея, лежащая в основе СОМ, довольно проста и решает весьма насущную проблему: точки входа DLL не хранят сведений не только о семантике соответствующих процедур, но даже о количестве и типах параметров, передаваемых этим процедурам. Различные системы программирования используют разные соглашения о способе передачи параметров — заголовок DLL не хранит информации и об этом. Отсутствие перечисленных сведений затрудняет взаимодействие между подсистемами, реализованными на разных языках, и делает невозможным синтаксическую проверку допустимости вызова внешних процедур из интерпретируемых языков. СОМ предполагает снабжение DLL внешним описателем, который перечисляет все процедуры, реализуемые данной DLL, и типы данных, используемые этими процедурами. Описание формируется на специальном языке IDL (Interface Definition Language — язык описания интерфейса), который затем компилируется в двоичное представление, используемое объектными средами и интерпретирующими системами программирования. Современные системы программирования выполняют автоматическую генерацию IDL и "болванок"(заготовок) кода, реализующего данный интерфейс, на конкретном языке программирования. IDL является довольно простым языком, на котором можно описывать объекты — структуры данных, с которыми ассоциированы наборы процедур-методов. Поля структур (атрибуты) могут принадлежать одному из нескольких скалярных типов (целое число, число с плавающей точкой, дата и время, строка — последний тип в большинстве компилируемых ЯВУ не является скалярным). Допустимы также атрибуты, являющиеся объектами других классов. Методы объекта в качестве параметров могут получать как значения скалярных типов, так и объекты, и используют стандартное соглашение о вызовах — тем самым облегчается взаимодействие подсистем, реализованных на разных языках программирования. Объектно-ориентированный стиль описания интерфейсов является популярной методологией описания и разработки сложных программных систем, поэтому, несмотря на многочисленные недостатки технологии СОМ (например, не поддерживается контроль версии интерфейса и наследование) она была хорошо принята сообществом разработчиков. Впрочем, заявленная в начале работ над этой технологией цель — переход от монолитных приложений к компонентным средам, составляемым из взаимозаменяемых объектов СОМ — достигнута не была. Достижению этой цели не способствовала также техническая политика Microsoft, состоявшая в низкокачественной и неполной документации и хаотических сменах флагманской объектной среды (версии OLE, ActiveX, OCX и т. д.).

OS/2 1.x

Параллельно с развитием Win 16, во второй половине 80-х Microsoft занималась разработкой еще одной операционной системы, в данном случае совместно с фирмой IBM. OS/2 создавалась как ОС для новой серии машин IBM Personal System/2, основанных на процессоре 80286. Архитектура системы представляет собой самое полное из известных автору воплощение идей, которые имел в виду Intel, разрабатывая этот процессор. Весьма ограниченный успех этой системы обусловлен, по-видимому, несостоятельностью идей Intel, а не качеством их воплощения. Система использует сегментированную виртуальную память и сборку в момент загрузки. Формат загрузочных модулей и DLL тот же самый, что в Win 16 — NE. Однако система имеет раздельные адресные пространства — задачи не имеют доступа к сегментам данных и приватным сегментам DLL других задач. Сегменты кода — разделяемые и защищены от записи. К сожалению, 80286 не обрабатывал сегментных отказов, поэтому виртуальная память использовалась лишь для защиты задач друг от друга, но не для сегментной подкачки [Коган/Роусон 1989, Лафо/Нортон 1991]. OS/2 реализует вытесняющую многозадачность, многопоточность в пределах одной задачи и богатый набор примитивов взаимоисключения (семафоры как двоичные, так и счетчики, очереди сообщений). Ядро — кооперативно многозадачное с управляемыми сообщениями асинхронными драйверами. Одной из отличительных особенностей системы является мощный механизм обработки исключений, аналогичный используемым в MVS-OS/390-z/OS и VMS. Одной из главных задач при разработке системы было максимальное облегчение переноса программного обеспечения (как прикладного, так и системного, включая и драйверы устройств) из MS DOS. Эта цель была в основном достигнута: все системные вызовы DOS имели полные функциональные эквиваленты в OS/2, и достаточно аккуратно написанные программы для DOS могли быть перенесены в OS/2 1.x простой перекомпиляцией. Впрочем, оказалась неразрешимой другая, более важная задача — обеспечение бинарной совместимости. Процессор 80286 в защищенном режиме не имел возможности исполнять программы для реального режима 8086. Для исполнения бинарных модулей DOS была нужна полноценная копия DOS и переключение режима процессора. Таким образом, в системе могла исполняться только одна сессия DOS, а во время ее работы вся активность приложений OS/2 полностью прекращалась. Из-за этого недостатка OS/2 1.x имела успех лишь в качестве серверов файлов и печати в сетях NETBIOS (LAN Manager и серверов приложений: Lotus Notes, Sybase и др). Бинарная несовместимость с DOS могла быть преодолена только с использованием возможностей процессора 80386. Существовали и другие показания к переходу на этот процессор: например, возможность страничной подкачки. Кроме того, используемая в х86 плоская модель памяти упрощает программирование, снимает ограничение в 64Кбайт на переменную и дает много других преимуществ. В этот момент между партнерами возникли серьезные разногласия в вопросе о том, как следует переходить на новый процессор. Предложенная фирмой Microsoft архитектура новой 32-разрядной версии системы, (OS/2 New Technology) оказалась абсолютно неприемлемой для IBM. Камнем преткновения стал вопрос о том, как следует организовывать взаимодействие между 16-разрядным кодом, использующим сегментированную память, и 32-разрядным, использующим линейное адресное пространство. На самом деле, адреса в обеих моделях памяти имеют длину 32 бита, но в 16-разрядной модели адрес разбит на селектор сегмента и смещение в нем. Это разбиение накладывает серьезные ограничения на указательную арифметику. Задача преобразования 16-разрядного указателя 80286 в 32-разрядный достаточно проста; задача же обратного преобразования требует нетривиальных вычислений и в общем случае во время исполнения неразрешима. Предложение Microsoft состояло в том, чтобы сохранить бинарную совместимость с программами для OS/2 1.x и дать им возможность обращаться к новым 32-разрядным DLL и системным модулям, но не предоставлять возможности для 32-разрядных приложений обращаться к старым 16-разрядным DLL. Это решение требовало полной переделки всех сервисных подсистем (включая графическую подсистему Presentation Manager), ядра ОС и подсистемы ввода-вывода (т. е. всех драйверов) в 32-разрядную модель памяти. Переделка драйверов требовала отказа от совместимости с существующими драйверами устройств, файловых систем и сетевых протоколов для OS/2 1.x. IBM предложила более элегантное решение, требовавшее, однако, переделки компилятора: предлагалось научить компилятор при вызове из 32-разрядного кода 16-битной процедуры генерировать специальный код, осуществляющий преобразование "плоского" указателя в сегментированный для всех параметров-указателей (пример П.1). Компилятор должен был принимать решение о необходимости такого преобразования на основе прототипа вызываемой функции.

Пример П.1. Код, порождаемый компилятором IBM Visual Age C++ при вызове 16-разрядной функции

104 /*

105 * открыть обработчик

106 *для мыши

107 */

108 MouOpenfNULL,&hmou) ; sub esp,038h

push Oh

mov eax,offset FLAT:hmou call _DosFlatToSel push eax

push 08h

push eax

mov eax,offset FLAT: MOU16OPEN

call _DosFlatToSel

xchg eax, dword ptr[esp]

push Oh

call __EDC3216

add esp,04ch

Сведений о ходе переговоров история не сохранила, однако по косвенным признакам они были весьма бурными. По причинам, изложенным в главе 10, решение об отказе от поддержки существующих драйверов и DLL было абсолютно неприемлемо для IBM. Почему переделка компилятора не устраивала Microsoft, менее понятно. Автор не располагает достоверными сведениями на этот счет, но есть ряд косвенных оснований предполагать, что взаимодействие между подразделениями Microsoft оставляет желать много лучшего, так что создатели ОС попросту не имели возможности (или даже права) выдвигать столь сложное требование к разработчикам компилятора. Возможно, что на результат переговоров повлияли и какие-то другие, например, сугубо политические или даже психологические факторы. Важно отметить, впрочем, что никаких реальных проблем реализация данного требования не представляла: практически все 32-разрядные компиляторы для OS/2 2.x — Zortech C++, Watcom C++, IBM C/Set (позднее IBM Visual Age for C++) — с успехом выполняют преобразование указателей. Так или иначе, переговоры не только проходили бурно, но и закончились разводом. Дальнейшая судьба OS/2 — это совсем другая история, или, точнее сказать, две разные истории.

IBM OS/2

Первая 32-разрядная версия OS/2 2.0 широко использовала прием, описанный в примере П.1, и представляла собой сочетание 32- и 16-разрядных подсистем. Так, подсистема ввода-вывода была полностью 16-разрядной и, тем самым, обеспечивала полную совместимость со старыми драйверами и другими модулями ядра. Тем не менее, система в полной мере использовала преимущества, предоставляемые новым процессором, такие, как страничная подкачка и режим виртуального 8086 [Минаси/Камарда 1996]. Реализованный в OS/2 2.x эмулятор DOS является одним из крупнейших достижений в сфере разработки виртуальных машин — фирма IBM имеет немалый опыт создания, поддержки и эксплуатации систем виртуальных машин для System/370-390 — и, безусловно, он остается лучшим в мире эмулятором DOS на момент написания книги (в связи с общим снижением интереса к приложениям DOS, вполне возможно, что этот эмулятор останется таковым навсегда). Для сравнения, эмулятор DOS в Windows NT/2000/XP уступает ему как по возможностям настройки, так и по универсальности; сессия DOS в Windows 95/98/ME не является эмулятором — запущенное в этой сессии приложение имеет возможность модифицировать критичные для системы данные и проблемы в этом приложении часто приводят к необходимости перезапуска всей ОС, иногда даже холодного. Про эмуляторы DOS в SVR4/X86 и Linux автор может сказать лишь словами поэта:

Иных не стану поминать Они под солнцем хладным зреют Бумаги даже замарать И то, как надо, не умеют. С. Есенин

Система имеет объектно-ориентированный пользовательский интерфейс, основанный на компонентах SOM (System Object Model). Еще одной, менее известной, но не менее важной на взгляд автора, уникальной особенностью IBM OS/2, является возможность установки пользовательской программой собственного обработчика страничных отказов. Данная особенность уникальна — во всяком случае, среди известных автору промышленно используемых ОС, и позволяет реализовать в пользовательском адресном пространстве функции, которые в других ОС могут исполняться только модулями ядра. Так, свободно распространяемая библиотека ЕМХ использует этот механизм для реализации полного функционального аналога системного вызова fork ОС семейства Unix; известен ряд реализаций отображения файлов в адресное пространство памяти. Развитие системы сопровождалось постепенной заменой 16-разрядных подсистем на 32-разрядные. В версии 4.5 — Warp Server for e-Business — была наконец-то реализована 32-разрядная подсистема ввода-вывода, и это позволило перенести в OS/2 сугубо 32-разрядный код журнальной файловой системы jfs, первоначально разработанной для IBM AIX. В версии 4.0 появился, а в версии 4.5 был включен в стандартную комплектацию стек TCP/IP, совместимый с BSD 4.4, с поддержкой IPSec и фильтрации пакетов [redbooks.ibm.com sg245393]. Первые версии системы отличались большими по тем временам требованиями к ресурсам (для нормальной работы требовалось около 16 Мбайт ОЗУ, по меркам начала 90-х — чрезвычайно много), и поэтому тоже имели успех преимущественно в качестве серверов. Некоторые мелкие улучшения позволили в версии 3.0 снизить минимальные требования до 8 Мбайт. Параллельно шло снижение цен на оперативную память, поэтому шансы OS/2 на получение массового признания в качестве ОС для настольного компьютера все возрастали и достигли максимума примерно в 1995—1996 гг. 203ак 86 В это время, однако, подразделение персональных систем IBM увлеклось другим проектом, на который сообщество пользователей OS/2 также возлагало большие надежды — OS/2 for PPC. Дело в том, что в описываемый период и среди пользователей, и среди производителей вычислительных систем преобладала точка зрения, что Intel исчерпал резервы повышения производительности своих процессоров и не может ни поднять тактовую частоту ЦПУ выше 60—80 Мгц, ни значительно повысить количество операций, исполняемых за один такт. Единственной перспективой повышения производительности представлялись RISC-архитектуры, в том числе — разрабатываемый совместно компаниями IBM, Apple и Motorola микропроцессор архитектуры PowerRISC. Первые процессоры с такой системой команд были разработаны фирмой IBM для рабочих станций и серверов серии RS/6000, но реализовались на нескольких микросхемах. Однокристальный процессор и соответствующие микросхемы окружения (адаптеры системной и периферийной шин и т. д.) должны были резко снизить стоимость системы, переведя ее из категории рабочих станций в персональные компьютеры. IBM рассчитывала воспроизвести успех IBM PC, опубликовав полные спецификации и, таким образом, привлечь производителей клонов новой архитектуры, получившей название Power PC. Для этой системы была начата разработка новой версии OS/2. Бинарная совместимость с существующим кодом на новом процессоре была, конечно же, невозможна, поэтому IBM с легким сердцем пошла на пересмотр архитектуры. Новая система должна была стать полностью 32-разрядной и микроядерной, совместимой с OS/2-x86 лишь на уровне исходного кода приложений. К несчастью, пока новая система разрабатывалась, Intel все-таки посрамил скептиков и преодолел барьеры в 60, а затем и 100 Мгц, и выпустил новое семейство суперскалярных микропрограммируемых ядер — сначала двухкристальные сборки Pentium Pro и Pentium II (на самом деле, тот же Pro, только с более удачной конструкцией корпуса) и, наконец, однокристальный Pentium III. Новое ядро позволило исполнять по несколько команд за такт и, таким образом, перейти второй якобы непреодолимый для х86 барьер. Для проекта PowerPC это было крахом. Хотя система по-прежнему превосходила машины на основе х86 как по абсолютной производительности, так и по отношению производительности к цене, теперь разница была не настолько велика, чтобы оправдать для конечного пользователя переход на новую архитектуру и отказ от старых приложений. Микропроцессоры Power имели успех в составе новой линии персональных компьютеров Apple (PowerMac) и рабочих станций, но не смогли составить конкуренции на рынке PC. Эталонная реализация спецификаций РРС была выпущена и изготавливалась небольшими сериями, вышли версии Linux, Solans и Windows NT 4.0 для новой архитектуры, но коммерческого успеха машина не имела и не могла оправдать разработку полностью новой ОС. Работы по OS/2 for PPC были свернуты. Разочарование руководства IBM было столь сильным, что были также прекращены работы по другим перспективным технологиям — объектной модели SOM (System Object Model) и стандарту OpenDOC. Чувствуя потерю интереса к системе со стороны ее поставщиков, многие разработчики приложений отказапись от ее поддержки. К моменту написания книги слухи о смерти OS/2 сильно преувеличены. В 2001 г. был выпущен совместный продукт IBM и Serenity Systems — eComstation [www.ecomstation.com], клиентская версия системы, основанная на ядре версии 4.5. Тем не менее, очевидно, что система вытеснена на периферию сферы внимания пользователей и разработчиков программного обеспечения для х86.

Windows NT/2000/XP

Наработки Microsoft no OS/2 New Technology были в 1993 г. выпущены на рынок под названием Windows NT. Версии 3.x и 4.0 этой системы обеспечивали совместимость с 16-разрядными приложениями для OS/2 1.x в отдельной подсистеме, без возможности обращаться из 16-разрядных приложений к 32-разрядным DLL и наоборот. В описываемый период из DEC в Microsoft в полном составе перешла команда разработчиков ядра VMS под управлением Д. Катера. Microsoft широко рекламировал этот факт и утверждал, что Windows NT находится с VMS в гораздо более близком родстве, чем с OS/2 1.x. Из табл. П.1 видно, что это утверждение не очень-то согласуется с действительностью.

Таблица П.1. Сравнение OS/2 1.2, Windows NT и VMS

OS/2 1.x Windows NT 3.x VMS
Mногозадачность Вытесняющая Вытесняющая Вытесняющая
Ядро Монолитное Монолитное Монолитное
Ввод-вывод Асинхронный Асинхронный - Асинхронный
Защита памяти Сегментная Страничная Страничная
  Трехуровневая Двухуровневая Трехуровневая
Сборка при загрузке Динамическая Динамическая Статическая
Подкачка Задачная Страничная Страничная
Поиск жертвы FIFO FIFO
Файловая система Без транзакций Журнальная Журнальная
Программный RAID RAID I RAIDO I 5 RAIDO 1
Длина имени файла 32+16
Версии файлов Нет Нет Да
Форматы файлов Потоковый Потоковый Блочный
Относительный
Индексно- последовательный
Командный процессор cmd.exe cmd.exe DCL
Граф, подсистема РМ Win32 X Window
Ид. пользователя Вся система Задача Задача
БД учетных записей Распределенная Распределенная Локальная
Сетевой протокол NETBIOS/SMB NETBIOS/SMB DECNet

Наиболее важные заимствования из VMS — страничная подкачка и идентификация пользователя на уровне процессов — являлись ответом на насущные требования развития системы и могли быть заимствованы из любой ОС, адекватной времени. В остальном, табл. П.1 показывает, что OS/2 1.x, безусловно, приходится Windows NT гораздо более близкой родней, чем VMS. Наиболее важной заимствованной концепцией была журнальная файловая система NTFS, представляющая собой любопытный гибрид HPFS (основной ФС OS/2) и FCS2 (основной ФС VAX/VMS). Это заимствование следует признать довольно удачным. Гораздо менее удачным было заимствование своеобразной стратегии управления рабочими множествами процессов в ОЗУ, используемой в VMS: разработчики Microsoft устранили из этой стратегии одно из ключевых понятий, квоту размера рабочего множества. В результате получилась система, практически не способная воспользоваться преимуществами страничной подкачки, потому что даже небольшая нехватка оперативной памяти приводит к резкому падению производительности из-за неспособности системы сбалансировать потребности приложений и дискового кэша. Еще одна ключевая для понимания архитектуры Win32 концепция была позаимствована вовсе не из VMS и даже не из OS/2 1.x, а была, скорее всего, введена по настоятельным просьбам разработчиков графических приложений для Apple Macintosh. Речь идет о системном реестре (system registry), централизованной базе данных, в которой все модули системы, стандартные утилиты и прикладные программы хранят все, что считают нужным сохранить. Системный реестр впервые был реализован в Mac OS. Эта система имеет довольно простое ядро и небогатый набор системных настроек, поэтому реестр Mac OS в основном содержит настройки прикладных программ и в такой форме вполне терпим. Напротив, довольно сложная многопользовательская Windows NT, поддерживающая широкий спектр внешних устройств, нуждается в большом объеме конфигурационных данных для самой системы. Характер обращений к разным частям этих данных сильно различается — некоторые, например, нужны только при загрузке системы, а изменению подлежат только при изменении аппаратной конфигурации. Другие же меняются при каждом открытии нового окна пользовательской программой. Относительная ценность этих данных также различается очень резко: искажение некоторых может привести к невозможности загрузить систему или к потере пользователями доступа к ней, некоторые другие можно было бы и не хранить вовсе. В свете этого, идея общей "свалки", в которой содержится все на свете, — начиная от слов, которые произносил пользователь, пытаясь убрать с экрана знаменитую скрепку, и заканчивая БД учетных записей -представляется автору не очень-то здравой мыслью. В Windows NT этот концептуальный недостаток усугубляется недостатками реализации — реестр не имеет адекватных средств резервного копирования и восстановления (при фатальных повреждениях реестра Microsoft рекомендует переустановку системы) и фактически лишен средств самоконтроля и диагностики. Во всяком случае, в версии 4.0 (автор не имел случая проверить это на более поздних версиях системы, но судя по тому, что исправление этой ошибки не анонсировалось, в 2000/ХР ситуация не изменилась) ОС никогда не уменьшала объем реестра, даже после удаления большого количества ключей. Еще одним важным новшеством была поддержка нескольких процессоров — кроме х8б первые версии Windows NT были реализованы для RISC-процессоров MIPS и DEC Alpha, и, существенно позднее, для PowerPC. Большинство RISC-процессоров не имеют многоуровневых режимов доступа, характерных для VAX и 80286Д86, поэтому разработчики Windows NT были вынуждены отказаться от привилегированных разделяемых библиотек (понятие, которое в той или иной форме присутствовало как в OS/2 1.x, так и в VAX/VMS) и перейти к двухуровневой системе привилегий. Разработчики приложений не проявили интереса к альтернативным аппаратным архитектурам, поэтому NT на этих архитектурах не имела большого успеха, и в 1999 г. без большого шума была прекращена поддержка Windows NT для последнего неинтеловского процессора, который к тому времени уже назывался Compaq Alpha [techupdate.zdnet.com]. К тому же, пока NT была малоиспользуемой системой с бедным набором сетевых сервисов, мало кто всерьез интересовался ее взломом. Это привело к усилению давления со стороны управленцев - "вот видите, у соседей стоит -- и ничего", поэтому серверы под управлением NT все чаще и чаше подключались к Internet, иногда даже без закрытия каким-либо брандмауэром (надо отметить, что firewall (брандмауэр) в данном случае мало чем может помочь — сайт[www.microsoft.com] закрыт маршрутизатором с фильтрацией пакетов "по самые уши", и то его "роняют" несколько раз в год). Распространение системы привело к тому, что взломщики из спортивного интереса заинтересовались ею всерьез. Первой ласточкой был выпущенный в 1997 г. свободно распространяемый продукт Back Orifice (дословно — "задний проход"), демонстрировавший целый набор способов получения неавторизованного доступа (в том числе и с последующей установкой троянских программ) к системам Win32. Устанавливаемый в качестве троянской программы компонент пакета долгое время был лучшим из доступных инструментов удаленного управления Win32-системами и автор знает немало системных администраторов, которые использовали его в своих сетях [www.sourceforge.net bo2k]. Впрочем, одна ласточка весны не делает, и еще три года пользователи Win32-cHCTCM жили относительно спокойно (если можцо считать спокойной жизнью постоянную борьбу с макровирусами для MS Office, почтовыми вирусами и другими порождениями больной фантазии). За это время в систему добавились новые сетевые сервисы и расширилась номенклатура сервисов, запускаемых при установке ОС по умолчанию — например, в их число попал флагманский серверный продукт, сервер ftp/HTTP и ряд других протоколов, IIS (Internet Information Server). Собственно весна настала в августе 2001 г. с пандемией сетевого червя Code Red, который, как и червь Морриса, использовал несколько каналов распространения, в том числе срывы буфера в сетевых сервисах IIS. Как и червь Морриса, заразив одну из машин домена, Code Red распространялся на другие машины того же домена простым копированием по сети. Дальнейшее развитие событий, впрочем, резко отличалось от последствий атаки червя Морриса: Microsoft довольно быстро выпустила заплаты (patches), исправлявшие часть используемых вирусом ошибок — однако полное количество ошибок, оставшихся в коде системы и сетевых сервисов, от этого почти не изменилось. Атаки червей и поливалентных (использующих несколько каналов распространения) вирусов, которые легко преодолевают корпоративные брандмауэры (firewalls), продолжались на протяжении всего 2001 г., демонстрируя все новые и новые проблемы в системе безопасности Windows NT/2000/XP. В опубликованном в сентябре 2001 г. докладе аналитическая компания Gartner Group рекомендовала ни при каких обстоятельствах не использовать IIS из-за огромного количества известных и весьма пессимистических прогнозов на количество неизвестных уязвимостей. К моменту написания книги прогнозировать дальнейшее развитие событий не представлялось возможным. Очевидно, что ситуация с безопасностью Windows может только ухудшаться — или, точнее, абсолютная нетерпимость положения дел с безопасностью в Windows может становиться только более и более очевидна все большему и большему кругу людей. Попытки исправить положение законодательными мерами, например, применяя уголовные наказания к разработчикам вирусов или запрещая публикацию сведений о проблемах с безопасностью, вряд ли могут изменить тенденцию. Так, наказание для разработчиков вирусов, хотя и морально оправданно, но вряд ли может быть эффективным, потому что в большинстве случаев создателя практически невозможно идентифицировать, а идентифицировав — весьма сложно доказать его вину по стандартам судопроизводства демократических стран. В свою очередь, законодательный запрет публикации сведений об ошибках, разговоры о котором начались в 2001 г., не только абсолютно не оправдан морально, но и крайне вреден с прагматической точки зрения, хотя бы только потому, что сделает невозможным принятие контрмер администраторами уязвимых систем. Оптимистический сценарий развития событий может состоять в том, что пользователи начнут массовым образом отказываться от применения Windows, или Microsoft пересмотрит свой подход к проектированию, разработке и тестированию программного обеспечения (или в данном случае включающее). Так или иначе, исправление положения потребует значительных вложений в перестройку всей вычислительной инфраструктуры и не может пройти безболезненно. Впрочем, исторический опыт дает автору весьма мало оснований для оптимизма.

Windows 95/98/ME

В первой половине 90-х годов XX столетия практически всем разработчикам и техническим специалистам было очевидно, что MS и DR DOS доживают последние дни: они не удовлетворяли запросам пользователей практически ни по одному из параметров: приложения требовали больших объемов памяти и перехода к 32-разрядной архитектуре, пользователям требовались большая надежность, многозадачность, более развитые сетевые средства. Напротив, преимущества DOS, такие, как небольшая потребность в памяти, становились все менее и менее критичными. Основным препятствием на пути перехода пользователей на другие платформы было требование совместимости с существующими приложениями и драйверами нестандартных внешних устройств для DOS. Наилучшим образом удовлетворяла этому требованию IBM OS/2, в виртуальной машине которой можно было запустить не только практически любое приложение DOS, но и использовать многие модули ядра DOS, в том числе — загружая в разных виртуальных машинах разные версии ДОС и разные наборы драйверов. Однако высокие требования этой системы к ресурсам и ориентированная на корпоративных пользователей схема лицензирования приводили к тому, что система не получила большого распространения на массовом рынке. В 1992-1993 гг. Microsoft занялась разработкой системы, которая должна была заполнить перспективную рыночную нишу "многозадачной ДОС защищенного режима". Подобно марксизму, разрабатываемая ОС имела три источника и три составные части.

1. 1. Windows NT

2. 2. DesqView и другие многозадачные среды для DOS

3. 3. Windows 3.x

От Windows NT новая система получила интерфейс системных вызовов — Win32 API — и формат загружаемого модуля РЕ (Portable Executable — переносимый исполняемый [модуль]). У многозадачных сред разработчики новой ОС позаимствовали идею преобразования DOS в многозадачную среду защищенного режима: эти среды демонстрировали, что помещение ядра DOS в виртуальный 8086 и окружение его семафорами позволяет относительно малой кровью получить как многозадачность, так и совместимость. Такая архитектура была довольно-таки трудоемка в реализации и создавала специфические проблемы (так, DOS не отдавала управления при обращениях к приводу гибких дисков, поэтому работа с дискетами из любой сессии приводила к остановке всех остальных сессий), но не представляла непреодолимых концептуальных сложностей и была в целом работоспособна. Windows 3.x представляла собой пример системы, реализовавшей интерфейс между пользовательскими программами, работающими в защищенном режиме, и ядром DOS, исполняющимся в виртуальном 8086. К 1993-1994 гг. на рынке существовало более десятка других продуктов, предоставляющих аналогичный интерфейс, так называемых расширителей DOS (DOS Extender), среди которых нельзя не упомянуть PharLap DOS Extender, Rational DOS/4G и свободно распространяемый на условиях GPL djgpp. С точки зрения разработчиков новой ОС Windows 3.x представляла наибольший интерес в качестве отправной точки, потому что, в отличие от остальных расширителей DOS, она предоставляла динамическую сборку в момент загрузки и реализовывала также событийно-ориентированную архитектуру, пусть и более примитивную, чем асинхронная очередь сообщений Win32. К тому же, Windows 3.11 имела собственную дисковую подсис- тему, позволявшую работать с жестким диском в обход DOS (так называемый 32-битный доступ к диску). Первым получившим признание результатом работ над новой системой был продукт Win32s — набор DLL для Windows 3.x, позволявший исполнять загрузочные модули формата РЕ, использовавшие подмножество Win32 API. После длинной последовательности публичных бета-версий, многократного переноса сроков и большой шумихи в прессе новая система, получившая название Windows 95, вышла на рынок в 1995 г. Система с самого начала задумывалась как переходная, предназначенная для облегчения перевода пользовательской базы DOS на Windows NT, однако прошло не менее 4—5 лет, прежде чем совместимость с приложениями DOS перестала быть решающим параметром при выборе ОС для настольного компьютера. За это время успело выйти несколько версий "переходной" системы (OSR2, 98, 98SE, Millennium Edition) и даже после выхода ХР Microsoft еще не готова объявить о прекращении поддержки этой линии ОС.

Windows СЕ

Система, предназначенная для кросс-разработки приложений, прошиваемых в ПЗУ, сверхпортативных компьютеров. К моменту написания книги это единственная система из семейства СР/М, поддерживающая процессоры, отличные от х86. Использование ПЗУ позволяет отказаться от целого набора подсистем, обслуживающих виртуальную память, загрузку исполняемых модулей и сборку в момент загрузки. Система предоставляет графический пользовательский интерфейс с асинхронной очередью сообщений, вытесняющую многопоточность и базовый стек TCP/IP. В поставку системы входит среда кросс-разработки (компилятор, эмулятор целевого процессора, удаленный отладчик и интегрированная оболочка), работающая под Windows NT [Boling 2001]. Интерфейс системных вызовов этой ОС в целом похож на Win32 API — тем не менее, складывается впечатление, что основным источником требований было не обеспечение совместимости с приложениями для Win32 вообще, а пожелания разработчиков Mobile Office (пакет, включающий в себя функциональные аналоги некоторых программ из пакета Microsoft Office). Любопытно, что, рекламируя эту систему, Microsoft делает большой упор на то, что она разработана с нуля, т. е. без использования существующего кода Wiii32-cHcreM. На взгляд автора, это является косвенным признанием той репутации, которой качество кода этих систем заслуженно пользуется среди разработчиков и эксплуатационщиков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Open Software Foundation | Регистр перемещения


Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 20; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.