ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

ОБЩЕСТВО
ОБЩЕСТВО


Общество– форма разумно организованной, культурной жизни и деятельности людей, объединенных общими потребностями, интересами и целями .
Самоуправляемость
Закономерность
Способность развиваться
Динамичность
Саморегулируемость
Целостность
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

.

Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время определенной неравновесностью. Для сверхсложных самоуправляемых систем, какими являются социальные системы, характерна многофункциональность. Однако все функции социальной системы могут быть сведены к двум основным:

- функции сохранения системы, ее устойчивого состояния (гомеостаза),

- функции совершенствования системы, ее оптимизации по отношению к природной и социальной среде.

По отношению к социальным элементам, объединившимся в це­лостную общественную систему, эта последняя обладает рядом общих качеств, не присущих элементам вне системного целого, то есть качествами системоприобретенными. Вообще социальная сис­тема образуется путем наделения входящих в нее элементов новы­ми качественными характеристиками. Она, в определенном, смысле подчиняет себе все элементы, в нее входящие, и даже создает еще недостающие ей органы, институты, отношения.

Системный подход к обществу есть в значительной степени практически-деятельностный подход. Его смыслом является це­ленаправленная ориентация на решение задач управления слож­ными социальными системами.

Можно сформулировать основные признаки сложной социальной системы:

1. Целостность

2. Индивидуальность

3. Отграниченность от внешней среды

4. Структурированность (внутреннюю противоречивость)

5. Наличие общесистемных свойств

6. Развитие

 

3. Типы деятельности и подсистемы общества

Деятельностьопределяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, направленное на целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельностилюди (субъекты социальной деятельности), физические вещи (орудия и средства производства), символы (язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различных носителях - магнитных лентах, дискетах, книгах, картинах) и связи между ними.

Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная; духовная; регулятивная, или управленческая; деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова.

Материальное производство призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере.

В процессе духовного производства производятся идеи, образы, научные и художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах.

Специфической задачей регулятивной, или управленческой, деятельности, т.е. деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков, является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений.

Содержание социальной деятельности в узком смысле слова или деятельности по обслуживанию людей составляет создание предпосылок жизни, воспроизводства, активности людей. Общество включается в этот процесс через школы и вузы, создает систему здравоохранения и культурного отдыха. Сфера обслуживания является одной из самых динамичных в современном обществе.

 

4. Социальная дифференциация

 

Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп. Термином "социальная группа" обозначается относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними роли, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.

Социальные группы подразделяются на большие и малые. Для малой социальной группы - трудового коллектива, семьи - характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальность отношений, общие ценности и правила поведения. Большие социальные группы - классовые, этнические, социально-политические - возникают исторически.

Социальная структура объединяет в одно органическое целое разные типы и виды человеческих коллективов. Остановимся на самых древних и вечных, главных, присущих любому обществу его элементах. Их, по аналогии с физикой, можно поделить на микро-, макро- и мега-группы.

Микро-группы объединяют непосредственно обозримое число людей, по какому-то определенному их признаку, интересу, роду занятий. Члены такой группы постоянно контактируют друг с другом. Это: семьи (объединение кровных родственников и свойственников по браку — ради продолжения рода и совместного быта, домашнего проживания и хозяйства); производственные коллективы (предприятия, фирмы, иные сегменты рынка товаров и услуг), досуговые объединения (кружки, спортивные команды, клубы по интересам и т.п.).

Макро-группы — это уже не “атомы”, а целые “органы” или “ткани” общественного организма. Они объединяют массы людей. Социологи называют их “слоями” или же “стратами” общества. Их перечень открывается такими общностями, как:

возраст (поколения — детей, молодежи, “среднего” возраста, стариков, престарелых долгожителей);

профессия (шире — род занятий, положение в сфере занятости, основной источник доходов);

конфессия (отношение к той или иной церкви) или же к числу свободомыслящих в вопросах религиозной веры;

некоторые другие.

Мега-группы, как явствует из названия, наикрупнейшие. Это:

пол / гендер (мужчины, женщины);

расы — биологические различия внутри человечества на определенные типы организмов;

этносы (народы); составляющие любого этноса на этапе его формирования:



язык как своеобразный код общей для народа культуры, наследие предков данного этноса;

территория компактного обитания, осознанная как прародина, завоеванная и защищенная предками от враждебных сил природы и других этносов;

традиционный уклад быта (преобладающий тип хозяйства, пищевые рационы, навыки домостроительства, крои одежды, произведения фольклора, т.п. традиции народной жизни);

психический склад народного характера, приводящий к разнице менталитетов, стиля поведения разных этносов.

классы — разделения людей по уровню доходов и образу жизни на элиту, так называемый средний класс и маргиналов (люмпенов); есть и иные варианты их классификации (так называемые “белые” и “синие воротнички” — владельцы крупной собственности; их наемные работники — менеджеры, которые ей оперативно управляют; “комбинезоны” — представители физического труда, исполнительских, обслуживающих профессий.

 

6.3. Общество как процесс

Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии а, постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.

Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т.е. изучает его как процесс. Процесс (от лат. Processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.

ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это последовательное изменение состояний общества.

Если общественные события выстраиваются в необратимый рая причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития. Прогресс - это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.

РЕГРЕСС - это нисходящее развитие, представляющее собой возвраещение к прежним общественным формам.

Среди философов не существует единого мнения о том, какой из видов развития общества является основным. В истории можно найти примеры, подтверждающие как оптимистический вариант развития, так и пессимистический (общества погибали в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов). Сторонники и той и другой позиции приводят свои доводы, но в целом вопрос о прогрессе и регрессе остается вопросом скорее веры, чем строгого доказательства.

Так, например, в XVIII в. во Франции среди философов-просветителей Вольтер и Д.Дидро защищали идею прогрессивного, а Ж.-Ж. Руссо - регрессивного развития европейского общества.

Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. Criterion - мерило) общественного развития.

КРИТЕРИЙ ПРОГРЕССА - показатель степени развития общества.

Среди философов нет единого мнения не только в вопросе о существовании общественно-исторического прогресса в применении ко всей человеческой истории, но и по вопросу о том, если прогресс существует, то что можно считать его критерием.

В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его движущие силы. Их разделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду (природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др. К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия как отдельных людей, так и всего общества.

В социальной философии существуют многофакторные теории прогресса, признающие, что общественное развитие обусловлено целым рядом равнозначных факторов, и однофакторные, выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор, например, географическую среду, или материальное производство, или деятельность великих личностей.

Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция. Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкий пepеxoд от одного состояния к другому.

В социальной философии рассматриваются различные вилы революций: социальная, политическая, научная, технологическая.

Под социальной революцией понимается изменение типа общественного устройства, под политической - изменение формы власти. Научная революция - это переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии. В результате научной революции меняется научная картина мира. Технологической революцией называют качественное изменение в развитии производительных сил: например, промышленный переворот XVIII-XIX вв., сущность которого заключалась в переходе от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Технологической революцией является и научно-техническая революция, превратившая в середине ХХ в. науку в непосредственную и ведущую производительную силу. Достижения науки и техники стали широко применяться в различных сферах.

Рассмотрим модели общественно-исторического процесса. Уже говорилось о том, что философия в отличие от религиозно-мифологической картины мира предлагает рациональный подход. До возникновения философских моделей предполагались модели религиозные. Так, например, согласно христианском подходу вся мировая история делится на три этапа:

l)Языческий (все народы поклоняются множеству богов);

2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);

З) новозаветный (связан с появлением христианства).

В религиозной модели также есть свой критерий – христианизация. Религиозный подход сохраняется, несколько видоизменяясь в религиозной философии - неотомизме и у русских религиозных философов.

Философские модели общественно-исторического процесс чревычайно разнообразны. В качестве критерия развития общества философы выбирал и различные стороны общественной жизни, вначале внимание уделялось развитию духовной стороны культуры. Так, например, в концепции Гегеля история развития человечества- это путь к политической свободе. Маркс как философ обратился к материальной стороне жизни общества, анализируя пути достижения экономической свободы.

В ХХ в. особую известность приобрела концепция Карла Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития. Ею, по мнению Ясперса, стал V в. до н. э. Тремя великими современниками, жившими в этом веке, были Будда, Сократ и Конфуций. С именами этих трех мыслителей связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. По мнению Ясперса, вся история делится на период доосевых культур и период осевых.

В современной социальной философии теории, придерживающиеся прогрессистского варианта, представлены в двух вилах: формационная теория и теория стадий роста. Сторонники прогрессистского подхода исходят из трех основных принципов:

1) признается прогресс в историческом развитии: I

2) в качестве критерия прогресса выбирается материальная сфера жизни общества, а не духовная:

3) Европа (Запад в целом) рассматривается как идеальная (образцовая) модель прогрессивного развития.

Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:

• первобытно-общинная:

• рабовладельческая:

• феодальная:

• капиталистическая;

• коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал ).

ФОРМАЦИЯ - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.

Согласно Марксу, способ производства - это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений по произнодству товаров, их распределению и потреблению ). В основе произволственных отношений, по Марксу, лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений разрешается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независщим от человека. Маркс называет его "естественно-историческим процессом".

Формационная теория стала одной из наиболее распространенных в ХХ в. (В нашей стране в советский период она была единственной и официально поддерживаемой). Формационная теория оказала влияние на трактовку общественно-исторических событий многим мыслителями. Например, в современной социологии существует теория конфликта, объясняющая социальное развитие через столкновение интересов различных социальных групп. Основоположником теории конфликта в социологии считается именно Маркс.

Немарксистские концепции исторического развития, разрабатывавшиеся в ХХ в., нередко принимали идею исторического прогресса. Не отрицали они обычно и то, что доминантой общественного развития являются материальные факторы, но усматривали их не в способе производства, а чаще всего в технологии. На этом фундаменте выросли теория стадий экономического роста американского исследователя Уолта Уитмена Ростоу, теория индустриального общества французского ученого Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теория постиндустриального общества американского ученого и политика Даниела Белла и т. д.

Наиболее распространенная в ХХ в. теория стадий роста, созданная американскими философами и социологами (среди них У.Ростоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.

СТАДИЯ РОСТА - этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.

Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:

1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством

2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства)

3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники)

4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество XXl в.)

Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.

Иной взгляд на развитие истории представлен цивилизационным подходом, основоположниками которого считаются русский философ Н. я. Данилевский, немецкий философ о. Шпенглер и английский историк и культуролог А. Тойнби.

Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвинута русским историком Николаем Яковлевичем Данилевским (1822-1885) в его работе «Россия и Европа». Ученый отрицал общие закономерности развития общества, исходя из того, что это развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально-историческими организмами, складывающимися на основе общности культуры. Цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый характер. Более того, их сосуществование может сопровождаться взаимной враждебностью. В последнее десятилетие ХХ в. идеи Данилевского снова получили распространение в России, они стали теоретической и идеологической базой для поиска особого «русского пути» и «русской идеи». Работа Н. Я. Данилевского представляет значительный интерес и до сих пор, вы можете обратиться к ней для подробного ознакомления с позицией оригинального русского мыслителя. (Прочитайте: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М ., 1998.)

1 Цивилизационный подход исходит из трех принципов.

1. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.

2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой или техникой, а в первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.

З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.

Рассмотренные нами концепции общественного развития являются не только противоречащими друг другу, но и взаимодополняющими, у каждого из этих подходов есть, как свои сильные, так и свои слабые стороны. Например, в рамках цивилизационного подхода удачно описывается прошлое, т. е. история локальных цивилизаций, в то время как стадиальный подход верно схватывает современные процессы, связанные с глобализацией. Неоднократно предпринимались попытки объединить их. Но универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана.

 

 

6.2. Общество как система

Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Общество-это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида.

Общество - это необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Природа человека заставляет людей жить друг с другом. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни. Кроме самих людей, общество воспроизводит основные отношения и связи между ними, а также средства удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

В античной философии возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни, а общество, синонимами которого выступали понятия «общежитие», «община», рассматривалось как часть природы. В средние века понятие общества исчезает, заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ». Представление об обществе как самостоятельной сфере бытия, обладающей специфическими чертами существования, отличного от существования природы и человека, сформировалось только в Новое время. До этого в философских учениях рассматривались, либо антропологические проблемы, либо только отдельные стороны социального бытия: этические, политические, экономические и др. В основе представлений об обществе как особой сфере существования лежали главным образом исторические причины, а именно - формирование капитализма с присущим ему общественным характером экономики и политического управления.

Формирование социологической проблематики относят к философским учениям Просвещения, особенно к возникшей в 18-ом веке философии истории. С этого времени истории стала рассматриваться не как последовательность изолированных друг от друга событий, а как закономерное течение взаимообусловленных социальных процессов. С начала 19-ого века общество превращается в самостоятельный объект изучения. Первым систематизированным учением об обществе стала философия Гегеля. Гегель рассматривал общество (гражданское общество) как сферу «всестороннего переплетение зависимостей всех ото всех». Ещё более конкретно об обществе как самостоятельном объекте изучения было заявлено в позитивной философии О.Конта, в рамках которой в 1839 г. Конт провозгласил создание новой науки-науки об обществе, социологии.

Социология, история, правоведение и другие гуманитарные науки тесно связаны с социальной философией, которая изучает наиболее общие, фундаментальные закономерности существования общества.

Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию.

Большинство философов признает, что общество - это объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты

(целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая несводима к простой сумме составляющих общество индивидов.

Содeржаниe понятия «общество» также является одной из центральных проблем социальной философии. В качестве элементарных, составляющих общество, в различных социальных теориях выступают разные объекты: отдельные люди; объединения людей, состоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организаций; определенные виды социального взаимодействия и др. Наиболее распространенные в современной науке является следующее определение.

ОБЩЕСТВО - система взаимоотношений между людьми, возникающая

в результате их совместной жизнедеятельности.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИЗУЧАЕТ
структуру общества
сущность общества
происхождение общества

 


 

фундаментальные закономерности общественного развития
перспективы общественного развития
Закономерности функционирования общественной системы

 

 


В методологическом плане наиболее плодотворным направлением изучения общества стал системный анализ, рассматривающий общество как систему и как процесс. Системный подход к изучению общества сложился во второй трети XIX в. и получил особое распространение в середине XX в. Его использовали в своих исследованиях О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие ученые. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов.

Основные принципы системного подхода к изучению общества состоят в следующем. Во-первых, основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами. Другими словами, системный подход к изучению общества делает акцент не на исследовании свойств составляющих общество элементов, а на исследовании его структуры (выделении этих элементов, выяснении уровня и характера связей между ними). Во-вторых, элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы. Так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества. В-третьих, системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. с. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. В-четвертых, системный подход признает целенаправленный характер поведения как системы в целом, так и отдельных ее элементов, т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями (от лат.funсtiо - осуществление, выполнение) элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить, ее и возделать для удовлетворения своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысления природы является проблема взаимодействия природы и общества. (подробнее с.м.: 8.2. Общество и природа).

Основными элементами общества, рассматриваемого в качестве системы, выступают те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни. Основными видами общественно необходимой человеческой деятельности являются: экономическая (по созданию материальных благ): социальная (по осуществлению связей между людьми); политическая (по управлению обществом); духовная (по созданию и освоению духовных ценностей).

Области осуществления этих видов деятельности называются экономической, социальной, политической и духовной сферами или подсистемами общества. Каждая из этих сфер, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из своих элементов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РАЗДЕЛ 4. Социальная философия | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА


Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 19; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.