Понятие права интеллектуальной собственности. Законодательство об охране интеллектуальной собственности

 

Право интеллектуальной собственности - одна из специальных дисциплин, изучаемых по выбору студентов в процессе получения базового юридического образования по специальности «Правоведение».

Значение ее предопределено ролью интеллекта и информации в современном обществе. Правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной творческой деятельности приобретают особое значение. Дело в том, что вопрос о надлежащей охране интеллектуальной собственности является важнейшей составной частью всех межгосударственных и межправительственных соглашений экономического характера. Без такой охраны ни одна страна или фирма не согласны идти на риск и поставлять нам современные техноло­гии. Страна, где не защищается интеллектуальная собственность, обречена на ввоз устаревшей техники и технологий. Даже размер и условия предоставления обычных финансовых инвестиций зачастую зависит от уровня пра­вовой охраны интеллектуальной собственности в данной стране.

Как отрасль законодательства право интеллектуальной собственности включает юридические нормы, характерные для ряда отраслей права.

Конституционно-правовые нормы составляют идейную основу современного законодательства об интеллектуальной собственности. Это, прежде всего, положения о свободе творчества, печати, слова, мысли, неприкосновенности личной жизни, а также право на доступ к информации и культурным ценностям.

Административно-правовые нормы характеризуют систему управления интеллектуальными правами и контроля за их осуществлением, финансовые раскрывают порядок финансирования государством и муниципальными органами в сфере создания объектов интеллектуальной собственности.

Гражданско-правовые нормы регулируют реализацию исключительного права, а также договорные отношения. На интеллектуальную собственность распространяются общие принципы наследования, устанавливаемые гражданским законодательством.

Трудовые нормы характеризуют отношения создателя творческого результата с администрацией предприятий, учреждений, организаций по поводу служебных произведений.

Процессуальные нормы направлены на осуществление в установленной законом форме прав и законных интересов авторов объектов интеллектуальной собственности.

Необходимо назвать и юрисдикционные нормы, регламентирующие вопросы ответственности за нарушение законодательства, о котором идет речь, и порядок их реализации.

Отношения в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности качественно новый тип правовых отношений. Своеобразное, подчас причудливое сочетание различных правовых норм, правоотношений и методов правового регулирования, специфика объекта создают особые правоотношения, которые могут быть названы интеллектуальными.

Интеллектуальную собственность - многоплановое социальное явление, в котором тесно переплетаются духовные и материальные начала. Отсюда - двуединая природа интеллектуальной собственности, проявляющаяся в единстве частного (личного) интереса и общественных потребностей. Этим характеризуется особая природа данного явления, выступающего одновременно в двух ипостасях - частно-правовой и публично-правовой. Присутствие одновременно двух начал и их переплетение, общегосударственная значимость интеллектуальной собственности определяют место интеллектуальной собственности в системе современного права как особой комплексной правовой отрасли – «права интеллектуальной собственности». Речь идет о достаточно широкой сфере общественных отношений, связанных с правовым регулированием интеллектуальной собственности, включая права творческой личности и ее защиту. Именно они составляют предмет права интеллектуальной собственности как правовой отрасли.

Велика роль гражданско-правовых норм в регулировании широкой области отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности – литературных, художественных произведений, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и многих других результатов интеллектуальной творческой деятельности.

В результате произошедших рыночных преобразований право интеллектуальной собственности востребован именно как институт гражданского права, что объясняется значением основных положений гражданского права для развития отношений в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности. Основные принципы гражданского права такие как, свобода договора, всемерная защита права собственности, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение осуществления и защиты гражданских прав полностью отвечают потребностям правового обеспечения отношений по поводу объектов интеллектуальной собственности.

Основные институты права интеллектуальной собственности.По­нятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отно­шению к таким используемым в законодательстве и юридической литерату­ре понятиям, как «литературная и художественная собственность» и «промышленная собственность». Последние обозначают соответственно автор­ское право, действие которого распространяется также на результаты науч­ного творчества («научная собственность»), и патентное право вместе с примыкающим к нему законодательством об охране средств индивидуализации, участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Однако эти две составляющие не исчерпывают всего содержания понятия «интеллектуальная собственность». Существует немало результатов интеллектуальной деятельности, которые пользуются правовой охра­ной, но вне рамок авторского и патентного права и законодательства о средствах индивидуализации. К ним, в частности, относятся топологии интегральных микросхем, служебная и коммерческая тайна, селекционные достижения и некоторые другие объекты правовой охраны. Поэтому понятие интеллектуальной собственности шире по объему, чем понятия литературной (художественной) собственности и промышленной собственности, вместе взятые.

Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллек­туальной собственности, входят в предмет регулирования гражданского права.

Нормы ГК вместе с правилами, содержащимися в специальных законах, посвященных охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль гражданского права.

Конституционые, административные, трудовые, гражданско-правовые нормы образуют в совокупности особую комплексную отрасль права.

Указанная подотрасль гражданского права, комплексная отрасль права вполне может именовать­ся правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты ин­теллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые при­знаются и охраняются законом.

С учетом общности ряда объектов интеллек­туальной собственности и сложившейся в рассматриваемой области систе­мы источников права указанную комплексную отрасль пра­ва можно подразделить на четыре относительно самостоятельных инсти­тута. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих мо­ментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, зада­чи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.

Прежде всего необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созда­нием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Вторым правовым институтом, входящим в систему отрасли «право интеллектуальной собственности», является патентное право. Оно регулирурует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретенний, полезных моделей и промышленных образцов. Их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента.

Сам термин «патентное право» относительно недавно стал использоваться в законодательстве Казахстана. В течение длительного времени в Казахстане и во всем бывшем Советском Союзе, изобретения и другие технические новшества охранялись в основном не патентами, а авторскими свидетельствами. Последние не предоставляли их обладателям исключительного права на использование созданных разработок, а лишь гарантировали им личные неимущественные права и право на получение вознаграждения от пользователей. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникавшие в данной области, именовалась не патентным, а изобретательским правом. В настоящее время в связи с восстановлением общепринятой системы охраны интеллектуальных продуктов в сфере техники можно говорить о патентном праве.

Особым институтом права интеллектуальной собственности является институтом средств ин­дивидуализации участников гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг).

Данный правовой институт, как и патентное право, имеет дело с так называемой промышленной собственностью, т.е. с исключительными права­ми, реализуемыми в сфере производства, торгового обращения, оказания ус­луг и т. п. Однако обеспечиваемая им охрана интересов обладателей исклю­чительных прав строится на несколько иных началах и принципах, нежели охрана прав патентообладателей и изобретателей.

Отдельные объекты правовой охраны, в частности, топологии интегральных микросхем селекционные достижения секреты производства, являются специфическими для российского права. Они пользуются специальной правовой охраной в большинстве развитых стран. Несмотря на это их можно отнести к особым, нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности. Конечно, данное их название является сугубо условным и призвано лишь подчеркнуть их отличие от объектов авторского и патентного права, а также средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимых ими товаров (работ, услуг). Столь же условно и объединение в рамках единого правового института тех правил действующего законодательства, которые посвящены регулированию связанных с ними отношений. Бесспорно, что каждый из нетрадиционных результатов интеллектуальной деятельности обладает значительными особенностями по отношению ко всем остальным. Вместе с тем попытки разделить в самостоятельные правовые институты правила о многих из особых объектов интеллектуальной собственности на сегодняшний день вряд ли оправданны по причине ограниченности правового материала, касающегося ряда объектов. Поэтому, опираясь на отличия рассматриваемых результатов интеллектуальной деятельности от традиционных объектов интеллектуальной собственности, все их можно, повторяем, условно отнести к сфере единого правового института - института нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

В нормативных актах Республики Казахстан нет нор­мы, содержащей определение объекта интеллектуальной собственности или права интеллектуальной собственности. Это, как мы полагаем, дань тра­дициям законодательства стран Запада и международным конвенциям, где также не содержится такого определения. С другой стороны, любая дефи­ниция условна и не охватывает всех аспектов определяемых объектов.

Понятие объекта права интеллектуальной собственности можно уяснить из перечисления таких объектов. Оно содержится в п. 8 ст. 2 Конвенции, учреж­дающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписан­ной в Стокгольме 14 июля 1967 г., В соответствии с ней «интеллектуальная собственность» включает права, относящиеся к: литературным, художествен­ным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, зву­козаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарньм знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и ком­мерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях[1].

Необходимо отметить, что несмотря на широкое внедрение термина «ин­теллектуальная собственность» в мировую правовую терминологию и прак­тику не все ученые - правоведы однозначно положительно относятся к его использованию в законодательстве, полагая, что это больше литературный и научный, нежели официальный термин[2].

Система законодательства об охране интеллектуальной собственности. Международные конвенции об охране интеллектуальной собственности.

Законодательство об охране интеллектуальной собственности представляют вышеназванные четыре института права интеллектуальной собственности. Право интеллектуальной собственности как отрасль законодательства также является комплексной.

Конкретное регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, использованием, охраной результатов интеллектуальной деятельности, в большинстве государств, в том числе в Республике Казахстан, осуществляется специальным законодательством: законодательством об авторском праве и смежных правах, патентным законодательством, законодательством о товарных знаках и других объектах интеллектуальной собственности.

В Республике Казахстан это Закон об авторском праве и смежных правах от 10 июня 1996 г., Патентный закон РК от 16 июля 1999 г., Закон РК о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования Мест происхождения товаров от 26 июля 1999 г., Закон РК об охране селекционных достижений от 13 июля 1999 г., Общие нормы о праве интеллектуальной собственности содержатся в Гражданском кодексе РК (радел 5).

Кроме того, в ГК РК радел 7 содержит нормы, регулирующие международные гражданско-правовые отношения, в том числе, возникающие по поводу объектов интеллектуальной собственности. Так, согласно ст. 1120 ГК РК к правам на объекты интеллектуальной собственности применяется право страны, где испрашивается защита этих прав. Договоры, имеющие предметом права на интеллектуальную собственность, регулируются правом, определяемым согласно положениям 7 раздела ГК РК о договорных обязательствах.

В международных отношениях конкретное регулирование осуществляется соответствующими международными соглашениями в области авторского и патентного права.

Основным способом преодоления территориального характера изобретательского и авторского права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране интеллектуальных прав, на основе которых интеллектуальные права, возникшие по законам одного государства, действуют и охраняются в другом государстве в соответствии с его законодательством.

Международно-правовые основы авторского права. Авторское право охраняет объективную форму произведения (результата творческого интеллектуального труда), т. е. язык, образы и. т. п.

Как отмечается в правовой литературе, по сравнению с национальной международная защита авторских прав имеет ряд особенностей:

1) субъектами международной защиты кроме авторов – граждан государств являются иностранцы, лица без гражданства, беженцы и некоторые международные организации (ООН, ЮНЕСКО, ВОИС и др. специализированные учреждения ООН);

2) расширенный круг произведений, являющихся объектами авторского права, которые перечислены, например, в ст. 2. Стокгольмской конвенции о Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. (например, компьютерная сеть «Интернет», компьютерные программы и др.).

3) международная охрана произведений науки, литературы и искусства осуществляется с помощью как норм национального авторского права, так и путем присоединения к международным договорам, вступления государств в международные организации, осуществляющие защиту прав иностранных авторов произведений;

4) различные сроки обладания авторскими правами. В ряде стран они составляют 60 лет (Бразилия), в других 70 лет (ФРГ), 80 лет (Испания). В некоторых странах эти сроки действуют в течении всей жизни автора и определенный срок после его смерти.

5) Территориальный характер авторских прав.

С целью преодоления территориального характера государства заключают международные договора о взаимном признании и охране авторских прав, которые исторически носили двусторонний характер. Однако стало ясно, что система двусторонних соглашений не в состоянии обеспечить международную охрану авторских прав. Для преодоления требовался универсальный международный договор, которым стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Участники этой конвенции образовали Бернский союз для охраны прав авторов. Административные функции данного союза выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Таким образом, в подавляющем большинстве государств авторские права иностранных граждан признаются лишь при участии этих государств в международных соглашениях или на началах взаимности.

Согласно Бернской конвенции (ст. 5) авторы – граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении опубликованных или неопубликованных произведений, правами, которые предоставлены или будут предоставлены соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами особо предоставляемыми этой Конвенцией.

Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам государств, не участвующих в конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза.

По Бернской конвенции главным является страна первого опубликования произведения. Исходя из этого, в отношении опубликованного произведения охрану получает лицо, независимо от его гражданства, произведение которого впервые опубликовано на территории стран Бернского союза. Гражданам стран союза охрана предоставляется и тогда, когда их произведение впервые опубликовано вне территории стран Союза. В отношении неопубликованных произведений охрана предоставляется авторам – гражданам стран Союза. Срок охраны авторского права по Бернской конвенции составляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти. Если по закону страны – участницы Бернского союза, срок охраны является более продолжительным, то применяется установленный в этой стране срок, однако он не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опубликовано.

В Бернской конвенции предусматривается (без отсылки к внутреннему законодательству стран - участниц) исключительное право автора на перевод своих произведений, воспроизведение, публичное исполнение, передачу произведений по радио и телевидению, переделку и ряд других прав. Однако объем прав в основном определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны предоставляются те же права, что и гражданам данной страны (национальный режим).

Вторым универсальным, многосторонним международным соглашением является Женевская Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г., разработанная под эгидой ЮНЕСКО. Всемирная конвенция тоже исходит из принципа национального режима, но в отличии от Бернской конвенции она в основном отсылает к внутреннему законодательству и по своему содержанию носит более универсальный характер.

Примечательно, что во Всемирной конвенции специально регулируется только такое право автора как, право на перевод. Нельзя в другой стране издать произведение без разрешения того издательства, которое впервые издало его, и без уплаты соответствующего вознаграждения. Это касается и переиздания. Вместе с тем ни одно государство-участник Всемирной конвенции не обязано обеспечивать охрану произведению в течении срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведения данной категории законом государства, в котором произведение впервые выпущено в свет, но не менее 25 лет.

Всемирная конвенция предусматривает необходимость соблюдения определенных формальностей в отношении охраняемых произведений: помещение на произведении специального знака охраны авторского права, состоящего из символа (круг, в который помещена буква С), указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет).

При предоставлении на территории Республики Казахстан охраны произведения в соответствии с международными договорами автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.

Что касается авторских прав иностранцев в Республике Казахстан, то Законом РК об авторском праве и смежных правах от 10 июня 1996 г. по этому поводу установлены три положения (см. ст. 5 Закона): - в отношении произведений иностранных авторов, впервые выпущенных в свет на территории Казахстана, авторское право признается за автором-иностранцем; - авторское право на произведение, созданное казахстанским автором и выпущенное в свет за границей, признается за этим гражданином; - за иностранцем авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет за границей, признается в Казахстане только при наличии международного договора.

Необходимо сказать, что в международном авторском праве сложилось система охраны смежных прав авторов, объектами которых являются постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Правовой основой этой системы служат ряд международных соглашений: Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов – исполнителей, изготовителей фонограмм и предприятий радиовещания 1961 г.; Конвенция по правовой охране производителей фонограмм от незаконного копирования 1971 г. (Женева); Конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники 1974 г. (Брюссель).

Международно-правовые основы промышленной собственности. Необходимо отметить, что термин «промышленная собственность» толкуется неоднозначно. Часто его употребляют для обозначения вещей (т. е. объектов материального мира), используемых в процессе производственной деятельности в промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Между тем данным термином принято обозначать исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, воплощаемых в объектах материального мира (в конструкциях, веществах и т. п).В отличии от авторского права право промышленной собственности охраняет только идею, замысел изобретения и других объектов независимо от формы реализации такой идеи.

К охраняемым объектам промышленной собственности, в соответствии с Конвенцией об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. относятся научные открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания, защита против недобросовестной конкуренции и другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной сфере (перечень при этом не исчерпывающий).

Формой охраны объектов промышленной собственности являются выдача специальных охранных документов – патентов, свидетельств, дипломов и т. д., действующих в течение строго установленных сроков, которые в случаях предусмотренных законодательством могут быть продлены, а также соответствующая государственная регистрация таких объектов. Иными словами каждый факт создания объекта промышленной собственности необходимо оформить решением государственного патентного ведомства, при этом уплатить установленные пошлины, получить охранный документ. Такой документ действует только на территории выдавшего его государства. Чтобы защитить свои право на объекты промышленной собственности в другой стране, необходимо вновь получить здесь охранный документ, в соответствии с законами данного государства.

Исключительное право на использование объекта промышленной собственности имеет лишь владелец охранного документа (которым не всегда является автор).

В различных странах существуют разные критерии охраноспособности названных выше объектов. Предложенные идеи должны быть новыми, неизвестными ранее во всем мире (мировая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Для установления новизны проводится специальная экспертиза.

Своеобразной международной проверкой изделия в случаях вывоза его за границу является так называемая «патентная чистота». При этом проверяется, не подпадают ли такие изделия под действие других патентов, принадлежащих третьим лицам. Если подобная идея уже запатентована в другой стране, то следует отказаться от ее использования или получить лицензию у патентообладателя на ее использование.

Любое лицо вправе использовать объект промышленной собственности, заключив с патентообладателем договор. Договор, по которому патентообладатель передает право на использование объекта промышленной собственности другому лицу, называется лицензионным договором. Такой договор может заключаться на условиях простой лицензии или исключительной лицензии. При простой лицензии продавец лицензии (лицензиар) предоставляя право на использование изобретения покупателю (лицензиату), сохраняет за собой право использования изобретения на этой же территории или же право предоставления лицензии на таких же условиях другим лицам. По договору исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использования объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных в соглашении, и уже не может предоставлять аналогичные права по условиям лицензии другим лицам. Только покупатель лицензии вправе использовать объект на данной территории.

Основным средством охраны прав на промышленную собственность за пределами государства, где они возникли, являются универсальные, региональные и двусторонние договоры между государствами.

Первым универсальным договором была Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., участники которой учредили Международный союз по охране промышленной собственности. Основным принципом Конвенции является предоставление национального режима.

Конвенция устанавливает правило конвенционного приоритета. В соответствии данной Конвенцией (ст. 4) лицо, подавшее заявку на изобретение в одной из стран Союза, в течение года со дня подачи первой заявки пользуется правом приоритета для подачи заявки в других государствах. Конвенционный приоритет при патентовании промышленных образцов, для регистрации товарных знаков предоставляется в течение 6 месяцев. Также устанавливается временная охрана объектов промышленной собственности на международных выставках, которая продлевает сроки приоритета.

В целях углубления международного сотрудничества в области иностранного патентования в 1970 г. был заключен Договор о патентной кооперации (РСТ), участники которого образовали Международный союз патентной кооперации. Договор устанавливает порядок составления и подачи «международной заявки» на получение охранного документа.

Международно-правовая защита товарных знаков осуществляется еще (помимо Парижской конвенции) и Мадридской конвенцией о международной регистрации фабричных и товарных знаков 1891 г., которая предусматривает охрану товарных знаков во всех странах-участницах без регистрации его в каждой из них, а также Венским договором о регистрации товарных знаков.

Примером региональных международных договоров в области охраны промышленной собственности может служить Мюнхенская конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г, участники этой конвенции внедрили единый европейский патент, действующий во всех этих странах.

С образованием СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. В 1994 г. 11 стран СНГ подписали Евразийскую патентную конвенцию, в соответствии с которой в Москве учреждена Евразийская патентная организация и Евразийское патентное ведомство. Конвенция детально регулирует процедуру выдачи евразийских патентов. Евразийский патент выдается с учетом требований названного конвенционного приоритета. Патент действует в течение 20 лет на территории всех стран-участниц Конвенции.

Что касается прав иностранцев на объекты промышленной собственности в Казахстане, то отечественное законодательство предоставляет иностранцам возможность охраны своих прав. Иностранные лица пользуются предусмотренными в Патентном законе РК правами наравне с физическими лицами России в силу международных договоров или на основе принципа взаимности (т. е. предоставлен национальный режим).

Патентование отечественных изобретений за границей целесообразно, как правило, после того, как изобретение будет заявлено в Казахстане. Изобретения за рубежом патентуются с соблюдением требований законов той страны, в которой испрашивается охрана.

 

Тема 2: Исключительное право на объект интеллектуальной собственности

 

Исключительное право является субъективным правом. Соответственно, понятие исключительного права на объект интеллектуальной собственности должно рассматриваться как понятие любого субъективного права, то есть необходимо раскрыть содержание права.

В общей теории права и в теории гражданского права проблеме субъективного права уделяется внимание в работах таких учёных как С. С. Алексеев, О. С. Иоффе, В. П. Грибанов, С. Н. Братусь, Р. О. Халфина, Д. М. Чечот, Е. А. Флейшиц и других. Остановимся на основных положениях, нашедших отражение в научной литературе.

Субъективные права и обязанности определяют специфику правоотношений. Объём возможностей защиты субъективного гражданского права во многом определяется природой этого права.

Субъективное гражданское право – это право, реально принадлежащее отдельному лицу, мера возможного поведения данного лица, обеспечиваемая государством. В известных пределах для субъективного права характерно, то, что оно осуществляется своей властью и в своём интересе. Интерес признаётся элементом (сущностью) субъективного права.

Содержание субъективного права не всегда одинаково: различаются дозволенность определённого поведения самому управомоченному и возможность требовать определённого поведения от обязанных лиц, возможность защиты в случае его нарушения. Однако не в каждом субъективном праве сочетаются все названные возможности. Отдельные субъективные права реализуются через активные действия самого управомоченного (абсолютные права). Другая группа субъективных прав реализуется действиями обязанного лица (относительные).

Если нет правонарушения, реализация субъективного права исчерпывается одной из двух первых возможностей. При наличии нарушения используется возможность защиты.

В соответствии с изложенным обратимся к рассмотрению исключительного права на объект интеллектуальной собственности как субъективного права.

Традиционное исключительное право предполагает закрепление монопольного права использования объекта за одним лицом /Дозорцев В.А./[3], с устранением других от подражания /Шершеневич Г.Ф/[4], т. е. с возможностью разрешать и/или запрещать его использование другим лицам.

Законодательство Казахстана чётко устанавливает вхождение в понятие имущества исключительных прав как нематериальных по природе благ.

Заметим, что в законодательстве России нет ясности в вопросе о природе исключительных прав. Как отмечают специалисты, из анализа ст. 128 ГК РФ можно заключить, что исключительные права и его объекты относятся к материальным благам, так как нематериальные блага в законе даны отдельной группой. Тогда содержание исключительных прав можно отождествлять с правом собственности /Каудыров Т.Е. С./[5].

Существует и такое мнение, что интеллектуальная собственность (и исключительное право) относятся к неимущественным интересам, что тоже представляется неуместным.

Согласно ст. 964 ГК РК исключительным правом признаётся имущественное право их обладателя использовать объект интеллектуальной собственности любым способом по своему усмотрению.

Использование объекта исключительных прав осуществляется третьими лицами только с согласия правообладателя.

Однако свойство исключительности нельзя видеть в возможности осуществлять принадлежащее право по своему усмотрению. Иначе всякое субъективное право обладает этим свойством /Юрченко А.К, С. 188/[6].

В силу своей природы результаты интеллектуальной деятельности фактически могут быть использованы любым третьим лицом. Поэтому закон, как правило, обеспечивает возможность их использования определённым лицом, юридически исключая такую возможность для других лиц. В этом сущность традиционной категории «исключительных прав».

Сущность исключительного права заключается в том, что юридически существует возможность использования объекта определённым лицом, так как другим закон запрещает это делать без разрешения данного лица. В этом уже есть свойство исключительности. Пока закон не установит защиту монопольного использования результата творческой деятельности, лицо не может признаваться единственным её обладателем, с правом устранять третьих лиц от обладания (в смысле её «собственником»). Поэтому закон обеспечивает (признаёт) возможность монопольного использования объекта определенным лицом, юридически исключая такую возможность для других.

По своей правовой природе исключительное право является имущественным правом. Как имущественное право - абсолютным субъективным правом.

ГК РК не раскрывает точно содержание исключительного права. В частности, нет общих положений, определяющих какие возможности включает использование объекта интеллектуальной собственности. Специальное законодательство об охране объектов интеллектуальной собственности содержит перечень прав составляющих исключительное право на тот или иной объект.

Представление о содержании исключитель­ного права можно получить из ст. 125 Общей части Гражданского кодекса Республики Казахстан. Оно сводится к тому, что использование объекта творчества или средства индивидуализации может осуществляться тре­тьими лицами только с согласия правообладателя. Можно сказать, что из текста этой статьи не видно позитивное право обладателя исключи­тельного права, оно только обозначено через обязанность третьих лиц. Статья 964 ГК РК проясняет ситуацию и дает оп­ределение исключительного права как имущественного права обладате­ля использовать объект интеллектуальной собственности любым способом по своему усмотрению. Такое понятие исключительного права давал еще Шершеневич Г. Ф[7].

Таким образом, объем исключительных прав определяется конкретным законодательным актом в отношении конкретного объекта интеллектуальной собственности, исключительное право не включает личные неимущественные права.

В отличие от личных неимущественных прав создателей интеллектуальных продуктов действие исключительного права ограничено во времени (срок) и в пространстве (территорией).

В соответствии с нормами ГК РК и специального законодательства исключительное право возникает в силу факта создания объекта интеллектуальной собственности (исключительное право на произведения науки, литературы, искусства), либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным государственным органов в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РК и иными законодательными актами (исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), а также основанием возникновения исключительного права можно рассматривать конфиденциальность сведений.

Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть переданы обладателем. Они переходят по договору, либо в порядке наследования. Исключительное право может быть по договору передано другому лицу на ограниченное время (на определенный срок). В этом случае применяются правила о лицензионном договоре (ст. 966 ГК РК).

Исключительное право может быть полностью уступлено другому лицу по договору. Иными словами, может быть продано. Однако в отличии от обычной купли продажи условия договора специфичны в силу особого предмета.

 

Тема 3: Авторские право и смежные права

 

Авторское право в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право в субъективном смысле - это те личные неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Предмет авторского права – регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Задачи авторского права: охрана прав и интересов авторов, обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных, художественных произведений, широкое использование обществом произведений.

Законодательство об авторском праве: Конституция РК, законодательные акты (ГК РК, Закон об авторском праве и смежных правах от 10.06.1996 г.), иное законодательство. Международные акты.

Авторское право как субъективное гражданское право. Понятие, содержание субъективного авторского права.

С момента создания произведения закон закрепляет за создателем произведения субъективное авторское право.

В юридической науке отсутствует единое понимание терминов «авторское право» и «авторское правомочие». Большинство спе­циалистов, как представляется, справедливо не усматривает между ними никаких принципиальных различий и употребляет эти термины как сино­нимы.

По вопросу определения авторских правомочий в авторском праве существуют несколько научных положений. Одним из них является характеристика авторских прав как самостоятельных субъективных прав. Иными словами, создателю произведения принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве в субъективном смысле можно говорить только условно /9/.

В соответствии с другим научным положением создатель произведения обладает единым авторским правом, которое состоит из отдельных правомочий /10/.

Содержание термина «авторское право» необходимо устанавливать в каждом случае путем толкования.

Вместе с тем, субъективное авторское право как вид субъективных прав имеет ряд особенностей, которые обусловлены многими обстоятель­ствами.

Объект субъективного авторского права - произведение науки, лите­ратуры или искусства - является объектом нематериальным. В связи с этим способы осуществления и защиты авторского права отличаются от способов осуществления и защиты вещных, например, прав, того же права собственности. Одним из важнейших отличий является и сложный по своему составу характер закрепляемых субъективным авторским правом отношений.

Субъективное авторское право, признаваемое за автором, выполняет почти такую же функцию, что и субъективное право соб­ственности - закрепляет за автором отношение к произведению, «как к своему», при одновременном закреплении отношения всех иных лиц к этому произведению, "как к чужому".

Однако в отличие от отношений по поводу вещи, отношения по по­воду произведения науки, литературы и искусства довольно сложные по своему составу. В отношении к произведению, "как к своему", или "как к чужому", можно выделить разные аспекты.

Относиться к произведению, "как к своему", можно в имуществен­ном смысле. Например, "как к своему товару", "к своей потребительной стоимости, средству извлечения дохода". В этом смысле абсолютные от­ношения, складывающиеся по поводу произведения, мало чем отличаются от отношений по поводу вещей. Данное отношение изменчиво. Автор мо­жет передать свое произведение как товар другому лицу (например, изда­телю) и тогда уже это другое лицо начинает относиться к произведению, "как к своему" (хотя бы и в течение строго определенного срока), извле­кая выгоды от его использования (например, печатая и продавая книги тиражируя звукозаписи и т.п.), уплачивая при этом автору цену этого то­вара.

Но относиться к произведению, "как к своему", автор может "как к им созданному", т.е. созданному именно этим, а не каким-либо другим лицом. Лицом, являющимся самостоятельным участником гражданских правоотношений, обладающий определенными идентифицирующими его признаками - именем и т.п.

Данное отношение не может быть изменено. Факт создания произве­дения определенным лицом - это объективный факт, поэтому никто иной, даже с согласия автора, не может начать относится к произведению, "как к им созданному".

Относиться к произведению, "как к своему", автору может и "как к созданному именно в таком, а не в другом виде". Поскольку произведение - результат интеллектуальной деятельности, процесса художественного творчества, который в силу объективных закономерностей всегда индиви­дуален, то произведение всегда является отражением творческой индиви­дуальности создателя. Произведение духовного творчества всегда уни­кально, отличается от других произведений, даже принадлежащих к тому же роду искусства. Факт создания произведения в определенном виде также объективен, как и акт создания произведения определенным лицом. Однако может быть изменен сам вид произведения. Произведение может быть изменено дополнено, сокращено и т.п. Но в связи с тем, что произведение несет на себе отпечаток личности своего творца, последний также заинтересован в сохранении этого "отпечатка" (особенно когда с произведением "со­прикасаются" иные лица - читатели, слушатели, зрители), и, в частности, в том, чтобы любые изменения производились только с его согласия.

Как видим, частные отношения, входящие в одно общее отношение "автора со всеми иными лицами по поводу его произведения, не просто многочисленны, но и имеют разный характер. Если произведение как товар, имеющий потребительную стоимость, может быть отчуждено, обменено на другую стоимость, то произведение как выражение мысли с момента создания объективно связано с лично­стью своего создателя.

Кроме того, уникальность произведения вызвана творческой индиви­дуальностью автора. Создав произведение именно в таком, а не в каком либо другом виде, автор заинтересован и в том, чтобы оно использова­лось, охранялось именно в этом виде.

Разный характер упомянутых отношений, интересов (благ) автора, заключенных в созданном им произведении, требует применения и рав­ных юридических средств. В связи с этим обстоятельством субъективное авторское право, закрепляемое законом за автором, также неоднородно. Оно состоит из частей (компонентов) и поэтому является комплексным субъективным правом. Каждая из этих частей, являясь, в свою очередь, субъективным правом, имеет характер, соответствующий характеру закрепляемого им отношения.

Названные выше отношения по поводу произведения можно классифицировать по разным основаниям.

Существенным же является разделение их исходя из общих принци­пов деления отношений, составляющих предмет гражданского права, на имущественные и личные неимущественные права.

Как было показано, произведение представляет для своего создателя интерес в нескольких аспектах, в имущественном и в личном. Соответственно и закон закрепляет за автором две группы правомочий - личные права (статья 15 Закона об авторском праве) и имущественные права (ста­тья 16 Закона об авторском праве).

Особенностью субъективного авторского права является то что в нем присутствуют сразу обе группы известных гражданскому праву субъективных правомочий.

Хотя отношения, закрепляемые личными и имущественными правами весьма разнородны, тем не менее, представляется целесообразным объединение личных и имущественных прав в единое комплексное субъективное авторское право, так как сами отношения, и личные, и имущественные, в целом образуют единое отношение, в которое вступает со всеми иными лицами автор в связи с созданием произведения.

Вместе с тем, следует иметь в виду и особенности, присущие каждой группе правомочий.

Личные неимущественные права - это права, которое обеспечивают охрану благ, неотделимых от личности автора, не имеющих имуществен­ного (экономического) содержания. Таким благами являются авторство, т.е. принадлежность произведения определенному лицу, неразрывная связь произведения со своим создателем, а также имя создателя. Неотъем­лемым от личности благом является и воплощенная в произведении твор­ческая индивидуальность автора.

Статьей 15 Закона об авторском праве и статья 977 ГК РК называют четыре личных неимущественных права автора: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения и право на обнародова­ние произведения.

Фактическая неотторжимость личных благ от личности их обладате­ля отражается и на юридической неотделимости личных имуществен­ных прав. Применительно к личным неимущественным авторским право­мочиям это положение отражено в статье 15 Закона, которой предусмот­рено, что личные неимущественные права принадлежат автору незави­симо от его имущественных прав, и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения, а также, что лич­ные неимущественные права автора являются неотчуждаемыми (пункты 3 и 4).Такие же положения содержит и статья 977 ГК РК.

По этой же причине личные неимущественные права действуют только в течение жизни автора.

Отношения по использованию произведения имеют имущественный характер.

Произведение литературы или искусства, поскольку оно является не продуктом природы, а результатом творческой деятельности человека, благодаря создавшему его труду приобретает свойства товара - меновой и потребительной стоимости.

Само же создание произведений есть один из видов производства так называемое нематериальное производство (отличающееся от произ­водства материального, в процессе которого создаются вещи, оборудова­ние и т.п.).

Субъективное авторское право сходно с субъективным правом собственности не только в связи со своим имущественным содержанием. Субъективное авторское право является абсолютным правом. В настоящей работе мы исходим из распространенного в отечествен­ной цивилистике деления правоотношений на абсолютные и относитель­ные исходя из их субъектного состава или, иначе говоря, из характера межсубъектной связи.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоят все иные лица, тогда как в относительном правоотношении - только опреде­ленные лица.

В абсолютном правоотношении интерес управомоченного реализуется его собственным поведением при пассивном поведении всех иных лиц. В относительном же интерес субъекта права обеспечивается должным поведением обязанного

В качестве обязанных в авторском правоотношении выступают все окружающие автора лица. Практическое значение такого разграничения гражданских правоотношений состоит в том, что право управомоченного лица в абсолютном правоотношении может быть нарушено любым лицом. Так, любое лицо, незаконно использующее произведение автора, нарушает принадлежащее ему право на данное произведение. Следовательно авторские правомочия явля­ются абсолютными.

Разграничение правоотношений на абсолютные и относительные имеет важное значение для отечественной цивилистики прежде всего по­тому, что на нем основана система отечественного гражданского права.

В авторском праве для всех случаев используется один термин "автор" (за исключением тех, разумеется, случаев, когда правообладателем является правопреемник автора). Автором называют и субъекта абсо­лютных прав, и сторону договора. В связи с этим все права, даже возникающие из различных оснований, терминологически укладываются в по­нятие "права автора", а отсюда - в "авторское право". Это затрудняет понимание сути авторского права.

Большую "опасность" представляют права, которые имеют не столь явный относительный характер.

Новым законодательством об авторском праве предусмотрено не­сколько таких прав. В первую очередь - предусмотренные статьей 17 За­кона об авторском праве право следования и право доступа. Первое заключается в том, что при каждой продаже произведения изобразительного искусства автор имеет право получить определенную долю oт цены. Вто­рое заключается в том, что в случаях, когда собственником произведения изобразительного искусства является не сам автор, а другое лицо, он име­ет право получить эти произведения от собственника для осуществления своего права на воспроизведение.

Мы считаем, что данные права являются элементами обязательственных правоотношений - право следования - обязательства по уплате автор­ской доли, сторонами которого являются автор и продавец картины, а право доступа - обязательства по обеспечению права на воспроизведения, сторонами которого (обязательства) являются автор и собственник (вла­делец) картины.

Оба эти обязательства полностью соответствуют общему понятию обязательства, содержащемуся в статье 268 ГК РК.

Эти обязательства возникают не из договора, а из других фактов, что позволяет признать их внедоговорными обязательствами. Например, пра­во на получение доли (вместе с корреспондирующей ему обязанностью эту долю уплатить) возникает в случае продажи оригинала произведения его собственником.

В современной литературе названные права включаются в субъек­тивное авторское право. Так, права автора на воспроизведение, распро­странение, публичный показ и т.д., перечисленные в статье 16 Закона, и право следования, названное в статье 17 (которое, несомненно, имеет имущественный характер) рассматриваются под одной рубрикой "имущественные права автора" (имущественные авторские права).

Права, которые приобретает автор в результате создания произведения науки, литературы и искусства, в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными.

Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры.

Иск­лючительный характер авторских прав состоит вовсе не в признании их неотторжимости от личности автора, а в признании того, что только сам обладатель авторского права (т. е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, и прежде всего связанных с использованием произведения. Конечно, учитывается, что отдельные ав­торские правомочия, например, право авторства и право на имя, неотдели­мы от личности автора, что закон устанавливает определенные ограничения из авторского права, что возможность использования так называемых производных произведений может зависеть не только от их создателя, но и от других лиц и т. п. Однако при всем этом именно обладателю авторских прав обеспечиваются особые правомочия по распоряжению произведением с одновременным запрещением всем другим лицам совершать в отношении произведения действия по его распоряжению.

В новом авторском законодательстве вновь указывается, что авторское право носит исключительный характер. Лишь автор, а в установленных законом случаях и пределах — его законные правопреемники могут распоряжаться произведением, в том числе и путем полного отчуждения тех авторских правомочий, которые способны переходить от одного лица к другому.

Закон признает имущественные права автора исключительными, но в том смысле, что с момента создания произведения они принадлежат только одному лицу (автору, работодателю и т.д.). Но это не означает, что в дальнейшем они не могут перестать быть исключительными.

Новое законодательство об авторском праве прямо включает в субъективное авторское право и личные неимущественные права, и имущественные права.

Вместе с тем, следует признать, что новый Закон не только не решил спор, но и усугубил ситуацию. Так, в ст 28 Закона устанавливается срок действия «авторского права». Но в этой же статье предусмотрено, что личные неимущественные права охраняются бессрочно. Из этого следует, что в данной статье речь идет об имущественных правах.

Кроме того, Закон применяет термин авторское право к каждому конкретному правомочию (например, ст. 30 Закона говорит о переходе авторских прав). На наш взгляд нельзя называть термином «авторское право» отдельное правомочие. Следует строго придерживаться терминологии и называть субъективным авторским правом только весь комплекс входящих в него прав, а отдельные права (правомочия) или группы прав называть собственными наименованиями.

Таким образом, субъективное авторское право следует определять, как и право собственности через комплекс составляющих его содержание личных неимущественных и имущественных прав.

Личные неимущественные права автора.

Право на авторство (Право авторства).Право авторства отражает объективный факт принадлежности произведе­ния определенному лицу, охраняет фактическую связь, существующую между произведением и его создателем. В статье 6 bis Бернской конвенции право авторства определяется, как "право требовать признания своего авторства на произведение".

В законодательстве, действовавшем до 1991 года, право авторства не было прямо закреплено. Однако в юридической литературе уже давно указывалось на наличие у автора этого правомочия. Не было единого мнения только относительно его определения.

Закон, не называя прямо права авторства, закреплял за автором право на опубликование и использование произведения под своим именем, ус­ловным именем (псевдонимом) или анонимно, то есть право на имя.

Наличие у автора произведения права авторства обусловлено как раз тем, что авторское право включает в себя и личные неимущественные права, что делает авторское право в целом неотчуждаемым. Авторское право отличается от права собственности неразрывной связью между ав­тором и произведением, связью, основанной на факте создания произве­дения. Но если до конца последовательно проводить аналогию авторского права с правом собственности, следовало бы назвать такую связь между собственником и вещью, которая была бы сходна с авторством как свя­зью автора с произведением и для отражения и закрепления которой потребовалось бы новое правомочие собственника. Но такой связи, как совершенно справедливо отметил Э.П. Гаврилов, в праве собственности нет, в отличие от авторского права. Вот эту фактическую связь, принадлеж­ность произведения определенному лицу, то есть авторство, и закрепляет право авторства, которое можно условно назвать "правом авторской при­надлежности".

Право авторства впервые было законодательно закреплено в статье 135 Основ 1991 г, причем оно названо первым из принадлежащих автору правомочий. Также было закреплено и право на имя, что свидетельствовало о том, что два этих правомочия являются самостоятельными. В Основах, ввиду специфики этого законодательного акта, не были даны определения названных прав, не было раскрыто их содержание.

В принятом в 1993 г. Законе РФ также предусмотрены право авторст­ва и право на имя, как два самостоятельных правомочия. В статье 15, за­крепляющей личные неимущественные права, которые принадлежат ав­тору в отношении его произведения, названы: "право признаваться автором произведения (право авторства)" и "право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя)".

Именно такое понятие права авторства и его соотношение с правом на имя признаны в науке авторского права.

Однако в Законе РК, который в целом повторяет Закон РФ, соот­ветствующие правомочия изложены уже иным образом: 1) право признаваться автором произведения и требовать такого признания, в том числе путем указания имени автора надлежащим обра­зом на экземплярах произведения и при любом его публичном использо­вании, если это практически возможно (право авторства)" и 2) право указывать и требовать указания на экземплярах произведе­ния и при любом его публичном использовании вместо подлинного имени автора его вымышленное имя (псевдоним) или отказаться от указания имени, то есть анонимно (право на имя)" (статья 15).

Следует различать право авторства, как возможность призна­ваться автором произведения, и право на имя, как возможность обозна­чать свое авторство, в том числе и подлинным именем. Именно это отли­чие и поставило в свое время вопрос о выделении самостоятельного пра­ва авторства как права на защиту от плагиата, которое не следует сме­шивать с правом на имя.

Указание как подлинного имени, так и вымышленного имени (псевдонима) должно составлять содержание одно­го правомочия - права на имя, а к собственно праву авторства должна быть отнесена только возможность признаваться автором созданного про­изведения и ничего более.

Особенная часть ГК РК определяет соотно­шение права на авторство и право на имя в их принятом в науке соотно­шении. Так, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 978 ГК РК закрепляют, со­ответственно, право авторства как "право признаваться автором произве­дения и требовать такого признания при его использовании, исключаю­щее признание авторства других лиц на это же произведение", а право на имя как "право использовать произведение под своим именем, под псев­донимом или анонимно".

 

Таким образом, право на авторство, как нам кажется, представляет собой юридически обеспе­ченную возможность признаваться автором своего произведения.

Право на имя.Право автора на имя не ограничивается, как уже сказано, лишь пря­мо закрепленным в законе правом "указывать и требовать указания на экземплярах произведения и при любом его публичном использовании вместо подлинного имени автора его вымышленное имя (псевдоним) или отказаться от указания имени, то есть анонимно", а включает в себя так­же, и даже в первую очередь, право автора указывать и свое подлинное имя, а также требовать такого указания при использовании произведения.

Именно так право на имя всегда было закреплено в законодательстве об авторском праве - в статье 7 Основ авторского права 1928 г., в статье 475 ГК Казахской ССР. Такое понятие права на имя является общепри­знанным в. науке авторского права.

Право на имя, безусловно, связано с правом на авторство, но имеет самостоятельный характер.

В отличие от права авторства, которое отражает объективный факт и не зависит от публикации произведения, право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением автора и реализуется в связи с выпуском произведения в свет".

Начиная с Основ 1991 г., право на имя было закреплено отдельно. Однако содержание этого права, то есть те действия автора, которые обеспечиваются этим правом, в законодатель­ных актах не всегда указываются правильно. Данная ошибка проистекает из отмечавшейся выше синтаксической связанности в одной фразе прав на использование и права на имя, при ко­торой последнее закреплялось как бы косвенно.

Казахстанский закон трактует содержание права на имя как возможности указывать и требовать указания своего имени или отказаться от указания имени.

Однако ГК РК повторил ошибку российского закона, закрепив, что право на авторское имя представляет собой "право исполь­зовать произведение под своим именем, под псевдонимом или анонимно" (подпункт 2 пункта 1 статьи 978 ГК РК).

Однако трудно объяснить, почему "право использовать произведе­ние" - это право на использование, а "право использовать произведение под каким-либо именем или без него" - это право на имя. В любом случае ключевым является термин "использовать".

Таким образом, действия, составляющие содержание права на имя как самостоятельного личного неимущественного правомочия автора, заключаются не в использовании (воспроизведении, распространении и т.д.) произведения под своим именем или псевдонимом, а в указании сво­его имени или псевдонима при использовании произведения.

 

Субъективное право, как известно, устанавливает меру дозволенного поведения субъекта, которое может выражаться в виде активного или пас­сивного поведения, т.е. в виде действия или бездействия. В данном случае автор вправе указывать свое подлинное имя или псевдоним, т.е. совер­шить действия, или не указывать никакого имени, т.е. не совершать дей­ствий, бездействовать в реализации этого права.

Кроме того, надо отметить, что предусмотренное в казахстанском законе указание имени (как подлинного, так и вымышленного - подпунк­ты 1 и 2 пункта 1 статьи 15) только на экземплярах произведения и при любом его публичном использовании, не обеспечивает в должной мере охрану личного интереса автора. Тем более, что закон вообще не содер­жит понятия "публичного" использования. В статье 16 предусмотрены только некоторые способы использования, которые могут быть названы публичными - публичный показ, публичное исполнение, публичное сообщение. Но уже сообщение произведения в эфир или по кабелю, хотя бы и для всеобщего сведения, не названо публичным (подпункты 6 и 7 пункта 2 статьи 16 Закона об авторском праве). В последнем случае имя автора также должно быть указано, равно как и при любом ином способе исполь­зования произведения, что и следует закрепить в законе.

Если произведение воспроизводится, размножается, имя автора должно указываться на экземплярах (книгах, пластинках, кассетах, репро­дукциях и т.д.). При экспонировании оригинала картины или скульптуры имя автора должно указываться если и не на самом оригинале, то, по крайней мере, в подписи под ним, при публичном исполнении музыкаль­ного произведения и при трансляции его с помощью технических средств (в эфир или по кабелю) имя должно соответствующим образом объявляться и т.д.

Традиционно в законодательстве и в юридической литературе рассматриваемое правомочие автора называется правом на имя.

Однако, развитие гражданского законодательства в целом, и в пер­вую очередь – это расширение объема регламентации личных неимуществен­ных прав, позволяет поставить вопрос о замене такого названия.

Представляется, что ст. 15 ГК РК закрепляет право на имя как одно из личных неимущественных прав граждан. Это право включает также возможность переменить свое имя в порядке, установленном зако­нодательными актами, право требовать в связи с этим внесения со­ответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя, право требовать запрещения использования его имени, никогда это было сделано без его согласия, право на возмещение вреда, причиненного гражданину в результате неправомерного использования его имени и т.д. Этим личным неимущественным правом авторы произведений обладают наравне со всеми иными гражданами.

Под своим именем, под псевдонимом или анонимно гражданин всту­пает в самые различные правоотношения. Многие писатели, исполнители известны под своими псевдонимами в связи не только с их творческой, но и общественной деятельностью.

Рассматриваемое же авторское правомочие, заключающееся в указа­нии имени автора на оригинале или экземплярах произведения, в объяв­лении имени при исполнении и т.п., то есть только в неразрывной связи с конкретным произведением, правильнее было бы назы­вать "правом на обозначение имени".

В юридической литературе право на (авторское) имя также понима­ется как возможность автора избирать способ обозначения его имени. Не сводя авторское право на обозначение имени полностью к общегражданскому праву на имя (на пользование именем в широком смысле), можно, в то же время, считать его одним из способов реализа­ции или составной частью последнего.

Законом предусмотрена возможность выбора автором трех способов реализации рассматриваемого правомочия. Автор может указать свое подлинное имя, может выбрать псевдоним, но может и не указывать име­ни.

Право на выбор варианта обозначения имени должно распростра­няться и при указании псевдонима. Сам автор должен определить, какой способ написания вымыш­ленного имени выбрать.

Случаи запрета псевдонимов, безусловно, следует признать нарушениями права на обозначение имени, так же как и случаи, когда авторов вынуждали избирать псевдоним, запрещая им выпускать произведения под подлинным име­нем. Автор вправе и не указывать вообще никакого имени. В этом случае произведение используется анонимно.

Авторы произведений некоторых видов искусства, в основном - изо­бразительных, пользуются для обозначения своего авторства вместо или наряду с подлинным именем или псевдонимом подписями, монограмма­ми, и разного рода другими графическими изображениями (знаками). Как правило, такие обозначения воспроизводятся при использовании рисун­ков. Эти выполненные изо­бразительными средствами обозначения имени также должны, на наш взгляд, охраняться законом наравне с подлинным именем автора и псевдонимом, так как они имеют самостоятельное значение.

В статьях 19 и 20 Закона об авторском праве требуется указание име­ни автора. Поэтому в таких случаях пользов








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1613;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.12 сек.