Философское учение о бытии

Бытие - предельно широкая философская катего­рия, и в связи с этим невозможно дать классическое опре­деление бытия: ведь данную категорию нельзя ни подвести под более широкую категорию, ни соотнести с другой, столь же широкой категорией. Ограничимся констатацией того факта, что бытие есть все реально существующее. Выделим философские аспекты бытия.

Первый аспект проблемы бытия связан с самой проблемой существования. «Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда, он непреходящ и вечен. Как долго сущест­вуют отдельные вещи, организмы, люди? Они конечны в вечном мире, переходят в другие формы бытия».

Второй аспект философской проблемы бытия связан с вопросом о единстве мира. Единство мира состоит в диалектическом тождестве материального и идеального, природного и духовного, физического и психического при генетически исходной, ведущей роли материального, при­родного, физического.

Третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир и все, что в нем существует имеет внутреннюю логику своего существо­вания, развития и реально предзадана сознанию и деятель­ности людей.

Проблемы бытия осмысливаются с помощью кате­горий «бытие», «небытие», «становление», «существова­ние», «материя», «движение», «сознание», «развитие» и других.

Раздел философии, изучающий проблемы бытия, называется онтологией. Слово «онтология» происходит от соединения древнегреческих слов «онтос» (сущее) и «логос» (знание), и означает знание о сущем, метафизику бытия. Так понимается онтология доныне – как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.

Выделяют различные, но взаимосвязанные формы бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на бытие вещей, процессов, состояний приро­ды, бытие природы как целого и бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком.

2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие чело­века в мире вещей и специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального), которое делится на ин­дивидуализированное духовное и объективированное духовное. К последнему относится все накопленное ду­ховной культурой человечества.

4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие человека в обществе и бытие общества в целом.

Остановимся вкратце на трех первых формах бытия, учитывая, что четвертая форма бытия будет подробно рас­смотрена в отдельных темах данного пособия.

1. Бытие первой природы существует до, вне и совершен­но независимо от сознания человека (хотя природа в целом бесконечна, а ее отдельные элементы прерывны, дискретны, конечны). Это «исчезающее бытие». Имен­но поэтому природа объективна и первична для челове­ка в целом ряде смыслов (генетическом: человек - «ди­тя природы»; биологическом: солнце, воздух и вода не только наши лучшие друзья, но и необходимые жиз­ненные элементы; потребительском: природа - кладо­вая не только энергетических запасов и природных ис­копаемых, но и готовых продуктов питания и медицин­ских препаратов).

2. Особенность бытия человека состоит в возникновении уникальной живой природы, «нежесткой» и универ­сальной детерминации бытия человека со стороны ор­ганизма (роль традиций, морали, религии).

В то же время люди не запрограммированные су­щества. Они способны мощно (как положительно, так и пагубно неотвратимо) влиять на мир и самих себя, способны понять и пережить боль других людей.

3. Бытие индивидуализированного духовного. Духовное - это единство многообразного в человеке, которое охва­тывает процессы сознания и бессознательного, эмоционального и рационального. Созна­нию будет посвящен отдельный вопрос, а в бессозна­тельном у человека можно выделить три уровня:

· первый уровень - это неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела. Бессозна­тельны полностью или частично некоторые желания и побуждения, патологические душевные состояния,

· второй уровень находит проявление в художествен­ной и научной интуиции, в вызревающих в душе высших побуждениях духа.

· третий уровень - это процессы и состояния, сход­ные с сознанием во время бодрствования, но до оп­ределенного времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания (созревающая мысль).

Двумя важнейшими элементами бытия являются материя и сознание. Перейдем к их рассмотрению.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 67;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.