Гелиопольская система.

 

Гелиополь это греческое название, египетское название этого города было Иуну, так же он известен как библейский город Он. Этот город был центром, где поклонялись Богу в образе солнца, а это древнейший из известных образов Бога, который встречается ещё со времён неолита, солнце считается наиболее адекватным, близким образом Бога.

 

Немецкая исследовательница Баумгардель, которая провела в Гелиополе раскопки в конце 40-вых годов, обнаружила огромный священный участок, площадью почти в пол квадратных километра, на нём были фундаменты огромных храмов и обелиск Синусерта I (начало второго тысячелетия до Р. Х.).

 

Почему же Иуну был выбран этим центром? Почему гелиопольская система так важна для Египта?

 

В рассмотрении египетской космогонии, главным является представление о том, что Бог творит всё благо для всех, и сам человек выбирает добро или зло и в результате обретает или жизнь, или смерть. Но почему человек выбирает зло? Если благо прекрасно, то зачем выбирать зло? Только ответив на этот вопрос можно преодолеть зло. Точно так же к этому относился египтянин. Ответить на вопрос почему он творит зло означало победить зло, освободиться от него, и соответственно, сделать то, к чему была предназначена его жизнь, то есть воссоединиться со своим ка, со своим идеальным образом, с замыслом о нём Бога, и вернуться в свербытийственность Бога, по ту сторону творения. Само по себе творение есть, в некотором роде, разделение Бога, так как после творения есть нечто свободное от Бога, а именно человек и тот мир, в котором он живёт. Соответственно, разделённое никогда не может быть совершенным, но человек может соединиться с Богом чтобы восстановить единство и совершенство. Пока воля человека синергийна воле Бога мир ещё совершенен, когда человек отпадает от воли Бога, происходит деградация всего сотворённого мира. Как раз на вопрос о том, почему человек выбирает зло отвечает египетское учение о девятерице.

 

Само название Иуну происходит от жезла Иут. Видимо это древнейший символ Бога-Творца. Рогатые животные были образом небесного Бога с эпохи неолита, поэтому рогатый жезл это священный образ небесной власти, это знак божественной власти. То есть его обладатель имеет божественную власть. Сам Иуну именовался местом соединения двух миров («Две Страны»). Это соединение «Двух Стран» это та точка, где соединяются мир небесный и мир земной, это первая точка творения. Небесный мир это не Нун, а мир невидимый, ангельский мир, который тоже сотворен. Первой точкой творения египтяне считают Иуну, вполне возможно это всего лишь символическая точка, так как каждый храм считался первой точкой, где соединяются небо и земля. Таких первых точек творения множество. Учёные говорят, что Иуну возвысился благодаря политическим явлениям, но нам ничего не известно об этом. Можно лишь сказать, что религиозные центры возникают не по политическим причинам. Можно предполагать, что Иуну с древности был святым местом, которое почему-то для египтян твёрдо соединялось с единством миров. Поэтому каждый храм Египта был образом храма в Иуну. Это была святыня, так как то место свято, где Бог пребывает на земле.

 

Гелиополь был центром египетской религиозной учёности, это был огромный город, где по преимуществу жили жрецы, и где обучали жреческой премудрости. Страбон писал: « В Гелиополь я видел большие дома, в которых жили священнослужители ибо в древнее время, по рассказам, этот город был как раз поселением священников, которые занимались философией и астрономией. Теперь же это объединение перестало существовать, и его занятия прекратились. Впрочем и ныне есть в Гелиополе священнослужители совершающие жертвоприношения и изъясняющие иноземцам весь смысл священных обрядов». Геродот в своей «Истории» пишет: «нигде в Египте не знают столь много о божественном как в Гелиополе», а Плутарх в своём трактате «Об Исиде и Осирисе» пишет что мудрейшие из эллинов Пифагор, Платон много лет учились у гелиопольских священнослужителей. Этот город был не только местом соединения неба и земли, но и местом соединения знания небесного со знанием земным. Мир разделён человеческим грехом. Соответственно идеальное состояние это воссоединение, таким образом эта точка была точкой не только первоначального творения, но и точкой воссоединения. С этим связана и вся царская символика. Верхняя и Нижняя страна (небесный и земной мир) именовались Верхний - Несук (изображался знаком тростника, так как образом того мира были поля тростника), а Нижний – Битик (пчела). Царь был соединителем двух миров, в его титул входили оба этих знака, и царь был тот, кто воссоединял разделённое. Вот почему так важен образ царя, как совершенного правителя. К царю не применимы слова «все люди грешны», «все люди несовершенны». Если грех человеческий разделяет миры и отделяет земное от божественного, то царь это та фигура, которая в себе воссоединяет миры, и только в этом смысле имеет разумное значение подчинение царю. Но если сам царь отделяет себя от Бога, то и его политика пагубна.

 

Но мир земной и небесный не только разделённые. Мир земной является отражением божественного нетварного бытия, поэтому топография неба соответствует топографии земли. Египтяне пытались выразить ту мысль, что пока воля на земле и на небе одна и та же, Божья, то есть пока мир разделён (потенциально, человек свободен) и неразделён (актуально, пока человек остаётся в воле Божьей) до тех пор земной мир отражает мир небесный. Как только человек перестаёт желать небесного этот мир искажается. Задача же восстановить это правильное отражение. Конечно же, это делает каждый человек, но в период когда возникла монархия в Египте она возникла именно для того, чтобы хотя бы один человек осуществлял это. Царь соединяет миры фактом своего правильного бытия и управляет миром именно для того чтобы большинство могло войти в этот небесный мир. Поэтому главным знаком могущества царя были две госпожи, которые именовались нефти (неф – это господин и ти – это множественное число женского рода), это то, что называется царским уреем – знаком на царской короне, это самка коршуна и самка кобры. Самки потому что это нисходящие энергии, которые исходят вовне, они всегда женского пола. Коршун – это знак власти над небесным миром, а кобра – знак власти над земным миром.

 

Птах Нун и Птах Нунет это Тот Бог в Себе, который творит Атума. В тот момент, когда божественное инобытие (Нун) начинает создание, Оно начинает его с того, чем создавать и это Атум. Женский род Птах Нунет здесь не более чем знак, знак того, что здесь идёт речь о рождении мира, всё равно здесь одна личность. Для египтянина было важно увидеть как это полнота (Атум) создаёт мир. Начало создания мира, перехода сверхбытийности в бытийность, в Египте именуется септэпи – это та точка, которая находится в Иуну, и которая есть изменение или возникновение в вечности (ренев) времени. Рамка в которой живёт человек это не только пространство, но и время. Человек должен вернуться в вечность, уйти к ка значит вернуться в вечность. 600-тое речение Текстов Пирамид, эти слова должен был произносить умерший после смерти, если человек знает как возник мир, значит он может перейти из этого мира в вечность, он знает потому что он уже на земле достиг того совершенства, которое позволило ему жить и обрести это знание. Знание возникает тогда, когда человек живёт в соответствии с этим знанием. Знание есть опыт жизни. «Реки, о Атум Хепри, когда возник Ты высотой, когда поднялся Ты сияющей птицей, камне сияния, в доме сияющей птицы в Иуну, когда Ты выплюнул Шу, когда Ты изблевал Тефнут, Ты простёр руки Свои, ограждая их, как простирает руки знак сути (ка, который изображается знаком похожим на простёртые руки) дабы пребывала в них суть Твоя. О Атум, распри руки Твои ограждая Нефер Кара, ограждая дом этот (гробницу), ограждая эту пирамиду, как простирает руки суть, дабы пребывала в них суть Нефер Кара вовеки веков. О Атум, убереги Нефер Кара сего, эту пирамиду его, этот дом Нефер Кара, не допусти никакому злу совершиться над ним вовеки, как уберёг Ты Шу и Тефнут. О Ты, великая девятерица, которая в Иуну, Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. О вы, чада Атума, расширьте сердца ваши к этому чаду Его (Нефер Кара), в имени вашем девять луков, соделайте чтобы он повёрнут спиной от вас к Атуму, дабы уберёг он Нефер Кара этого, дабы уберёг он пирамиду Нефер Кара, дабы уберёг он этот дом его от всех богов и от всех мёртвых и не допустил никакому злу совершиться над ним вовеки». «Камень сияний» (Вен) и «птица сияния» (Вену) - это как раз то, что показывали в храме Иуну и говорили, что это святая святых. Это место называли «высоким песком», с этого начиналось творение. Вен – это то, что возникло в результате восхождения Атума, это первый материальный предмет, первое творение в океане Нуна. Вену – птица (которая потом стала Фениксом), которая изображалась орлом, но изначально изображалась трясогузкой, потому что самое главное было, что она садиться на кочку среди болота. Среди вод Нуна возникает первая земля и на неё садится первое живое существо. Это знак творения жизни. «Камень сияния» и «птица сияния» - это знаки возникновения мира. Причём «камень сияния» в символике гелиопольской модели это было семя Атума, которое и стало первой точкой творения. Этим подчёркивается, что творение и Творец имеют одну природу, так же как семя и тот из кого семя изверглось. Образ семени похож на образы слюны и слезы, но символ семени более сильный, так как семя является источником жизни. Таким образом, мир творится божественным, но свободным. Так же как семя, которым зачинается ребёнок – это отец, утроба в которой зачинается ребёнок – это мать, но ребёнок сам по себе.

 

«Сияющий камень» изображался в виде мегалитического менгира. Поэтому можно подозревать, что и в мегалите эти камни были теми же знаками того, что умерший, его дух возвращается к Богу.

 

Так творится рамка мира. Всё дальнейшее это создание того, что есть человек. Атум создаёт первую двоицу: Шу (свет) и Тефнут (выплеванное). Тефнут - это Маат. Из называют «двоицей львов» и изображают как два лежащих льва, за которыми восходит солнце. То есть это то основание без которого мир не создастся. Мир начинается не со светил, не с воды, не со света, не с животных и растений. Мир начинается с правды и сияния (явления бытия). Бог в Себе это та тьма, которая превыше всякого света. Сияние это то, что явлено для нас, мир явился, теперь он зрим, это Тот же Бог, но теперь это явленное. И в этом божественном явленном мире пребывает то, что и даёт ему жизнь – это Маат (правда). Мир создаваемый это точное отражение божественного, и это точное отражение и есть закон (Маат). Поэтому тот, кто поступает по закону, тот поступает по Богу. Маат главная категория египетского сознания. Всё в мире и страшный суд совершаются под знаком Маат. И царь правит воплощая Маат. Царь вставал до восхода солнца, потому что он должен был приветствовать солнце как своего отца, и ему подносилась статуэтка Маат, это знак того, что он должен жить и править в соответствии с правдой. Только тогда царь является царём.

 

Шу и Тефнут, уже как пара, рождают вторую пару: Геб и Нут. В египетских текстах говорится, что они зачаты фаллосом Шу и рождены утробой Тефнут. Речь идёт о том, что это уже творение из одного другого путём соединения двух в одно. Геб и Нут – это земля и небо, речь идёт о сверхземле и сверхнебе. Геб – это идеальная земля на которой обитает правда, это материя, но она предназначена вечности. Нут – это совершенный небесный ангельский мир, мир высших духовных сил. Интересно что в Египте, в отличие от прежних представлений, земля имеет мужской род, а небо женский. На изображениях часто показаны соединяющиеся Геб и Нут, и между ними стоит Шу, который поднимает Нут от Геба, то есть он разводит небо и землю, это символизирует, что творение прекращено. Но есть и более глубокое понимание почему земля мужское начало, а небо – женское. Это ступени от совершенного мира тварного к небесному миру нетварному, от небесного мира нетварного через правду и свет к полноте Атума. Первый кто встречает умершего на небе и ведёт его к Атуму это Геб. В Текстах Пирамид говорится: «Прими главу свою, собери кости свои, прими пиво которое не прокисло и хлеб который не испорчен плесенью. И возойди на небо к Отцу своему. Привратник (Геб) встречает тебя у врат закрытых для людей, берёт тебя за руку и ведёт тебя к Отцу твоему Атуму. И ты становишься первым среди звёзд негибнущих (это те умершие, которые уже пребывают в Боге)».

 

Геб и Нут рождают ещё четырёх детей, это Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Осирис это ближайший к человеку божественный образ. Он изображался троном над которым царит глаз. Глаз это образ творения, трон – знак могущества, власти. Имя Усир – это именно «глаз и трон». Осирис именуется зерном, создателем всего этого земного блага. Конечно же это бог, но одновременно это и совершенный царь, и совершенный человек. Он творит только благо, только создаёт, только рождает. Осирис это тот, кто даёт жизнь всему земному, находясь уже на земле. Можно сказать, что Осирис это первозданный Адам, человек совершенный, рождённый от Бога, и пребывающий в Боге, возделывающий эту землю. У нас нет древних свидетельств о деятельности Осириса, египтян не это интересовало, но у нас есть в священных ритуальных текстах другие известия об Осирисе. И то что Осирис это жизнь египтяне говорили однозначно. А свидетельства, которые говорят о жизни Осириса, это свидетельства Плутарха. Осирис был великим царём, который всему миру дал культуру, дал знания, дал строй жизни. То есть он принёс правду во все пределы мира. Его женой и сестрой, они стали мужем и женой ещё в утробе Нун, является Исида. Исида это нисходящая энергия Осириса, это его сила, дающая всему жизнь. Исида это идеальная жена. Братом Осириса является Сет. Сет это самое загадочное существо, но оно показывает очень глубокое понимание причины человеческой гибели, причины разрушения мира.

 

 

Лекция X

Девятерица.

 

Почему человек склонен ко злу? Как раз повествование о девятерице рассказывает об этом. Но это не самое главное в том, что есть девятерица, она в первую очередь не объясняет, а позволяет спастись через понимание того как и почему человек отпадает от Бога.

 

Осирис это образ жизни, это тот кто даёт жизнь. Само слово Осирис образно переводтся как Владыка творения, а буквальный перевод это глаз над престолом. Само имя Осирис появляется довольно поздно, хотя потом он главенствует во всей заупокойной литературе. Имя Осириса впервые появляется в Текстах пирамид, а иероглиф изображающий Осириса появляется у фараона Ждеткара (V-ая династия), хотя в 42-ом году в Хилуане обнаружили знак Осириса и Исиды, принадлежащий первой династии. Знак Осириса это так называемый «Столб Джед», который означает могущество, силу:

 

По мнению одних он изображает фрагмент позвоночного столба человека, а по мнению других это изображение Мирового Древа, скорее всего оба эти толкования приемлемы. Рядом с изображением Осириса присутствует изображение Исиды, так называемый Тьет – узел Исиды:

 

Он обозначает связывание земли и неба, творения и нетварного. Два эти знака изображённые рядом показывают, что Осирис и Исида были известны и раньше. Начиная с того момента как вообще появляется письменность, начинается и упоминание, но упоминание не Осириса. Имя Осирис скорее всего такая же поздняя реконструкция как и имя Амон, или же вероятно это тайное имя, которое нельзя было произносить, которое подобно имени Бога древних евреев было запретным для произнесения, и так же как и у евреев вместо того чтобы именовать Бога Сущим (Иегова) именовали Его различными эпитетами (Всемогущий, Господь), так же видимо и египтяне использовали для имени Осирис эпитет, который многократно встречается с первых памятников письменности и звучит как Хенту-Аменти (первенец из запада). Западный – это мёртвый, умерший, поэтому Хенту-Аменти это первый кто познал смерть, первый кто умер, и зная историю Осириса можно предположить, что это первый кто победил смерть. Главная особенность Осириса это то, что он победитель смерти. Так в Текстах Пирамид говорится об умершем царе: «Ты будешь на троне Осириса как наследник Хенту-Аменти». Хенту-Аменти это имя которе скорее всего замещало имя Осириса до пятой династии.

 

Именно роль победителя над смертью отражена в массе его упоминаний в Текстах Пирамид и гимнах и молитвах более позднего времени. «Слава тебе Осирис, сын Нут, двурогий, высоковенечный, увенчанный и обрадованный девятерицей. Трепет пред тобой вселил Атум в сердца людей, богов, воскресших и умерших. В Иуну была вручена тебе власть. Велик ты явлением своим Джеду владыка ужаса на двух холмах, господь страха в Эросетау (кладбище в Гизе), владыка трепета в Хенесе, владыка могущества в Тенете, великий любовью на земле, владыка славы в палатах дворца, великий прославлениями в Ободосе, кому дано было победное торжество пред девятерицей, для кого были совершены заклания в великий зале Хервера, кого страшатся великие силы, пред кем славные встают с мест своих. Ужас пред тобой соделал Шу, трепет пред тобой сотворила Тефнут. К тебе приходят два собрания кланяясь в доли, ибо велик страх пред тобою, силен трепет пред лицом твоим. Се Осирис владыка богов, великая сила небесная, правитель живущих, повелитель тех кто в инобытии. Прославляют тебя тысячи в тер Аха, превозносят тебя множество в Иуну. Ты владеешь приговором, объявляемым в палатах высоких (то есть судом над умершими). Тебе приносятся жертвы в Мемфисе, тебе совершаются ночные празднества в Сехеме. Взирая на тебя молятся тебе боги, взирая на тебя поклоняются тебе воскресшие. Ты оплакан множествами на земле, т прославлен теми кто в инобытии». Эпитеты которые даются Осирису говорят о том, что хотят от Осириса видеть люди, почему египтянам важен Осирис.

 

Его именуют Хента-Аменти, понятно что все станут «западными» и хотят соединиться с Осирисом, потому что он первым познал смерть и победу над смертью. Поэтому в Египте начиная с самого раннего упоминания Осириса умерший именуется Осирис-(личное имя). Только когда смысл этого наименования позабылся, тогда имя Осирис-(личное имя) стало даваться только умершим мужчинам, а умершим женщинам стало даваться имя Хатхор (дом Гора) – один из эпитетов Исиды – Хатхор-(личное имя). Но раньше независимо от пола давалось имя Осирис-(личное имя), что было более правильным. С одной стороны это говорит, что человек на земле мечтал соединить себя с Осирисом и в нём победить смерть, а с другой стороны умерший не растворяется в Осириси, поэтому навечно он будет именоваться Осирис-(личное имя), он получает качества Осириса, но при этом он останется собой. В Осирисе умерший достигает обожения. Поэтому другое имя Осириса это Ун-Нофр (добробытийный) – Ун это бытие, жизнь, а Нофр это благое. Это имя даётся ему потому что он даёт доброе бытие людям. Также его именуют Нечер-Нефер-Маат-Неп (Бог благой владыка правды), это очень важное имя, потому что Маат это очень важный критерий на суде, это та гиря которая взвешивает сердце умершего. Осирис побеждает смерть благодаря правде, поэтому любой соединяется с Осирисом потому что он правдив, следует правде, то есть он побеждает смерть правдой. Вообще эпитетов у Осириса много, поэтому его ещё именуют Многоименным.

 

Что качается его места в девятерице, то на этот счёт тоже имеется текст в Текстах Пирамид, который говорит о том кто такой Осирис. Но надо заметить, что обращение сын не обязательно предполагает непосредственно отца, оно может предполагать любого предка. «О Атум, се сын Твой Осирис которого восставил Ты дабы жил он (то есть он погиб и был восставлен). Если живёт он (Осирис) Унас будет жить (это как раз речение из пирамиды Унаса). Если не умирает, Унас не умрёт. Если неразрушим он (Осирис), Унас не будет разрушен. Если не осуждается он, Унас не будет осуждён. Если осуждается он, будет осуждён и Унас. О Шу, се сын твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Тефнут, се сын твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Геб, се сын твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). О Нут, се сын твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть всё это родители Осириса, он порождён ими, он от них изошел). О Исида, се брат твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (Исида это сестра Осириса. Как и на всём Востоке возлюбленную и жену называют сестрой. Образ Исиды и Осириса это образ идеального брака для всех египтян, который должен быть воспроизведён в каждой семье.) О Сет, се брат твой Осирис который был восставлен дабы жил он и мог наказать тебя. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть Сет не участвовал в восставление. Воскресение Осириса даже не столько для Осириса, а для того чтобы наказать Сета.) О Нефтида, се брат твой Осирис которого восставила ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (Далее появляется Тот - язык девятерицы. В более поздних текстах Тот никогда в девятерицу не входит.). О Тот, се брат твой Осирис который был восставлен дабы жил он и мог наказать тебя. (Далее идёт повтор всех тех же фраз). (То есть Тота каким-то образом сопрягают с Сетом, но это до сих пор загадка для египтологов. Это не единственный текст где Тот союзник Сета, но этой истории мы не знаем.) О Гор, се отец твой Осирис которого восставил ты дабы жил он. (Далее идёт повтор всех тех же фраз)».

 

Это речение показывает, что Осирис с древнейшего времени рассматривается как часть девятерицы, и отношение богов девятерицы к нему различно, все боги кроме Сета и Тота участвуют в его восстановлении, а Осирис должен быть восставлен чтобы наказать их.

 

Греки, и тот же Плутарх, говорят что имя Осирис это греческое имя, но это не так. Но когда Плутарх соединяет имя Осириса с именем Диониса он не далёк от истины. Дионис это Трижды рождённый, тоже познавший смерть дважды и трижды возрождённый к жизни. Имя Осирис, так же как и имя Дионис, связано с именными рядами Месопотамии. Само слово Осирис связано с Ашур, Асар и Асари, это шумерские имена, которые датируются третьим тысячелетием до Р. Х. Асар, так же как и Усир, это «Место ока», и изображается точно так же – глаз над троном. В Месопотамии Асар соединялся с Думузи (Тамузом), а это тоже самое имя что и Дионис. В шумерском языке имя Думузи переводится как «Верный сын», это тоже эпитет, а потом это имя становится нарицательным. Таким образом это один круг божественных лиц, и к этом круги приближается целыё ряд других божеств Переднего Востока. Это то что обычно называется учёными «умирающем и воскресающем богом», на самом же деле это бог единожды умерший и единожды воскресший, поэтому соединение с ним человека обозначает воскресение. Таким образом, не случайно что Асар, Осирис и другие именуются Древом мира, Осью мира, потому что Древо мира это то что соединяет небо и преисподнюю, то что выводит человека, то есть через что можно перейти в другое состояние. Гроб любого египтянина это образ Мирового Древа, это знак того что челок соединяет миры, как соединяет их Осирис, и восходит от преисподни к небу.

 

А теперь обратимся к самому преданию об Осирисе, которое в привычной для нас форме мифа изложено у Плутарха, но он его изложил как это было принято у греков, в виде фабульного рассказа. У самих же египтян нигде такого рассказа нет, но это не значит что представления не было, это значит что подобный рассказ никогда не был записан, это было слишком священно чтобы это записывать. До нас дошли только богослужебные тексты в которых это предание широко используется, о нём говорится как об аргументе богословствования в Египте, но нигде не рассказывается он сам. Таким образом, то что рассказал Плутарх не противоречит тому что дошло до нас в Текстах Пирамид и более поздних текстах. Поэтому для нас не составляет большого труда восстановить эту историю, но Плутарх начинает объяснять свой рассказ с помощью символических вещей, что иногда мешает в истинном понимании смысла.

 

Плутарх рассказывает, что Осирис 28 лет был царём на земле, причём он цивилизовал людей, он сделал их культурными, он дал им земледелие, скотоводство, научил их огню и что самое главное научил их богопочетанию. Он был царём Египта и царём всего, причём не ограничивался Нильской долиной, а вышел из Египта, прошёл по всему Востоку неся всем народам благую весть организации жизни. Плутарх утверждает, что человечество было до Осириса, но оно находилось в диком и бедственном состоянии. Когда Осирис возвращается в Египет он устраивает пир на который приглашены все египетские вельможи, естественно приглашён и брат Осириса, Сет, который завидует своему брату. Если Осирис это жизнь, то Сет это противоположное жизни начало. О том что Осирис это жизнь говорится многократно, в частности в Текстах Пирамид: «Слава тебе владыка изобилия, хранитель пищи, сидишь ты перед зеленеющим полем, а за тобою господь светолития. Дай мне вкусить от зёрен растущих здесь, о Осирис великое половодье…». Что касается Сета, то это сила противоположная, сила разрушения, сила прекращения жезни. Сет, в отличие от Осириса, изображается не зелёным (цвет зеленеющих полей) или чёрным (цвет плодородной земли), а изображается жёлто-красным (цвет бесплодной пустыни). Если знаком Осириса является Джед, то есть соединение неба и земли, то знаком Сета является знак, который, как предполагают учёные, имеют очень характерный противоположный смысл:

 

Этот знак Сета обозначал либо заслонку канала, которая прекращает течение воды, либо инструмент для кастрации животных. В любом случае, чем бы не был этот знак, это знак прекращения, пресечения. Если Джед это символ соединения, то знак Сета разделяет. Если Осирис это зерно плодородия, поэтому его изображают с половым членом готовым к соитию, то Сет это кастрированное, не способное к деторождению начало. Кроме того, Осирис это владыка Египта, а Сета именуют владыкой иных стран, и изображают его не понятным зверьком похожим на осла, но с мордой сайгака. Иногда предполагают, что это тропическое животное окапи, которое живёт в экваториальной Африке, которое было не египетским животным, тем самым подчёркивалось что Сет владыка чужеземных стран. Для египтянина, как представителя цивилизованного народа и окружённого ещё не цивилизованными племенами, существовало представление что вечная жизнь даётся в организованном обществе с помощью царя, ритуалов, храмов, а те кто этого всего не имеют, не имеют и вечной жизни. Поэтому владыка чужеземных стран это именно констатация того, что это владыка тех, кто не достигает вечности.

 

Но откуда же взялся Сет, почему он одно из лиц девятерицы? В древнейших текстах Сет не воспринимается как однозначно плохое существо, хотя все эти эпитеты ему свойственны, тем не менее Сет тоже упоминается как тот кто ведёт царя на небо. В Древнем Царстве имя царицы включало в себя формулу «та кто взирает на Гора и Сета», то есть они были тоже в царе. Если внимательно посмотреть на первые главы Книги Бытия, то можно увидеть, что элемент разрушения включён в рассказ о созидании и творении мира. Когда Бог говорит Адаму, что он может есть от всякого плода, кроме плода познания добра и зла, когда он говорит что всем животным дана в пищу всякая зелень, этим предполагается, что зелень и плоды разрушаются в момент поедания и человеку удаётся реализовать свою жизнь. Более того, когда даётся повеление плодиться и размножаться, то надо помнить что само зачатие есть одновременно и разрушение, так как разрушается и прекращает своё существование как нечто цельное и женская яйцеклетка, и мужской сперматозоид, вместо них возникает новая клетка, то есть само зачатие есть не только жизнь, но и гибель. То есть мир находится в постоянном умирании и оживании, и Сет это именно владыка аспекта разрушения без которого невозможна жизнь. И проблема была не в том чтобы исключить разрушение как таковое, а в том чтобы разрушение было не самодовлеющем, чтобы оно было элементом созидания.

 

Неслучайно Осирис, Исида, Сет и Нефтида это последний уровень божественной креации. Для Нуна, для Бога в Себе, жизнь не требует разрушения, так как Бог в Себе есть вечный покой, состояние в котором жизнь жительствует без процесса разрушения и созидания. Но когда творится наше бытие, когда в мире Нуна возникает капля творения, когда кроме божественного в целом возникает Эдем и возникает космос, в нём включается этот закон разрушения для созидания, поэтому сила разрушения характерна для космоса, а не для абсолютного бытия. Девятерица, головою Атума касаясь Нуна, стопами Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды касается космоса и тварной земли. И тут сила разрушения, имея свободу, может выйти из-под контроля. Сила разрушения решает использовать себя как абсолютную силу, и Сет убивает Осириса. Если в правильно организованном мире Осирис творит благодаря частичному разрушению Сетом того что потом должно быть расширено, рождено, создано, то Сет выйди из повиновения разрушает саму жизнь, он убивает жизнь чтобы самому восторжествовать в мире. И когда сила разрушения не компенсирована силой жизни, тогда она приводит к умиранию всего.

 

Плутарх рассказывает об убийстве Осириса с художественной красотой, но в этом художественном аспекте есть элементы, которые говорят о том, что рассказывает он египетское, а не выдуманное им самим. Сет не решается просто так убить Осириса, почему-то он выбирает более сложный способ. Он заказывает по мерке брата роскошный саркофаг и в какой-то момент пира он велит внести этот гроб и говорит: «Тому кому он подойдёт я его и дарю». Надо сказать, что в Египте гроб часто выносился на пиршества. В Древнем Египте ещё не была потеряна та мысль о том, что всё что связано с ритуалом погребения это не знаки гибели, а знаки возрождения, знаки победы над смертью. Царь чтобы наградить вельможу не вешал ему орден, а дарил ему место в некрополе поближе к своему месту, то есть то что связано с заупокойным культом было высшими наградами, потому что царь, как то кто соединял небо и землю, тем самым подтверждал, что вельможа заслуживает спасения. Когда гости начинают примерять гроб он оказывается впору Осирису, и в тот момент когда он в нём лежит Сет его заколачивает и заливает свинцом и законопачивает шов, после чего бросает гроб с живым Осирисом в Нил и выносится в Средиземное море через самое восточное устье, которое считалось у египтян нечистым и по нему не ходили корабли. Жена Осириса Исида начинает его искать, это очень важный образ, но его нет в египетских текстах. В них говорится что Сет убил Осириса, что Сет ниспроверг Осириса, что Сет утопил Осириса. Сет убил Осириса в земле Неджер, это то место где повергают. И то что он его утопил это знак полного уничтожения, то есть чтобы никакого жизнедателя вообще не было, с целью завладеть всем. После этого Сет владеет и небом и землёй. И только верная супруга Исида и Нефтида идут искать Осириса, и после долгих странствий они приходят в Ливан в город Библ. В Текстах Пирамид финикийцы упоминаются как «те кто обрели Осириса». Исида приходит к царю Библа, который показывает ей свой дворец и недавно отстроенный тронный зал, потолок в которм был установлен на огромной колонне. Он говорит, что у него на берегу выросла огромная ива из которой он и сделал столб для своего тронного зала. Но Исида, будучи опытной в тайных знаниях, понимает что внутри это дерево имеет гроб с телом Осириса. Она просит царя подарить ей этот столб с чем царь соглашается. Исида выносит столб за пределы города и когда открывает гроб, видит тело своего мужа и рыдает над ним (в египетской традиции его оплакивают Исида и Нефтида). А дальше Исида оживляет Осириса, соединяется с ним как жена и от него умершего зачинает сына, и через определённый срок рождается Гор, который является сердцем Птаха, в котором было замысленно творение мира. Египтяне знают что Гор существует в двух образах, Гора Великого – сердце Птаха и Гора ребёнка. Так соединяется весь креативный мир.

 

Лекция XI








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 537;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.022 сек.