Гермопольская космогоническая система.

 

В Египте существует как минимум космогонические модели, их называют по местам особого почитания богов связанных с этими моделям, Гермопольская, Мемфисская и Гелиопольская. Однако это не какие-то различные варианты, а это аспекты одного целого. Иногда египтологи говорят, что наивно искать одно дерево, то есть одну богословскую систему там, где имеется целый лес. Но ещё более наивно думать, что один народ, существовавшей как религиозное целое многие тысячелетия, не пытался создать непротиворечивое видение своего пути возвращения к Богу. То что принято называть разными космогоническими системами является разными аспектами одного видения.

 

Гермопль, по-египетски Хемену, в переводе с греческого это «Город Гермеса». В этом городе почиталась Первоначальная Восьмёрка богов. О ней говорится например в «Текстах Саркофагов»: «О вы, восемь богов бездны, которых Шу сотворил из истечения плоти Своей. Имена которым дал Атум, когда была сотворена бездна. В тот день когда в ней говорил Атум с Нуном в бездне, в темноте и во мраке. Придите с радостью встретить меня (умершего), дайте мне руки ваши, опустите лестницу для меня, как соделали вы это для отца моего Атума, ибо истомился я». «О вы, восемь богов бездны, истинно бог бездна для бога бездны, окружающий небе сплетением рук ваших, соединяющий небо и перст земли. Сотворены вы в бездне, в пустоте, в темноте и мраке. Шу сотворил вас и разделил вас он между небом и землёю».

 

В Гермополе почитались следующие боги, творения Шу и Тефнут, это сама бездна (Нун) и пара Нунет. Они сотворены, это первичные качества из которых потом возник мир. Это бездна которая способна рождать, способна создавать, бездна имеющая креативную способность. Второе это Хух и Хухет. Хух – это миллион, или ещё это образ неисчислимости, то есть это то что бесконечно. То есть эта бездна бесконечна, она обнимает собой всё. Третья пара – это Кук и Кукет. Кук – это тьма. То есть бездна полна тьмы, она неясна, невидна. Четвёрная – это Амон и Амонет. Но речь идёт не об Амоне Ра, не о Незримом Солнце, а здесь говорится о безвидности этой бездны, в ней нет никакого образа. В египетской иконографии боги бездны изображались лягушками и змеями, существами обитающими в воде, тоже существами практически безвидными. Либо это были изображения людей с головами лягушек и змей. Лягушки – мужские божества, а змеи – женские. Вот так в Нуне обитают качества творения, качества бытия.

 

Гермополь – это место почитания первого акта зарождения бытия. Сложнейший момент это сама идея творения. Как из Бога в Себе возник мир? Это важнейшая тема, потому что зная как сотворён мир человек может вернуться в Бога в Себе. Поэтому образ четырёх пар богов бездны это одновременно и образ лестницы, которую они образуют сплетением своих рук.

 

Шу и Тефнут – это первая божественная пара созданная Атумом. Он творит их из Себя. Есть несколько разных образов того как он творит, эти образы безусловно лишь человеческие уподобления. Но человеку этим важно показать, что первая пара явилась от Единого Бога-Творца, то есть у Бога не было пары. Кроме того, важно подчеркнуть, что они вышли из Него Самого, что они часть Его сущности, но в тоже время они отдельные личности. Поэтому в Гелиопольской системе используются разные образы для творения, которые это подчёркивают. Тефнут – это то что отрыгнуто, вышло изнутри, из самого чрева. Здесь подчёркивается её одноприродность Атуму. Шу – это свет. Но из тестов видно, что то, что называется Тефнут качественно обозначается как Маат (правда). То есть первые два качества это свет и правда. Свет как противоположность небытию, отсутствию бытия. Правда как устроенность. Постоянно говорится, что Шу и Тефнут создали эти четыре пары, то Они являются основанием мира. Шу и Тефнут это не мир, это раскрывающееся божество, которое может творить.

 

В одном из гимнов Нового Царства Амону Ра провозглашалось, что весьмерица богов была первым явлением Бога. Нун – Нунет, Хух – Хухет и другие это как раз те божественные силы, которые творят мир, поэтому-то они и парны, это силы рождения и творения, но сами они находятся по ту сторону творения, это лишь потенции творения.

 

^ Мемфисская модель.

 

Первый переводчик мемфисского памятника Брестон был потрясён сходством этого древнего текста с Евангелием от Иоанна, со словами «В начале было слово», в предисловии к своему переводу он написал следующее: «Приведённая в памятнике концепция творящего Слова, создаёт вполне достаточную основу для подведения к таким понятиям как νύς и λόγος, о которых до последнего времени пологали, что они пришли в Египет извне и значительно позднее. Итак греческая традиция видеть истоки своей философии в Египте бесспорно выглядит намного правдоподобнее, чем ещё недавно считали. Господствовавшей среди греков времени поздней античности обычай философски интерпретировать функции и взаимоотношения египетских богов, придававший глубокий смысл тому, что, как считалось, в действительности им никогда не обладало. Обычай этот оказывается сложился ещё в Египте за многие века до рождения древнейших греческих философов, и отнюдь не невозможно что греческий обычай так интерпретировать своих богов получил первый импульс из Египта».

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была светом человека. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ев. от Иоанна I;1-5). Понятие Слово имеет абсолютный богословский смысл. Слово это то что выходит уст человеческих, что раскрывает его внутреннюю сущность. И в то же время это слово после того как оно выходит из уст человека уже свободно от человека, но при этом остаётся частью того человека, который его произнёс. Поэтому творение мира Словом говорит о том, что одна природа у произнёсшего Слово и у Самого Слова, и в тоже время это другая личность свободная, и всё сотворено Словом, то есть в Слове проявление Бога, но мир независим от Бога.

 

Как же об этом говорится в мемфийском памятнике? Если Гермопольская модель это выражение в словах непосредственно мистического опыта, то этот текст является памятником богословской рефлексии. «Боги которые возбытийствовали в Птахе. Птах на великом престоле… (текст пропущен), Который родил богов. Птах-Нун – Отец Атума, Который родил богов. Птах-Нунет – Мать, родившая Атума. (Здесь Нун и Нунет порождения Шу и Тефнут. Но как только потребовалось сказать, что Сам Бог-Творец – это рождение Бога в Себе, Нун и Нунет тут же видятся в запредельном состоянии Бога в Себе.) Птах Великий – это сердце и язык девятерицы. Нефертум (благая полнота) Ненатура (того кто подаёт жизнь) каждодневно. Создался сердцем, создался языком образ Атума, ибо единственно великий есть Птах, Своим сердцем и Своим языком даровавший жизнь всем этим богам и их сутям».

 

Суть – ка, иероглифически изображается как воздетые в молитве руки. Говорили, что ка – это двойник человека; добрый дух покровитель человека; жизненная энергия человека; дух существа. Но что сами египтяне говорили о ка? «Если ты муж достойный и родил ты сына по милости Божьей. Если прям он, подобно тебе. Если имеет попечение об имуществах твоих. Являй ему во всём милость твою, ведь он сын твой. Твой ка зачал его. Не удаляй сердца твоего от него». В данном случае ка это то в человеке, что даёт жизнь другому существу. Это детородная сила, но не половая сила, а та внутренняя сила, которая способна человека делать не одном, а создать себе подобного. Главное в человеке это создавать жизнь. Человек творец новой вечности, этим он соприроден Богу. Эта потенция жизни и называется именем ка. В египетском языке этим же словом называется бык, образ и жертвенного животного и одновременно образ именно силы деторождения. Но ка в женском роде это женские половые органы. Кроме того с ка связано всё что имеет отношение к пище, потому что пища тоже даёт жизнь. Так же это слово связано с работой, потому что любая работа создаёт сущность. Ещё одно важной слово это слово хекао – колдовство, это способность человека действовать в мире духов. Таким образом ка – это та внутренняя сила каждой вещи, которая даёт этой вещи бытие, жизнь. Это тот λόγος, который действует в этой веще, вещь становится сущностью. Но это всегда индивидуальный λόγος, то есть это не один и тот же дух во всех вещах.

 

Начиная с IV-той династии встречается понятие «он ушёл к своему ка», это аналог смерти. Но не любой человек уходит к своему ка. Только тот уходит к своему ка, который реализовал замысел о себе Бога. Этот образ говорит о том, что человек прожив жизнь воссоединился с идеей себя, соответственно он в этой жизни реализовал себя таким, каким его замыслил Бог.

 

Далее в мемфийском памятнике говорится: «Сердце Его - Гор - явление Птаха. Язык Его – Тот (ибисоголовое божество). (То есть Гор и Тот являются лишь членами Птаха, а не какими-то отдельными богами, но имеющими своё свободное бытие). Ведь известно, что повелевают сердце и язык всеми членами, пребывая во всяком теле, пребывая во всяких устах всех богов, всех людей, всех животных, всех ползающих тварей. Так же бывает и у всех существ, у всего, что имеет жизнь, замышляя то, что они желают, объявляя то, что они желают». А дальше говорится о девятерице. Эта девятерица перед Птахом как «зубы и губы», то есть как органы с помощью которых произносится слово. «Они суть семя и руки Атума», другой древнейший образ это образ мастурбации. Атум вызывает семяизвержение из которого творится мир. Этим подчёркивается, что не было жены и что это волевой акт. «Девятерица Атума возбытийствовала Его семенем и его перстами. Девятерица это зубы и губы тех уст, которые признесли имена всего сущего, из которых и Шу с Тефнут явились (всё это разные образы, но важно то что мир творится волевым актом Единого Бога-Творца) и которые дали рождение девятерице. Видением глаз, слышанием ушей, обонянием носа извещается сердце, и уразумев открывает сознанное в слове. Так и созданы были все боги и соделана Его девятерица. Воистину всякое слово Божье явилось из замысла сердца Его и из повеления языка. Словом этим все ка были созданы и все хемсу (та материя, то лоно куда падает семя) определены, от которых пища всякая и всё потребное и для тех кто делает угодное, и для тех кто делает ненавидимое (мерет и меседет). Но жизнь даётся мирному, а смерть преступнику. Ведь любая работа, любое ремесло так делается. Занятие рук, хождение ног, движение всех членов тела по повелению замысленному сердцем и произнесённому языком творится создание каждой вещи, поэтому и говорится о Птахе – Он есть Тот Кто сотворил всё и создал богов. Он без сомнения Татенен, ибо породил Он богов и явился Творцом всего сущего, всякой пищи, всего потребного для жизни, всех священных приношений, всякой вещи доброй, поэтому сознано и понято человеками, что он могущественнее богов. И упокоился Птах после того как сотворил всё и произнёс все божественные слова. (Покой говорит о возвращении в состояния Нуна, о чём и мечтает человек.) Он дал рождение богам, он основал города, он определил области, он поместил богов в их святилища, он установил им приношения, он воздвиг их святилища, он создал им тела по желанию сердец их. И вошли боги в тела свои из всякого дерева, всякого камня, всякой глины, из всего того, что возросло на Нём. Обрели боги образы свои, так пребывают в Нём все боги и судьи в довольстве единые со Владыкой обеих земель».

 

 

Лекция IX

Гелиополь (Иуну).

 








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 464;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.