КЛАССИКИ И ЭЛЛИНИЗМА

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Основные исторические события периода Поздней Классики и Эллинизма. Изменение в характере архитектурных форм и типологии сооружений.

2. Наиболее известные архитектурные памятники периода Поздней Классики.

3. Древнегреческая скульптура периода Поздней Классики.

4. Особенности градостроительства эпохи Эллинизма.

5. Основные архитектурные сооружения эпохи Эллинизма, их композиционные и стилистические особенности.

6. Эллинистическая скульптура: основные жанры, школы, авторы.

 

1. Около 437г. до н.э. попытки Афин создать колонии в Италии и включить города Западного Причерноморья в Афинский морской союз привели к обострению отношений между Афинами и городами Пелопоннесского союза во главе со Спартой. Это послужило причиной 27-летней Пелопоннесской войны, которая началась в 431 г. до н.э. Основными участниками этой войны были Спарта, Афины, Коринф, города Южной Италии и Сицилии и Персидская держава Ахеменидов. Множество городов было разорено и разрушено. Эта война положила начало глубокому кризису классически-полисной системы. Положение Афин усугубилось эпидемией чумы. В 429 г. до н.э. от чумы умер Перикл, в Афинах обострилась политическая борьба как внутри демократических кругов, так и между демократами и сторонниками олигархии (власти аристократического меньшинства). В 413г. до н.э. в морском сражении близ Сиракуз погиб почти весь афинский флот и начался развал Афинского морского союза. Персидский царь, обладавший несметными богатствами, помогал то Спарте, то Афинам, не допуская усиления ни одного из соперников. В 411г. до н.э. в Афинах произошел олигархический переворот, но после поражения в битве при Эретрии вновь была восстановлена демократия, после чего Афины одержали ряд побед. Однако в 408 г. до н.э. после очередного морского поражения пелопоннесцы блокировали Афины на суше, в городе начался голод, болезни и Афины признали гегемонию Спарты. К власти пришло олигархическое правительство «тридцати тиранов». Были разрушены укрепления Афин и отобраны все колонии, начался террор против демократов. Но вскоре проявились разногласия между самими тиранами, и дело дошло до гражданской войны. Вернувшиеся из изгнания демократы вынудили тиранов бежать в Элевсин и в 403-402г. до н.э. в Афинах вновь был восстановлен демократический строй. Этим завершилась 27-летняя война.

После войны полисы вступили в период военного и политического кризиса. Земельные владения больше концентрировались в руках богачей, крестьяне разорялись и на этой основе политическое единство граждан полисов разрушалось, патриотические чувства ослабевали, снизилась численность и боеспособность населения. Разорившиеся граждане шли в наемные войска к тому, кто больше заплатит – в соседние полисы или к персидскому царю. Войны приводили к росту числа рабов. Афинские ремесла и торговля переживали застой, город был наводнен пришлыми переселенцами. В Спарте также возросло количество бедноты, появились попытки свержения олигархии. В начале IV в. до н.э. началась война между Коринфом и Спартой, территория Коринфа была опустошена. Некоторые полисы Малой Азии в это время, наоборот, разбогатели на торговле благодаря удачному географическому расположению (Эфес, Византия, Родос).

Полисы Северного Причерноморья успешно торговали хлебом и ремесленными изделиями, вывозили в Грецию сырье и рабов. Большое влияние оказывали они на культуру скифов, кочевавших в Причерноморских степях. Богатые курганы скифских вождей содержат золотые и серебряные изделия, созданные греческими мастерами, дома вождей строились по греческим образцам. В V в. до н.э. был основан Херсонес Таврический – дорическая колония в Крыму (в окрестностях современного Севастополя). Удачное расположение позволяло ему успешно торговать хлебом, вином, продуктами животноводства, тканями, оружием, солью, рыбой. В районе керченского пролива образовалось греческое государство Боспор Киммерийский. Его владения простирались до современного Новороссийска и устья Дона (Танаис). Центром боспорского хлебного экспорта был г. Феодосия.

После поражения Афин Спарта начала вмешиваться во внутренние дела полисов, насаждая олигархию и вводя военные гарнизоны во главе со спартанскими наместниками. Спарта испортила отношения с Персией и оказалась втянутой в новую войну с Персией и Коринфом. В 394 г. до н.э. спартанский флот был разбит объединенным греко-персидским флотом. Афины начали восстановление оборонительных стен и возрождение флота. Фивы вступили в союз с Афинами против Спарты, создается новый афинский морской союз, но без участия городов Малой Азии, которые оказались под властью Персии. Спартанский флот был разбит в битве при Левктрах и, Спарта утратила гегемонию в греческом мире. В 357 – 355 гг. до н.э., после попытки Афин вернуть былую гегемонию, произошла Союзническая война и второй Афинский морской союз распался.

С середины IV в. до н.э. начинается возвышение Македонского царства. Македония – страна на севере Балканского п-ова – была богата лесом и полезными ископаемыми. Ее населяли фракийцы, иллирийцы, племена, родственные грекам. Македонский царь Филипп II, правивший в 359 – 336 гг. до н.э. был талантливым военным и политическим деятелем. Используя золото захваченных в горах Пангеи рудников, он создал огромную армию. Пользуясь разобщенностью греческих полисов, он начал захватывать их один за другим. Против Македонии создается коалиция греческих полисов. В 338 г. до н.э. близ г. Херонеи произошла битва, в которой победили македонцы. Заключив мир с полисами, Филипп под предлогом подготовки к походу на Восток подчинил себе Грецию. «Коринфский конгресс» официально закрепил потерю независимости Греции. Началась подготовка в войне с Персией, но летом 336 г. до н.э. Филипп был убит в пьяной драке на свадьбе своей дочери. Царем Македонии стал его сын Александр (356 – 323 гг. до н.э.). Талантливый полководец, получивший эллинское воспитание, Александр сочетал в своем характере противоречивые черты. Он жестоко подавил восстание греческих городов против власти Македонии, продавал население в рабство. Весной 334 г. до н.э. Александр осуществил идею своего отца: организовал поход в Малую Азию и Персию. Армия Александра не знала поражений. Он захватил Персию, Сирию, Палестину, Финикию, Египет, Вавилонию, Среднюю Азию и дошел до р. Инд. Весной 327 г. до н.э., когда шла подготовка к походу на Аравию, Александр заболел лихорадкой и умер в возрасте 33 лет.



В результате 10-летних завоеваний Александра Македонского возникла огромная империя в бассейне Средиземного моря. На эти земли вслед за армией пришло множество греков – «лишних людей». После смерти Александра власть оказалась в руках его военачальников: Антигона, Селевка, Птолемея, Лисимаха, Эвмена, Антипатра. Они разделили между собой завоёванные территории, но между ними началась 50-летняя борьба за власть.

В 280г. до н.э. во Фракию и Македонию вторглись кельтские племена из долины Дуная, и подошли к Дельфам. С большим усилием войска греческих государств отразили нашествие варваров.

Эллинистические монархии унаследовали черты восточных деспотий. Полисы превратились в городские общины, которые находились под контролем царя. В конце III в. до н.э. Рим активизировал свою политику на Востоке. Римляне проникли на Балканский п-ов и стали вмешиваться в противоречивые отношения эллинистических государств. После победы во 2-й Пунической войне начинается открытая экспансия Рима на Балканском п-ове. В конце 200 г. до н.э. началась война между Римом и Македонией, закончившаяся поражением Македонии. Рим захватил в Греции огромные богатства: золото, серебро, мраморные статуи, ювелирные изделия. В 168г. до н.э. римляне ликвидировали Македонское государство, а в 146 г. до н.э. разбили войска Ахейского союза и разрушили до основания Коринф и другие города Греции, установив на всей её территории власть Рима.

 

2. Характерные черты архитектуры Поздней Классики – постепенно нарастающая декоративность форм, стремление к симметрии планов, повышенное внимание к интерьеру в связи с возрастанием роли общественных зданий. Еще в период зрелой классики появились тенденции к поиску новых форм и типов зданий. К новому типу можно отнести здание Телестериона (Зала Посвящений) в Элевсине близ Афин (арх. Иктин, конец 430-х гг. до н.э.). Это мистериальный храм с залом театрального типа размерами 50 x 45 м. С одной стороны здание примыкало к скале, с трех остальных сторон - было окружено колоннадой (по проекту). План зала имел почти квадратную форму. По периметру зал был окружен ступенчатыми местами для зрителей. Внутренняя часть зала представляла собой сцену. 20 колонн, установленных в этом внутреннем пространстве, поддерживали хоры и перекрытие. Входы на хоры были устроены с возвышенной террасы, высеченной в скале. Над площадкой сцены в кровле было отверстие – световой фонарь. В этом здании уже можно увидеть некоторые римские черты – подобие амфитеатра, стремление к увеличению вместимости зала за счет дополнительного яруса, освещение естественным светом за счет отверстия в кровле. Это было первое в Греции крупное общественное здание с перекрытием.

Другим зданием, в котором намечаются новые архитектурные приемы, является храм Аполлона Эпикурия в Бассах (в горах Аркадии), построенный также по проекту Иктина около 430 г. до н.э. Этот храм имеет удлиненные пропорции в связи с тем, что он построен вокруг архаического храмика, превращенного в адитон. Поэтому число колонн периптера получилось 6 x 15. Строгий фасад храма решен в дорическом ордере, но интерьер был богато украшен пластикой: продольные стены разделены короткими поперечными стенками на 5 ниш, к торцам этих стенок пристроены ионические полуколонны, а в конце зала установлена одна коринфская колонна, за которой открывается помещение адитона, где находилась статуя божества.

Таким образом, в этом храме впервые совмещаются уже три ордера. Волюты ионического и коринфского ордеров сходились по диагонали. Интерьер украшен ионическим фризом и освещается через отверстие в кровле. Потолок отделан мраморными плитами с кессонами, кровля была выполнена из мраморной черепицы с отверстиями, через которые проникал свет.

Для кризисного периода Поздней Классики характерен спад строительной деятельности на Пелопоннесе и в Аттике. Основное строительство ведётся в Малой Азии. Вновь отстраивается храм Артемиды в Эфесе (область Кария), начинается строительство грандиозного храма Аполлона в Дидимах близ Милета. В Галикарнасе сооружается грандиозная усыпальница царя Мавсола – «Мавсолей», вошедшая в число семи чудес света (архитекторы Пифей и Сатир, скульптор Скопас). Мавсолей имел высокий цоколь размерами 66 x 77,5 м. Второй ярус был окружён ионической колоннадой и был увенчан уступчатой пирамидальной крышей, напоминающей пирамиду. Наверху этой пирамиды была установлена скульптурная группа, изображающая Мавсола и его жену Артемисию на конной квадриге. Стена второго яруса, расположенная за ионической колоннадой, завершалась ионическим фризом, выполненным известным скульптором Скопасом с учениками. Необыкновенно динамичная композиция фриза изображала борьбу с амазонками. Вокруг Мавсолея было найдено множество обломков скульптуры, что дало повод для разнообразных графических реконструкций внешнего облика этого сооружения. Внутреннее пространство Мавсолея было очень простым: в нижнем и верхнем ярусах располагались два круглых в плане склепа, перекрытых ложными сводами, таким образом, внешние формы совершенно не отражали внутреннего устройства сооружения. Мавсолей сочетает в себе черты как греческой, так и азиатской архитектуры, некоторые исследователи называют его «гибридом» пирамиды, зиккурата и греческого храма.

Другими мемориальными сооружениями этого периода являются: Филиппейон в Олимпии и памятник Лисикрата в Афинах. Филиппейон был построен македонским царём Филиппом в честь победы над греческими полисами в 338г. до н.э.

Это круглый храм – «фолос» диаметром 14м по стилобату, окружённый 18-ю ионическими колоннами. Интерьер был украшен коринфскими полуколоннами, расположенными в два яруса, оконные проёмы имели мраморные решётки.

Памятник Лисикрата сохранился до наших дней. Он был сооружён богатым «спонсором» Лисикратом в честь победы на Дионисийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Монумент высотой 11м имеет вид поставленной на высокий постамент цилиндрической ротонды, увенчанной пышным акротерием, на котором был установлен призовой треножник. Капители полуколонн коринфского ордера и вся венчающая часть монумента оформлены с применением очень пышного декора. Весь антаблемент выполнен из монолитного камня, обработанного внутри в виде свода. Коринфские колонны являются несущей конструкцией, к которой снаружи пристроены стенки, образующие внешнюю цилиндрическую форму стены, на фоне которой колонны превращаются в полуколонны. Позже, в архитектуре Эллинизма полуколонна становится очень распространенным элементом и уже теряет свою несущую конструктивную роль.

В период поздней классики наиболее популярными общественными сооружениями в городах становятся театры. Вместимость некоторых театров достигает 44 тысяч зрителей. Наиболее известные театры этого времени – театр Диониса в Афинах на южном склоне Акрополя и театр в святилище Асклепия в Эпидавре. Основными элементами театра были орхестра – круглая площадка для хора, сопровождавшего театральное представление, скена – помещение для переодевания актёров, театрон – полукруг ступенчато расположенных мест для зрителей вокруг орхестры. Театрон устраивался на естественном склоне горы и первоначально имел неправильную форму, но к концу V в. до н.э. она становится полукруглой. Диаметр театрона достигает более 140м. Ряды мест разделяются проходами. Скена превращается в двухэтажное здание, отделённое от театрона проходами.

 

3. Кризис рабовладельческой демократии, концентрация богатств в руках крупных рабовладельцев, утрата идеала свободного гражданина приводят к усилению индивидуалистических настроений в обществе, к ослаблению духа гражданственной героики в искусстве периода Поздней Классики. Пробуждается интерес к внутреннему миру реальной человеческой личности, к быту и психологии. В скульптуре появляются темы страдания, внутреннего надлома, борьбы с враждебными силами. Появляются новые жанры: малая пластика, садово-парковая скульптура, скульптурный портрет. Скульптура всё более активно взаимодействует с архитектурой. Ведущая роль в скульптуре этого периода принадлежит ионической школе, но и аттическая школа продолжает активно развиваться. Впервые яркие патетические образы появились в работах скульптора Скопаса, уроженца о. Парос. (1-я половина IV в. до н.э.). Его произведения проникнуты драматизмом, стремительным движением, он нарушает традиционную для Классики трактовку человеческого лица, придавая ему эмоциональное выражение. Наиболее ярко выражены новые тенденции в небольшой фигуре «Вакханки». Скопас и его ученики участвовали в оформлении фронтонов храма Афины Алеи в Тегее и фриза Мавсолея в Галикарнасе (рельеф «Битва с амазонками»).

Другой мастер этого периода – Пракситель, уроженец Афин, был представителем аттической школы и, в основном, продолжал традиции Классики. Но его произведения носят более индивидуальный, камерный характер и уже лишены социального смысла: это небольшие скульптурные композиции и фигуры, предназначенные для интерьеров богатых вилл. Единственная сохранившаяся в подлиннике его работа – «Гермес с младенцем Дионисом». В копиях сохранились «Аполлон, ловящий ящерицу», «Гермес Олимпийский». Фигура «Афродиты Книдской» явилась первым из множества эллинистических скульптурных изображений идеала женской красоты. Имя Праксителя стало нарицательным, означающим скульптора, достигшего наивысшего уровня мастерства в этом виде искусства.

Современник Праксителя, ученик Скопаса афинянин Леохар участвовал в оформлении фриза Галикарнасского Мавсолея (западной стороны). Предположительно, он является автором фигуры Аполлона Бельведерского – позднеклассического символа мужской красоты.

Наиболее плодовитым мастером периода Поздней Классики был Лисипп – придворный скульптор Македонских царей Филиппа и Александра. Он прожил около 90 лет и создал за свою жизнь около 1500 работ. Среди них: «Апоксиомен», «Сидящий Гермес», «Геракл Фарнезский», несколько портретов Александра Македонского. Лисипп переосмыслил по-новому канон Поликлета: пропорции тел стали более удлиненными, а их облик – более жизненным, реальным. Жизненная достоверность статуй и портретов Лисиппа предвосхищает основные художественные принципы эпохи Эллинизма.

 

4. Эпоха эллинизма – большой этап в развитии градостроительства. В этот период греками осваиваются новые обширные территории Азии, активно развиваются старые города и строятся новые. Изменение принципов градостроительства в эпоху эллинизма произошло в результате синтеза чисто греческих традиций с традициями местных культур. Происходит дальнейшее развитие Гипподамовой системы планировки. В функциональной структуре города всё большую роль играют разнообразные общественные центры, увеличивается количество типов общественных зданий, меняется планировка площадей-агор. Первым из ионийских городов, в котором проявились черты эллинистической эпохи, был г. Приена. Он был построен в середине IV в. до н.э. на средства, дарованные Александром Македонским. Город расположен на южном склоне Микельских гор, спускающемся к долине реки Меандр. В основу его планировки была положена регулярная Гипподамова система, в результате чего улицы, расположенные перпендикулярно направлению падения рельефа, представляли собой лестницы, вырубленные в скале. Единственной проезжей улицей была главная улица Западных Ворот шириной 7,36 м., направленная с Востока на Запад. Жилые кварталы размерами 35,4 x 47,2 м имели соотношение сторон 3:4. В планировке пространства главной агоры использован принцип золотого отношения. Зонирование территории осуществлялось по принципу террасирования рельефа и выделения главного многофункционального ядра в структуре города. Это ядро – общественный центр располагается на трёх террасах. На нижней террасе, на 30 м выше уровня реки, находились большой гимнасий и стадион. Этот уровень соединялся улицей-лестницей со вторым уровнем, находившимся на 43 м. выше. Здесь располагался главный общественный и торговый центр города: агора, рынок, святилище Зевса. Агора делилась главной улицей на две части: южную (торговую) и северную (общественную). Торговая часть представляет собой окружённый колоннадой большой курдонер (полузамкнутый двор). За колоннадой находились лавки. Общественная часть была оформлена Священной стоей – галереей с двумя рядами колонн, за которыми располагались экклесиастерий (зал для народных собраний), пританей и другие городские учреждения. Верхняя терраса была расположена на 90 м. выше уровня реки. Здесь находилось святилище Афины Полиады – покровительницы города, построенное архитектором Пифеем. Храм имел не очень большие размеры, но был хорошо виден с агоры, из её юго-восточного угла, что восходит к афинской традиции. На самой верхней точке рельефа находились Верхний гимнасий и театр. Самая верхняя площадка – акрополь – не была ничем застроена и представляла собой дозорную площадку над городом. Завоёвывая новые территории, Александр Македонский основывал новые города. Более 70-ти таких городов носили название Александрия. Самым крупным из них был г. Александрия Египетская – новая столица Египта, основанная в 331 г. до н.э. Умело выбранное место на границе Азии и Африки способствовало быстрому экономическому и культурному развитию города. Находясь в устье Нила, Александрия стала главным портовым городом по вывозу хлеба из Египта, здесь осуществлялся обмен между Востоком и Западом. Планировка новой столицы была осуществлена архитектором Дейнократом. Город располагался на территории между морским побережьем и озером в дельте Нила. Севернее находился о. Фарос, где был построен знаменитый Александрийский маяк высотой 130 м. – одно из семи чудес света. Между городом и островом в проливе был организован удобный порт при помощи искусственных дамб. Озеро было соединено с морем каналом.

Планировка Александрии была регулярной: в месте пересечения двух главных улиц была прямоугольная площадь. Ближе к морю располагался общественный центр, где находились форум, дворец, зал судопроизводства – Дикастерион, храмы, казармы, Мусейон – крупнейший в эллинистическом мире центр наук и искусств с библиотекой. Здесь работали Эвклид, Плотин, Архимед и другие учёные и философы. Главная улица проходила параллельно морю и имела длину более 7-ми км, ширину – 30 м. На всём протяжении улица была оформлена колоннадой, высота застройки достигала 20 м. В городе были парки и сады, священная роща. Население Александрии было почти равным населению Рима. Столицей Пергамского царства, находившегося в северо-западной части Малой Азии, был г. Пергам – один из крупных культурных центров и уникальный образец эллинистического градостроительства. В 1-й половине III в. до н.э. он достиг расцвета. Этот город не имел регулярной планировки, свободно располагаясь на крутом рельефе. Уровень его благоустройства был очень высоким: улицы шириной 10 м. были замощены камнем и оборудованы водостоками. Город окружали крепостные стены с несколькими воротами. Основной достопримечательностью Пергама был его акрополь, застройка которого развивалась на протяжении 263 – 133 гг. до н.э. Здесь находились царские дворцы, святилище Афины с монументальными пропилеями, к которому примыкала библиотека – вторая по величине после Александрийской. На отдельной террасе (ниже святилища на 25 м.) находился большой алтарь Зевса – грандиозное мемориальное сооружение в честь победы над галата-ми. Его высокий цоколь был украшен колоссальным скульптурным фризом протяжённостью 120 м. и высотой 2,5 м., изображавшим битву богов с гигантами. Главным композиционным элементом всего комплекса акрополя был гигантский театр вместимостью 44 тысячи зрителей, вырубленный в скале. Театр раскрывался на гигантскую галерею, которая зрительно «держала» весь комплекс акрополя. Со стороны моря раскрывался вид на весь комплекс, сооружения которого, находясь на разных уровнях по рельефу и, представляя отдельные ансамбли, соединялись в один целостный сложный ансамбль, т.к. все основные композиционные оси были расположены веерообразно и соподчинялись с формой театра. Композиция ансамбля Пергамского акрополя является вершиной градостроительного искусства эпохи эллинизма

Влияние градостроительной культуры Рима постепенно проникает на территории эллинистических государств, что прослеживается в композиции отдельных городских ансамблей. Планировка агор приобретает регулярный характер, их форма становится прямоугольной или трапециевидной. С 3-х или 4-х сторон агоры окружаются портиками-стоями (1-но или 2-х этажными). В торце агоры по её главноё оси часто размещается небольшой храм. Часто агора делится на две части: торговую и общественную, где располагался булевтерий и перед ним – место для народных собраний. Эллинистические влияния сказалось на всех малоазийских городах (Милет, Магнесия, Эфес и др.), на городах Сирии (Пальмира, Гераса) и Египта (ансамбль на о. Филе, храм Гора в Эдфу и др.).

Эллинистическая эпоха создала новый тип столичного города с большими общественными и административными площадями, дворцами, торговыми и военными гаванями, центрами наук и искусств, библиотеками, театрами, стадионами, банями, садами и парками. Регулярная планировка способствовала созданию полицентрической системы. Композиция городских пространств стала отдельной архитектурной темой. Главными элементами оформления пространств стали колоннады, портики, пропилеи. Перистиль стал основным элементом, как в жилой архитектуре, так и в архитектуре общественных зданий и комплексов. В композиции городских ансамблей часто используются перепады рельефа, создаются террасы. Повышается уровень благоустройства городов: появляются водопроводы, замощение главных улиц, озеленение центральных районов. Появились богатые виллы и дома дворцового типа, в то же время городская беднота ютилась в лачугах. Появились также многоэтажные дома с квартирами, сдававшимися внаём. Влияние восточных культур сказалось в увеличении масштабов ансамблей, в увлечении пышностью и декоративностью форм.

 

5. В эпоху эллинизма ведущее место в городской застройке стало принадлежать общественным сооружениям. Завершается формирование новых типов общественных зданий – экклесиастериев (залов для собраний народных представителей) и булевтериев (зданий городских советов). Экклесиастерий в Приене был встроен в ряд других общественных сооружений, находившихся за Священной стоей. Он представлял собой почти квадратный в плане зал с местами, устроенными в виде ступенчатого П–образного по форме амфитеатра. Амфитеатр сходился вниз к прямоугольной площадке, в центре которой был алтарь и место для ораторов. Квадратные столбы отделяли верхний уровень амфитеатра от обходной галереи, с которой был устроен дополнительный выход на улицу Афины. Булевтерий в Милете вместимостью 1500 человек имел амфитеатр с концентрическими рядами мест и радиально направленными лестницами. Перед залом был перистильный двор, вход в который со стороны городской площади был оформлен четырёхколонным портиком коринфского ордера. Глухая наружная стена булевтерия была расчленена полуколоннами дорического ордера с элементами ионики: каннелюрами с тупыми рёбрами, иониками на эхинах. Зал имел второй уровень. Внутри стены были расчленены пилястрами, между которыми находились световые проёмы. Здания этого типа имели крупный масштаб и монументальный облик, богато обработанный интерьер. В эпоху эллинизма развивается и совершенствуется форма театра. Орхестра утрачивает своё назначение и приобретает подковообразную форму. К помещению скены пристраивается проскений. Его перекрытие – логейон – становится местом игры актёров. Со II в. до н.э. глухая стена второго этажа скены уничтожается и раскрывается по всей длине 3-мя или 5-ю проёмами. Здания театров имели прекрасную акустику, богато отделывались мрамором, были широко доступны для всего населения города в дни празднеств. Обычно они располагались в живописных местах. Были хорошо связаны с природным окружением. Примером эллинистического театра может служить театр в Приене вместимостью 5000 зрителей. Широкое распространение получили спортивные сооружения: стадионы, гимнасии. Стадионы имели трибуны для зрителей, расположенные с двух сторон спортивного ядра. Продольные беговые дорожки не имели закруглений на концах. Стадион в Милете вмещал 14000 зрителей, имел длину 194,5 м. и ширину – 27,44 м. Гимнасий имел форму замкнутого перистильного двора, вход в который был оформлен пропилеями с портиком. В противоположном входу торце дворового пространства располагались помещения для переодевания и омовения – экседра.

Храмы в эпоху эллинизма потеряли значение главных общественных сооружений города. Под влиянием новых эклектичных религиозных культов появляются и новые разновидности типов храмов. На облике храмов Ионии сказалось восточное стремление к роскоши и колоссальным размерам сооружений. В Эфесе был отстроен после пожара храм Артемиды – одно из семи чудес света. Это был колоссальный диптер, высота колонн которого достигала 23 м. В святилище Аполлона в Дидимах близ Милета в 313 г. до н.э. был построен храм Аполлона – огромный ионический диптер (размеры стилобата 122 x 51 м.). Пролёт помещения целлы составлял около 28 м. и не имел перекрытия, целла имела вид открытого большого двора, окружённого глухой стеной с пилястрами коринфского ордера. Внутри двора находился маленький храмик – эдикула (четырёхколонный простиль), где хранилась древняя бронзовая статуя божества. Над входным вестибюлем находилось недоступное для простых посетителей помещение оракула, в которое вели две служебных лестницы. Оно открывалось в пронаос огромным порталом на высоте 1,5 м. от уровня пола. Этот храм строился более 150 лет.

Небольшие храмы приобретают осевую композицию. Они ставятся чаще всего в глубине большого прямоугольного участка по его главной оси. Поэтому задний фасад теряет своё значение. Храмы ставятся на высокий подиум и имеют глубокий пронаос. Эти черты приближают эллинистические храмы к храмам римского типа. Несмотря на небольшие размеры храмов, входные порталы делаются очень крупными, во всю высоту колонн до архитрава. Примером такого небольшого храма может служить храм Зевса Сосиполия в Магнесии. Главный фасад его представляет простильный тип храма, а задний – храм в антах (т.е. здесь совмещены два типа).

Характерное решение псевдодиптера эпохи эллинизма демонстрирует храм Артемиды Левкофриены в Магнесии (зодчий Гермоген, II в. до н.э.). Здесь внешнее пространство значительно превышает внутреннее. Создаётся как бы внешний перистиль, внутри которого находится собственно храм. В храме чётко выделяется продольная композиционная ось: по этой оси колонны внешнего и внутреннего рядов раздвинуты на одинаковое расстояние (2,5 D), тогда как расстояние между остальными колоннами составляет 1,5 D. Такое расширение центрального пролёта называется евстилем. Новые нетрадиционные для Греции религиозные культы породили видоизменённые типы храмов. Примером одного из таких типов может служить мистериальный храм Кабиров (божеств малоазийского происхождения) на о. Самофракия (сер. III в. до н.э.). В этом храме помещение целлы имеет вид трёхнефной базилики с трансептом и апсидой. К этой базилике пристроен двойной шестиколонный портик дорического ордера. Стереобат – подиум, окружающий П–образно портик, имеет 5 высоких ступеней. Пропорция фасада в осях колонн близка к квадрату.

Дорический ордер почти не встречается в архитектуре храмов эллинистической эпохи. Даже храмы мужских божеств строятся в ионическом ордере. Первым в мире храмом, построенным в коринфском ордере был храм Зевса Олимпийского в Афинах (на агоре) во II в. до н.э. Новый тип сооружений этой эпохи – мемориальный алтарь. Самым грандиозным был алтарь Зевса в Пергаме. (36,3 x 34 м. по стереобату, размер верхней площадки – 30 x 28 м.). Он был сооружён около 180 г. до н.э. в честь победы над варварским племенем галлов. Алтарь был поднят на высокий монументальный цоколь. Широкая лестница вела на верхнюю площадку П – образной формы, окружённую колоннадой ионического ордера. За колоннадой шла глухая стена, за этой стеной – ещё одна, двойная, колоннада, окружающая гигантский алтарь (15 x 6,4 м.). Главная ось была ориентирована на восток. Выдвижение вперед боковых крыльев создаёт эффект «захвата пространства». Цоколь оформлен горельефным фризом, изображающим борьбу богов с гигантами. Этот фриз с динамичной объёмной композицией лежит в основании стройной ионической колоннады, которая в своих формах воплощает идею совершенства и могущества олимпийских богов. Обратное расположение фриза и колоннады создаёт интересный художественный эффект. Сочетание высокого крупномасштабного рельефа с ионическим ордером несколько превосходит чувство меры, свойственное греческим архитекторам эпохи классики. Синтез архитектуры и скульптуры теряет свою органичность, скульптура начинает играть ведущую роль по отношению к архитектуре.

6. В эпоху эллинизма законодательницей вкусов становится Малая Азия. В целом для этой эпохи характерна противоречивость тенденций: в искусстве соседствуют рационализм и экспрессивность, элегичность и драматизм, архаизация и новаторство, комическое и трагическое. Дух гармонии уступает место духу борьбы божественного и сатанинского в природе, физического и духовного начал в человеке. В скульптуре, так же, как и в архитектуре появляется стремление к ансамблевости, освоению пространства, грандиозности, эффектности композиций. Нарастает патетика и экспрессивность. Скульптура чаще всего является частью архитектурного ансамбля, доминантой интерьерного пространства, применяется в оформлении декоративных парков при богатых усадьбах. Основной целью становится активное воздействие на чувства зрителя. Постоянно ведутся поиски новых форм, появляются новые жанры: малая пластика, садово-парковая скульптура, статуарная скульптура и скульптурный портрет, композиции становятся более сложными, многофигурными, динамичными. В мозаиках, росписях, фресках преобладает свободная живописная манера, но часто используется и классический строгий стиль. Постепенно складываются различия между региональными школами: александрийской, родосской, вифинской, пергамской, сирийской, афинской, (аттической). Для александрийской школы характерно стремление к созданию «живых картин», прямое воздействие на чувства человека, тематика столкновения духовного мира человека с драматической реальностью. Известные произведения скульптуры александрийской школы: «Мальчик-нубиец», «Старый рыбак». Александрийская школа опирается на традиции классики, образцом для неё стало, в основном, творчество известного скульптора позднеклассического периода Праксителя, создавшего прославленную статую «Афродита Книдская». Активно развиваются жанры малой пластики, декоративной садово-парковой скульптуры, глиптики (резьбы по камню). Известным шедевром искусства глиптики александрийской школы является «Камея Гонзага» с профильными изображениями царской четы эллинистического Египта – Птолемея и Арсинои. Здесь мастерски использована различная окраска трёхслойного камня.

Аттическая школа продолжала собственные традиции. Последователями Праксителя стали его сыновья Кефисодот и Тимарх. Известная скульптурная группа Кефисодота «Айрена с Плутосом» представляет собой произведение аллегорического жанра: изображена богиня мира и ребёнок – бог богатства, держащие в руках рог изобилия. Другая работа - «Афродита Медичи», сохранившаяся не полностью, продолжает начатую Праксителем тему. С этих пор образ Афродиты – символ идеальной женской красоты – становится очень популярным в эллинистической скульптуре. В Аттике была очень популярна статуарная скульптура – памятники известным историческим личностям: политикам, драматургам, философам. Известные работы в этом жанре: Статуя Демосфена (скульптор Полиевкт), портрет драматурга Менандра (скульпторы Кефисодот и Тимарх). Известные произведения интерьерной и парковой скульптуры: «Амур и Психея» (Кефисодот и Тимарх), «Мальчик, вынимающий занозу» – декоративная парковая скульптура – (Пифагор Регийский).

Родосская школа основывалась на традициях школ Скопаса и Лисиппа. Известные произведения скульптуры Родосской школы: группа «Менелай с телом Патрокла» – композиция построена на контрасте сильного, энергичного тела Менелая и безжизненного тела Патрокла, бронзовая статуя кулачного бойца, изображающая пожилого бойца-профессионала со следами шрамов на лице, сломанным носом, отдыхающего после поединка. Его руки снаряжены тяжёлыми металлическими гирями. Скульптурные группы Родосской школы – наиболее эффектные и известные памятники эллинистической скульптуры – «Лаокоон и его сыновья» (скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор), «Бык Фарнезе» – произведения на мифологические сюжеты. Эти крупномасштабные скульптуры предназначены для больших помещений богатых вилл. К числу семи чудес света была причислена гигантская фигура Колосса Родосского – изображавшая бога Гелиоса (скульптор Харет из Линда, ученик Лисиппа). Эта фигура с факелом в руках служила маяком в гавани Родоса, имела высоту более 30 м. Она была разрушена землетрясением. К Родосской школе относят также известный шедевр мирового искусства – фигуру Ники Самофракийской (скульптор Пифократ Родосский), которая была установлена в гавани о. Самофракия в честь победы в морском бою в 306 г. до н.э. Всемирно известным шедевром Родосской школы стала фигура Афродиты с острова Мелос (Венера Милосская).

Основные памятники Пергамской школы: горельефный фриз Пергамского алтаря, изображающий гигантомахию (борьбу богов с гигантами, скульпторы Орест, Дионисиад, Менекрат и др.) и скульптуры из ансамбля Пергамского акрополя. Алтарь Зевса в Пергаме был построен в честь победы над варварами – галлами, поэтому тематика фриза метафорически выражает эту идею. Скульптуры Пергамского акрополя были частью грандиозного ансамбля общественных зданий. Самые известные из них: «Умирающий галл» и скульптурная группа «Галл, убивающий свою жену и себя», которая стояла в центре общественной площади перед Пергамской библиотекой (скульптор Эпигон).

В Вифинии в основном развивалось жанровое направление: скульптура для оформления фонтанов, клумб, интерьеров вилл. Известные работы этой школы: «Мальчик с гусем» (скульптор Боэф из Халкедона), «Спящий Гермафродит» (скульптор Поликтет). В период римских завоеваний основные города эллинистического мира были разрушены, скульптура сильно пострадала. Войдя в состав Римской Империи, эти города были отстроены уже по римским принципам. Эллинистическая скульптура в огромном количестве вывозилась в Рим, множество памятников греческой скульптуры были воспроизведены в копиях и благодаря этому сохранились для будущих поколений. Греческая скульптура эллинистического периода – образцы высшего, никогда в истории не превзойдённого мастерства. Она в своих формах отразила весь мир сложных человеческих отношений и чувств. Композиционные принципы и найденные пластические приёмы классической и эллинистической скульптуры были развиты дальше на огромной территории Римской Империи и нашли дальнейшее воплощение в эпоху Возрождения, затем – в европейском классицизме и барокко.

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 


  1. Коринфский ордер
  2. Храм Аполлона Эпикурия в Бассах
  3. Храм Артемиды в Эфесе
  4. Филиппейон в Олимпии
  5. Памятник Лисикрата в Афинах
  6. Мавзолей в Галикарнасе
  7. Храм Зевса Олимпийского в Афинах
  8. Святилище Асклепия в Эпидавре
  9. Фолос в Эпидавре (одеон)
  10. Театр в Эпидавре
  11. г. Пергам
  12. г. Приена
  13. г. Александрия Египетская
  14. Святилише Афины в Приене
  15. Пергамский акрополь
  16. Алтарь Зевса в Пергаме
  17. Экклесиастерий в Приене
  18. Театр в Приене
  19. Театр Диониса в Афинах
  20. Булевтерий в Милете
  21. Гимнасий в Милете
  22. Башня Ветров в Афинах
  23. Храм Аполлона в Дидимах
  24. Арсинойон на о. Самофракия
  25. Александрийский маяк
  26. «Колосс Родосский»
  27. «Афродита Книдская»
  28. «Афродита (Венера) Милосская»
  29. «Ника Самофракийская»
  30. «Аполлон Бельведерский»
  31. «Артемида (Диана) Версальская»
  32. Фриз алтаря Зевса вПергаме
  33. «Лаокоон и его сыновья»
  34. «Бык Фарнезе»
  35. Скопас
  36. Пракситель
  37. Лисипп
  38. Леохар
  39. Кефисидот
  40. Тимарх
  41. Харет из Линда
  42. Сострат из Книда
  43. Агесандр
  44. Полидор
  45. Афинодор
  46. Орест
  47. Дионисиад
  48. Менекрат
  49. Эпигон
  50. Поликтет
  51. Пифократ Родосский

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Храм Геры в Перахоре | ЛЕКЦИЯ №6: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА. АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 88; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.