Храм Геры в Перахоре

3. Протогеометрический стиль

4. Геометрический стиль

5. Ксоан

6. Архаический период

7. Типы греческих храмов

8. Антовый храм

9. Простиль

10. Амфипростиль

11. Периптер

12. Псевдопериптер

13. Диптер

14. Псевдодиптер

15. Фолос

16. Целла (наос)

17. Опистодом

18. Дорический ордер

19. Стереобат

20. Стилобат

21. Ствол (фуст)

22. Каннелюры

23. Энтазис

24. Шейка (гипотрахелион)

Капитель

26. Эхин

27. Абак (абака)

28. Антаблемент

29. Архитрав

30. Фриз (триглифон)

31. Карниз

32. Метопы

33. Триглифы

34. Мутулы

35. Сима

36. Акротерий

37. Фронтон

38. Тимпан

39. Ансамбль храмов в Пестуме (Посейдонии)

40. Ансамбль храмов в Селинунте

41. Храм Аполлона в Коринфе

42. Храм Геры в Олимпии

43. Ионический ордер

44. База

45. Волюта

46. Ионики (овы)

47. Фасции

48. Зоофор

49. Киматий

50. Дентикулы

51. Кариатиды

52. Храм Артемиды в Эфесе

53. Сокровищница сифносцев в Дельфах

54. Храм Геры на о. Самос

55. Храм Аполлона в Милете

56. Курос

57. Кора

58. Чернофигурный стиль

59. Краснофигурный стиль

60. Эксекий

61. Евфроний

 


 

ЛЕКЦИЯ N 4: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОГО

ПЕРИОДА

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Аттика и Афины в V в. до н.э. Время правления Перикла. Строительство ансамбля Афинского Акрополя.

2. Основные сооружения ансамбля Афинского Акрополя, их композиционно-художественные особенности, синтез архитектуры и скульптуры

3. Градостроительство Греции V – IV вв. до н.э. Основные типы планировочных решений.

4. Особенности жилой архитектуры

5. Искусство Классического периода

 

1. К VI в. до н.э. материковая Греция представляла собой совокупность независимых полисов, которые то вступали в политические союзы, то воевали между собой. Наиболее крупными из них были Афины и Спарта. В Малой Азии греческие колонии превратились в богатые торгово-ремесленные центры. В это время в Азии мощная персидская держава захватывает всё новые территории. Во 2-й половине VI в. до н.э. персы захватили Малую Азию. В Афинах в результате политической борьбы складывается рабовладельческая демократия: главными органами управления были народное собрание – экклесия и выборный совет-буле. Спарта была олигархической республикой: во главе общины стояли два царя, власть которых была ограничена советом старейшин – представителей знати и коллегией эфоров. Народное собрание в Спарте не имело реальной силы.

В 492 г. до н.э. персидский царь Дарий I предпринял первый поход в материковую Грецию, но его флот попал в шторм, и 300 кораблей погибло. В 490 г. до н.э. персам удалось переправиться через Эгейское море, и они высадились в Аттике у Марафона. В бою у Марафона афинянам во главе с полководцем Мильтиадом удалось одержать победу. Через 10 лет новый царь персов Ксеркс снова организовал поход в Грецию. Греки создали оборонительный союз во главе со Спартой. В бою под Фермопилами они потерпели сокрушительное поражение, в котором погибли лучшие 300 воинов-спартанцев во главе с царём Леонидом. Персы разграбили Афины, опустошили Аттику и Беотию. Афины создали мощный флот и одержали победу над персами в Саламинском проливе. В 479 г. до н.э. греческие войска разбили сухопутную армию персов, в 449 г. до н.э. последнее сражение между греками и персами у о. Кипр, закончилось победой греков. В Малой Азии постепенно греческие города отстояли свою независимость.



Победа греческих полисов открыла перед ними возможности дальнейшего развития. Главенствующую роль в греческом мире стали играть Афины как центр культурной и экономической жизни. В тоже время в Афинах возрастает количество бедноты, пришлых людей, появляется рынок рабов. Острая социальная борьба в Афинах вылилась в два политических движения: демократическое и олигархическое. Для дальнейшего противостояния персам на море создаётся Делосский союз, во главе которого встали Афины, т.к. они обладали самым мощным флотом.

Афины собирали с членов этого союза, которых было около 200, денежные средства, которыми стали распоряжаться в своих интересах. Фактически была создана Афинская морская держава – архэ. На средства, собранные с Делосского союза в Афинах начал строиться новый комплекс Акрополя, который, по представлению афинян, должен был стать общегреческим святилищем, утверждающим мощь и главенство Афин в общегреческом мире.

Пришедший в это время к власти в Афинах стратег Перикл (ок. 495 – 429 гг. до н.э.) – вождь демократической партии - рассчитывал превратить Афины в политический и культурный центр Греции и распространить демократический строй на все греческие полисы. Перикл собирал в своём доме известных философов, учёных, художников. В Афинах начался экономический и культурный расцвет. Именно в этот период между Персидскими и Пелопоннесскими войнами были созданы лучшие произведения искусства, которые стали образцами для художников и скульпторов Греции, а в дальнейшем – Рима и других стран Европы. Поэтому период этот называется Классическим (от слова «classicos» – образец).

 

2. Скала Акрополя находится в центре Афин. С древнейших времён здесь находилось святилище Афины – богини-покровительницы города. Образ Афины в греческой мифологии многозначен: она – мудрая Дева – олицетворение мудрости самого Зевса, богиня справедливой войны, покровительница ремёсел. Божество-покровитель выбиралось в Афинах путём всенародного голосования. Спор шёл между сторонниками Посейдона – покровителя аристократов и сторонниками Афины. Поскольку большинство афинского демоса принадлежало к ремесленному и военному сословиям, победили сторонники Афины. Постройки Архаического периода на Акрополе были разрушены персами в 480 – 479 гг. до н.э. Основные постройки Классического периода были возведены во время правления Перикла. Это храм Афины – Девы Парфенон (447 – 432 гг. до н.э.), парадные ворота – Пропилеи ( 437 – 432 гг. до н.э.), статуя Афины Промахос (Воительницы). Позже были построены храм Ники Аптерос (Бескрылой) - в 421 г. до н.э. и храм Эрехтейон – закончен в 407 г. до н.э. Этот ансамбль был задуман как памятник в честь победы в войне с Персидской державой, а также он призван был увековечить победу демократии над олигархией в Афинах. Созданием этого ансамбля в течение 20-ти лет руководил известный скульптор Фидий – автор гигантской фигуры Зевса в храме Олимпийского святилища, причисленный к 7-ми чудесам света. Кроме него в строительстве участвовали архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и множество скульпторов - учеников Фидия.



В основу композиции ансамбля Афинского Акрополя положен принцип постепенного развёртывания визуальных картин в пространстве. Композиционным центром всего комплекса служила бронзовая фигура Афины Промахос (Воительницы), поставленная на высокий постамент. Её копьё, сверкающее на солнце, было видно из афинского порта Пирей. Все основные визуальные точки рассчитаны на совместное восприятие зданий относительно этой активной вертикали и в контрастном сопоставлении друг с другом. Путь Панафинейского шествия проходит не по прямой линии, а по спиралевидной, огибая скалу Акрополя от агоры, находящейся с северной стороны. Вход в Парфенон ориентирован на восход солнца в день летнего солнцестояния, а Пропилеи (ворота комплекса) – на запад. Таким образом, Парфенон оказывается развёрнутым к Пропилеям не главным фасадом, а задним, поэтому для того, чтобы войти в Парфенон, нужно обойти его, минуя площадь для общественных собраний с портиками-стоями и последовательно увидеть три его фасада. Слева, при этом можно увидеть статую Афины Промахос с окружающими её памятниками и храм Эрехтейон. То есть путь движения продуман так, что, прежде чем попасть в главное здание комплекса, которое и является целью движения, человек видит все сооружения ансамбля в разных ракурсах, в различных визуальных картинах и отношениях с природным окружением.

Парфенон – главный храм Акрополя – был многофункциональным зданием. Он выступал в роли хранилища государственной казны. Деньги на различные нужды, в том числе и военные, “брали взаймы” у Афины, а затем возвращали ей. Статуя Афины – Девы, хранительницы казны, была сделана по древней традиции из дерева, а снаружи покрыта пластинами слоновой кости и золота. Такая техника называлась “хрисоэлефантинной”. Предполагается, что казна хранилась в опистодоме – отдельном помещении, выделенном с западной стороны храма, внутри которого было 4 ионических колонны. Другая функция Парфенона – культовая, связанная с празднованием Панафиней, который проводился через 4 года. В день Панафиней все жители Афин собирались на агоре – рыночной площади – и шли длинной вереницей на Акрополь, чтобы преподнести Афине дары. Главным подарком было новое платье – вышитое афинскими девушками пеплос, который надевался на статую богини. Главное помещение Парфенона – целла – было не очень большим и осмысливалось, как “дом божества”. Основная масса людей, по-видимому, не входила в храм, поэтому он имеет очень развитую наружную часть – периптер-октастиль, который окружает шестиколонный амфипростиль. Ступени стереобата имеют высоту 50 см., на них можно было сидеть, как в театре. Третья функция Парфенона – мемориальная: это здание-памятник, посвящённый победе греков над персами. Поэтому, как памятник, он поставлен на искусственную платформу, возвышающую его над другими зданиями ансамбля. Сознательно сделанные курватуры – искажения формы антаблемента, наклоны осей крайних колонн внутрь усиливают впечатление целостности и монументальности здания, которое является как бы постаментом для экспозиции рельефов и скульптуры, раскрывающих его смысловое содержание. Объёмная скульптура, которая размещалась в треугольниках фронтонов, представляла собой многофигурные композиции. На восточном фронтоне была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса. На западном: сцена борьбы Афины и Посейдона за власть в Аттике. Самым замечательным скульптурным элементом Парфенона является Панафинейский фриз, опоясывающий верхнюю часть стены целлы по всему её периметру. Здесь изображены афинские граждане, несущие дары Афине в день праздника Панафиней: ремесленники, воины, девушки и юноши. Фигуры как бы повторяют строй колонн периптера, окружающего целлу.

Лента фриза – элемент ионического ордера – оживляет строгий облик дорического Парфенона. Самые мелкие элементы, несущие изображение – метопы – оформлены в виде разнообразных рельефных композиций, изображающих борьбу лапифов с кентаврами. Этот мифологический сюжет метафорически выражает идею борьбы греков с варварами (персами), которые мыслились как полулюди-полуживотные. Каждая из 92 метоп имеет свою индивидуальную рельефную композицию.

Богатая смысловая нагрузка Парфенона и его исключительное значение среди всех современных ему построек Греции поставили перед архитекторами Иктином и Калликратом задачу воплощения в этом храме всех лучших достижений греческой архитектуры, и эта задача была ими успешно решен. Парфенон стал на все времена примером идеального произведения архитектуры, практически непревзойдённой вершиной мастерства. Парфенон стал символом самой архитектуры.

Особому впечатлению, которое производит Парфенон на зрителя даже сегодня, способствует и его удачное градостроительное расположение, т.к. он виден из любой точки города и его окрестностей, а также – с близлежащих островов Эгины и Саламина, и его особый пропорциональный строй, основанный на принципах подобия и золотых отношений всех частей, и скрытая, но ощутимая антропоморфность его образа, особый “героический” масштаб членений фасада и органическое единство архитектуры и скульптуры.

 

3. Греческий полис состоял из городского поселения и окружающей его сельскохозяйственной территории и имел площадь от 75 до 8500 кв. км. В период Архаики города росли, в основном, стихийно у подножия акрополя и не имели внешних укреплений. В случае военной опасности население города укрывалось в цитадели акрополя. С VIII в. до н.э. начинается активный процесс колонизации побережий Средиземного и Черного морей. В этих новых городах, которые строились довольно быстрыми темпами, появились уже регулярные планы. Например, в акрополе Селинунта (о. Сицилия) были две перпендикулярные улицы шириной 9 м. и через каждые 30 метров они пересекались поперечными улицами шириной 3,6–3,9 м. Регулярный план имел также г. Пестум. Новые города имели внешние оборонительные стены неправильной геометрической формы, учитывающей рельеф местности. Более 80-ти городов-колоний основали выходцы из малоазийского города Ми-лета. В их числе – причерноморские города Истрия, Аполлония, Одесс, Томы, Феодосия, Пантикапей, Диоскуриада, Фасис. Новые города располагались вблизи удобных морских бухт, источников питьевой воды, в местах, благоприятных для обороны. Регулярная планировка способствовала лучшей экологии города, более демократичным общественным отношениям. Возможно, градостроительный принцип регулярной планировки греки-колонисты позаимствовали у этрусков и финикийцев.

Постепенно складываются определенные принципы регулярной планировки города. После окончания греко-персидских войн г. Милет был заново отстроен по проекту архитектора и математика Гипподама, который считается основоположником, так называемой, «гипподамовой системы» планировки. Эта система отличается от простых регулярных схем тем, что территория города не просто разбивается на однообразные кварталы, но она зонируется определенным образом. Например, в Милете выделены основные зоны: общественный центр в районе Театральной бухты, торговый центр, примыкающий к Военной гавани и два крупных жилых района. В центральной части города есть две главные улицы шириной 7 м., пересекающиеся под прямым углом. Здесь кварталы более крупные. Главная городская площадь разделена на две зоны: общественную и торговую. Ещё одна рыночная площадь отнесена в район торговой гавани. Две главные улицы пересекаются в зоне общественного центра. Кварталы имеют пропорции квадрата. Население Милета достигло 100 тыс. человек.

В 446 – 445 гг. до н.э. Гипподам осуществил реконструкцию порта Афин – Пирея. Здесь также было осуществлено зонирование территории. Главные улицы были ориентированы с юго-запада на северо-восток. Улицы, площади и крупные здания органически вписывались в планировочную решётку плана. Город имел свободные территории на периферии, обеспечивающие возможность его роста и был соединен с Афинами дорогой, защищённой южной и северной «длинными стенами», вдоль которых проходили ещё две дороги.

В старых городах в период Классики строятся новые общественные здания: пританеи для общественных трапез, булевтерии, театры, гимнасии, планы агор упорядочиваются, окружаются по периметру стоями – общественными протяжёнными портиками, внутри которых были лавки ремесленников.

 

4. В отличие от общественных зданий, жилые здания горожан строились из недолговечных материалов и были очень скромными. Жилые кварталы были застроены очень плотно, так, что дома вплотную примыкали друг к другу. Внешние стены жилых домов были глухими и выходили на узкие улицы. План дома был квадратным, с южной стороны был внутренний дворик, в который выходила открытая галерея (пастада). Крыша пастады опиралась на столбы. Жилые помещения выходили в галерею, а хозяйственные группировались по бокам дворика. Дворик имел выход на улицу. Галерея была ориентирована на юг. Такой дом получил название «пастадный». В богатых жилых домах вместо пастады делался перистиль – дворик, со всех сторон окружённый колоннами и навесом. Парадное помещение дома называлось «андрон» (мужская комната). Вдоль стен андрона уровень пола был приподнят, образуя лежанки для пиров, пол украшался мозаикой. В богатых домах перистили были большими, что позволяло устраивать в них садики с бассейнами. Дно бассейна также было украшено мозаикой. На втором этаже была женская половина дома (гинекей). Местом общения семьи был ойкос – комната с очагом, дым из которой удалялся через пристроенную вытяжную шахту, поднимавшуюся выше крыши.

Фундамент дома был каменным, стены – из кирпича-сырца, перекрытия – деревянные, полы – глинобитные или вымощенные каменными плитами. Крыша покрывалась черепицей, стены внутри помещений штукатурились, иногда расписывались в три цвета, изображая декоративную каменную облицовку. Жилые дома классической эпохи плохо сохранились из-за недолговечности материалов: остатки стен поднимаются над уровнем пола на 70–80 см., поэтому о высоте помещений и о внешнем облике дома судить невозможно.

 

5.После победы над персами начинается расцвет древнегреческого искусства. К сожалению, вся живопись и почти вся скульптура этого периода погибли в ходе Пелопоннесских войн, которые длились около 30-ти лет, так что судить о них мы можем только по сохранившимся римским копиям. В период Классики художники достигли наивысшего мастерства в искусстве скульптуры, появляются новые темы и жанры. Одними из немногих сохранившихся памятников искусства ранней Классики являются так называемый «Трон Людовизи» – алтарь Афродиты, покрытый с трех сторон рельефными изображениями: «рождение Афродиты», «девушка, играющая на свирели» и «женщина, зажигающая лампаду», а также бронзовая фигура «Дельфийского возничего» – фрагмент многофигурной композиции. Эти произведения уже значительно отличаются от архаических целостностью композиции, совершенством пропорций, мастерством проработки деталей. В них уже ощутим классический идеал: гармония духовного и физического начал в человеческом образе. «Архаическая улыбка» окончательно исчезает, лица исполнены выражения спокойного достоинства. Постепенно формируется «классический идеал» человека. Он олицетворяет стремление к совершенству духа и тела – двух противоположных начал, которые в жизни почти никогда не находятся в гармоничном единстве.

Греческая классика стремится к реализму, но, в то же время, создаёт идеализированный образ человека. Так же, как и архаические куросы, классические фигуры преподносили «образец» идеального гражданина: воина и спортсмена, физически сильного и эмоционально невозмутимого. Но, в отличие от «типовых» фигур куросов, классические фигуры проникнуты «духом свободы», они очень разнообразны. Каждый скульптор, соревнуясь с другими в мастерстве, пытался найти новую тему, новое движение, создать необычную композицию. Родство скульптуры и архитектуры обнаруживается в поиске всеобщих законов красоты, совершенства пропорций. Расцвет Афинского государства, активизация культурной жизни Афин способствуют формированию Аттической школы искусств. Очевидно, здесь сформировались первые теоретические принципы искусства Классики. Человеческое тело становится предметом пристального изучения. Для обучения мастеров-скульпторов создавались образцы фигур. Одним из таких образцов, очевидно, был «Канон Поликлета» – фигура Дорифора (копьеносца), которая до сегодняшнего дня в многочисленных копиях используется для обучения студентов творческих специальностей. Эта фигура вписывается в определённую пропорциональную систему, состоящую из последовательно описанных кругов и квадратов. Подобная система применялась и в архитектуре для построения планов храмов, она позволяет гармонизировать членения плана по принципу золотых отношений. Такие же золотые отношения скульптор Поликлет обнаружил и в членениях тела человека.

С необыкновенным мастерством Аттические скульпторы умели изображать движение. Самым известным памятником скульптуры Эпохи Классики, сохранившимся в римской мраморной копии, является фигура дискобола (метателя диска), выполненная скульптором Мироном из Элевтер. В этой фигуре впервые в истории скульптуры «пойман момент» движения: его кульминационная точка, после которой последует бросок. Благодаря этому приёму статичная фигура обладает мощной потенцией движения, как бы уже движется в восприятии зрителя. Такой же «скрытой кинематикой» обладают почти все произведения Классики.

Живописцы эпохи Классики стремились к реалистической передаче натуры. Художник Полигнот в 470 – 440-х гг. до н.э. создавал многофигурные композиции (росписи внутри портиков на общественных площадях). Он впервые попытался передать выражение лиц персонажей, прозрачность женских одежд, изобразить пространство, воздушную перспективу. Его последователи Паррасий и Зевксид уже активно применяли светотень, соревнуясь между собой в натуралистичности изображений.

Вершин мастерства достигли аттические вазописцы. Формы сосудов приобрели геометрическое и пропорциональное совершенство, окончательно сложились типы сосудов, предназначенных для разных целей: амфоры, килики, псиктеры, пелики, кратеры, стамносы, пифосы, энохои, лутрофоры, пиксиды, алабастры. Аттические вазы стали предметом экспорта и коллекционирования. В вазописи утверждается краснофигурный стиль, росписи приобретают более разнообразный характер, орнаментика становится всё более изысканной. Иногда вазы используются как призовые кубки для награждения спортсменов-победителей. На этих вазах часто изображаются сюжеты из жизни спортсменов: подготовка к состязанию, бег, сатирические сюжеты: мальчик-раб вынимает занозу из ноги спортсмена. По-прежнему популярны мифологические сюжеты и сюжеты из поэм Гомера.

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 


1. Афинский Акрополь

2. Пропилеи

3. Храм Ники Аптерос

4. Пинакотека

5. Парфенон

6. Эрехтейон

7. Театр Диониса

8. Фидий

9. Иктин

10. Калликрат

11. Мнесикл

12. Курватуры

13. Панафинейский фриз

14. Хрисоэлефантинная техника

15. Селинунт

16. Пестум (Посейдония)

17. Милет

18. Пирей

19. «Гипподамов город»

20. Стоя

21. Пританей

22. Гимнасий

23. Булевтерий

24. Пастада

25. Перистиль

26. Андрон

27. Гинекей

28. Канон Поликлета

29. Мирон из Элевтер

30. Полигнот

31. Зевксид

32. Паррасий

33. Аттические вазы


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ N 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ГРЕЦИИ ГОМЕРОВСКОГО | КЛАССИКИ И ЭЛЛИНИЗМА


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 47; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.101 сек.