Досуг на Руси с древних времен до наших дней

Жизнь древних русичей была тяжелой, приходилось много трудиться, чтобы заработать свой хлеб насущный. Свободного времени было не так уж много. Однако, когда такое время выпадало, проводилось оно красиво и весело.

К первоначальным формам досуга можно отнести культовые праздники, которые проводились в соответствии с земледельческим календарем. Праздниками отмечались все важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ, особенно начало сева и уборка урожая. Много праздников было в зимнюю пору, когда у крестьян высвобождалось время для развлечений. Тогда устраивались всевозможные вечеринки, посиделки, снежные игры, колядки. До наших дней дошли шумные языческие праздники - Святки, Масленица, ночь на Ивана Купала и др.

Эти праздники были шумными, многолюдными, с хороводами, гаданиями, веселыми играми, театральными представлениями, песнями и плясками, а также с соревнованиями в ловкости и умении (кулачными боями, борьбой и т. д.). Любили во время праздников полакомиться пряниками, блинами и другими лакомствами.

С появлением знати на Руси рождаются и новые формы проведения досуга: пышные пиры, военные состязания, звериная и птичья охота, хотя в народных праздниках князья еще долго принимали участие, да и к себе на пиры хлебосольные народ созывали.

Большие изменения в проведении досуга произошли с принятием христианства. Православная церковь не приветствовала многие из «бесовских игрищ», призывала к досугу степенному и достойному. Однако успешно справившись с самим язычеством, она так и не смогла до конца искоренить народные праздники. Смирившись, церковь подстроила эти праздники под православный календарь.

В Средневековье церковь взяла на себя роль своеобразного культурного центра, регламентируя дни работы и отдыха, сосредоточив в своих руках обучение грамоте, переписывание книг и пр.

Народное искусство стало развиваться в новых формах. Так же, как и в западноевропейских государствах, на Руси можно было увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками. Были среди них и дрессировщики, особенно часто с медведями, которые разыгрывали перед зрителями занимательные действа. Зре-лища эти, несмотря на запрет церкви, пользовались большим успехом у публики.

И крестьяне, и простые горожане любили проводить свободное время в питейных заведениях (харчевнях, корчмах, кабаках), где можно было не только поесть и выпить, но и пообщаться, развлечься.

Знать же предпочитала свои развлечения: пиры, игру в шахматы, охоту, те же потехи, только в исполнении собственных шутейных артистов. Большинства этих радостей была лишена женщина. Если простые женщины (крестьянки), оторвавшись от тяжелых работ, могли принять участие во всеобщих праздниках, то знатные - могли лишь наблюдать за веселым препровождением времени своих мужей издалека, в потайное окошечко, да и то не всегда.

Изменил такое положение русской женщины Петр Первый. Он произвел революцию в самой организации русского досуга: стал проводить знаменитые ассамблеи, устраивать многолюдные народные гулянья, приобщил россиян к европейским формам проведения досуга.

В послепетровскую эпоху славные традиции, заложенные Петром, прижились и приумножились. Знать с удовольствием собиралась на балы, проводила досуг в светских салонах, играла в карты и шахматы, устраивала карнавалы.

Досуг же крестьян был более традиционным, поскольку их жизнь оставалась по-прежнему тяжелой. Праздников у крестьян было куда меньше, чем у знати, но они устраивали посиделки, на которых молодежь общалась, присматривала себе пару, водила хороводы, устраивала игры. Все любили традиционные календарные праздники: Святки, Масленицу и др. А народная русская свадьба была интереснейшим спектаклем со сватовством, девичниками, мальчишниками, свадебным поездом, выкупом невесты, русской баней и прочими атрибутами.

Начало XX в. характеризуется появлением новых форм досуга. Зародившаяся буржуазия предпочитает теперь закреплять свои сделки посещением ресторанов и тратить деньги в казино. У рабочих же времени и средств на досуг практически не было.

В конце XIX - начале XX в. в России начинает распространяться туризм как одна из массовых форм досуга. Например, в 1907г. была создана Комиссия «Образовательные экскурсии по России», целью которой было организация и проведение экскурсий по крупным городам и природным заповедным местам Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии прежде всего для малообеспеченных слоев (народных учителей, преподавателей, студентов и школьников). С этой целью начали готовить и экскурсоводческие кадры, что способствовало быстрому развитию экскурсионного дела и расширению сети маршрутов. Для координации действий была создана Центральная экскурсионная комиссия, ставшая головной организацией для многих учебных округов России. Комиссия располагала музеем и обширной библиотекой.

После революции 1905-1907 гг., когда были сняты ограничения на передвижение по стране, туризм начинает охватывать все большие общественные слои: предпринимателей, интеллигенцию, инженеров и служащих, выезжающих на заграничные и российские курорты.

Время было неспокойное, шла подготовка к следующей революции (1917г.). В туризм стала активно вливаться демократически настроенная молодежь, которая использовала туристские путешествия и экскурсии для агитации и пропаганды своих взглядов.

После революции 1917г. проведение свободного времени коренным образом изменилось. Все было пронизано идеей революции, даже досуг посвящался митингам, собраниям, чтению и обсуждению революционных книг. Положительным моментом того времени являлась ликвидация безграмотности, приобщение к чтению. Много стало отмечаться революционных и патриоти-ческих праздников.

В годы Советской власти туризм в нашей стране стал массовым. Благодаря профсоюзным дотациям внутренний туризм был вполне по карману работающему человеку. Досуг был неплохо организован, о нем заботились работники многочисленных клубов, домов отдыха, домов пионеров, библиотек, музеев, выставочных залов, руководители кружков, туристских станций и т. д.

Работа этой хорошо отлаженной системы была нарушена в годы перестройки. Прежние досуговые формы были перечеркнуты, а взамен им ничего не предложено. В результате на несколько лет в досуговой сфере образовались пустоты, которые были заполнены массовым потреблением алкоголя, наркотиков, проституцией.



Люди с высоким достатком предпочитали проводить свободное время за границей, потому что там сфере досуга уделяется гораздо больше внимания, чем в России. За рубежом бизнесмены вкладывают немалые средства в создание тематических парков со всевозможными аттракционами, игровыми автоматами, развлекательными центрами, спортивными площадками, которые со временем приносят большую прибыль их владельцам. Еще большую прибыль дают казино, боулинг- центры, ночные клубы, гольф- клубы.

На индустрию досуга работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. В самой индустрии развлечений и в отраслях, ее обеспечивающих, заняты тысячи людей. Наконец, за рубежом уже на протяжении десятилетий идет подготовка квалифицированных кадров для сферы досуга и развлечений. Теперь и в России стали понимать, что, если стране нужно здоровое молодое поколение, этой индустрии необходимо уделять больше внимания. Поэтому резко возрос интерес к активным видам отдыха и развлечений. Стали возрождаться старые и разрабатываться новые игры, забавы, различные виды спорта. Проблеме использования свободного времени стали посвящать новые издания, начали открываться новые специальности, заговорили, наконец, о хороших специалистах по туристской анимации

Советская Россия

«Мистерия-буфф» - массовое зрелище под открытым небом. Митинг-концерт - одна из форм театрализованного концерта, популярная впервые в послереволюционные годы. Массовые спектакли-обозрения - основные пункты в программе массового театра: всемирность, монументальность, творчество масс, оркестр искусств. Кружки самодеятельности в рабочих клубах - лозунг этого массового самодеятельного движения «за искусство, выражающее классовые задачи революции». Массовый агиттеатр - с помощью агитпредставления стремились усилить воздействие на зрителя. Театрализованные представления. Массовые праздники и зрелища имеют множество разновидностей:

• театрализованный массовый пролог; • массовые постановки под открытым небом; • физкультурные праздники; • массовое представление-митинг; • юбилейные празднества; • фестивали искусств; • концерт-обозрение в кино; Эволюция анимационных программ представлена на рис.1.

 

 

Рис. 1. Эволюция анимационных программ

Разнообразные формы театрализованных анимационных мероприятий представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Формы театрализованных анимационных мероприятий

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проведение досуга в Средневековье | Русская народная культура как основа анимационного сервиса


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 188; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.