Росписи жилых домов Русского Севера

Росписи жилых домов Русского Севера

Автор: Севан О.

ISBN: 5-89826-281-4
Год: 2007
Страниц: 216
твердый переплет
Серия: -
Издатель: Прогресс-Традиция Отлично изданная книга с множеством цветных фотографий посвящена одному из интереснейших явлений народного искусства - росписях домов Русского Севера. Автор Ольга Севан провела в течение 1970 - 1990-х гг. многочисленные экспедиции по северным областям России. Материал собирался во время работы над Сводом памятников истории и культуры и при проектировании Музея деревянного зодчества в деревне Малые Карелы около Архангельска и музея близ Вологды. В монографии впервые проанализированы и описаны фасадные и интерьерные росписи жилых домов второй половины XIX - начала XX вв. Прослежены региональное своеобразие ландшафтов, поселений, усадеб и домов, а также их росписи - символика и стилистика описываемых предметов, животного и растительного мира, многофигурные и портретные изображения. Сделана попытка сравнения северных народных росписей в России с подобными произведениями в европейских странах. К сожалению, многие представленные в книге памятники уже не сохранились. Цена: 473.00 руб. Добавить в корзину

 

 

Хранительница Центра – святая Параскева Пятница– главная помощница в «бабьих делах». В славянском пантеоне Параскева Пятница называлась Макошью, и была богиней: хранительницей и подательницей всех благ человеку (мастер росписи - Е.Павловская)

...

Крестьянский дом... Это целый рукотворный мир семьи, построенный по законам лада и красоты. Здесь рождаются, женятся, умирают - одно поколение сменяет другое - и дом стоит, пока живет Род.

В этой "домашней вселенной" есть и небо и земля и "нижний мир". Крышу дома венчают коньки как символ солнца, бесконечного потока жизни - по славянским верованиям кони везут солнечную колесницу по небу.

Центром дома, объединяющим всю семью, всегда была горница. Её устройство следовало непреложным правилам. Так на "востоке солнца" располагали "красный угол". Здесь ставили иконы и украшали их вышитыми рушниками - примиряя христианскую и древнеславянскую традиции. Божница - окно в вышний мир, "духовный очаг", закон, на котором держится "домашняя вселенная". Северная сторона горницы отводилась для печи. Печь должна была надежно охранять жилище от сил "полуночи", смерти и холода. От порога до "красного угла" расстилались домотканые дорожки в разноцветную полоску - словно радуга, ведущая человека к небу, к своим Богам.

А как много интересных предметов наполняет пространство дома! Это и деревянная посуда, изукрашенная черно-красными узорами (мезенская роспись), и целое семейство тряпичных кукол, где у каждой свое место и предназначение, и, конечно, ларь с его "мягким" богатством: нарядами, ткаными поясами, вышитыми рушниками и подзорами. Все вещи рукотворны. Создатели не жалели времени и усердия, чтобы сделать их не только полезными, но и красивыми. Потому что красота - самый сильный оберег дома.

Мезенская роспись по дереву имеет древнеязыческие корни. Каждый ее штрих, черточка и знак имеют смысл, символизируя счастье, благоденствие и плодовитость. Используя мотивы росписи мастер Е.Павловская вводит в свои работы мудрые советы на разные случаи: «Тише едешь, дальше будешь», «Утро вечера мудренее», «Терпение и труд все перетрут», «Глаза боятся, а руки делают», «Что посеешь, то и пожнёшь» и др. В экспозиции представлена традиционная матрешка, получившая под кистью автора новый образ. Кукла получилась яркой, нарядной, а мезенские узоры обрели еще более глубинный смысл матрешки – величественный образ матери Земли, которая символизирует плодородие, изобилие, бесконечность жизни.

 

..........

 

 

 

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредственностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка - ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…

 


Откуда взялась эта необычная роспись? Маленькая, глухая деревенька Палощелье в среднем течении реки Мезень дала название целому направлению в русском декоративном искусстве.
В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный - земля, космос, смерть, печаль.

Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов - стихии земли, воды, воздуха и огня - занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.

 

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры - в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.
Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.
Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, - говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.

В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное.

Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (”коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа

 

“Гимн жизни”
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя - земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест - совмещение небесного и земного.
Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц - человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки - олицетворение мужской силы.

В основании “Плодородия” - вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками - родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки - души предков.
Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.

 

(с)








Дата добавления: 2016-08-08; просмотров: 2065;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.