Как осуществляется правовое регулирование торговли «куль­турными товарами»?

Определение правового режима торговли «культурными товара­ми» имеет в своей основе несколько вопросов. Первый из них — что следует считать «культурными товарами». Второй — в какой степени на торговлю «культурными товарами» распространяется свобода пе-

' McMahon J. A. Education and Culture in European Community Law. London:

The Athlone Press Ltd., 1995. P. 166.


редвиженид товаров. Третий вопрос состоит в необходимости опре­делить соотношение между понятием «культурные товары» и поня­тием «национальные сокровища, имеющие художественную, исто­рическую или археологическую ценность». Ответы на эти вопросы дают нам нормативные акты Сообщества и судебная практика.

Понятие «культурные товары» дается в Регламенте № 3911/92 от 9 декабря 1992 г. об экспорте культурных товаров. Согласно ст. 1 Регламента «культурными товарами» признаются все культурные объекты, перечисленные в Приложении к Регламенту № 3911/92. Приложение перечисляет различные категории культурных объек­тов — книги, карты, средства транспорта, картины и другое, опре­деляя их принадлежность к «культурным товарам» на основе вре­менного критерия. Так, к «культурным товарам» относятся: книги, изданные более 100 лет назад, карты, нарисованные более 200 лет назад, транспортные средства, выпущенные более 75 лет назад, и т.д. Несмотря на отсутствие четкой дефиниции, очевидно одно: не каждый объект культуры является «культурным товаром» в смысле права ЕС.

Регламент № 3911/92 определил, что экспорт «культурных това­ров» за пределы Сообщества осуществляется на основе экспортных лицензий, выдаваемых уполномоченными органами государств-чле­нов.

Куда более сложный вопрос о том, должна ли на торговлю внутри Сообщества «культурными товарами» в полной мере распростра­няться ст. 23 Договора о ЕС (бывшая ст. 30), закладывающая прин­цип свободного передвиения товаров. Проблему создает толкование положения ст. 30 Договора о ЕС, позволяющего вводить ограниче­ния свободы передвижения товаров в целях защиты национальных сокровищ, имеющих художественную, историческую или археологи­ческую ценность. Государства-члены долгое время пытались как можно шире истолковать данную оговорку, свести ее к понятию «за­шита культурных ценностей». Однако Суд не решался подтвердить подобную трактовку. Неопределенность позиции Суда в полной мере отразилась в решении 1984 г. по объединенному делу Cinetheque. Ко­лебания Суда были вполне понятны: в отсутствии определения поня­тия «культурные товары» широкое толкование положения ст. 30 До­говора о ЕС привело бы к распространению оговорки на все культур­ные объекты, что само по себе не оправдано.

Тем не менее Суд оставил без ответа вопрос о соотношении по­нятий «культурные товары» и «национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность». Эта проблема была разрешена Директивой 93/7/ЕЭС от 15 марта 1993 г. о возвращении культурных объектов, противоправно вывезенных с территории государств-членов. В Приложении к Директиве перечис-

16. 11097. Кашкин 241


ляются объекты культуры, относящиеся к национальным сокрови­щам, имеющим художественную, историческую или археологиче­скую ценность в контексте ст. 30 Договора о ЕС. Данный список культурных объектов полностью совпадает с перечнем «культурных товаров», приведенным в Приложении к Регламенту № 3911/92.

Соответственно на торговлю «культурными товарами» распро­страняется оговорка по ст. 30 Договора о ЕС. При этом не каждый объект культуры, являющийся предметом купли-продажи, признает­ся правом ЕС в качестве «культурного товара».


Раздел ла. v\r\ icjuicim fmiuiwn wwu^. —....-_._ И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

142. Как происходит гармонизация и унификация правового регули­рования промышленной собственности в Европейском Союзе?

Первым правовым актом в сфере регулирования промышленной собственности в Сообществе стала Мюнхенская конвенция о выдаче Европейского патента 1973 г., учредившая Европейскую патентную систему и Европейское патентное ведомство. Основной ее целью яви­лось не создание единого патента, замещающего национальные, а упро­щение формальностей, поскольку заявитель может получить правовую охрану изобретения сразу в нескольких странах посредством единой унифицированной процедуры. Международная конференция по Евро­пейской патентной системе, состоявшаяся в 2000 г. в Мюнхене, вне­сла в Конвенцию 1973 г. ряд изменений, направленных на повыше­ние ее эффективности.

Специальной директивой в 1978 г. были установлены правовые рамки в отношении биотехнологических изобретений в Европей­ском Союзе. Она направлена на защиту ряда нравственных и этиче­ских принципов при определении патентоспособности ряда изобре­тений, в частности в отношении клонирования и изменения генети­ческого кода.

Определенных успехов Европейский Союз достиг в гармониза­ции национального законодательства и разработке единой надна­циональной системы регистрации промышленных образцов (англ. designs). Директива о правовой защите промышленных образцов1 принята в 1998 г. и направлена на сближение национальных положе­ний относительно срока действия прав, изъятий из них исключи­тельного характера и признания регистрации недействительной.

В конце 2001 г. был принят Регламент о промышленном образце Сообщества2. Изобретатели получат возможность регистрировать промышленные образцы непосредственно на уровне Европейского Союза, в Ведомстве по гармонизации на внутреннем рынке. Этот Регламент проводит унификацию законодательства государств-чле­нов в области защиты интеллектуальной собственности. Регламент состоит из 111 статей и детально регулирует вопросы принадлежно­сти и защиты прав на промышленные образцы, их регистрации, а также порядок разрешения споров, связанных с этим.

В октябре 2002 г. Комиссия приняла Регламент по имплемента-ции Регламента Совета о промышленных образцах Сообщества, в

1 Directive No 98/71 (OJ 1998, L 289).

2 Council Regulation No 6/2002 of 12 December 2001 on Community designs (OJ 2002, L 3).

16* 243


котором весьма детально рассмотрела основные технико-организа­ционные вопросы, связанные с регистрацией промышленных образ­цов.

Особую правовую защиту в Европейском Союзе получил такой новый и важный вид промышленной собственности, как топологии интегральных микросхем. Директива, установившая обязанность го­сударств-членов предоставлять правовую охрану этим результатам интеллектуальной деятельности (РИД), была принята в 1986 г.'

143. Как право Европейского Союза регулирует вопросы охраны то­варных знаков?

Товарный знак, используемый для выделения конкретной продукции из массы товаров, циркулирующих на рынке, или особые запоминающие­ся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя, вы­полняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет чрезвычайно важную роль в экономической деятельности, осо­бенно в отраслях, ориентированных на массового потребителя. Он ока­зывает большое влияние на формирование «брэндового» сознания, определяющего психологию покупателя.

Законодательство о товарных знаках начало формироваться в ев­ропейских государствах с середины IX в. Положения о данном виде промышленной собственности были включены в Парижскую кон­венцию 1883 г. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остается Мадридское соглашение о международ­ной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в конце 2001 г. присоединились государст­ва — члены Европейского Союза. Мадридское соглашение не устра­няет территориальный характер прав на товарный знак, унифицируя лишь процедуру подачи заявки, правила о приоритете и срок дейст­вия прав. Подготовленный в рамках ВОИС Договор о товарных зна­ках2 до сих пор не собрал необходимого для вступления в силу числа ратификаций.

Для развития правового регулирования во всех сферах интеллекту­альной собственности Европейского Союза характерны следующие осо­бенности: в качестве основы регулирования интеллектуального права Союз берет сложившиеся в международной практике приемы и методы регулирования и гарантирует достигнутый в сфере международного права уровень. К этой базе Союз «надстраивает» свое собственное за­конодательство, которое более тонко, обстоятельно и современно по­зволяет регулировать соответствующие отношения для более узкой и однородной группы стран — членов Союза. При этом степень урегулиро-

' Council Directive No 87/54 (OJ 1987, L 24). 2 Trademark Law Treaty, signed in Geneva on 27th October 1994. 244


ванности той или иной сферы общественных отношений Союзом оказы­вается различной.

В Директиве Совета о сближении законодательства госу­дарств-членов о товарных знаках', принятой в 1988 г., было признано целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства го­сударств-членов к концу -1992 г. только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС. Ди­ректива устанавливает близкие к идентичным нормы во всех госу­дарствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Она содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товар­ного знака, а также дают право требовать отмены действующей реги­страции. Кроме исчерпывающего минимального перечня основа­ний, которые должны присутствовать во всех законодательствах, ус­тановлен факультативный перечень дополнительных оснований для отказа в регистрации товарного знака или ее отмены, введение кото­рых оставлено на усмотрение государств-членов.

Директива не установила общего для ЕС приоритета по дате по­дачи заявки на регистрацию в первом из государств-членов. Подан­ная в одном государстве-члене заявка на регистрацию определенного обозначения имеет последствия только для данного государства. В ней также закреплено единообразное регулирование прав и право­мочий владельца товарного знака, а также их ограничений. Товар­ный знак предоставляет лицу, которое им владеет, право требовать от всякого третьего лица прекращения неразрешенного использования.

Регламент о товарном знаке Сообщества2 был принят Советом в декабре 1993 г. Позднее он был дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регла­ментами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляци­онной палаты могут быть обжалованы в Суде Европейских сооб­ществ. Система товарного знака Сообщества была сформирована к началу 1996 г. В Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке3, которое принимает заявки, проводит регистрацию и ведет реестр товарных знаков Сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствую­щих субъектов очевидны — в результате одной процедуры предпри­ниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг сразу в 25 государствах ЕС.

' Council Directive No 89/104 (OJ 1989, L 40).

2 Council Regulation on the Community Trade Mark 40/94 (OJ 1994, L 11).

3 Office for Harmonisation in the Internal Market (Trade Marks and Designs)// http:www.oami.eu.mt.


Еще одним видом промышленной собственности, близким то­варным знакам, являются наименования места происхождения това­ра. Еще в 1992 г. был издан регламент, предоставивший защиту гео­графическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяй­ственных товаров и продуктов питания'. Географические наименова­ния, свидетельствующие об определенном регионе изготовления продукта, который придает продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского Союза после включения их в регистр путем издания отдельного регламента.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 465;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.