Давай импровизировать.

Импровизировать - это сочинять без предварительной подготовки.

Спой весело: Выйди, Маша, из ворот, из ворот. Выйди, Маша, в хоровод, в хоровод. Спой грустно: Нет, подружки, не могу, не могу - Братца Ваню стерегу, стерегу.

При этом надо показать два рисунка: веселые девочки зовут Машу в хоровод и грустная Маша с отрицающим жестом. Подробнее о разнообразных творческих заданиях для младших школьников можно прочитать в пособии: Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству // Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М., 1997.

Рассматривая вопрос о том, что делает музыку выразительной, учитель должен рассказать детям, что музыка говорит своим особым языком. И для того чтобы понять этот язык, нужно вслушаться в него, привыкнуть к нему. Настоящая музыка никогда не звучит просто так, ничего не выражая, ни о чем не рассказывая. Ее выразительность во многом сходна с выразительностью речи. Музыкальная интонация так же передает чувства, настроения, мысли, как и речевая; и музыкальные звуки и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов и пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями: мелодия, ритм, темп, динамика, регистр - составляющие элементы музыкальной речи.

В I классе для прослушивания используются следующие музыкальные произведения: альбомы фортепианных пьес А. Гречанинова, П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкапара, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, симфоническая сказка "Петя и Волк" С. Прокофьева, опера М. Коваля "Волк и семеро козлят", опера М. Красева "Муха-Цокотуха", "Детские игры" Ж. Визе и другие.

Знакомство с тембрами и видами музыкальных инструментов рекомендуется проводить, дополняя слушание музыки показом самого инструмента или его рисунка, коротким рассказом о нем и демонстрацией его звучания.

Фортепиано - клавишно-ударный инструмент. При нажатии на клавишу по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано может быть и громким, и тихим. Отсюда и его название: forte (что означает "громко") и piano (что означает "тихо"). Рояль и фортепиано имеют только одну клавиатуру, у каждого инструмента есть по две педали, с помощью которых меняется окраска звука. В концертных залах играют на роялях, так как звук рояля мощнее. Название "рояль" в переводе на русский язык означает "королевский" (от фр. royal - король). В его черную полированную поверхность можно смотреться как в зеркало. Рояль - один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. Этот инструмент очень выразительный, а главное - многоголосый, т.е. на нем можно сразу сыграть несколько мелодий или мелодию и аккомпанемент одновременно.

Скрипка - струнный инструмент, ее называют царицей музыки. У скрипки очень красивый, напоминающий человеческий голос звук. Он извлекается с помощью смычка - трости с натянутым на ней пучком конского волоса. Протяжное, певучее звучание достигается именно благодаря смычку. Скрипку во время игры держат левой рукой у плеча. Главное достоинство скрипки заключается в ее способности петь, она может тянуть звук очень долго. Каждая струна на скрипке - это одна определенная нота. Четыре струны - четыре ноты.

Флейта - деревянный духовой инструмент. Звук у нее чистый, светлый, высокий. Поэтому она может исполнить любую мелодию самым высоким "голосом". Но лучше всего у нее получаются быстрые трели. Флейта произошла от тростниковой дудочки, и в переводе на русский язык ее название означает "дуновение". Вначале флейту держали вертикально вниз - продольная флейта. Позже появилась поперечная флейта, которую держат поперек, как бы лежа, горизонтально.

Труба - нарядный, сверкающий медный духовой инструмент. Звук трубы яркий, блестящий. В древности труба была сигнальным инструментом, она призывала к вниманию, возвещала об опасности. На трубе легко можно сыграть торжественный или воинственный сигнал. Если приглядеться к этому инструменту, то можно увидеть кнопочки-вентили, закрывающие отверстия для воздуха. Нажимая на эти кнопочки, трубач изменяет высоту звучания инструмента.

В разделе "Духовная музыка" предлагается знакомство младших школьников с музыкой, которая используется в обрядах православной церкви; они прослушивают колокольные церковные звоны, узнают об искусстве звонаря, о традициях колокольного звона на Руси.

В разделе "Музыкальная культура родного края" рекомендуется изучение детского музыкального фольклора и его жанров: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, припевок, приговорок, скороговорок, считалок, жеребьевок, дразнилок.

Познакомить детей с понятием "фольклор" можно следующим кратким рассказом (из опыта работы М.С. Осенневой):

- А знаешь, чем славна с древних времен наша с тобою земля? Песнями! Да, да - песнями. Широкими и просторными, словно поля бескрайние, глубокими, будто реки да озера бездонные. Кто и когда их сочинил, уж теперь никто и не помнит. По наследству они нам с тобою достаются. Береги их, ведь народные песни - это кладезь мудрости и чистейший источник щедрой души русского человека. Вот и ты знаешь теперь, что такое фольклор.

После знакомства детей с колыбельными песнями как разновидностью фольклора можно предложить им следующие задания (разработанные М.С. Осенневой):

1. Выучи колыбельную и спой своей сестренке или братишке. Можешь сочинить еще пару куплетов. Да не забудь в одном из куплетов ласково обратиться к малышу. Если его зовут Данила - спой Данилушка, Лиза - Лизанька, Оля - Оленька. Так, бывало, пели мамы. Вот уж воистину - "При солнышке - тепло, при матушке - добро".

2. Нарисуй, как ты представляешь себе Дрему.

3. Попробуй-ка сочинить свою колыбельную на такие слова:

Баю, бай, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Митю не буди.

Перед тем как за дело взяться, подумай - чтобы малыш скорее уснул, как следует петь колыбельную: громко или тихо? Быстро или медленно? Бодро или спокойно? Попробуй! У тебя получится!

Еще одна разновидность фольклора - прибаутки. Так называли песни, что пели детям мамы да няньки в первые годы жизни. А что ребенок любит больше всего? Конечно, сказки. Прибаутки - это маленькие сказки в стихах. К прибауткам относятся и небылицы. Задания детям:

1. Расспроси маму: какие прибаутки она тебе пела? Какие прибаутки пели маме и папе в детстве?

2. Сочини свою небылицу. Можешь сочинить свои слова, а можешь - мелодию к такому тексту:

Заиграли утки в дудки,
Тараканы - в барабаны,
А коровы да быки
Нарядились в башмаки.

Потешки - от слова "потешать", что значит веселить, забавлять. А забавляли, бывало, малых детушек так - брали у ребенка руку, водили по ней указательным пальцем да припевали:

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила...

Вспомни, и тебе, наверняка, так пели, указывая на каждый пальчик:

Этому дала на блюдечке,
Этому - на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому - поскребушки.
А этому ничего не дала:
Мал, недорос,
Воды на кашку не принес.
Кашку есть не будет!

Вспоминаешь? А потом, наверное, взрослые разводили твои ручки в стороны и быстро поднимали на головку, приговаривая:

Шу-у-у, полетели - на головку сели.

Малышу весело от такой потешки, хорошо и спокойно, потому-то и говорили раньше: "Худо без доброго слова".

Скороговорки. А еще, бывало, соберутся ребята да как начнут состязаться - кто кого переговорит? Уж тут только поспешай, скоро говори. А ну-ка попробуй сам:

Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Смешно? Может, отсюда и пошла народная мудрость: "Поспешишь - людей насмешишь". А ты знаешь какие-нибудь скороговорки? Задания:

1. Спой скороговорку с другим текстом:

Тары-бары-растобары,
У Варвары куры стары.

2. Сколько разных звуков в мелодии скороговорки? А теперь спой скороговорку только на двух звуках:

Дабы, дабы, дабы-бы,
Пошла баба по грибы.

Все слоги пой на одной ноте, кроме выделенного слога бы.Этот слог пой, будто взбираешься на ступеньку вверх. Потяни более высокий звук подольше. Согласные произноси четко! Не ленись!

В разделе "Интеграция художественных дисциплин" используются следующие произведения для начальной школы, расположенные по темам, которые рекомендуются для проведения интегрированных занятий, объединяющих ИЗО, литературу и музыку.

Тема "Азбука красоты"

Музыка: И. Филипп "Колыбельная", С. Майкапар "Дождик", Д. Шостакович "Марш", И. Стрибог "Вальс петушков", Д. Штейбельт"Адажио", В. Шаинский "Чему учат в школе", А. Эшпай "Танец", А. Островский "Нотная азбука", Р. Паулс "Алфавит", Г. Свиридов "Грустная песня".

Литература для чтения: М. Князева "Азбука искусств", Н. Ветлугина "Музыкальный букварь".

Тема "Осень"

Музыка: Г. Свиридов "Грустная песня", В. Шаинский "Чему учат в школе", Г. Свиридов "Осенние листья", В. Кузнецов "За окном идет дождь", П. Чайковский "Грустная песенка", "Осенняя песня", Е. Тиличеева, cл. Л. Дымовой "О чем плачет дождик", "Осень бродит лесами", "Что у осени в корзине", Д. Васильев-Буглай "Осень".

Литература для чтения: Ф. Тютчев "Листья", "Есть в осени первоначальной", И. Бунин "Листопад", А. Блок "Зайчик".

ИЗО: И. Шишкин "Осень", И. Грабарь "Рябина", И. Левитан "Золотая осень", "Слободка".

Тема "Мир животных"

Музыка: Ю. Чичков "Мой щенок", А. Савельев "Настоящий друг", В. Шаинский "Не дразните собак", "Пропала собака", Г. Гладков "Про львенка и черепаху", Н. Любарский "Курочка", С. Майкапар "Мотылек", Э. Григ "Бабочка", К. Сен-Сане "Лебедь" из цикла "Карнавал животных".

Литература для чтения: С. Михалков "Мой щенок", Л. Толстой "Котенок", Н. Носов "Живая шляпа".

ИЗО: И. Шишкин "Утро в сосновом лесу", "Лесная чаща", "Цветы у опушки леса".

Тема "Зима"

Музыка: П. Чайковский "Зимнее утро", Б. Кырвер "Ручеек замерзает", Ж. Металлиди "Воробьишкам холодно", С. Сароян "Пейзаж", С. Стоянов "Снежинки", русские народные песни "Уж ты зимушка-зима", "Зимушка", В. Шаинский, cл. М. Танича "Зимняя сказка", Е. Крутицкий"Зима", В. Соколов "Снежная тропинка".

Литература для чтения: А. Пушкин, С. Есенин и Ф. Тютчев о зиме, А. Пушкин "Мороз и солнце", "Мечтатель" (отрывок), А. Плещеев"Зимний вечер".

ИЗО: И. Шишкин "Зима", "Иней", Л. Пластов "Первый снег", В. Суриков "Зима", Б. Кустодиев "Масленица", А. Рябушкин "Зимнее утро".

Тема "Друзья со мной"

Музыка: И. Разоренова, cл. Б. Найденовой "Мы - дружные ребята", З. Львов-Компанеец "Все дети на планете", Ю. Мильман, cл. А. Мариюна "Друзья-товарищи", Г. Гладков - музыка к мультфильму "Бременские музыканты", В. Шаинский "Песня о дружбе", В. Шаинский,cл. М. Танича "Когда мои друзья со мной", А. Савельев "Настоящий друг".

Тема "Весна"

Музыка: Э. Григ "Весною", немецкая народная песня "Приди, весна", русская народная песня "Веснянка", М. Глинка "Жаворонок", П. Чайковский "Песнь жаворонка"; цикл "Детский альбом": Ф. Шопен "Весна", Э. Ильина, cл. С. Капутикян "Кап... кап...", Р. Шуман "Май, милый май, скоро ты вновь настанешь", Н. Виноградова, cл. Я. Полонского "Весенняя песенка".

Литература: А. Майков "Поле зыблется цветами" (отрывок), Ф. Тютчев "Зима не даром злится", "Весенние воды", А.К. Толстой "Вот уж снег последний тает", А. Пушкин "Гонимы вешними лучами", С. Маршак "Веселая песенка", В. Жуковский "Жаворонок".

ИЗО: К. Юон "Мартовское солнце", А. Саврасов "Грачи прилетели", Ф. Васильев "Оттепель", Б. Кустодиев "Масленица", И. Левитан"Март".

Тема "Доброе имя человека"

Музыка: В. Шаинский "Антошка", А. Александров, cл. М. Ивенсен "Всегда найдется дело", О. Бер "Шалун", В. Шаинский, сл. Ю.Энтина "С понедельника возьмусь", "Встану рано поутру", М. Грачев "Веселые мастера", М.Степаненко "Обидели", Е. Крылатое, cл. Е. Евтушенко "Не надо бояться", Г. Гаврилин "Маленький лгунишка", А. Ленин, cл. Г. Рублевой "Песенка крокодила Гены".

Основные итоговые ориентиры для учителя I класса.

Учащиеся должны знать:

· первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;

· музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр; динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;

· внешний вид музыкальных инструментов: фортепиано (пианино и рояль), скрипка, флейта, труба, балалайка;

· структурные формы: двухчастная, трехчастная, вариации;

· исполнительские коллективы: оркестр (духовой и народных инструментов), хор;

· певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас;

· правила пения, певческой установки и охраны голоса.

Учащиеся должны уметь:

· узнавать освоенные музыкальные произведения (их названия и авторов);

· дать определение общего характера музыки;

· охарактеризовать средства музыкальной выразительности: темп (быстрый, медленный, умеренный), силу звучания (громко, тихо), регистр (высокий, низкий, средний), мелодию (плавная, скачкообразная), ритм (ровный, пунктирный);

· соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой звука, напевно, легко, светло, звонко, не форсировать звук, правильно дышать при пении, ясно выговаривать слова и правильно делать ударения;

· понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало и окончание пения;

· уметь выделять сильную долю в двудольном размере;

· импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера, отдельные фразы стихотворного текста, одноголосное ритмическое сопровождение;

· тактировать на "два", ритмично ходить в характере музыки, выполнять в хлопках простой ритм, отмечать движением руки разную высоту звуков;

· выполнять танцевальные движения, маршировать, легко бегать под музыку, перестраиваться в большой и малые круги.

II класс

Музыкальные занятия во II, III и IV классах во многом являются естественным продолжением музыкального воспитания учащихся I класса. При этом новые знания и умения не "отменяют" того, что уже освоено, а как бы накладываются на уже имеющуюся основу.

Во II классе изучаются закономерности развития музыки и композиционного построения музыкальных произведений с рассказом об интонировании - на всем протяжении музыкального произведения; продолжается накопление музыкально-слухового опыта, в процессе слушания музыки вводятся знания о таких композиционных структурах, как рондо, сюита, одночастная форма, полифония.

Для слушания музыки во II классе можно использовать следующие произведения: Э. Григ - сюита "Пер Гюнт", С. Прокофьев -фрагменты кантаты "Александр Невский", К. Сен-Сане "Карнавал животных", П. Чайковский "Вальс" из балета "Спящая красавица", Р. Щедрин "Царь Горох" из балета "Конек-Горбунок", Ж. Бизе

- увертюра к опере "Кармен", И. Стравинский "Кащеево царство" из балета "Жар-птица", М. Глинка "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила" и "Арагонская хота", Ф. Шопен - Прелюдия № 7 (Ля мажор), А. Бородин "Спящая княжна" (романс). Продолжить изучение симфонической сказки "Петя и Волк" С. Прокофьева.

В разделе "Духовная музыка" рекомендуется сопоставить пьесы из "Детского альбома" П. Чайковского "Утренняя молитва" и "В церкви" с духовными произведениями "Благослови душе моя, Господи" и "Свете тихий". Провести параллели между духовной музыкой и русской классикой, сравнивая торжественное песнопение "Многая лета" и его образно-тематическое воплощение в заключительном хоре "Славься!" из оперы "Иван Сусанин" М. Глинки.

В разделе "Музыкальная культура родного края" необходимо рассказать о календарных праздниках и сопровождающих их обрядах: Масленице (сжигание чучела Зимы), Святках (гадание), дне Ивана Купалы (праздник очищения огнем); об обрядовых календарных песнях: зимних (колядка и "Прялица"), весенних (веснянка), масленичных ("Блины"), летних ("Ты коси, моя коса") и закличках.

Изучение детьми фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих корней и первоисточников как исторической памяти. Цель включения фольклора в содержание музыкального образования младших школьников - приобщение их к отечественной национальной культуре. В данном процессе перед учителем встают задачи формирования у детей навыков исполнения русских народных песен, воспитания у них интереса и уважения к традициям своего народа.

При этом важно усвоение народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздание среды бытования русских народных песен - изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов. Изучению фольклора способствуют условия и атмосфера улицы, народного гулянья, поэтому важным звеном учебного процесса должны стать разнообразные экскурсии. Другими положительными факторами являются обращения к записям фольклористов, экспонатам народно-прикладного творчества, истории народного костюма. Зерно фольклора составляет импровизация, поэтому в младших классах рекомендуется применять простейшие формы-приемы варьирования (заполнение интервалов поступенным движением, перекомбинирование звуков внутри мелодического оборота, расширение его диапазона опеванием крайних звуков, дробления долей из-за вставки междометий и т.д.).

В разделе "Интеграция художественных дисциплин" изучаются следующие темы.

Тема "Прекрасен мир - пойми язык живой природы"
(лето, осень)

Музыка: П. Чайковский - из цикла "Времена года": "Баркарола", "Песнь косаря", "Жатва", "Охота", "Осенняя песнь", его же "Ноктюрн";А. Вивальди - из цикла "Времена года": "Лето"; С. Прокофьев "Дождь и радуга", "Утро"; А. Гедике "Гроза"; песни: П. Чайковский, cл. А. Плещеева "Мой садик", "Осенью", Т. Попатенко, cл. М. Ивенсен "Скворушка прощается", Ц. Кюи, cл. А. Плещеева "Осень"; Ф. Шопен - Прелюдия № 15.

Литература: С. Маршак "Дождь", Ф. Тютчев "Есть в осени первоначальной", А. Пушкин "Уж небо осенью дышало", "Граф Нулин" (отрывок), "Осень" (отрывок), А. Кольцов "Косарь", "Урожай", Н. Беренгоф "Осень", А. Пришелец "Песня" (отрывок).

ИЗО: Ф. Васильев "Мокрый луг", М. Воробьев "Летняя ночь в Петербурге", И. Шишкин "Рожь", А. Степанов "Журавли летят", В. Перов"Охотники на привале", В. Поленов "Золотая осень", "Заросший пруд"; И. Левитан "Осенний день. Сокольники", "Березовая роща", "Летний вечер", "Луг на опушке леса", "Осень. Долина реки", А. Куинджи "Березовая роща".

Тема "Дела человека - творчество народа"

Музыка: русские народные песни.

ИЗО: И. Грабарь "Автопортрет"; народно-прикладное творчество: Дымково, Гжель, Жостово, Хохлома, Городец.

Тема "Верный друг"

Музыка: С. Прокофьев - из симфонической сказки "Петя и Волк": "Птичка", "Утка", "Волк".

Литература: В. Чаплин "Лесная кормушка", К. Паустовский "Заячьи лапы", Г. Скребицкий "Носатик".

ИЗО: художники-анималисты: Е. Чарушин, В. Ватагин, Н. Кукунов; резьба по дереву.

Тема "Без друзей, что дерево без корней"

Музыка: И. Морозов - балет "Доктор Айболит", музыка к спектаклю Н. Сац "Золотой ключик", Э. Денисов - музыка к сказкам "Маленький принц", "Малыш и Карлсон", песни о дружбе В. Шаинского, Е. Птичкина, Ю. Чичкова.

Литература: Дж. Родари "Приключения Чиполлино", А. Толстой "Приключения Буратино", А. Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Тема "Живой язык природы" (зима)

Музыка: П. Чайковский - из цикла "Времена года": "У камелька", "Святки", "На тройке", "Масленица", "Вальс снежинок" из балета "Щелкунчик", Р. Шуман "Дед Мороз", А. Вивальди - из цикла "Времена года": "Зима".

Литература: И. Некрасов "Тройка" (отрывок), "Не ветер бушует над бором", А. Пушкин "Зимняя дорога", "Зимний вечер", "Зимнее утро",В. Жуковский "Светлана" (отрывок), С. Есенин "Поет зима, аукает...", "Пороша", А. Чехов "Шел первый снег", Ф. Тютчев "Чародейкою зимою".

ИЗО: А. Пластов "Первый снег", К. Коровин "Зимой", И. Шишкин "Зима", "Иней", И. Грабарь "Февральская лазурь", "Зимний пейзаж", Л. Саврасов "Зима", М. Чюрленис "Зима", Б. Кустодиев "Масленица".

Тема "Весна"

Музыка: П. Чайковский, cл. А.Майкова "Весна", из цикла "Времена года": "Песнь жаворонка", "Подснежник", С. Рахманинов "Весенние воды".

Литература: О. Туберовская "В гостях у картин" (Первое дуновение весны), А. Плещеев "Весна", Ф. Тютчев "Весенние воды", "Весенняя гроза", В. Жуковский "Жаворонок", А. Майков "Весна", "Поле зыблется цветами" (отрывок), С. Есенин "Черемуха", А. Фет "Еще майская ночь" (отрывок).

ИЗО: А. Саврасов "Ранняя весна", "Оттепель", "Грачи прилетели", И. Левитан "Март. Большая вода", К. Юон "Мартовское солнце".

Тема "Доброта"

Музыка: А. Хачатурян "Колыбельная" из балета "Гаянэ", П. Чайковский, cл. А. Майкова "Колыбельная", Р. Паулс "Колыбельная".

ИЗО: К. Кирке "Колыбельная людям", Л. Кирилова "Счастье", Ф. Гордеев "Освещенные солнцем".

Основные итоговые ориентиры для учителя во II классе:

Учащиеся должны знать:

· жанры народных песен: хороводные, лирические, календарные;

· состав оркестра народных инструментов;

· внешний вид и звучание тембров домры, гуслей, балалайки, баяна, дудочки и трещотки;

· музыкальные термины и названия: лад (мажорный, минорный), нотный стан, ноты, знаки альтерации (диез, бемоль), тон и полутон, длительности (целая, половинная, четверть, восьмая, нота с точкой);

· структурные формы музыкальных произведений: рондо, сюита;

· особенности звукоизвлечения на триоле и фаэми.

Учащиеся должны уметь:

· узнавать усвоенные музыкальные произведения, их названия и авторов;

· делать разбор музыкального произведения с помощью учителя;

· сравнивать характер, темп, регистр двух музыкальных произведений;

· выразительно исполнять песни;

· оценивать пение свое и одноклассников;

· распевать один слог на несколько звуков;

· петь мелодии со звуковедением поп legato, staccato не только в умеренном, но и в подвижном темпе;

· выделять сильную долю в трехдольном размере;

· импровизировать мелодии в характере персонажей сказок; в жанре марша, песни и танца, ритмическое сопровождение в характере музыки, мелодии на стихотворное двустишие в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;

· тактировать на 34, выполнять простой ритмический рисунок;

· выполнять изобразительные и танцевальные движения;

· менять характер движений с изменением музыки, делать остановку в конце фраз;

· исполнять двухголосные песни в диапазоне до1 - ре2.

Ill класс

В III классе предполагается, что учащиеся должны самостоятельно ориентироваться в музыке с позиций изучаемой темы. Дальнейшее развитие должно получить изучение художественных ценностей русской и мировой музыкальной культуры, в которое следует включать сведения о композиторах, своеобразии русской музыки, ее связях с культурой народов России. Необходимо обозначить для ребят такие понятия, как "симфонический оркестр", "группы его инструментов", рассказать о жанре "симфоническая картина" и о полифонии в музыке. В III классе изучаются опера и балет, анализируется музыкальная жизнь России (концертные залы, музыкальные конкурсы, театры оперы и балета, праздники песни, исполнительские музыкальные коллективы, музыкальные учебные заведения).

В III классе рекомендуются следующие произведения по слушанию музыки: Н. Римский-Корсаков - фрагменты опер "Садко", "Снегурочка", "Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок", П. Чайковский - балеты "Щелкунчик", "Лебединое озеро", Первый концерт для фортепиано с оркестром, финал Четвертой симфонии, Р. Щедрин - фрагменты из балета "Конек-Горбунок", М. Глинка - ария Ивана Сусанина из одноименной оперы, С. Рахманинов - Третий концерт для фортепиано с оркестром, И.С. Бах "Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата".

В разделе "Хоровое пение" предусмотрены работа над чистотой интонации, дикцией, терцовым двухголосием, исполнение

подголосочной полифонии, знакомство с правилами орфоэпии, расширение певческого диапазона: у первых голосов - до1 -ми2, у вторых - си - до2.

В разделе "Игра на музыкальных инструментах" предусматриваются: овладение навыками подбора по слуху, ансамблевого исполнения; корректировка качества исполнения различных партий детского оркестра; подбор по слуху несложных мелодий на разных инструментах.

В разделе "Интеграция художественных дисциплин" представлены следующие художественные произведения по темам и различным видам искусства.

Тема "Родина"

Музыка: русская народная песня "Во поле береза стояла", Д. Кабалевский "Наш край", Третий фортепианный концерт (2-я часть), П. Чайковский - финал Четвертой симфонии.

Литература: С. Воронин "Моя береза", А. Прокофьев "Я люблю березу русскую", М. Пришвин "Моя Родина".

ИЗО: пейзажи И. Шишкина, И. Левитана, Б. Поленова.

Тема "Сияние летнего дня"

Музыка: Э. Григ "Утро", М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке" из оперы "Хованщина", П. Чайковский - из цикла "Времена года": "Песня косаря", Р. Шуман "Песня жнецов", А. Вивальди - из цикла "Времена года": "Лето", Ю. Чичков "Музыкант-турист".

Литература: С. Есенин "С добрым утром", Л. Толстой "Какая бывает роса на траве", К. Ушинский "На поле летом", А. Кольцов "Косарь",Г. Скребицкий "На лесной поляне", А. Твардовский "Рожь, рожь, дорога полевая", К. Паустовский "Какие бывают дожди?".

ИЗО: Ш. Добиньи "Утро", И. Шишкин "Снедь-трава", "Рожь", "Перед грозой", "Дождь в дубовом лесу", В. ван Гог "После дождя", "Мокрая терраса", И. Левитан "В бурю", "Дождь".

Тема "Люблю я пышное природы увяданье"

Музыка: П. Чайковский - "Сентиментальный вальс", из цикла "Времена года": "Осенняя песнь", "На тройке", А. Вивальди - из цикла "Времена года": "Осень" (2-я часть), Ф. Шопен - Мазурка ля минор.

Литература: И. Тургенев "Осенний день в березовой роще", А. Пушкин "Осень", И. Бунин "Листопад", К. Бальмонт "Поспевает брусника", Г. Скребицкий "Приметы осени".

ИЗО: И. Левитан "Золотая осень", "Осенний день. Сокольники", "Рябинка", И. Остроухое "Золотая осень", В. Поленов "Золотая осень".

Тема "Звон русской зимы"

Музыка: П. Чайковский - из цикла "Времена года": "Святки", "У камелька", "Масленица", Первая симфония ("Зимние грезы", 1 - 2-я части), Л. Вивальди - из цикла "Времена года": "Зима", П. Чайковский - балет "Щелкунчик", Г. Свиридов - из Кантаты памяти Сергея Есенина "Поет зима, аукает".

Литература: К. Паустовский "Однажды ночью я проснулся", И. Василевский "Снегопад", Б. Пастернак "Снег идет", К. Бальмонт"Снежинка", А. Пушкин "Зимнее утро", "Зимняя дорога", Ф. Тютчев "Чародейкою зимою", С. Есенин "Поет зима, аукает", С. Аксаков "Буран",Э.Т.А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный король".

ИЗО: иллюстрации Д. Петрова к "Щелкунчику", А. Пластов "Первый снег", А. Рябушкин "Зимнее утро", И. Грабарь "Февральская лазурь", И. Шишкин "Лес зимой".

Тема "О весне"

Музыка: Г. Свиридов "Весна и осень", П. Чесноков "Зеленый шум", С. Рахманинов - романс "Весенние воды", П. Чайковский - из цикла "Времена года": "Песнь жаворонка", "Подснежник", "Белые ночи", А. Вивальди - из цикла "Времена года": "Весна".

Литература: А. Чехов "Весной", Н. Гоголь "Весна", Ф. Тютчев "Весенние воды", "Весенняя гроза", Н. Некрасов "Зеленый шум".

ИЗО: Н. Крылов "К весне", И. Левитан "Весна. Большая вода", И. Грабарь "Мартовский снег", В. Бакшеев "Голубая весна".

Тема "Мы в ответе за братьев меньших"

Музыка: Г. Галынин "Медведь", Э. Григ "Бабочки", Ф. Куперен "Бабочка", С. Прокофьев - симфоническая сказка "Петя и Волк".

Литература: Л. Толстой "Птичка", "Булька", В. Астафьев "Стрижонок Скрип", Д. Мамин-Сибиряк "Приемыш", "Медведко".

ИЗО: Е. Чарушин (иллюстрации), В. Ватагин, В.Серов (рисунки).

Тема "Что за прелесть эти сказки"

Музыка: М. Мусоргский - из цикла "Картинки с выставки": "Избушка на курьих ножках", В. Кикта "У ручья грустит Аленушка"; русские народные песни: "Как за речкою, да за Дарьею", "Солдатушки, бравы ребятушки", "Пошла млада за водой", "Жаворонки", "Веснянки".

Литература: волшебные сказки - "Летучий корабль", "Сивка-Бурка", пословицы и поговорки.

ИЗО: В. Васнецов "Сивка-Бурка", "Иван-царевич на Сером волке", "Аленушка".

В разделе "Духовная музыка" предусмотрено знакомство с народным месяцесловом и православными христианскими праздниками, народными обрядами и приметами, колядованием в праздник Рождества Христова; литературно-музыкальной композицией по легенде "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и одноименной оперой Н.А. Римского-Корсакова и др.

В разделе "Музыкальная культура родного края" предлагаются к изучению песни, связанные с движением (хороводные, игровые, плясовые) на открытом пространстве (на природе) и в избе (игрищные, посиделочные); формы вождения хороводов - круг, ряды, орнаментальные фигуры, шествие (местные названия и разновидности); игровые песни с занимательным действием (традиции отдельных регионов), плясовые песни веселого, шутливого характера (русский плясовой шаг, кадриль, трепак, камаринская и пр.).

Основные итоговые ориентиры для учителя III класса.

Учащиеся должны знать:

· состав симфонического оркестра, его группы: струнная, духовая (деревянная и медная), ударная;

· музыкальные термины и названия: концерт, спектакль, опера, балет, консерватория, симфоническая картина, музыкальный конкурс, музыкальные концертные залы и театры; ария, увертюра, антракт, пауза;

· музыкальные тембры инструментов симфонического оркестра;

· духовные стихи;

· формы вождения хороводов.

Учащиеся должны уметь:

· выразительно исполнять песни;

· по-разному произносить текст в зависимости от характера песни;

· четко исполнять песни с пунктирным ритмом и синкопами;

· узнавать звучание групп симфонического оркестра, фрагменты из опер и балетов;

· определять состав исполнителей музыки (духовой или симфонический оркестр, народных инструментов);

· импровизировать двух-трехголосное ритмическое сопровождение в характере музыки; сочинять подголоски, окончания фраз отдельных русских народных песен, мелодии на стихотворный текст (четверостишие) в соответствии с его эмоционально-смысловым содержанием;

· инсценировать сюжеты игр и тексты песен пластическими движениями, передавать музыкально-игровые образы, исполнять дробный шаг, пружинку и т.д.

IV класс

Основным содержанием музыкального обучения и воспитания в IV классе должны стать обобщенные ключевые знания о взаимосвязи национальных культур народов мира, о единстве музыкальной культуры, многожанровости народной музыки, связанной с жизнью народа, его историей, бытом. Народная музыка в творчестве композитора - формы и способы использования народного творчества: обработка, цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе, стилизация. Исполнительские средства выразительности - динамика, штрихи, фразировка, агогика. Музыкальные профессии: композитор, дирижер, пианист, музыкант, солист, артист.

В IV классе рекомендуются следующие произведения для слушания музыки: А. Александров "Государственный Гимн России", И. Брамс - венгерские танцы, В.А. Моцарт - симфония № 40 (1-я часть), М. Мусоргский - цикл "Картинки с выставки", С. Прокофьев - кантата "Александр Невский", Д. Гершвин - "Колыбельная" из оперы "Порги и Бесс", Жан-Мишель Жарр - избранное, Д. Кабалевский - кантата "Песня утра, весны и мира", П. Чайковский - цикл "Времена года", Л. Бетховен - сонаты, Ф. Шопен - прелюдии.

Четвероклассники должны уметь импровизировать в определенном жанре и досочинять заданные мелодии, импровизировать имена в пении, мелодии без слов, музыкальные вопросы и ответы, транспонировать простые мотивы.

В разделе "Ритмика" в IV классе предусмотрены придумывание движений для музыкальной игры, хоровода, пляски, комбинирование знакомых элементов танца, создание собственных движений, своего простого танца, собственных композиций музыкальных игр, продумывание последовательности эпизодов и действий персонажей сценической игры.

В разделе "Игра на музыкальных инструментах" ученикам предлагается по записи несложных оркестровых партитур к песенным и музыкальным миниатюрам создать свою оркестровку из набора детских инструментов с обоснованием замысла.

В разделе "Духовная музыка" предлагается рассказать ребятам о связи духовной музыки, религиозной культуры с современностью в виде диалога поколений, соединить настоящее с прошедшим, указав на преемственность поколений в передаче глубокого жизненного опыта от искусства Древней Руси до нашего времени. В этом помогут беседа о красоте духовной музыки и прослушивание "Херувимской № 7" Д. Бортнянского, хора "Свете тихий" и фрагментов "Всенощной" С. Рахманинова.

В разделе "Музыкальная культура родного края" для изучения детям предлагаются произведения повествовательных жанров народного творчества - былины (богатырские, сказочно-фантастические), исторические песни (отражающие историю России), баллады, скоморошины, сказки с напевами, сочетающие устное поэтическое и музыкальное народное творчество (волшебные, приключенческие, бытового характера с установкой на вымысел).

В разделе "Интеграция художественных дисциплин" представлены следующие художественные произведения по темам и различным видам искусства.

Тема "Народность авторской сказки"

Музыка: Р. Щедрин - балет "Конек-Горбунок", "Озорные частушки", Н. Римский-Корсаков - опера "Сказка о царе Салтане": фрагменты (три чуда), Л. Лядов "Кикимора", Ц. Кюи - детская опера "Иванушка-дурачок".

Литература: П. Ершов "Конек-Горбунок", Л. Пушкин "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и работнике его Балде", Л. Толстой"Кикимора", русские сатирические сказки (сборник), "Кот-баюн".

ИЗО: иллюстрации И. Бибилина к "Сказке о царе Салтане", М. Врубель "Царевна-Лебедь", В. Васнецов "Баба-Яга", О. Кипренский"Портрет А.С. Пушкина", лаковая миниатюра (Палех).

Тема "Москва. Россия. Отечество"

Раздел 1. "Без прошлого нет настоящего"

Музыка: М. Глинка - опера "Иван Сусанин", П. Чайковский - кантата "Москва", С. Прокофьев - опера "Война и мир" (ария Кутузова), И. Дунаевский "Моя Москва", Л. Петров "Я шагаю по Москве".

Литература: Н. Кончаловская "Наша деревянная столица", Т. Зотова "Серебряные пруды", В. Драгунский "Арбузный переулок", Л. Пушкин "Как часто в горестной разлуке", М. Лермонтов "Москва, Москва, люблю тебя как сын", К. Рылеев "Ты, как мученик горела, Белокаменная".

ИЗО: В. Васнецов "Основание Москвы", "У стен деревянного города", "Вид на белокаменный Кремль", неизвестный художник "Пожар Москвы 1812 г.", В. Бочаров "Вид на Москву с Воробьевых гор".

Раздел 2. "Героизм за Родину"

Музыка: М. Глинка - ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин", Л. Бородин - вторая симфония "Богатырская" (часть 1-я), былины как самый древний жанр русской народной песни, старинные русские музыкальные инструменты, их звучание.

Литература: былинный сказ - "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Болезнь и исцеление Ильи", "Илья и Соловей-разбойник".

ИЗО: В. Васнецов "Богатыри".

Раздел 3. "Роль личности и народа в истории"

Музыка: С. Прокофьев - кантата "Александр Невский" (часть 4-я "Вставайте, люди русские" и часть 6-я "Ледовое побоище"), А. Аренский "Марш памяти Суворова", А. Новиков "Учил Суворов".

Литература: К. Симонов "Ледовое побоище", А. Митяева "Книга будущих командиров": глава "Как Саша Суворов учил военную азбуку", С. Алексеев "Рассказы о Суворове".

ИЗО: П. Корин - триптих "Александр Невский", В. Суриков "Переход Суворова через Альпы".

Раздел 4. "Сила духа человека"

Музыка: М. Глинка - опера "Иван Сусанин" (ария Ивана Сусанина, хор "Славься"), Д. Кабалевский "Реквием".

Литература: Б. Полевой "Последний день Матвея Кузьмича", "Повесть о настоящем человеке", А. Твардовский "Рассказ танкиста", "Василий Теркин", Л. Кассиль "У классной доски".

ИЗО: С. Герасимов "Мать партизана", Д. Фивейский - скульптура "Сильнее смерти", В. Серов "Этого мы никогда не забудем", "Расстрел", Ю. Непринцев "Отдых после боя".

Тема "Наполним музыкой сердца"

Музыка: Э. Григ - Концерт для фортепиано с оркестром (ля-минор), П. Чайковский - Первый концерт для фортепиано с оркестром, В.А. Моцарт - "Маленькая ночная серенада", Симфония № 40 (соль-минор).

Литература: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками", "Скрипучие половицы", А. Кленов "Рояль без ножек", Г. Цыферов"Детство Моцарта".

ИЗО: И. Шишкин "Лесные дали", "Рубка леса", Н. Ромадин "Лесное озеро", А. Менцель "Концерт в Сан-Суси", Н. Кузнецов "Портрет П.И. Чайковского".

Формы проведения контроля:

· 1) выразительное чтение;

· 2) описание по картине;

· 3) краткая характеристика музыкального произведения;

· 4) рассказ по аналогии;

· 5) музыкальная викторина "Угадайка";

· 6) мелодекламация;

· 7) сочинение по произведению;

· 8) конкурс рисунков;

· 9) словесное описание;

· 10) сравнительная характеристика картин;

· 11) подбор цитат к картинам и музыкальным произведениям. Основные итоговые ориентиры для учителя IV класса.

Учащиеся должны знать:

· жанры русской народной песни (исторические, трудовые, свадебные, шуточные);

· характерные особенности музыкального языка народной песни (переменный лад, свободное многоголосие на основе подголосочной полифонии);

· способы использования народной песни в профессиональном творчестве (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном духе);

· различное соотношение ступеней в мажорном и минорном ладу; значение триолей.

Учащиеся должны уметь:

· делать разбор музыкальных произведений;

· определять общий характер музыки;

· охарактеризовать средства музыкальной выразительности - темп, динамика, регистр, мелодия, лад (мажорный, минорный - натуральный, гармонический, переменный лад), гармония, фактура (гомофонно-гармоническая, гармоническая, полифоническая);

· прослеживать развитие музыкального образа и изменение средств музыкальной выразительности;

· разбираться в строении произведений;

· соблюдать в пении певческую установку, правильно дышать, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte);

· петь свободно, легко, звонко, с мягкой атакой звука, напевно (legato, поп legato, staccato, marcato);

· пользоваться цепным дыханием в процессе хорового пения, петь интонационно чисто, ясно и грамотно произносить текст песен;

· импровизировать ритмическое сопровождение в характере музыки, подголоски к песням, досочинять заданные мелодии и придумывать свои на предложенные стихи;

· передавать в движениях синкопированный ритм;

· исполнять ритмический рисунок музыки на ударных детских инструментах;

· протактировать музыкальный размер некоторых образцов народной музыки;

· транспонировать несложные мелодии;

· комбинировать знакомые элементы танца;

· придумывать свои движения для игры;

· создавать свои простые танцы;

· создавать собственные композиции игр;

· продумывать последовательность эпизодов и действий персонажей музыкального спектакля;

· создавать свою оркестровку из набора детских элементарных инструментов с обоснованием собственного замысла;

· ориентироваться в записи несложных оркестровых партитур к музыкальным миниатюрам.

ПЛАН И КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие ребята. Пусть при этом вы немного слукавите - важно, чтобы поощрительное слово звучало в тот момент, когда дети действительно этого заслуживают.

Под уроком музыки в начальной школе следует понимать определенный завершенный этап музыкальной работы с детьми в целостном учебном процессе. Это своеобразное "педагогическое произведение", которое имеет черты сходства со всеми другими школьными предметами и свою внутреннюю логику. Среди общих черт, сближающих урок музыки с занятиями по другим предметам начального образования, можно назвать следующие:

· общая цель - воспитание гармонически развитой личности;

· психолого-педагогические, коммуникативные и социологические закономерности педагогического процесса;

· основные принципы дидактики;

· формы организации урока (общность состава учащихся, единая продолжительность занятий по времени, структурные элементы их организации - сообщение нового, повторение, проверка усвоения пройденного материала);

· целостность занятия (подчинение разных видов деятельности детей конкретной цели урока);

· основные методы обучения.

При этом данный предмет имеет определенную специфику, являясь уроком искусства. Ему присущи эмоционально-образная форма мышления, познание в форме художественного образа, творческая деятельность учащегося; предмет познания - эстетическое отношение к реальности, путь освоения - переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. В этом смысле урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла - изобразительной деятельности, трудовому воспитанию и литературе.

Общими у этих предметов считаются цели художественного развития учащихся - воспитание эстетического отношения к жизни, художественной культуры; задачи (развитие способности восприятия произведений искусства и потребности в общении с ними, получение опыта полноценного художественного творчества, развитие воображения, творческого отношения к жизни, художественного мышления), методы педагогики искусства - побуждение к сопереживанию (Н.А. Ветлугина), приобщение к художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства (Б.М. Неменский), создание обстановки внутренне эмоционального приятия художественного произведения (Б.Т. Лихачев). Общими также являются: понимание специфики преподавания предметов эстетического цикла как отношения к жизни и искусству через мироощущение авторов художественных произведений, понимание этапа начального образования как основы развития эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира.

При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями, представляя собой комплекс различных видов музыкальной деятельности детей (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, музыкально-образовательная деятельность, игра на музыкальных инструментах, творчество). Перечисленные виды музыкальных действий детей могут быть представлены в различных комбинациях, следовательно, какого-либо определенного "трафарета" в проведении урока музыки быть не может. Однако занятия отдельными видами этого музыкального комплекса на уроке должны быть выстроены как цельная и динамичная композиция. "У этой композиции, - отмечает Н.А. Терентьева, - есть своего рода завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и, наконец, развязка, где подводятся итоги"1.

Основными принципами урока музыки являются целенаправленное педагогическое воздействие, компетентность при формировании необходимых знаний, навыков и умений, эмоционально-образная атмосфера проведения урока. Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании и развитии детей будет действительно эффективной, если уроки музыки будут отвечать ряду условий.

1. Комплексное решение учебно-воспитательных задач на уроках музыки.

2. Соблюдение принципов дидактики в процессе обучения детей музыке.

3. Использование на уроках музыки проблемных вопросов и ситуаций.

4. Широкое использование на уроках музыки наглядности и ТСО (технических средств обучения).

5. Соблюдение преемственности в музыкальной деятельности школьников разных возрастов.

6. Соблюдение межпредметных связей уроков музыки, изобразительного искусства и литературы, истории, природоведения, художественного труда и т.д.

7. Использование разнообразных приемов и методов работы с детьми на уроках музыки, включая элементы игры, с целью привлечения внимания, интереса детей к музыкальному творчеству, пробуждения у них эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям окружающей действительности, чувства сопереживания музыкальным образам.

8. Соблюдение тесной связи (задач, целей, содержания, приемов) уроков музыки с другими уроками и внеклассными, а также внешкольными мероприятиями по музыке.

9. Постоянное совершенствование методики проведения уроков музыки по всем основным разделам учебной программы.

10. Использование в процессе обучения детей музыкальному искусству передового педагогического опыта.

План и конспектурока музыки имеют общие составные элементы:

· тема урока (по программе);

· формулировка цели урока (каких результатов следует добиться в пении, нотной грамотности, понимании музыкальных закономерностей при слушании музыкальных произведений и др.).

Цель как идея "педагогического произведения" делает урок музыки четким, имеющим ясную перспективу. План урока, будучи учительским документом, должен содержать следующие элементы:

· разработку содержания урока (перечень его этапов с примерной дозировкой времени);

· описание хода урока, заключающееся в кратком изложении того, как предполагается реализовывать каждый из элементов урока.

План - это письменная формулировка основных этапов занятия, описание тематики опроса, музыкальных проблем для беседы, тем для закрепления и повторения пройденного материала, перечень задач и упражнений. В плане может быть предусмотрена и характеристика возможного домашнего задания, например: просмотреть определенную музыкальную телепередачу, прослушать музыкальный радиожурнал, выучить текст песни и т.п. Уместно зафиксировать в плане и основные тезисы нового материала.

Конспект представляет собой более подробное раскрытие хода урока с формулировками не только вопросов, но и предполагаемых ответов, описание наглядных пособий, изложение объяснений учителя, т.е. конспект - это сценарий урока, подобный поурочным разработкам школьной программы Д.Б. Кабалевского.

Выбор между планом или конспектом - дело учителя. Однако начинающим учителям следовало бы поначалу писать конспекты - это поможет сконцентрироваться при проведении занятия.

Учитель музыки в плане-конспекте должен:

· определить цель урока;

· отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом целостности урока;

· структурировать последовательность различных видов деятельности детей с учетом принципа контраста;

· определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

· сформулировать комплекс задач (образовательных, воспитательных, развивающих), решение которых предполагается в каждом разделе урока;

· подобрать адекватные целям и задачам методы работы и основные дидактические принципы;

· продумать методику работы, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях, технические сложности в песенном репертуаре.

Приведем пример плана урока для I класса, первая четверть (из опыта работы М.С. Осенневой)1.

Тема урока - "Музыка всюду живет, только прислушаться надо".

Цель урока: развитие певческой и слушательской культуры детей.

Содержание урока

Первый этап. Литературно-музыкальная композиция "Как ослик слушал музыку" на материале сказки Г. Цыферова "Бом, бом..." и фортепианной пьесы В. Гаврилина "Часы" (слушание).

Время - 10 минут.

Образовательная задача - формировать навыки внимательного восприятия искусства.

Воспитательная задача - способствовать становлению позитивного отношения к искусству как источнику духовного обогащения личности.

Развивающие задачи: пробуждать в детях интерес к серьезной музыке путем развития сенсорной сферы; способствовать обогащению сознания детей познанием действительности в художественных образах; развивать воображение детей, т.е. способность творить и мыслить создаваемыми образами путем детерминированных ситуаций.

Второй этап. Сюжетная игра - распевание "Путешествие в сказочный лес".

Время - 10 минут.

Образовательные задачи: закрепить умение различать звуки разной высоты и долготы (длительности); способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов (движение мелодии на одном звуке, постепенное восходящее и нисходящее мелодическое движение, нисходящее движение по звукам мажорного трезвучия); формировать навыки легкого, полетного звучания детского голоса.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях эстетическое видение мира; воспитывать певческую культуру звука.

Развивающая задача: расширять диапазон детского голоса.

Третий этап. Музыкально-ритмическое упражнение "Поплаваем" (музыка В. Золотарева, композиция движений И. Лифиц).

Время - 5 минут.

Задачи: формировать ощущение музыкальной фразы, динамических оттенков, навыки согласования движения с характером музыки; воспитывать инициативное отношение к предлагаемому заданию; способствовать развитию памяти, внимания и снятию излишней зажатости.

Четвертый этап. "Ай-я, жу-жу" - латышская народная песня (слушание и разучивание).

Время - 10 минут.

Задачи: формировать навыки певческой установки как комплекса обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию, прививать навыки правильного певческого дыхания; учить петь естественным голосом, слушая звучание хора; воспитывать уважение к певческой культуре других народов.

Пятый этап. "Утята" - музыка Е. Попляновой на слова из французского фольклора (повторение).

Время - 5 минут.

Задачи: формировать четкую дикцию; навыки пения в ансамбле; воспитывать артистическое начало в детях; способствовать развитию звуковысотного и ритмического слуха детей, вырабатывать интонационно-выразительные навыки исполнения.

Организационный момент - 5 минут.

Приведенный пример не догма, а всего лишь фрагмент, вырванный из контекста общей музыкальной работы в I классе. В целом же надо сказать, что ученики не должны страдать от того, что план слишком напряжен или, наоборот, легок. И потому в ходе занятий в нем, конечно же, многое можно изменить. Однако планирование урока делает труд учителя-музыканта целенаправленным и потому результативным.

Приводим пример конспекта урока музыки для II класса начальной школы, разработанного Ю.Б. Алиевым1.

Третья четверть, 2-й урок.

Распевание: "Колыбельная" Н. Римского-Корсакова.

Пение: повторение произведений - Ц. Кюи "Зима" и "Медведь" И. Стравинского.

Слушание музыки: повторение теоретических понятий темы "Средства музыкальной выразительности" (мелодия, ритм, гармония); повторное прослушивание произведений Э. Грига "Шествие гномов" и "В пещере горного короля".

Импровизация: повторение попевки собственного сочинения - "Январь".








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 5230;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.204 сек.