Основные теории социальной работы.

В настоящее время вполне определенно обозна­чились три доминирующих по степени влияния на теорию соци­альной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной ра­боте, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

1. Основу психолого-ориентированных теорийсоставляет позна­ние закономерностей, психологического развития и статуса чело­века в обществе. Особенности этих теорий связаны с признанием огромной роли прошлогоопыта индивида,уходящего корнями в детство и юность, воздействие которого обычно не вполне осознается людьми. Эта идея выражается понятием «предметные связи», или «связи жизненного опыта», составляющими основу психодинамической теории. Важно подчеркнуть, что практически все модификации теории социальной работы этого вида описывают воздействие прошлого опыта на оформление сти­ля поведения человека, уровень его адаптации к окружающей сре­де, соотносясь с психоаналитической теорией 3. Фрейда, но не со­единяясь с ней.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта чело­века на его современное состояние, анализ противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что психолого-ориентированные теории обусловливает и некоторую стратегию дейст­вий специалиста как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Одной из весьма распространенных пси­холого-ориентированных теорий социальной работы является бихевиористская теория (бихевиорально-когнитивная). На ее основе существенно из­менились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Основной идеей данной разновидности теоретического видения социальной работы является утверждение о том, что поведение человека определяется в его существенных чертах воздействием окружающей среды, которая контролирует его посредством раз­личного рода стимулов («пси­хология поведения»).

Целостность видения человека здесь определяется в значитель­ной мере осмыслением его способности адекватно реагировать на одни и те же стимулы, сохраняя устойчивость поведения в изменя­ющейся ситуации. В этой связи в бихевиористской теории, применяемой в соответствующих мо­делях социальной работы очень важен общий набор принципов, получивший название «социальное обучение».

Психологическое содержание действий здесь сводится к следу­ющему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные дейст­вия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть по­стигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.

С другой стороны, специалист как субъект социальной работы так­же может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель ока­зания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с ко­торым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, сти­мулы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической тради­ции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гума­нистическая теория социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенци­альной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, под­держивавшего традиции гештальт-терапии.

Основные положения гуманистической теории социальной ра­боты исходят из понимания человека как целостной личности, на­ходящейся в постоянном взаимодействии со своим окружением. Эта целостность обеспечивается утверждением веры в человека как выс­шую ценность, высшее существо, способное воспринимать и кон­струировать мир, принимать решения и формировать свои жизнен­ные стратегии, изменяться под влиянием обстоятельств. Гуманис­тический подход к теоретическому оформлению знаний о социаль­ной работе исходит из необходимости для нормального существо­вания человека самостоятельно думать и действовать, возможности свободы, обеспечения гуманных отношений, выбора, конст­руктивного сотрудничества. Только на этой основе могут пробуж­даться самодвижущие силы развития личности, формироваться лич­ностная индивидуальная и социальная субъективность. При этом огромная роль отводится представлениям человека о самом себе, «Я – концепции», центральным звеном которой является понятие «самоценности». На этой же основе выстраивается и стратегия действий специалиста уже как субъекта социальной работы. Обычно внимание акцентируется на партнерских отношениях клиента и социального работника, а в качестве приоритетной рассматривается самопомощь нуждающихся, их активная роль в решении своих проблем.

2. Социолого-ориентированные теории социальной работы сводятся к познанию закономерностей со­циального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Известно, что становление социолого-ориентированных моде­лей теории социальной работы испытало на себе влияние класси­ческого позитивизма (О. Кант, Дж. Милль, Т. Спенсер), трактовав­шего социологию как «социальную физику». В этой связи любой социальной теории классический позитивизм пы­тался противопоставить методы наблюдения, сравнительный историко-социологический метод анализа общественных процессов, ма­тематические методы. Характерными чертами позитивизма (особенно раннего, социо­логического) были натурализм (требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений), эволюционизм (биологическое и психическое единство человечества), феноменализм (исследование объектов, их восприятие и познание). Моделью научного познания здесь являлись биология, анатомия и физиология человека, отчасти – механика.

Позитивизм в социоло­гии и теории социальной работы установил наличие неизмен­ных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов. В этой связи специалист по социальной работе ори­ентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных за­кономерностей эволюции человека и общества. Существенное зна­чение придается решению конкретных задач социальной помощи.

Заметное влияние на развитие теории социальной работы ока­зал социологический функционализм, использующий структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи социальная работа рассматривается, во-пер­вых, как часть более широкой социальной системы, где она вы­полняет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества. Во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий не только разнооб­разные связи с обществом, но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В-третьих, деятельность соци­ального работника представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внут­реннюю структуру. В-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциального существа, удовлетворяющего свои потреб­ности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.

Среди социально-ориентированных теорий социальной работы в XX в. выделяется марксистская социологическая теория. Принципиальное значение здесь имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистс­ких ориентаций личности.

В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются также идеи системной социологии. За рубежом наиболее активно и широко идеи системной социологии в тео­рии социальной работы стали применяться в 70–80-е гг. XX в. Глав­ным аргументом целесообразности такого подхода было утвержде­ние, что жизнь людей зависит от различных окружающих ее систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общест­ва, большой системы, в свою очередь, являясь малой системой, состоя­щей из подсистем (кровообращения, нервной системы, системы пищеварения и др.), а также клеток, состоящих из атомов, вклю­чающих еще более мелкие частицы. Кроме того для человека харак­терны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ори­ентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъек­та социального действия, включая социальную работу как деятель­ность, определяет значимость этой теории.

Также в рамках социолого-ориентированных теорий выделяются культурологические идеи(П. Сорокин). Человек рассматривается на основе этих идей как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает здесь весьма существенное значение.

3. Комплексно-ориентированные теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека, содействие в их реализации с учетом имеющихся у клиента индивидуально-психологических характеристик, способностей, личност-ных резервов, а также психологических характеристик окружающей его среды. Здесь один из вариантов рассмотрения человека в его целостности в окружающем его мире – виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил че­ловека. Целостность осмысления проблем человека в виталистской теории социальной работы обеспечивается, прежде всего, тем, что она учитывает характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, вос­производства и совершенствования его деятельности как психобио­социального существа. При этом жизненные силы человека харак­теризуются как единство индивидуальной и социальной субъект­ности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологи­ческих, психических и социальных возможностей индивида, peaлизуемых в условиях конкретных социальных отношений.

К комплексно-ориентированным относят также теории: социально-педагогическую, когнитивную, ролевую.

 








Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 8111;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.