СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Сущность морали. Мораль является многогранным явлением жизни человека.

1) Это сфера межличностных отношений, которые надо отличать от социальных отношений, где люди выступают как носители интересов различных социальных групп.

2) Совокупность норм и принципов, регулирующих межличностные отношения.

3) Сфера внутреннего мира личности, которая определяет ее поступки и жизненные цели.

Общее определение: мораль – выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми. В определении выделяются содержательная (ценностная) и формальная (нормативная) стороны морали. Мораль выражает представление о человечности. Она предполагает добровольно налагаемое на себя требование неэгоистического, доброжелательного отношения к другому человеку. Мораль есть выход за пределы прагматического отношения к людям (поиска личной выгоды). Но она и не требует отказа от личного интереса.

Общественная жизнь не может быть приведена в гармонию на биологическом уровне. Вступают в действие другие регуляторы – традиции и обычаи, право, мораль.

Мораль соотносит сущее с должным. Поэтому она всегда предполагает трансцендирование. Оценка действительности с позиции идеала требует выхода за границы единичного, изменчивого и повседневного опыта.

Этикет – ритуальная форма морали, совокупность предъявляемых к общению формальных требований.

Мораль как регулятор отношений. Представление о морали как регуляторе социальных отношений сложилось в рамках социологических концепций. Как и институт права, мораль нормативна. В качестве источника санкций за нарушение моральных норм могут послужить совесть индивида или общественное мнение. Важность морали как регулятора определяется тем, что она регулирует более широкое поле отношений, чем право, ограничивает эгоистические интересы.

Противники этой позиции оставляют статус регулятора за правом, указывая на отсутствие реального механизма влияния морали на социальные отношения. Общественное мнение в качестве источника санкций слишком изменчиво, и само может находиться вне морали под давлением иных ориентиров (экономических, политических, идеологических). Социальные отношения прагматичны, определяются интересами социальных групп, и возможности морали влиять на них крайне ограничены. Как и возможности влиять на политику, экономическую деятельность. Сторонники этой позиции считают, что действенный регулятор должен быть институционален и иметь реальные механизмы влияния на поведение людей. Мораль же демонстрирует людям идеал, оставляя за ними свободу выбора. Поэтому же не следует воспринимать мораль как тяжелое самоограничение, самопожертвование. Она помогает определиться с жизненными целями, справиться с разрушительными эмоциями и желаниями. Она помогает выстроить гармоничные отношения с окружающими. В этом качестве она не ограничивает, а расширяет возможности человека, раскрывая перспективы индивидуального совершенствования и бесконечный мир социальных связей.

Другие социальные регуляторы воздействуют на поведение извне, без свободного оценивания и выбора индивида. Так исполнение традиций предполагает принятие готовых образцов поведения. Традиционный образ жизни требует их некритичного принятия, освобождая от необходимости индивидуального выбора, а, значит, и личной ответственности. Человек может покинуть традицию, например, если считает ее безнравственной. Но этот поступок переводит человека из поля традиции в поле морали.

Нравственный поступок – это всегда результат личного и свободного выбора на основе собственных убеждений. Мораль требует личностного принятия, осознанного согласия субъекта. При этом личные убеждения могут противостоять внешним, социальным установкам. Это доказывает, что моральная регуляция идет изнутри, а не извне.

Человек может следовать традициям или законам, внутренне не соглашаясь с ними. Это не снижает ценность его поступков. Но если человек следует нравственным нормам, не принимая их свободно, а только из страха перед общественным мнением, такие поступки не признаются нравственными. С исчезновением внешнего контроля такое поведение перестает ориентироваться на нормы. Морален тот, у кого сформирован внутренний механизм контроля поведения на основе признанных обществом норм и ценностей.

Мораль регулирует и подвергает оценке только те сферы человеческой жизнедеятельности, где есть коммуникация людей. Познавательная субъект-объектная деятельность остается вне поля морали, пока результаты или методы познания не касаются коммуникации. (2*2=4 – это не добро и не зло, но знанием можно принести благо или вред людям).

Регулируя коммуникации, мораль влияет не только на отношение к Другому, но и на отношение к себе, как участнику коммуникации.

В качестве одной из сторон коммуникации человек может воспринимать природу, Бога. В этом случае моральной регуляции подвергаются и эти отношения.

Диалектика абсолютного и относительного в морали. Доказывая относительность морали, обычно приводят в пример многообразие и изменчивость реальных нравственных практик. Но следует различать нравы, как реальную практику отношений, и мораль, как представления об идеальных отношениях. За разнообразием нравов скрывается инвариантное содержание морали.

В рамках единой моральной культуры могут существовать различные этосы – субкультуры. Принято выделять мещанский (буржуазный), героический, монашеский, воинский, рыцарско-аристократический этосы.

Структура морали включает нравственное сознание, нравственную деятельность (поведение, ядром которого является поступок), нравственные отношения.

Нравственное сознание в широком смысле включает в себя:

1) Нравственное сознание в узком смысле – высший уровень индивидуальной и общественной нравственности, моральные понятия, принципы, нормы, ценности, идеалы, в индивидуальном сознании - моральная рефлексия, рациональная оценка и принятие решений (наиболее сложные случаи);

2) Моральные привычки – образцы поведения, доведенные до автоматизма (простейшие, повторяющиеся ситуации);

3) Моральная интуиция – способность принимать решения без рефлексии, на основе имеющегося опыта (в сложных ситуациях – быстрое интуитивное решение);

4) Моральные чувства – разнообразие эмоций, которые можно разделить на положительные (радость) и отрицательные (страдания)

Нравственная деятельность в узком смысле – это деятельность, мотивированная исключительно моральными побуждениями (исполнение долга, служение ценностям, воспитание и самовоспитание). В широком смысле любая деятельность, преследующая любые цели, обладает свойством моральности, может получить соответствующую оценку.

В процессе нравственной деятельности возникают нравственные отношения, которые также могут рассматриваться в узком и широком смысле.

Моральные нормы. По форме мораль представляет собой совокупность норм. Содержательно она есть совокупность ценностей. Нормы предписывают осуществлять в деятельности те или иные ценности. Но сформулированы они, как правило, в виде запретов на те поступки, которые угрожают ценностям. Они задают предел допустимого, выходя за который, человек может разрушить свою жизнь и отношения с окружающими.

А.А. Скворцов, ссылаясь на Канта, называет такие характеристики моральных норм как универсальность (для всех без исключения людей), абсолютность (независимость от обстоятельств), отсутствие принуждения.

Предписания требуют действия (активное добро), запреты требуют воздержания от действия (пассивное добро). Общий смысл запретов: «Не навреди». Моральные запреты конкретны и не оговаривают исключений. Они предполагают абсолютность требований, что вызывает сложность их применения в реальной противоречивой нравственной практике. Нормы, содержащие положительные предписания, как правило, содержат абстрактные нравственные понятия, что также затрудняет их применение. «Будь справедлив, мужествен, милосерден». Эти понятия требуют толкования.

Структура нормы: 1) гипотеза – условие, при котором надо исполнять норму (абсолютные и относительные нормы); 2) диспозиция – предписание, повеление, запрет; 3) санкция (в морали санкции одинаковы – укоры совести и осуждение общественным мнением); 4) область применения – круг лиц, к которым обращена норма.

Классификация норм морали: 1) по источнику – автономные и гетерономные (религиозные, социальные, корпоративные и др.); 2) по степени обоснованности – действительные (правомерные) и недействительные. Действительность нормы есть ее выводимость из другой, высшей нормы; 3) Сравнимые и несравнимые (по наличию общей области применения или общего предписания); 4) Сравнимые нормы делятся на совместимые и несовместимые (содержат противоположные предписания); 5) Совместимые нормы делятся на равнозначащие (одно и тоже веление в разной форме) и подчиненные (веление одно, а области применения соподчинены как часть и целое).

Нормативное мышление не исключает антиномии и антитетику норм. Противоположные нормы могут оказаться одинаково правомерными (парадокс брадобрея). Они могут принадлежать к разным нормативным программам. Кант считал главной антиномией практического разума противоположность велений долга и стремления к счастью. Кроме того, в нормах морали сталкиваются объективное и субъективное, абсолютное и относительное.

Ценности и идеалы. Моральные ценности как регуляторы являются содержанием норм. Норма говорит о реализации ценности в конкретной практике. Ценность же взятая сама по себе есть, во-первых, абстракция (мы отвлекаемся от конкретных случаев ее реализации) и, во-вторых, идеал (мы наделяем ее чертами совершенства и ориентира для себя). Например, в норме «будь честен» честность выступает как ценность. Добро, любовь, достоинство, справедливость, честность – высшие нравственные ценности, утверждаемые во множестве норм. Одна и та же ценность может утверждаться в разных нормах, по-разному сформулированных применительно к разным субъектам и ситуациям. Норма превращает абстрактный идеал в более конкретный императив. Переоценка ценностей ведет к изменению норм.

Нравственные ценности, как и другие их виды, образуют иерархию. По мнению одних, не вершине этой иерархии лишь одна ценность – добро, остальные лишь ее модификации. По мнению других, все высшие ценности равнозначны. Они обеспечивают полноценную нравственность только вместе.

Каждая из нравственных ценностей есть идеал в узком смысле. В широком смысле нравственный идеал складывается из гармоничного сочетания многих ценностей и добродетелей. Это целостный образ идеальной нравственной жизни. Он зачастую может быть персонифицирован, ассоциируясь с образом конкретных людей из прошлого или настоящего (Конфуций, Будда, Христос, Мухаммед, Сократ, Эпикур, святые, герои). Идеализация реальных людей из настоящего может обернуться разочарованием.

Моральные принципы. В широком смысле это целые нормативные программы, объединяющие и обосновывающие ряд моральных норм, ценностей и идеалов (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, гуманизм и др.). В узком смысле это универсальные формулы поведения, выступающие по отношению к конкретным нормам как общее к частному: принцип пользы, принцип любви к ближнему и непротивления злу насилием, принцип господства разума над чувствами и др.

 

Функции морали.

1) Регулятивная функция. Мораль упорядочивает отношения, ограничивая эгоизм и агрессию.

2) Воспитательная функция. Мораль является одним из средств социализации молодежи, формирования нравственных знаний и привычек. Для взрослых людей это функция самовоспитания.

3) Коммуникативная функция. Мораль создает условия для успешной коммуникации. Благожелательное отношение расширяет возможности для общения и взаимодействия. Этикет как ритуальная форма морали помогает создать положительный фон для успешного взаимодействия.

4) Познавательная функция. Мораль есть способ познания мира человеческих отношений. Для некоторых это еще и способ познания онтологического основания мира.

5) Жизненно-ориентирующая (смысло-жизненная) функция. Мораль помогает человеку выбрать жизненную стратегию, выстроить иерархию целей и ценностей, наделить жизнь смыслом и обрести силы для преодоления трудностей.








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 10646;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.