Лекция 1.1. Музыкальная психология: этапы становления, предметная область, направления

План

1. Музыкальная психология: возникновение, актуальность развития

2. Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины

3. Понятийный аппарат общей и музыкальной психологии

4. Направления, отрасли музыкальной психологии

1. Музыкальная психология: возникновение, актуальность развития

Музыкальная психология - новейшая областью научного познания. Музыкальная психология в нашей стране получает развитие недавно. Предпосылкой этого является значимость музыки как культурного явления в жизнедеятельности российского общества, выполняющей развивающий, образовательный и воспитательный факторы в становлении и развитии личности, ее ценностных ориентаций. Давно замечено, что музыка воздействует на жизнедеятельность человека самыми разными способами: воздействует на его настроение, побуждает к действию или же способствует релаксации.

С точки зрения психологии музыка представляет собой один из критериев социальной аффилиации (помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее). В общеобразовательных школах, различных учреждениях эстетического развития детей, предмет "Музыка" равноправно входит в комплекс личностно развивающих предметов. Понимая роль музыки в данном процессе, уже многие десятки лет по всей стране функционирует развитая сеть музыкальных школ, студий, школ искусств. Расширение в стране системы профессиональных учебных заведений музыкально-исполнительского направления актуализируют проблему повышения уровня психологической подготовки педагогов-музыкантов, углубленного исследования проблем развития музыкальных способностей у детей и учащейся молодежи, проблем художественного (музыкального) творчества, разных сфер и форм музыкальной деятельности и др.

Музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии. Все эти явления и процессы и составляют предмет исследований музыкальной психологии. И, соответственно, к психологии часто обращаются музыканты: интересуются ли музыковеды познанием музыкальной структуры, изучают ли историю музыки и ее социологические перспективы; ищут ли исполнители и преподаватели пути улучшения в практической деятельности или развитие профессиональных умений и навыков. Итак, целью данной лекции является рассмотрение развития отечеcтвенной музыкальной психологии в XX в.

- Как появляется музыкальная психология? К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания. В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:

- познание связи психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;

- исследование функционирования музыки, психологии занимающихся музыкой людей, причин различного воздействия музыки и ее выразительности;

- изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте.

Этими проблемами занимались видные психологи, музыковеды, педагоги-музыканты XIX-XX веков.

- Существует ли взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики? В процессе становления музыкальной психологии активно развивалось направление психологии музыкального развития, которое изучало индивидуальную предрасположенность к музыке в раннем возрасте, и в дальнейшем переросла в музыкальную психологию детей, занимающуюся предрасположенностью к музыке, типичными и индивидуальными формами ее раскрытия, психологией музыкальной одаренности (ощущения, восприятия, памяти, эмоций и фантазии). Далее это переросло в одну из ветвей музыкальной педагогики, оставшись и в наши дни активно изучаемым направлением музыкальной психологии.

Еще в начале ХХ века появляется ряд интересных работ, связывающих области музыкальной психологии и педагогики. Так, например, К. Флеш («Упражнения для скрипки», 1928) и А. Хальм («Упражнения для фортепиано» ,1930) изучают технику преподавания (вплоть до медицинской психологии). Интересна и прогрессивна идея Карла Адольфа Мартинсена. В своей работе «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» (1930-1937) исследователь, опираясь на взгляды немецкого психолога В. Вундта, говорит о необходимости решительной замены физиологической установки в музыкальной педагогике на психологическую, утверждая, что «на место технического обучения, идущего от внешнего к внутреннему, должно прийти обучение, идущее от внутреннего к внешнему».

Одна из первых точек соприкосновения психологии и педагогики - проблема музыкальных способностей и одаренности. Проблемами психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей еще в 60-е годы XIX века начал заниматься Френсис Гальтон, который утверждал, что гениальность или ее отсутствие зависят от наследственности, а не от предоставленных возможностей. В XIX веке, давшем начало современной нейрологии, развивается концепция локализации функций в коре головного мозга. И в это же время начинает активно изучаться проблема музыкальности. Так, Knoblauch (1888) вводит термин «амузия», который подразумевает поврежденные способности к музыкальной активности. Probst (1899,1901) публикует клинико-патологическое изучение амузыкальных людей. Milner в 1962 году, используя тесты Сишора, показывает, что правая височная лобестомия, используемая при эпилепсии, приводит к определенным видам слуховых трудностей, например, сравнение тональных паттернов и суждение о качестве тона были заметно повреждены.

Появляется ряд психологических исследований знаменитых музыкантов: Alajouanine (1948) выпускает его исследования французского композитора Мориса Равеля, Cooper (1970) пишет книгу «Бетховен, последнее десятилетие 1817-1827». Billroth, хирург из Вены, был одним из первых, кто пытался определить составляющие музыкальных способностей и таланта. Его работа «Wer ist musikalich? « была опубликована в 1894 году.

Атомизм в тонпсихологии с его дифференцированным изучением музыкально-слуховой деятельности привел к возникновению атомистического направления и в изучении музыкальных способностей. Такие психологи, как H.Konig, Kwalwasser, J.Mainwaring исследовали элементарные музыкальные способности, связанные с различением высоты, интенсивности, длительности звуков. К. Сишор, например, считал, что музыкальный талант складывается из суммы независимых способностей (»The Psychology of Musical Talent», 1919). Одним из первых сформулировавших теорию «единой музыкальности», не сводящейся к сумме отдельных способностей, был Г.Ревеш (1920). Особенно в его поздних работах проявляется с большей силой влияние ассоцианизма (Einfuhruhg in die Musikpsychologie. Bern, 1946). Здесь же можно отметить работы авторов Hanson (1942) и Shuter (1968).

Широкое распространение в музыкальной психологии получили диагностические методы, благодаря работам К.Сишора и Я.Квальвассера, которых принято считать родоначальниками потока тестовых исследований по изучению музыкальных способностей (истоки этого направления связаны с А.Бине и В.Штерном). Работа в данном направлении была продолжена Н.Вистлером и Х.Вингом.

В нашей стране исследование музыкальных способностей и одаренности также начинается с ХХ века. В Москве в 1893 году выходит книга Г.И. Россолимо «К физиологии музыкального таланта», который утверждает следующее:

- «Высокая музыкальная талантливость больше, чем какой-либо другой вид таланта, идет рука об руку с психической неуравновешенностью, психическим расстройством, психической дегенерацией».

- «Музыкальный талант есть результат анатомического и физиологического совершенства органа музыкального слуха», и «музыкальное творчество есть результат импульсивных процессов в специальном музыкальном аппарате головного мозга».

- Музыкальная способность опирается на взаимодействие мозговых центров слуха с так называемыми проектированными двигательными актами. Глубинная основа музыкальной одаренности напоминает механизм, близкий по структуре к инстинкту.

Почти все изыскания в области психологии музыкальных способностей шли параллельно с физиологическими и нейрофизиологическими исследованиями (изучалось строение мозга и черепа пианистов, дирижеров, композиторов). Так, в 1936 году М.Б. Кроль, проводивший исследования, связанные с патофизиологией (»Невропатологические синдромы» М., 1936), подчеркивает значение правого полушария для музыкантов-инструменталистов (особенно струнников). От правого полушария, по его мнению, зависит аффективность музыкального исполнения. Однако основополагающим трудом в области музыкальной психологии можно считать работу Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). Это была первая попытка систематически исследовать основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности. Автор выделяет три признака способности, разводит понятия «способности» и «задатки», замечает, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

За рубежом, где музыкальная психология давно развивается как самостоятельная дисциплина, одной из основных ее областей является музыкальное развитие в детстве и юности и психология музыкального образования. В этой области психологии исследуются:

- мотивации процессов эффективного музыкального обучения;

- эффективность взаимодействия ученика и преподавателя;

- развитие музыкальных способностей, умений и навыков детей; детского музыкального восприятия и т.п.

2. Этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины. Предметная область музыкальной психологии не является узко специализированной. Тот факт, что сфера музыкальной деятельности и изучения ее психологических механизмов и особенностей довольно велика, позволяет выделить отдельную научную отрасль – музыкальную психологию в рамках психологии в целом. Объединяется она самой природой музыки, ее спецификой, уникальностью как музыкального языка, так и рода человеческой деятельности. Нельзя отказать музыке в воспитательном, образовательном, терапевтическом и социальном влиянии на человека. И именно психология может достаточно глубоко и научно раскрыть механизмы этого воздействия, обосновать их и внедрить в практику.

- Каковы же исторические этапы становления музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины?

Музыкальная психология донаучного периода имеет глубокую историю. Этот большой исторический период важен с точки зрения накопления знания, эмпирического опыта, расширения проблематики, которые послужили основой для дальнейших экспериментальных исследований, научных обоснований и практических методов.

Истоки музыкальной психологии тесно связаны с такими науками, как физиология, эстетика, философия, музыкознание. Интересным является тот факт, что в конце XIX века многие сферы исследований искусства и художественного творчества психологизируются. В это же время психология в целом начинает отстаивать право на самостоятельность в ряду других позитивных наук и получает официальное признание как отдельная научная область знания. С этими процессами связана постепенная дифференциация области музыкальной психологии от эстетики, философии и музыкознания и образование ее самостоятельной предметной области в рамках психологии.

Естественно, и другие науки повлияли на процесс формирования и становления музыкальной психологии. Например, характерной является взаимосвязь психологии с естествознанием. В это время еще господствовала идея о применимости методов естественных наук к изучению психических явлений, а физиологические исследования вдохновляли и направляли «новую психологию. Поэтому первые экспериментальные работы, которые принято считать родоначальниками музыкальной психологии, являются психофизиологическими исследованиями.

Первыми предметами исследования, которые находятся на стыке двух предметных областей (музыки и психологии) и поддаются естественнонаучным, экспериментальным методам познания, становятся музыкальный звук и слух человека.Бурно развивающаяся биология заставила психологов задуматься над проблемами развития психики, что привело к психологическому анализу продуктов развития культуры как материалу, в котором запечатлен процесс развития психики разных народов (В. Вундт).

Другой, параллельной тенденцией развития предметной области музыкальной психологии оказывается дифференциация с музыкальной эстетикой и философией. Такое сочетание привело к исследованиям психологической природы эстетических переживаний, объяснению как протекают процессы музыкального восприятия и творчества, как содержание музыкального произведения обретает свое психологическое выражение, исследованиям психологической природы (психологизма) различных элементов музыкального языка. То есть предметом исследования было изучение музыки как феномена культуры, специфика самой музыки. Знание психологических законов ощущений, восприятия непосредственно применялось для раскрытия собственно музыкальной деятельности. А предметная область музыкознания становится материалом, на котором проводились различные психофизиологические исследования.

Изначально психология развивалась как сугубо академическая наука. Однако с развитием прикладной психологии расширяется область ее практического применения. Вследствие повышенного интереса к музыкальному образованию и просвещению появляется новая сфера приложения психологических знаний – музыкальная педагогика. Тем самым расширяется предметное поле музыкальной психологии; теперь оно включает сферу изучения и развития музыкальных способностей (в русле атомистического направления): появляются различные теории; развивается метод тестирования при диагностике музыкальных способностей, проводятся их физиологические и нейрофизиологические исследования. В ряду исследователей, которые занимались подобными проблемами можно назвать Knoblauch, H.Konig, J. Kwalwasser, J. Mainwaring, K. Seashore, G. Revesz, N. Wistler.

В развитии музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины (с точки зрения анализа ее предмета) исследователи выделяют 3 основные этапа. К первому этапу относятся процессы, описанные выше. Это вторая половина XIX – начало XX века. Конституирующим фактором появления музыкальной психологии как научной дисциплины в последней четверти XIX века, послужила опора на существующуюпозитивистскую методологию общей психологии и господствовавшие атомистические традиции. Именно эта парадигма предопределила преобладание объективно-аналитического метода изучения психологизма музыкальных явлений и отдельных психических функций, связанных с ними. Экспериментально-позитивистские исследования послужили источником развития предмета и методов музыкальной психологии на начальном этапе ее становления. В качестве предмета первых психофизиологических работ Г. Гельмгольца и К. Штумпфа выступают музыкальный звук и слух человека (отдельные свойства звука, работа слухового органа, функции и механизмы музыкального слуха). В нашей стране истоки музыкальной психологии можно найти в работах И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна и других ученых-физиологов.

Несмотря на то, что музыкальная проблематика лежала на периферии главных научных интересов данных исследователей, проблемы, которые они изучали (психомоторика, идеомоторика, теория построения движений и т.п.) легли в основу объяснения процессов музыкально-исполнительской деятельности (операционально-технический аспект деятельности, координация исполнительских движений, процесс образования исполнительского навыка) и изучения лечебного воздействия музыки. В этот же период музыкальная психология развивается и в рамках психологии творчества и психологии искусства. Важным, с точки зрения эволюции предмета музыкальной психологии, является тот факт, что в центре изучения в подобных работах находится художественное произведение, то есть «объект». Аналогичные процессы происходят в «психологии музыки», где в центре внимания находится «музыка».

Второй этап развития музыкальной психологии.С 20-х по 60-е годы ХХ века особый вклад в развитие музыкальной психологии привносит гештальт-психология, которая вводит принцип целостного, системного подхода к изучаемому явлению и расширяет возможность изучения музыкального восприятия, творчества, способностей. В нашей стране в это время исследования проводятся в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского, а принципы целостности, системности, причинности развиваются в работах последователей личностно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и, позднее, теории деятельности А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский вводит в отечественную психологию категорию «переживания» как единицу анализа психики. В трудах советских психологов актуализируется необходимость изучения переживаний человека в контексте его деятельности, появляется видение функции переживания в ее сигнализировании о личностном смысле событий.

Выводы.1. В конце XIX - начале ХХ века музыкальная психология понимается как узкая специфическая область, изучающая только психологическую природу элементов музыкального языка и музыкально-выразительных средств. Предметом изучения музыкальной психологии была сама музыка, исследование ее функционирования, причин различного воздействия музыки и ее выразительности и соответственно психических функций человека, на которых основываются все музыкальные явления (это была «психология музыки»). Параллельно, вследствие ориентации на физиолого-психологический аспект исследований музыкальных феноменов, особый интерес для изучения представляет психомоторика музыкально-исполнительской деятельности, исследование слухового восприятия и развития слуха. 2. На развитие предметной области музыкальной психологии оказала влияние музыкальная педагогика, которая пробудила интерес к изучению специфики способностей и их развития; и гештальт-психология, которая сделала объектом своего изучения восприятие. В этих областях исследований постепенно на первый план выходит категория «переживание» как ядро музыкального восприятия и главная составляющая музыкальности человека.

Третий этап становления музыкальной психологии.С 60-х годов ХХ века по настоящее время происходит переход к субъектной парадигме, позволивший в разных аспектах изучать психические процессы, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения и в целом развивающий комплексный подход к изучению субъекта музыкальной деятельности и сознания (композитора – исполнителя – слушателя, учителя-ученика). Этому способствовала пришедшая на смену позитивистской, гуманистическая традиция. Результатом осмысления уроков первой половины ХХ века явился постепенный переход к личностно-ориенрированной, субъектной парадигме, ориентированной на общечеловеческие ценности и в науке и в искусстве. Накопленный научный опыт за годы «застоя» военных и послевоенных лет приводит к бурному развитию во всех областях знаний. Обнаруживается общая тенденция к синтезу различных наук, происходит сближение и взаимодействие искусства и психологии. Междисциплинарность, уравновесившая тенденцию к размежеванию и узкой специализации дисциплин, захватила все сферы знания.

На протяжении второй половины ХХ века происходит постепенная эволюция понимания предметного поля музыкальной психологии и его изучения. Переход к субъектной парадигме сказывается на постепенном отказе от изучения отдельных психических функций, участвующих в музыкально-исполнительском процессе. С этого времени предметом изучения становится субъект музыкальной деятельности (личностные процессы композитора-исполнителя-слушателя, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения). Актуальной становится неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером культуры. Психологическое познание и объяснение музыкальных процессов уже не поддается только методам естественнонаучной психологии. На смену им приходит теория и практика гуманистической психологии, с ее человекоцентрированностью, идеями самораскрытия творческой личности, гедонизма и изотерической силы музыки.

Вследствие общенаучной и культурной антирационалистической, антиинтеллектуальной волны, в центре изучения музыкальной психологии теперь стоит творческая личность с ее переживанием, постижением личностного смысла, интуицией и воображением. Предметная область теперь определяется такими понятиями, как целостность, системность, субъектность, а методологическая, наряду с экспериментальными, объективными данными, начинает апеллировать к феноменам переживания и личностного опыта (данным, полученным субъективными методами). Все это приводит к новому витку психологических исследований процессов сочинения музыки, ее исполнения и восприятия. Музыкальная психология начинает заниматься решением практических вопросов и развивается дальше именно как практически ориентированная научная область. Активно начинает расширяться и развиваться практическое применение музыкально-психологической проблематики: получает свой официальный статус музыкотерапия. За рубежом идет работа по внедрению ее в медицинскую и психотерапевтическую практику; психологические личностно-ориентированные тренинги часто включают музыкальный материал, который обеспечивает самовыражение человека, усиливает или успокаивает эмоции, продлевает определенное настроение, помогает найти личностный смысл в происходящем с человеком.

Категория «субъект» становится осью, вокруг которой происходит окончательное определение и структурирование предметной области музыкальной психологии. Предметом изучения становится личность, включенная в музыкальную деятельность, акцент ставится на личностных процессах композитора-исполнителя-слушателя, учителя-ученика. Именно «субъект музыкальной деятельности» и его комплексное изучение способствовали междисциплинарному сотрудничеству и взаимообогащению полученными знаниями.

На современном этапе развития музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины выделяют 4 основных ее направления: психологию музыкальной деятельности; психологию музыкального образования; социальную психологию музыки; музыкотерапию.

Направления, отрасли музыкальной психологии

 

Опираясь на знаменитую «триаду» Б.В.Асафьева, композитор-исполнитель-слушатель, можно выделить следующие основные направления, отрасли музыкальной психологии: психологии творчества, психологии исполнительства, психологии восприятия, а также продолжить их в этом направлении: психологии образования, психологии музыкознания, психологии просветительства, психологии технического, функционального и психотерапевтического направлений.

Психология музыкального творчества. В основном, это касается деятельности композиторов, которая связана с воображением, фантазией, в итоге – рождением новых произведений музыкального искусства. П.И.Чайковский об этом процессе, о вдохновении, которое появляется в этот момент, говорил: «…когда приходит вдохновение, становишься просто ненормальным. Одна мысль погоняет другую. Не успеваешь записывать ноты. Рождаются все новые и новые музыкальные образы, это необъяснимое чувство вдохновения». Помимо кропотливой нотной записи композитору необходимо верно представлять того исполнителя, который точно донесет его произведение до слушателя.

Психология музыкального исполнительства. Музыкально-исполнительская деятельность – одна из основных в музыкальном искусстве. Когда мы слышим прекрасное исполнение, то испытываем чудесные чувства наслаждения, радости, вдохновения или как говорили древние греки, момент «катарсиса» - внутреннего и духовного очищения и обновления.

Исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателем. Различия в музыкально-исполнительском искусстве связаны как со спецификой инструмента, сольными и коллективными видами исполнительства, жанровыми и формообразующими особенностями музыкального произведения, так и в первую очередь творческой индивидуальностью, уровнем профессиональной подготовки и мастерства самого исполнителя. Важно для исполнителя тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя.

Психология музыкального восприятия. Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Так как без слушателя музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства. Как говорится, слушают музыку все, а слышат и воспринимают ее немногие.

Степень восприятия музыки при ее слушании адекватна, прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Полнота и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и о мастерстве композитора и исполнителя. Таким образом можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.

Психология музыкального обучения, образования, воспитания.Эта ветвь музыкальной психологии теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Помимо традиционных, – определения и проверки музыкального слуха, памяти, чувства ритма, – в музыкальной психологии разработаны тесты: определение музыкальных задатков, одаренности, способностей, разучивания и работы над произведением, подготовки к концертному выступлению, взаимоотношения педагога с учеником и концертным коллективом и др. (Тесты прилагаются)

Из истории мы знаем, что многие выдающиеся музыканты своими успехами обязаны в первую очередь своим учителям, давшим им в руки ключ для постижения глубин музыкального искусства. И весь этот богатейший опыт передается из поколения в поколение, постоянно, развиваясь и обогащаясь. На Востоке мы знаем уникальный пример «школы устозов», когда «шогирд» /ученик/ не только учился у учителя, но и проживал в его доме, постигая глубины музыкального искусства в единстве с бытовой, жизненной психологией. А затем, когда ученик достигал определенного уровня зрелости, сам организовывал подобные «школы устозов». Эти школы часто объединялись в большие корпорации, которые проводили общественные мероприятия, праздники и т.д.

Психология музыкального обучения и воспитания изучается в двух основных направлениях: в русле специального музыкального образования и общего музыкального воспитания.

Психология музыкознания, музыкальной пропаганды и просветительства. Музыковедческая научная и просветительская деятельность направлена на изучение и пропаганду музыкального искусства. Исследователи (историки и теоретики, критики, лекторы-пропагандисты, просветители) изучают, анализируют, обогащают, развивают науку о музыке, проводят культурно-просветительскую работу с массовой аудиторией в клубах, парках, домах отдыха, радио, телевидении, прессе и т.д.

Опираясь на прочный научный фундамент, музыкальное исполнительство и творчество совершенствуют свое искусство. А музыкальное просветительство помогает приобщиться слушательской аудитории к этому искусству, к мировым ценностям и достижениям музыкальной культуры. Важное место в музыкальной психологии отводится изучению интеллектуальной, мыслительной деятельности музыковеда и психологическим особенностям взаимосвязи композитора, исполнителя, слушателя, как единого целого музыкального искусства.

Психология технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства. Это еще один вид деятельности, без которого не мыслимо современное музыкальное искусство. Специалисты в области технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства, помимо специальных технических знаний должны иметь музыкальное образование и соответствующие знания, умения, навыки, необходимые при настройке, ремонте и изготовления музыкальных инструментов, в работе с записывающей и воспроизводящей музыку аппаратурой, постановкой и режиссурой музыкальных спектаклей, концертов, теле радиопередач и др… Современное музыкальное искусство все больше опирается на технику. И это совершенно иная психология, связанная как с технической, так и с творческой, исполнительской и слушательской деятельностью, сочетающая в себе комплекс как технического, так и художественного мышления.

Психология функциональной музыки. Использование музыки в прикладных целях мы видим в так называемой функциональной музыке, с помощью которой осуществляется эстетическое наполнение повсе-дневного быта, и особенно, в сфере производства, где такого рода музыка обеспечивает оптимальный ритм трудовых процессов в целях повышения производительности труда. Использование музыки в трудовых процессах имеет свои закономерности, связанные с особенностями протекания нервно-психических процессов в течение рабочего дня. И в этом большое значение имеет подбор музыки, которая помогает решению производст-венных проблем: установление необходимого ритма трудового процесса, повышение производительности труда, снятие накопившегося утомления.

Психология музыкальной психотерапии. Специальное использо-вание музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психо-терапия, которая предлагает для этого музыку для слушания и творчества. У нас эта область музыкальной психологии почти не исследована, ибо требует серьезных знаний как в области медицины, так и в области музыки.

Однако, в трудах великого ученого средневековья Востока Ибн-Сины мы находим важные исследовательские шаги в этой области. Возможность музыки влиять на здоровье, эмоциональное состояние человека, катарси-ческий эффект глубокого музыкального переживания в процессе его восприятия и исполнения – благодатная почва для научных исследований и в медицине, и в музыке.

Выводы. В последние десятилетия тенденция к всестороннему, интеграционному изучению приводит исследователей различных областей знания к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества для расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний. Подобное междисциплинарное сотрудничество на базе музыкальной психологии происходит во многих зарубежных странах с развитой системой профессиональных ассоциаций, научных обществ и других музыкально-психологических организаций, где считается, что данная научно-практическая область вносит значительный вклад в развитие современного общества, способствует его гармонизации и здоровью.


Общепсихологические термины и понятия

Психология \греч.\ - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

«Психология» \греч.сл.\ - «психо», «псюхе»/душа/; «логия», «логос» \учение, наука\.

Предметом изучения психологии являются факторы, закономерности и механизмы психики.

Отрасли психологии: общая психология, возрастная, педагогическая, психология творчества, искусства, музыкальная, психофизика, психофизиология, парапсихология, психиатрия, социальная, этническая, медицинская, космическая.

– Основные психологические термины – душа, сознание, ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Душа– понятие, отражающее внутренний мир человека.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности в мышлении человека.

Ощущения– простейший психический процесс отражения в нашем сознании через органы чувств отдельных свойств предметов и явлений.

Внимание– сосредоточенность деятельности в определенный момент.

Восприятие- отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память– запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта.

Мышление– высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

Воображение или фантазия– элемент психической, творческой деятельности человека воссоздающего новое.

Воля– деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Чувства – эмоциональные переживания человеком происходящих явлений.

Темперамент – индивидуальная особенность человека, обусловленная динамическими проявлениями психики.

Характер - /отлич. черта, признак/ - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в особенностях поведения и отношения к чему-либо.

Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

 

Литература

1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982, 234-245 с.

2. Андреева Г.А. Современная социальная психология на Западе. – М., 1978.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. - М., 1993.

5. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. - 1986 - №4.

6. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // руководство по психотерапии. – М., 2009. – 354 с.

7. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965.

11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966.

12. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1972.

13. Гильбух Ю.З., Лоос В.Г. О воздействии музыки на работоспособность человека // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. - Т.III. Отрасли психологии. - М., 1968 - Вып. 1.

14. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. – М., 1992. –Ч. 3.

15. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1980.

16. Музыкальная психология: Учебное пособие/ Р.Г. Кадыров; Отв.ред. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. - Т.: Мусика, 2005. - 80 с.

17. Мясищев В.Н, Готсдинер А.Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.,1981. - С.14-29.

18. Леви В. Музыка и мозг // Знание-сила. – 2004. - №9.

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 7-19.

20. Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 2006. – 315 с.

21. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 2004.

- 291 с.

22. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М., 2007. – 361 с.

23. Социология и музыкальная культура. - М., 2007. – 220 с.

24. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. - М., 2006. – 324 с.

25. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 2008. – 254 с.

 








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 7684;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.045 сек.