БЕЛАРУСИ 11 страница

Деятельность «Союза» особенно активизировалась в 1848 году, когда началась революция в странах Европы. На совещани­ях членов «Союза» разрабатывались планы подготовки восста­ния, вооружения «простого народа». Велась пропаганда среди солдат и офицеров русской армии с целью вовлечь их в восстание. Но в 1849 году из-за доноса предателя «Союз» был разгромлен.

В 1848 году имели место волнения в Минской и Слуцкой гим­назиях Гимназисты высказывали солидарность с революционны­ми событиями в Европе, не подчинялись администрации. У мно­гих из них была найдена нелегальная литература. В том же году группа офицеров Минского гарнизона во главе с капитаном Алек­сеем Гусевым отказалась идти в Венгрию на подавление револю­ции. Следственные органы установили, что это был «организо­ванный бунт против царя и властей». Гусев и шесть его товарищей были расстреляны.

Во время революционных событий в Европе отдельными чле­нами революционных организаций предпринимались попытки поднять крестьян на восстания. Так, сморгоньский шляхтич Юли­ан Бакшанский, связанный с революционными организациями Вильно, обратился с воззванием к крестьянам, призывая их объе­диниться с горожанами и солдатами и выступить против панов-угнетателей. Рожденное галицийскими событиями «воззвание к сморгоньским крестьянам» сильно напугало власти. Они сделали все возможное, чтобы сузить его распространение. Автор был арестован и присужден к двенадцати годам каторги. В 1863 году он станет одним из руководителей повстанческого отряда и по­гибнет в стычке с царскими войсками.

Подводя итоги, следует отметить, что общественно-полити­ческое движение в Белоруссии в первой половине XIX в. было определяющей чертой ее политической жизни и свидетельство­вало о глубоком кризисе общества. Вместе с крестьянским дви­жением оно являлось той силой, которая вынудила царизм пойти на отмену крепостного права.

 

Культура Беларуси в первой половине XIX в.

Культура Беларуси в первой половине XIX века находи­лась под сильным влиянием польской и в меньшей степени рус­ской культуры. Это объясняется объективными условиями—дли­тельным нахождением Белоруссии в составе Речи Посполитой и непродолжительным — в составе Российской империи. Но правя­щие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в кон­це XVIII — первой четверти ХIХ веков потворствовали ополячен­ному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восста­ния 1830 — 1831 гг. царское правительство начало политику вы­теснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация смени­лась русификацией.

В этих тяжелых условиях хранителями языка и националь­но-культурных традиций выступало преимущественно крестьян­ство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной зем­лей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовс­ком» патриотизме, «Литва! Отчизна моя...», «Земля новогрудская, край мой родной», — писал гениальный польский поэт Адам Мицкевич, в польскоязычном творчестве которого ярко выступа­ли белорусские языковые и фольклорные традиции. Характерным явлением того времени были тесные польско-белорусские куль­турные связи, проявляющиеся в творчестве писателей, писавших на двух языках, как это имело место в творчестве Владислава Сырокомли (Л.Кондратовича).

В основе развития культуры лежало народное образование. В первой половине XIX в. в нем произошли значительные измене­ния. Начало переменам положила эдукационная комиссия, создан­ная в 70-е годы XVIII века, еще во времена Речи Посполитой. Цар­ское правительство после присоединения белорусских земель к Российской империи сохранило общее направление в развитии народного образования. Только в 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803 г. Главная литовская школа была пре­образована в Виленский университет, который являлся учебным и административным центром одноименного учебного округа, в который в этот период входила вся территория Белоруссии, а так­же Литва и Западная часть Украины.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе созда­валось несколько типов учебных заведений. Самой низшей сту­пенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеоб­разовательных предметов в них не предусматривалось. Учащих­ся обучали в них только основам земледелия и церковному пес­нопению. Ступенью выше были уездные 4-классные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Русский язык изучался по желанию уча­щихся. Среднее образование давали гимназии. Учебный план их был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ. Несмотря на то, что гимназии считались все­сословными, в них обучались преимущественно дети чиновников и шляхты.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX в. существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии. В 1807 г. в Виленском учебном округе действовала духовная семи­нария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических мо­настырях, 8 базилианских школ и несколько школ для девочек при католических монастырях. В 1812 г. полоцкому иезуитскому кол­легиуму было предоставлено право академии. Но в 1820 году ака­демия была закрыта в связи с изгнанием из Российской империи иезуитов. В связи с этим и несколько училищ при католических монастырях были преобразованы в гимназии или уездные учи­лища.

В первой четверти XIX века система просвещения в Белорус­сии, особенно в западной ее части, работала по-польски. Польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учеб­ных заведений. Учащиеся изучали, в основном, польскую исто­рию и литературу. Это было связано с тем, что царизм искал в лице местной шляхты союзника и сознательно поддерживал по­лонизацию.

Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1823 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русско­го языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. М.Н.Новосильцев, ставший куратором Виленс­кого учебного округа, начал предпринимать меры по ослаблению польского влияния и реформированию Виленского университе­та. Были пересмотрены учебные программы, разработан новый устав университета, созданы университетская и училищная по­лиции, уволены прогрессивно настроенные преподаватели. Но Виленский университет и после этого не утратил своей роли глав­ного учебного заведения Белоруссии и Литвы. В его состав входи­ли 4 факультета — физико-математический, медицинский, мо­рально-политических наук, литературы и изящных искусств, а также учительская и духовная семинарии. На всех факультетах обучались ежегодно более 1 тыс. человек. В университете име­лась прекрасная библиотека, ботанический сад, астрономическая обсерватория, анатомический музей, лаборатории.

Более радикальные изменения в системе образования в Бе­лоруссии произошли после подавления восстания 1830 —1831 гг. В школах преподавание всех предметов было переведено на рус­ский язык, а с 1836 года преподавание польского языка как от­дельного предмета было запрещено. Католические и униатские монастырские школы преобразовывались в русские светские гим­назии и уездные училища. 1 мая 1832 года указом царя за учас­тие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. Продолжали работать только медицинский факультет, который был преобразован в Медико-хирургическую академию, и теоло­гическое отделение морально-правового факультета, на базе ко­торого была создана Римско-католическая духовная академия. Ликвидирован был также Виленский учебный округ, а террито­рия Белоруссии включена в состав Петербургского и Белорусско­го учебных округов. Выпускникам Виленского университета зап­рещалось заниматься преподаванием в школах Белоруссии и Литвы. В связи с тем, что остро ощущалась нехватка преподава­тельских кадров, учителей приглашали из российских губерний, а выпускников местных гимназий направляли в Петербургский и Московский университеты на учебу за казенный счет, после чего они должны были отработать в школах Белорусского учебного округа определенный срок. Предпринималась попытка органи­зовать подготовку русскоязычных преподавателей для приходс­ких школ и подготовительных классов гимназий в Витебской учительской семинарии, открытой в 1834 году. Но она просуще-

ствовала только 5 лет. Недолго просуществовали в Вильно также Медико-хирургическая и духовная академии. После следствия по делу «Демократического общества» в 1840 году Медико-хирурги­ческая академия была закрыта, а духовная академия в 1842 году переведена в Петербург.

Требования времени, прежде всего, развитие экономики, вынуждали местные власти принимать меры по развитию специ­ального образования. С конца 30-х годов при гимназиях были от­крыты агрономические курсы, а в 1840 году основано Гори-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт — первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. В гимназиях с 4-го класса вводилась также специализация для желающих по­ступать на военную или государственную службу или продолжать учебу в университете. С 40-х годов стали открываться начальные школы для государственных крестьян, расширяться сеть приход­ских школ в городах, местечках и деревнях.

К 60-м годам в Белоруссии существовало уже 576 учебных заведений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное учили­ще и 453 начальные школы. Обучались в них около 17 тысяч уча­щихся, что составляло 0,5% всего населения Белоруссии.

Таким образом, несмотря на феодально-крепостническую политику царизма и засилие католического духовенства, просве­щение в Белоруссии в первой половине ХГХ в. сделало заметный шаг вперед. Определенное развитие в этот период получили и научные знания. Их развитие было тесно связано с деятельнос­тью Виленского университета и Гори-Горецкого сельскохозяй­ственного иститута.

Значительных успехов в Виленском университете достигли точные науки. Большой вклад в развитие математики и астроно­мии внес Ян Снядецкий, который долгое время был ректором уни­верситета. Благодаря ему в Вильно была открыта астрономичес­кая обсерватория, а его учебник по сферической тригонометрии считался лучшим в Европе. Брат Яна Снядецкого — Енджей внес огромный вклад в развитие химии и биологии, создав оригиналь­ную научную теорию органических веществ. Существенный вклад в развитие истории медицины и биологии внесли также профес­сора университета С.Юндил, А.Бекю, Ф.Римкевич, М.Гомолицкий, И.Франк и др.

В области гуманитарных наук в Виленском университете наи­больших успехов достигли история и литературоведение. Боль­шое влияние на формирование исторической науки в Белорус­сии и Литве в это время оказал профессор университета И.Лелевель (1786 — 1861 гг.). Он создал ряд фундаментальных работ по истории Польши, Литвы, всеобщей истории и вспомога­тельным историческим дисциплинам. Многие его работы не ут­ратили своей научной ценности и сегодня. И.Лелевель был не только крупным ученым, но и выдающимся общественно-полити­ческим деятелем. Во время работы в Виленском университете он был вдохновителем тайных студенческих обществ, в 1830 — 1831 гг. — одним из руководителей восстания. Находясь в эмиг­рации после подавления восстания, И.Лелевель был одним из ли­деров европейского демократического движения, сподвижником К.Маркса, подписал созданную коммунистами программу «Меж­дународного демократического товарищества». Взгляды И.Лелевеля как демократа и революционера нашли отражение в его на­учных трудах.

Значительный вклад в развитие истории и правоведения вне­сли также И.Анацевич, Ю.Ярошевич, И.Данилович и другие ученые.

Гори-ГЬрецкий земледельческий институт выделялся доволь­но высоким уровнем химических и биологических исследований. В 1843 — 1863 гт. здесь работал К.Д.Шмидт — один из родона­чальников химической науки в Белоруссии, организатор первой химической лаборатории. В Гори-Горках работал также выдаю­щийся химик и педагог И.Тютчев.

Начавшийся процесс формирования наций, в том числе, бе­лорусской, обусловил рост интереса к прошлому, к культурному наследию белорусского народа. Это вызвало развитие этногра­фии, фольклористики, краеведения, археологии. Выдающийся вклад в их развитие внесли А.Плятэр, Ю.Немцевич, С.Даленго Ходаковский, Т.Нарбут, А.Киркор, П.Шпилевский, К.Калайдович, братья Е. и К.Тышкевичи и др. исследователи. Особо следует вы­делить заслуги в этом деле Т.Нарбута, братьев Тышкевичей и П.Шпилевского. Т.Нарбут, выходец из древнего шляхетского рода, выйдя в отставку, долгое время жил в своем родовом имении Шавры Лидского уезда. Здесь он увлекся историей и краеведени­ем. Крупнейшей работой историка-энтузиаста стала 9-томная «История литовского народа», в которой автор широко использо­вал белорусско-литовские и польские летописи, многочисленные архивные источники. Кроме исторических исследований, Т.Нар­бут занимался сбором белорусского фольклора и этнографичес­кого материала.

Братья Е. и К.Тышкевичи внесли большой вклад в развитие белорусского музееведения. Ефстафий Тышкевич основал в 1855 г. в Вильно первый в Литве и Белоруссии историко-археологический музей, которому подарил лично собранные коллекции доку­ментов и археологические материалы. При музее действовала Виленская археографическая комиссия, которая занималась сбо­ром и изданием исторических документов. Она внесла большой вклад в развитие исторической науки в Белоруссии, но была зак­рыта в 1865 году по распоряжению Н.Н.Муравьева. Константин Тышкевич большую часть своей жизни провел в Лагойске. Там он создал музей древностей, собрал большой архив древних рукопи­сей, коллекцию художественных произведений и богатую биб-

лиотеку. Занимался также археологическими исследованиями: лично изучил более 200 курганов и городнищ, составил топогра­фические планы замков и древних поселений. Среди опублико­ванных работ К. Тышкевича следует отметить его труд «Виляя и ее берега», написанный по материалам организованной им в 1856 году краеведческой и этнографической экспедиции.

П.Шпилевский создал цикл беллетризированных очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» и «Белоруссия в харакеристических описаниях и фантастических ее сказках». Они и сегодня не утратили своей ценности в качестве первоисточни­ков по истории, этнографии и фольклористике белорусского на­рода.

Отличительной чертой культурной жизни Белоруссии первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. В литературе в конце XVIII — первом десятилетии XIX веков важ­нейшим направлением был классицизм. Он соответствовал идеа­лам просвещения и оказывал значительное влияние на литера­турное творчество писателей и поэтов. Во втором десятилетии начали проявляться ростки нового литературного направления — романтизма. Наиболее сильно он проявился в творчестве моло­дых писателей и поэтов, связанных с Виленским университетом, — А.Мицкевича, Я.Чечота, А.Одинца, Т.Зана и др.

Крупнейшим поэтом Белоруссии первой половины ХIХ века был Адам Мицкевич (1798 —1855 гг.). Он родился на хуторе Зао-сье недалеко от Новогрудка в семье шляхтича. После окончания Новогрудской доминиканской гимназии учился в Виленском уни­верситете. За участие в тайных студенческих обществах был вы­слан в Россию. В 1829 году после нескольких лет, проведенных в Одессе, Петербурге и Москве, А.Мицкевич эмигрировал за гра­ницу, жил в Лозанне и Париже, активно участвовал в националь­но-освободительном движении. В 1848 году поэт организовал польский легион для поддержки итальянских карбонариев, а в следующем году начал издавать в Париже газету «Трибуна наро­да». Умер А.Мицкевич в Константинополе. Тело его было переве­зено в Париж, а в 1890 году он был перезахоронен в Кракове.

В произведениях Адама Мицкевича тема Белоруссии зани­мает центральное место. В своих ранних произведениях и круп­нейших поэмах «Дзяды», «Пан Тадеуш», « Гражина» и др. Мицке­вич использовал темы и образы, связанные с белорусским фольклором, с белорусской историей и обычаями белорусского народа. Исследователи творчества А.Мицкевича отмечают, что его литературный язык формировался под влиянием языка белорус­ского народа, поэтики белорусской песни. Есть сведения, что Мицкевич пробовал писать и на белорусском языке. К сожале­нию, эти его стихотворения не сохранились.

Творчество Адама Мицкевича оказало большое влияние на развитие литературы Белоруссии. Под его непосредственным влиянием начинали литературную деятельность Я.Барщевский, А.Рыпинский, В.Сырокомля и др. писатели и поэты.

В 20 — 30-е годы расцвел поэтический талант «белорусского Роберта Бернса» — Павлюка Багрима (1812 — 1891 гг.), от твор­ческого наследия которого до нас, к сожалению, дошло только одно стихотворение «Заиграй, заиграй, хлопче малый». Судьба крес­тьянского поэта — самородка сложилась трагически. Из-за подо­зрения в подстрекательстве крестьян деревни Крошин, где жил Багрим, к восстанию против властей поэт был сдан в солдаты. Тетради с его стихами, конфискованные жандармами во время следствия, погибли.

В 40 — 50-е годы в литературу Белоруссии пришли новые имена, появились первые произведения критического реализма. Наиболее крупными представителями демократического направ­ления в литературе того временми были В.Сырокомля, В.Дунин-Марцинкевич, А.Вериго-Даревский, Р.Подбереский и др. Самый крупный вклад в развитие белорусской литературы в это время внес талантливейший писатель, поэт и драматург Викентий Дунин-Марцинкевич (1807 — 1884 г.). Писатель родился в фольвар­ке Панюшкевичи около Бобруйска, учился в Бобруйском уездном училище, а затем, по всей вероятности, на медицинском факуль­тете Виленского университета. Некоторое время он работал в раз­личных учреждениях г. Минска, а после жил в фольварке Люцинка около Ивенца. Первыми литературными произведениями писателя были пьесы «Рекрутский еврейский набор», «Соревно­вание музыкантов», «Чудодейственная вода». Эти пьесы, напи­санные на польском языке, в содружестве с местными музыкан­тами С.Манюшкой и К.Крыжановским были поставлены на минской сцене. В 1846 году Дунин-Марцинкевич издал в Вильно пьесу «Крестьянка», где впервые в монологах и диалогах прозву­чал живой белорусский разговорный язык. Эта пьеса, несмотря на запрещение цензуры, в 1852 году была поставлена на минской сцене специально созданной любительской труппой Дунина-Марцинкевича.

В 50-е годы В.Дунин-Марцинкевич создал ряд стихотворных рассказов, повестей, баллад, занимался переводческой деятель­ностью. Среди произведений, созданных в это время, следует вы­делить «Вечерницы», «Гопон», «Халимон на коронации», «Купа-лье», «Щеровские дожинки» и др. В своих произведениях В.Дунин-Марцинкевич стремился показать жизнь белорусского крестьянина, народную мораль, мировосприятие простого чело­века. Писатель широко использовал белорусский фольклор, эт­нографический материал, но в соответствии с сентиментальным направлением в литературе идеализировал взаимоотношения в белорусской деревне, проповедовал идеи классового мира.

Знаменательным явлением литературной жизни 40 — 50-х годов было создание целого ряда анонимных произведений, име­ющих социальную и политическую направленность. Это «Гуторка Данилы со Степаном», «Вот теперь какой люд стал», «Весна гола удалась» и др. Но самым большим литературным событием этого

времени были анонимные поэмы «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе». Авторы их еще точно не установлены, но произве­дения знали многие наизусть.

Значительную роль в литературной жизни Белоруссии этого времени играли литературные журналы. Наиболее популярными из них были «Атенеум» Ю.Крашевского, «Рочник литерацкий», «Поментник науково-литэрацкий» и др.

В первой половине XIX века появились и первые публичные библиотеки.

В это время массовыми видами искусства стали музыка и те­атр. В первые десятилетия ХIХ века крепостные театры начали прекращать свою деятельность, а основной формой театральной жизни становятся театры частной антрепризы. Как правило, они носили объездной характер, свою постоянную базу имели в гу­бернских или крупных уездных городах и время от времени пред­принимали турне по окрестным городам и местечкам, выступали на крупных ярмарках, в имениях богатых феодалов. Постоянные театральные коллективы имелись только в крупных городах, та­ких, как Вильно, Минск, Гродно. Их возглавляли опытные антреп­ренеры — Матвей Кожинский, Соломея Дешнер, Доменик Морав­ский и др.

Накануне войны 1812 года в Белоруссии получил распрост­ранение любительский театр. Любительские представления дава­лись чаще всего местными шляхтичами и интеллигенцией. Вмес­те с любителями в них часто выступали профессиональные актеры.

В середине 40-х годов в Белоруссии была проведена театраль­ная реформа. Она ставила цель упорядочить театральную жизнь и перевести ее под надзор местных властей, содействовать пере­воду театральных представлений на русский язык, который до этого времени очень редко звучал с театральных подмостков. Ре­форма предусматривала также создание в губернских городах театральных дирекций, которые бы руководили театральной жиз­нью в губерниях. В состав дирекций вводились лица, назначае­мые властями, и избранные представители от местной шляхты. Эти меры привели к тому, что русский язык и русская драматур­гия в 40-е годы уже заняли ведущее место в театральных поста­новках в Белоруссии.

В это время произошла и переориентация культурных свя­зей, вызванная интересом местных жителей к русской культуре. Из произведений русской драматургии, получивших распростра­нение на театральных сценах Белоруссии в это время, следует назвать «Ревизор» Н.В.Гоголя, пьесы Д.Ленского, Н.Некрасова, П.Коротыгина, А.Островского и др. Нередкими в это время в Бе­лоруссии были также постановки пьес украинских драматургов «Наталка-Полтавка» и «Солдат-волшебник» И.Котляревского и «Шельменко-денщик» Р.Квитко-Основьяненко.

Значительным событием в театральной жизни Белоруссии се­редины ХГХ века было возникновение первой белорусской те­атральнойтруппы В.Дунина-Марпинкевича, созданнойв 1852 году для постановки пьесы «Крестьянка». Она насчитывала более 20 человек. В нее входили сам писатель и две его дочери.

Театральная жизнь Белоруссии в первой половине ХIХ века не исчерпывалась только постановками местных трупп. Часто приезжали с гастролями театральные коллективы из России, Ук­раины, Польши или отдельные оркестры-гастролеры, чтобы выс­тупить с местными труппами.

С театром было тесно связано музыкальное искусство. Му­зыка звучала в салонах местной шляхты, ее преподавали в учеб­ных заведениях, проводились сольные и оркестровые концерты, музыкальные спектакли.

В Белоруссии хорошо знали произведения западноевропейс­ких композиторов, пользовались популярностью и композиции местных музыкантов. Среди композиторов, живших и работав­ших в Белоруссии в первой половине ХIХ века, наиболее извест­ными были Михаил Клеафас Огинский, Станислав Монюшко, Д.Стефанович, Ф.Милодовский и др.

Михаил Клеафас Огинский (1765 — 1833 гг.) был выходцем из семьи крупных магнатов и известен не только как выдающий­ся композитор и исполнитель, но и как крупный политический и общественный деятель. Его предки традиционно занимали высшие государственные должности в Великом княжестве Литовс­ком. И Михаил Клеафас рано начал дипломатическую карьеру, был послом в Австрии и Пруссии. Когда началось восстание под руководством Т.Костюшки, он вернулся на родину и возглавил во­оруженные силы Великого княжества Литовского. После пораже­ния восстания Огинский вынужден был эмигрировать. Он жил в Париже, Венеции, Константинополе, Яссах. После амнистии ком­позитор вернулся на родину, жил в своем имении Залесье около Сморгони. Накануне войны 1812 г. Огинский поступил на госу­дарственную службу, был назначен сенатором. В 1822 году он выехал за границу, где и провел свои последние годы жизни.

Михаил Клеафас Огинский рано начал свою композиторскую деятельность. Часть его произведений, к сожалению, не дошла до нас. Сегодня нам известны 60 его музыкальных композиций: 4 вальса, 4 марша, 3 мазурки, несколько менуэтов, романсов, песен и более 20 полонезов. Наиболее популярным произведением ком­позитора, жемчужиной его творчества является полонез «Проща­ние с Родиной», написанный в Залесье. М.К.Огинский оставил и богатое литературное наследие — 4-томные мемуары и трактат «Письма о музыке». Музыка М.К. Огинского входит в культурную сокровищницу трех народов — польского, белорусского и литов­ского, мелос которых вдохновлял композитора.

Творчество Станислава Монюшко (1819 —1872 гг.) также свя­зано с музыкальными традициями трех народов. Родился будущий композитор в фольварке Убель, недалеко от Минска. В 1830 г. семья Монюшко переехала в Минск, где Станислав учился в гим­назии, брал уроки музыки у известного музыканта и педагога Доминика Стефановича. В дальнейшем Монюшко учился в Виль­но, откуда часто приезжал в Минск, ко многим друзьям. Одним

из них был В.Дунин-Марцинкевич. В содружестве с ним в это вре­мя С.Монюшко создал свои первые небольшие оперы и музыку для театральных представлений. Это были музыка к пьесам «Рек­рутский еврейский набор» и «Крестьянка» В.Дунина-Марцинкевича, «Каспер Хаузер» Анисе Буржуа, комедия-опера «Последняя варшавская лотерея» и др.

Некоторое время С.Монюшко работал дирижером театраль­ного оркестра в Вильно. Здесь впервые было поставлено круп­нейшее произведение композитора — опера «Галька», написан­ная им на основе народного мелоса.

В 1858 году С.Манюшко переехал в Варшаву, где работал ди­рижером и директором оперного театра, а с 1864 года — профес­сором музыкального института. В варшавский период жизни он регулярно присылал в Минск Д.Стефановичу свои музыкальные произведения, помог приобрести музыкальное образование до­чери В.Дунина-Марцинкевича Камиле и скрипачке Б.Кригер, со­действовал публикации произведений Ф.Милодовского, рецензи­ровал музыкальные труды своих земляков.

Известными музыкантами и композиторами были минчане Флориан Миладовский и Доминик Стефанович. Первый из них был учеником Мендельсона. Его перу принадлежит ряд инстру­ментальных произведений, широко известных в Европе. Доминик Стефанович известен как театральный дирижер и учитель С.Мо­нюшко. С Минском связана также жизнь и творчество Михаила Ельского — композитора и музыканта, автора многих популяр­ных танцев и инструментальных миниатюр.

В Белоруссии в это время жил и работал Антон Абрамович — автор музыкальной поэмы «Белорусская свадьба» и составитель пособия игры на фортепиано.

В первой половине ХIХ ст. в связи с экономическим подъе­мом началась активизация строительной деятельности: велась регулярная застройка городов, строились банки, учебные заведе­ния, больницы, многочисленные общественные здания, постепен­но складывался новый тип городских поселений, формировался новый архитектурный стиль — классицизм. Особенно активно в это время велось упорядочение застройки губернских и уездных городов — выпрямлялись улицы, расширялись площади, укруп­нялись кварталы и т.д. Строительство по специальным архитек­турным планам являлось новым словом в архитектуре и опреде­ляло развитие градостроительства на многие десятилетия.

В это время впервые возникли типовые проекты гражданс­ких и жилых зданий. Возникновение типовых проектов решало проблему недостатка архитектурных кадров при массовой заст­ройке городов и местечек.

Значительную роль в формировании архитектурного облика белорусских городов и местечек в это время сыграла Виленская архитектурная школа и, прежде всего, выпускники Виленского университета — архитекторы М.Шульц, В.Стуока-Гуцявичюс, К.Подчашинский и др.

Крупнейшим архитектором, оставившим заметный след в искусстве архитектуры Литвы и Белоруссии, был Кароль Подчашинский (1790 — 1860 гг.). Он родился в местечке Жирму нынешнего Вороновского района Гродненской области. Учился сна­чала в Бресте, после в Кременце на Украине, Виленском университете, Петербургской академии искусств, совершенство­вал образование во Франции и Италии. После возвращения на родину в 1819 году был приглашен на должность заведующего кафедрой архитектуры Виленского университета, в 1823 году получил звание профессора. Его перу принадлежит трехтомный труд «Основы архитектуры для студенческой молодежи», первое учебное пособие подобного рода для высших учебных заведений в Литве и Белоруссии. Но Кароль Подчашинский известен не толь­ко как ученый и преподаватель, воспитавший целую плеяду архи­текторов. Административную и преподавательскую работу он удачно сочетал с творческой деятельностью. После возвращения из-за границы он по проекту профессора М.Шульца перестроил Спасскую церковь в Вильно, отреставрировал костел Святого Яна, разработал проекты переустройства фронтонов Виленского уни­верситета, перепроектировал многие внутренние помещения уни­верситета — кабинет минералогии, профессорский читательный зал и др. По его проектам и под его личным руководством были построены дворец Михаила Былинского в Яшунах, внутренние помещения Ковенской ратуши, гимназия в Слупске, евангелицко-реформаторский костел в Вильно, большой дворец в Жиличах около Бобруйска и многие другие сооружения. Умер К.Подчашинский в 1860 году. Похоронен в г. Вильнюсе.

К числу крупнейших памятников архитектуры первой поло­вины ХIХ века следует отнести Петропавловский собор в Гомеле, Преображенскую церковь в Чечерске, Покровскую церковь в Стрешине и др. сооружения.

Больших успехов в первой половине XIX века достигло и изоб­разительное искусство Белоруссии. Важную роль в его развитии сыграл Виленский университет. Здесь еще в Главной литовской школе в 1797 году была создана кафедра живописи, рисунка и скульптуры, которую возглавлял профессор живописи Фран­тишек Смуглевич. В дальнейшем в связи с расширением кафед­ры было создано отделение изящных искусств при факультете литературы, куда входили кафедры живописи и скульптуры. Это отделение в научной литературе часто называют Виленской школой живописи. За более чем три десятилетия своего сущест­вования она подготовила более 250 художников и скульп­торов. Профессорами отделения, кроме Ф.Смуглевича, были Ф.Ле Врун, Дж.Саундерс, Я.Рустем и др. Класс скульптуры дол­гое время возглавлял талантливый преподаватель и скульптор К.Ельский.

Воспитанниками Виленской школы живописи были десятки талантливых художников. Среди них в первую очередь следует назвать известного пейзажиста, автора сотен графических работ, посвященных историческим местам и достопримечательностям Белоруссии Михаила Кулешу. Воспитанником университета и со­братом по жанру М.Кулешы был Наполеон Орда. Он вошел в ис­торию изобразительного искусства как автор многочисленных графических серий исторических и культурных памятников Белоруссии, изданных в альбомах в Вильно и Париже. Наполеон Орда был также талантливым композитором и музыкальным тео­ретиком.

Студентами Виленского университета, а затем Петербургс­кой академии художеств были талантливый портретист-роман­тик Валентий Ванькович, художник, график, педагог Викентий Дмаховский, художник-портретист и мастер исторических и ре­лигиозных композиций Ян Дамель.

После закрытия Виленского университета выходцы из Бело­руссии и Литвы вынуждены были получать художественное обра­зование в Петербурге или за границей. Многие из них после окон­чания учебы не возвращались на родину, что отрицательно сказывалось на развитии живописи в Белоруссии. За пределами Белоруссии прошла большая часть жизни таких выдающихся ху­дожников как Т.Горецкий, К.Корсалин, М.Андриели и др. Из тех художников, которые вернулись в Белоруссию после учебы за гра­ницей, следует назвать Ивана Хруцкого, удостоенного звания ака­демика живописи. Он работал во многих жанрах: был родоначаль­ником натюрморта в белорусской и русской живописи, достиг выдающихся успехов в жанре портрета и пейзажа. Из-за границы вернулся также талантливый скульптор и художник, позже изве­стный деятель национально-освободительного и революционного движения в Белоруссии Викентий Дмаховский.

Изобразительное искусство Белоруссии в первой половине XIX века было богато на стили, жанры, разнообразие техники. На смену классицизму, который господствовал в живописи в конце ХVIII — начале ХIХ веков, в 20-е годы пришел романтизм с его вниманием к эмоциональному состоянию человека, возвышенно­сти, к героике и истории народа. Именно в русле этого идейно-стилевого направления были созданы лучшие произведения бе­лорусской живописи, особенно в жанре портрета. К сожалению, в Белоруссии сохранилось очень мало произведений, созданных белорусскими художниками в это время. Многие из них погибли во время многочисленных войн, другие разбросаны по музеям различных стран и частным коллекциям.

Как видно, культура Белоруссии в первой половине XIX века достигла значительных успехов. Несмотря на длительную поло­низацию и начавшуюся русификацию, белорусский народ смог сохранить свое этническое лицо и, несмотря на большие потери, отстоять свою национальную перспективу.








Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 939;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.027 сек.