Аграрно-скотоводческие культуры
Первые земледельческие культуры VII—IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи — на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.
Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и горох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII—V тысячелетиях до н. э. высаживали кукурузу, тыкву, бобы.
В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.
На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.
Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи. Так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нередко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного города в другой был достаточно распространенным явлением.
Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.
С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.
Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой — самостоятельное значение приобрел ремесленный труд. В V—IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело (с помощью гончарного круга изготовлялась глиняная посуда). Появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, волами и ослами).
Чтобы ремесленник мог специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мастерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты своего труда на мясо и зерно.
Сфера обмена постепенно расширялась. Племена, производившие больше продуктов, чем нужно для обеспечения выживания, начали обмениваться избытками. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи, наладилось разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других — на ткачестве, в третьих — на изготовлении посуды и т. д.
В поселениях VII—V тысячелетий до н.э. жило от нескольких сот до 2—3 тысяч человек. В теплых краях деревянный каркас домов покрывали кожей, соломой, обмазывали глиной. В Северной и Центральной Европе дома строили из дерева, каждый дом вмещал несколько родственных семей. Поселения обычно окружали стенами из камней, глины, сооружали рвы для защиты от набегов враждебных племен. В центре поселения чаще всего возводили монументальную постройку, жертвенник духам — покровителям племени.
Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.
Функцию денег в разных районах мира играли различные предметы, как правило, достаточно редкие и в то же время пригодные для употребления. У славянских, скандинавских племен, индейцев Северной Америки чаще всего это были меха, шкуры. У арабских, части славянских племен — скот, у многих племен бассейна Тихого океана — редкие раковины. У племен Центральной Африки — слоновая кость, в Китае, Абиссинии — соль.
Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.
Неолитические племена не знали частной собственности. Так, американские индейцы даже в XVII — XIX вв. вели хозяйство сообща, выращенные и добытые продукты были общей собственностью племени.
Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3087;