Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская демократии
Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структуру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматривается ли он как совокупность самостоятельных, свободныхиндивидов, как взаимодействие различныхгрупп, преследующих в политике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенноецелое, субъект, у которого доминируют общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно наиндивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.
В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют, например, глубокие, принципиальные различия между классической либеральной, современной западной и социалистической демократиями. При характеристике современной демократии обычно выделяют и такие типы демократии, как либеральная, коллективистская, плюралистическая.
Многие исследователи подчеркивают, что современные демократические режимы сформировались под прямым влиянием либерализма, выступавшего под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании.
Впервые в истории социальной мысли либерализм отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы — государство и гражданское общество, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.
Либеральная демократия продвинулась вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике. В качестве недостатков либеральной демократии обычно отмечаются:
· социально-классовая ограниченность;
· формальность (социальная дифференциация населения, стимулируемая этой формой власти, обесценивает для неимущих слоев населения права и свободы личности, что ставит под сомнение демократичность данной формы правления);
· ограниченность политического участия личности в политическом процессе;
· чрезмерный ценностный индивидуализм;
· игнорирование коллективной природы человека.
Современная демократия часто называется плюралистической, т.к. подразумевает не выражение гомогенной воли народа, а равновесие политических сил, которые в конкурентной борьбе, свободно выражая свои интересы, пытаются найти компромиссные решения.
Плюралистическая концепция также не бесспорна и подвергается критике. К числу ее недостатков относят невозможность на практике в ее рамках обеспечить широкое согласие всех групп, а также признание всеобщих интересов.
Концепции коллективистских демократий пытаются преодолеть недостатки либерального государства и осуществить полное народовластие. Этот тип демократии теоретически достаточно детально разработан. Но попытки его практического применения, сделанные прежде всего в странах социализма, не увенчались успехом. Коллективистскую демократию часто называют идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа, наличия у него единой воли. Виднейшими представителями теории коллективистской демократии являются Ж.-Ж. Руссо [74], К. Маркс [49,50,51,52], В.И. Ленин [40,40а].
Коллективистские демократии имеют ряд общих черт:
· коллективизм;
· признание народа единым целым, с общими интересами и волей;
· отсутствие противоречий внутри народа;
· неприятие политической оппозиции до насильственного ее устранения;
· декларирование социальной демократии;
· абсолютный характер власти;
· тоталитарная направленность.
Нереализуемость демократии как народовластия заставляет многих понимать под ней процесс согласования действий, который обеспечивается с помощью демократических процедур.
Утверждение демократии — довольно сложный и противоречивый процесс. Реальная демократия далека от идеала, но именно в ней многие видят «прорыв» в цивилизацию, способ дальнейшего развития людей в политическом пространстве. Хотя достоинства демократии сомнительны, но пороки диктатуры очевидны. Поэтому демократический выбор для большинства людей является вполне осознанной позицией.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 484;