Перспективы научного прогресса.

Делать серьезные экспертные оценки, а тем более, прогнозы научно-технического прогресса в наше время опасно – можно впасть, наоборот, в ретроградство. Ведь наука и техника развиваются столь стремительно, что к вчерашним новациям сегодня можно приклеить ярлык "ретро". И тем не менее, существуют проблемы "с бородой", которые безуспешно пытаются решить ученые и изобретатели на протяжении веков и которые остаются нерешенными и в информационном обществе.

Так, до сих пор не выяснены до конца механизмы памяти и деятельности мозга в целом, что тормозит внедрение искусственного интеллекта. Нервное волокно – диэлектрик, почему же по нему распространяются электрохимические импульсы, непонятно. За счет чего КПД мускула гораздо выше, чем КПД любой машины, придуманной человеком? Люди не научились с помощью своих приборов обнаруживать примеси в веществах с той же чувствительностью, что могут собаки с помощью обоняния. Не разгадана тайна шмеля, который летает вопреки всем законам аэродинамики. Также вызывает удивление мощность древесных насосов, которые гонят живительные соки от корня до самого высокого листочка на кроне – такие насосы мы изобрести пока не можем. А если говорить о компьютерных технологиях, то любой грудной младенец узнаёт свою маму быстрей и лучше, чем распознаются образы с помощью самых "крутых" компьютерных программ. Этот перечень проблем можно продолжить. Мы еще мало знаем и умеем, хотя и приспособились жить в выделенном нам пространстве-времени, не совсем понимая, где же мы находимся и что нам делать.

Информационное общество, в отличие от предыдущих цивилизационных формаций (индустриальной, сельскохозяйственной,варварской и еще более ранних), ставит перед человечеством проблемы, скорее, духовные, чем материальные, как прежде. Это связано, как отмечалось в "лекции 3" , с нематериальностью самой информации как основного продукта информационного общества. Перечислим эти проблемы:

· образование;

· этика;

· искусство;

· информационное право.

Основная проблема – образование. Можно доказать, что большинство проблем, с которыми сталкивалось человечество, сводилось к единственной проблеме – необразованности. Из необразованности проистекали алкоголизм и наркозависимость, насилие над природой и человеком, ксенофобия и фанатизм, демографические несообразности и др. В образованном обществе, каким должно быть информационное общество – общество знания, многие проблемы исчезнут сами собой. Совместному развитию науки, техники и образования посвящена "лекция 8" .

Телекоммуникационные системы информационного общества, если отвлечься от их технической инфраструктуры, базируются на этических отношениях между участниками коммуникаций – коммуникантами. Не вдаваясь в морализаторство, заметим только, что основное этическое правило коммуникаций имеет библейские корни: "возлюби коммуниканта, как самого себя".

Область межчеловеческих отношений как традиционное поле этики уже давно расширилось биоэтикой и экоэтикой, в фокусе внимания которых – нравственные пределы проникновения человека в глубины живой природы и природы в целом. Но еще не совсем созрела техноэтика, которая бы регламентировала нравственные пределы технического прогресса, в том числе прогресса информационных систем и технологий. Техноэтика могла бы также определить этические нормы ответных реакций информационной техники при ее взаимодействии с человеком. Ведь этические нормы должны регламентировать обоих участников диалога – человека и машину, ибо не только машина нуждается в защите, но и человек. В качестве одного из прообразов техноэтики можно считать сетевой этикет – сетикет ( "см. лекцию 4" ). Общение в Интернете анонимно, и вы никогда не можете быть уверены, что общаетесь с человеком, а не с интеллектуальной машиной, поддерживающей диалог с вами. А в Интернете такие машинизированные собеседники есть. При этом сетикет общения обязателен для всех собеседников. Другим прообразом для техноэтики могли бы стать этические законы робототехники А. Азимова, включенные в практику производства интеллектуальных роботов ( "см. лекцию 4" ).

Ничто, как искусство, не способствует развитию творческого потенциала человека. А личность в информационном обществедолжна быть творческой, неповторимой. Иначе это не личность, а пресловутый "член общества". Творческая личность, участвующая в научно-техническом прогрессе, может (должна) питать свой творческий потенциал из литературы, музыки, живописи, танцев и других видов искусства.

Многовековая практика научно-технического творчества показывает, что наибольших успехов добивались те ученые и изобретатели, которые обладали широким культурным кругозором, были разносторонними личностями, не замкнутыми только на своей профессии. Вспомним Козьму Пруткова: "Специалиста уподоблю флюсу – полнота его одностороння".

Наконец, в информационном обществе в полной мере должны действовать информационно-правовые акты. Иначе информационное общество рискует не быть правовым обществом. Согласимся, что это веление времени, а противоположная точка зрения просто неуместна.

Итак, как ни странно, основные проблемы научно-технического прогресса в информационном обществе (обществе знания, интеллектуальном обществе) – это не проблемы аппаратно-программных средств, искусственного интеллекта, информационных систем и технологий, а проблемы человеческой духовности или, если их объединить в одну проблему, то это проблема личности.

Каковы же пути решения проблемы личности? Пути эти сложные, многоплановые и начинаются они с раннего детства – с воспитания в семье. Но, как известно, воспитатель сам должен быть воспитан. Где же нам набрать столько воспитанных родителей, чтобы они воспитывали своих детей духовно полноценными личностями, готовыми жить в информационном обществе? Вот и получается, что средняя школа устраняет недостатки дошкольного воспитания и попутно привносит свои недоработки, а высшая школа устраняет совокупные недостатки семейного воспитания и средней школы и привносит свои недоработки. Такими замысловатыми путями приходится решать, казалось бы, не слишком замысловатую проблему. Но это только кажется – если проблема личности такая простая, почему же с глубокой древности и до наших дней она так и не решена, а хорошо известные пути ее решения так и не пройдены?!

Если мы останемся дремуче бездуховными, если мы будем вскармливать свою бездуховность в угоду сиюминутным материальным, экономическим потребностям, мы никогда не войдем в информационное общество, мы никогда не воспользуемся его благами.

В каких же направлениях следует ожидать развития информационных систем и технологий? Именно "направлениях", а не "направлении", т.к. этих направлений несколько и какие из них превратят опытные образцы техники и программ в рыночные продукты, предсказать затруднительно.

Правда, есть направления, на которых уже созданы серийно выпускаемые продукты, перспективные в ближайшем будущем. Один из таких продуктов – сетевой компьютер как интеллектуальный терминал корпоративных сетей. Его привлекательность – в дешевизне и простоте, что важно для обычного "юзера". Архитектура сетевого компьютера закрытая, наращивать ее с помощью upgrade-технологий возбраняется. Сетевой компьютер содержит монитор, клавиатуру, оперативную память и небольшую внешнюю (долговременную) память для хранения используемых программ. Полное программное обеспечение хранится на сетевом сервере и поставляется на сетевые компьютеры лишь в необходимом (для решения текущих задач) объеме. Дисководов, USB-портов нет, а значит, нет и проблемы инфицирования компьютерными вирусами через съемные носители. А сервер надежно защищает корпоративную сеть от вирусов, "троянских коней" и спама, циркулирующих в плохо контролируемой глобальной Сети.

Сетевой компьютер по стоимости не дороже мобильного телефона и предназначен для узкоспециализированных функций: банковских и кассовых операций, делопроизводства, обучения и других централизованно предписываемых и контролируемых задач. Серверы в такой сети работают подобно АТС в телефонной сети, а сетевые компьютеры – подобно телефонным абонентам. Со временем сетевой компьютер может изменить свое название – "сервисный", "тонкий", "функциональный", "операционный", "корпоративный" и др. Но суть его от этого не изменится.

Другой перспективный "серийный продукт" – операционная система Linux (автор Л. Торвалдс, Финляндия). ОС Linux относится к классу т.н. серверных ОС (типа UNIX). Ее особенности – "открытый код" (доступность), "безлицензионность" (лицензия не требуется), относительная дешевизна (гораздо дешевле UNIX и Windows). Linux завоевывает популярность не только как серверная ОС, но и как операционная система для автономных ПК, бытовых и промышленных встроенных информационных систем.

В литературе и Интернете много данных (в том числе, спекулятивно-сенсационного характера) о нейрокомпьютерах, биокомпьютерах, молекулярных и квантовых компьютерах, применениях голографии в информационных системах и др. Авторы этих публикаций утверждают, что в недалеком будущем данные устройства и технологии займут свои ниши в развитии информационных систем и технологий. Будем надеяться. Но сначала разберемся, что же из себя представляет эта "экзотика" компьютерного мира?

Нейрокомпьютер – это на самом деле электронный компьютер (ЭВМ), имитирующий нейронную сеть человека. Основная особенность нейрокомпьютеров, отличающая их от ЭВМ, - это сам способ решения задач. Если для решения задач в обычных ЭВМ используются программы, то в нейрокомпьютерах решение задачи достигается путем перенастройки сети за счет адаптивных формальных нейронов и специальных процедур самоорганизации сети. В этом нейрокомпьютеры близки к т.н. аналоговым вычислительным машинам. Подобно последним, нейрокомпьютеры обладают огромным быстродействием, недоступным для обычных цифровых ЭВМ. Внедрению нейрокомпьютеров препятствует отсутствие научно обоснованной теории программированияпроцессов самоорганизации нейронных сетей.

Известны также попытки создать нейрокомпьютер на базе биологической нейронной сети, состоящей из взаимосвязанных живых нейронов, а не их электронных моделей – формальных нейронов, или в виде гибридов живых и формальных нейронов. Живой нейрон отличается от формального нейрона тем, что первый имеет аналогово-дискретную природу, в то время как второй только дискретен. За счет этого различия изобретатели нейрокомпьютера с биологической основой ожидают получить выигрыш в качестве решения задач по сравнению с электронными нейрокомпьютерами.

Био- и молекулярные компьютеры – это своеобразные гибриды информационных, молекулярных и биохимических технологий. Так, на базе молекул ДНК, РНК и ферментов был создан ДНК-компьютер (Э. Шапиро, 2001г.). Молекулы фермента выполняли в этом биокомпьютере роль аппаратного обеспечения, а молекулы ДНК – программного обеспечения. При этом в одной пробирке помещалось около триллиона элементарных вычислительных модулей. В результате скорость вычислений достигала миллиарда операций в секунду, а точность вычислений – 99,8% за счет того что все молекулы ДНК решали единственную задачу параллельно, а не последовательно. Такой компьютер мог решать только самые простые задачи с двумя типами ответов: "истина" и "ложь".

Известны ДНК-компьютеры гибридного типа – молекулярно-электронные. В них между ДНК-молекулами осуществляются специфические химические реакции, обеспечивающие вычисления, а электроника обрабатывает результаты вычислений. Предполагаемая область применения ДНК-компьютеров – медицина, фармацевтика, генная инженерия.

Как известно, в компьютерах (ЭВМ) используется двоичный код. Для изобретателей ДНК-компьютеров биологическим аналогом двоичного кода стало свойство комплементарности (двоичной взаимодополнительности) молекул ДНК, РНК и принципов их взаимодействия при белковом синтезе. Комплементарны, например, простота и сложность, лед и пламень, плюс и минус, истина и ложь, мужское и женское начала, кислота и щелочь и т.д. В молекуле ДНК комплементарны нуклеотиды в двух спиралях, которые характерны для структуры этой молекулы.

Свойство комплементарности лежит в основе многих внутриклеточных процессов в биологии. Это навело на мысль создать т.н. клеточный компьютер. Для клеточного компьютера используются бактерии (микроорганизмы), в геном которых внедряется некая "логическая схема", активизирующаяся в присутствии определенного вещества. Например, для выполнения логической операции "И" в клетку бактерии вводятся два вещества (по сути – входные операнды), под влиянием которых внутриклеточный ген вырабатывает определенный белок. На базе мутированных клеток можно создать и более сложные логические элементы, арифметические "процессоры", а также выполнять параллельные вычисления и т.д.

Биокомпьютеры (ДНК- и клеточные компьютеры) позволяют хранить данные с плотностью, в триллионы раз превышающей плотность хранения данных на оптических дисках, и отличаются чрезвычайно низким энергопотреблением. Они дешевы в производстве, т.к. им не нужна столь стерильная атмосфера, как при производстве полупроводниковых чипов. Это, так сказать, "позитив" биокомпьютеров. "Негатив": считывание результатов вычислений затруднительно, они просто могут потеряться, ибо молекулы с течением времени могут распадаться, прилипать к стенкам сосудов, изменять свою структуру; кроме того, биокомпьютеры имеют ограниченную область применения. Но эта область включает и наше здоровье – неизмеримую человеческую ценность. Так почему бы не быть биокомпьютеру, молекулярному компьютеру?! Остается надеяться на успех в их разработке и внедрении.

Квантовый компьютер создать непросто. Его основные элементы – атомы, фотоны или специально созданные микроструктуры, хранящие данные в т.н. кубитах (квантовых битах). Кубиты должны удовлетворять двум противоречивым требованиям. С одной стороны, они должны быть достаточно изолированы от любых внешних воздействий, которые могут нарушить вычислительный процесс, а с другой – иметь возможность взаимодействовать с другими кубитами в квантовых регистрах. Кроме того, необходимо иметь возможность измерить окончательное состояние кубитов и отразить результаты вычислений. А это не так просто. В качестве одного кубита может использоваться (аппаратно), например, один ион – атом, лишенный части электронов, или любая микрочастица (элементарная частица).

Согласно принципам квантовой механики, подтвержденным экспериментально, ионизированный атом или микрочастица могут одновременно находиться в нескольких местах или нескольких возбужденных состояниях. Такой квантовый феномен называется суперпозицией (наложением) квантовых состояний и напоминает музыкальный аккорд.

Попытка измерить положение частицы, находящейся в состоянии суперпозиции, приведет к квантовому коллапсу, при котором частица случайным образом перейдет в единственное состояние с вероятностью, зависящей от вклада каждого состояния в суперпозицию. В этом и заключается основное различие между квантовым компьютером и обычным. Если считать, что речь идет всего о двух базовых состояниях (0,1), то в обычном компьютере бит может принимать одно из двух значений 0 или 1 порознь, а в квантовом компьютере кубит находится в состояниях 0 и 1 одновременно. Но базовые состояния кубита – бесконечно малая часть его совокупного множества состояний. Это создает предпосылки для истинно параллельных вычислений в квантовых компьютерах (курсы квантовых вычислений уже преподаются во многих университетах мира). Поэтому квантовый компьютер (если он будет реализован!) сможет обладать огромным быстродействием и огромной памятью, что позволит использовать его для решения задач, считающихся сейчас слишком сложными или невыполнимыми даже для современных суперкомпьютеров, например, для обработки информации объемом в петабайты (1 Пб = 1024 терабайта) и эксабайты (1 Эб = 1024 Пб) на выходе адронного коллайдера и ему подобных устройств и систем.

Заметим, что микроминиатюризация в электронике не беспредельна. Микроминиатюризация достигла наноуровня (10-9 м), меньше которого начинают проявляться внутриатомные и квантовые эффекты. Так, радиусы электронных орбит, отнесенные к центру масс атомов, имеют порядок 10-10-10-11 м. Поэтому переход от нанотехнологий к пикотехнологиям (10-12 м) вряд ли возможен в рамках традиционной микроэлектроники. Параллельная обработка временно может дать эффект, но аппаратные ограничения в конце концов потребуют новых решений. В частности, потребуются квантовые компьютеры, а вместе с ними "квантовое мышление", квантовые алгоритмы. Вместо традиционных компьютерных инженеров, программистов и математиков-прикладников потребуются квантовые физики, специалисты по вычислительной химии, квантовому программированию.

Мы рассмотрели несколько новшеств в области информационных систем и технологий. Но на самом деле их гораздо больше, как в компьютерной сфере, так и в робототехнике. Оптоэлектроника, искусственные зрение, осязание и обоняние, голографическое кодирование информации, гибридные интеллектуальные системы, гибкие и безлюдные производства, сетевые сообщества, искусственный (виртуальный) субъект, "умная пыль" и др. новшества в той или иной мере уже освоены и используются, правда, в ограниченном объеме (пока!). Мы уверены, что пройдет не так уж много времени, и нынешние поколения людей будут осваивать новые информационные системы и технологии, во многом не похожие на современные.

 

 








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 820;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.