Субъект и объект познания.
Ввиду того, что познавательная деятельность – непрерывный процесс, в истории философии постоянно рассматривался вопрос о том, что же является «объектом» и «субъектом» познания.
Так, например, метафизический материализм 18-19 веков исходил из «гносеологической робинзонады», т. е. полагал, что суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком. Одинокий человек, ученый только созерцает мир, воспринимает его, но не преобразует. Под «объектом» познания понимался весь окружающий мир, все то, что находится вне сознания. Современный материализм исходит из того, что объяснить мир можно только в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в практической деятельности. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» – весь окружающий мир, но только в тех границах. В которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует. Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта.
Особенность взаимодействия субъекта и объекта в познавательной деятельности проявляется, прежде всего, в социальном познании, где объект и субъект познания совпадают. Общество само себя познает. Вследствие этого само социальное познание имеет характерные черты. Социальные законы носят в основном статистический, вероятностный характер. В основе социального познания лежит изучение общественных отношений. Особенность социального познания состоит также в том, что сама общественная жизнь изменяется относительно быстро, поэтому его развитие происходит на основе, главным образом, относительных истин. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, методам, используемым в познании и т. д. наконец, социальное познание всегда связано с интересами людей.
Познание происходит в различных видах и определенных формах.
Формы познания окружающей действительности многообразны.
Для архаического периода человеческой истории характерной была мифологическая форма освоения действительности. Гегель назвал миф «педагогикой» человеческого рода, поскольку он не сводился просто к познанию мира, а представлял собой скорее чувственное переживание реальных действий. В мифе тесно переплелись элементы эстетического отношения человека к действительности, нравственные взгляды и вера в участие высших сил в творении мировой истории.
В современной методологической литературе в качестве особого вида познавательной деятельности выделяется религиозное познание, основой которого является вера в сверхъестественное, божественное начало мира.
Философское познание. Философское знание всегда является мировоззрением, стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. На уровне абстрактных понятий философия дает знание о всеобщем в системе «человек – мир». Отличительной особенностью философского познания в противоположность мифологии, религии является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.
Особой формой духовно-практического освоения действительности является художественное познание. Основным содержанием художественного знания является эстетическое отношение к миру. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно не просто познает действительность, но и воссоздает объект в форме художественных образов, характеризующихся идеальностью и конкретностью. Искусство отличается широтой и целостностью освоения действительности, глубиной проникновения в мир человеческих отношений, самостоятельным исследованием мировоззренческих проблем. Этим оно сближается с философским знанием. В рамках художественного освоения действительности субъект способен осуществлять и опережающее исследование человеческих отношений и этим искусство гносеологически сближается с научным знанием.
Обыденное, или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и общения, усвоения общественно значимого знания. По форме оно является преимущественнообразным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Это информационно самая емкая форма знания. Установлено, объем информации, которую накапливает человек к 20 годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленной всеми науками.
Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинного результата. Цель науки состоит в раскрытии внутренней природы, сущности предметов и явлений, законов их функционирования и развития. В отличие от художественного освоения действительности наука постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления. Наука занимает особое место в жизни людей. Вместе с тем она не может заменить и вытеснить обширную сферу вненаучного знания, включающая различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному относят также знание, которое не соответствует стандартным нормам научности. Это алхимия, имеющая традицию тысячелетнего существования, теология, натурфилософия, астрология, парапсихология. В этих формах вненаучного знания содержится много ценных эвристических идей, порой не укладывающихся в соответствующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого. Не следует только негативно относиться к данным видам знания лишь потому, что они качественно отличаются от научного знания источником, аргументацией, способами генерации. Ученым еще предстоит разрешить эту сложную проблему определения статуса вненаучного знания.
Научное познание.
Наука – форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание.
Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру.
Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками – системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики. Специфичен и язык науки.
Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Выражения разговорного языка, связи между ними, как правило, многозначны, аморфны, а потому не могут обеспечить строгость и надежность обоснования. К тому же отличие вновь открываемых истин от уже известных требует новых знаковых средств фиксации и сообщения таких истин.
Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом, вырабатывается научная терминология, т. е. совокупность слов со специальным значением в рамках данной научной дисциплины. За разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний.
Названные черты характерны для любого научного знания: гуманитарного, естественнонаучного, технического. Каждое из них обладает своими особенностями.
Содержание науки не исчерпывается суммой готовых, сформировавшихся к данному моменту знаний. Она имеет вторую сторону – деятельность по получению новых знаний. Отдельный акт такой деятельности, направленный на получение целостной единицы истинного обоснованного знания, называется научным исследованием.
Научное исследование есть разновидность труда. Поэтому обладает всеми характеристиками последнего.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1445;