Вопрос 4. Развитие риторических традиций в России
Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика ещё в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой. Основные переводы названия классической науки об искусстве речи с греческого языка зафиксированы не только в словах "риторикия" и "ритория", но в традиционных русских словах "ветийство", "ветий" (ср. устаревшие слова "витийство, вития"), сам же корень "вет-" (писалось через ять) означал говорение, откуда все богатство современного словарного гнезда "привет, ответ, совет, завет, навет и т.д.". "Риторикия" воспринималась нашими предками как "мудрость", "художество", "хитрость" и, кроме вышеперечисленных названий этой науки, к XVII веку имелось не менее двадцати соперничавших между собою синонимов типа "благоречие, добрословие, сладкоглаголание, хитроязычие, краснословие, истинноречие, правдобеседование и т.д.". Изучение этих слов с цитатами из древнерусских сочинений может составить великолепный материал для изложения русского понимания корней риторики как науки и требований к речевому поведению наших предков.
Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д. По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии 17 века. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.
Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 году. Книга пользовалась большой популярностью, её знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова».
В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, даётся определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырёх родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приёмы к возбуждению страстей.
Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.
Кроме списков «Риторики» 1620 года, в книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга обнаружены 13 списков старообрядческой «Риторики в 5-ти беседах», 15 списков «Риторики» М.Усачёва, 30 списков «Риторики» Софрония Лихуда 1698 года, 19 списков «Риторики» Козьмы Афоноиверского 1710 года и др.
Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке.
Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2457;