Риторика как наука. Предмет и задачи риторики

Риторика – наука об убеждающей речи. Энциклопедия «Русский язык» дает следующее развернутое определение риторики: риторика — «филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи), близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи».

Риторика как наука о построении текстов противостояла герменевтике как науке об истолковании текстов. Однако это не означает, что риторика обслуживает только нужды говорящего. Убеждающую речь можно рассматривать и с позиции слушающего. Тогда главной проблемой будет оценка достоверности речи, распознавание случаев манипулирования.

Риторика - наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения10.

Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны поэтому предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Поскольку мы живем и действуем в обществе, то и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Поэтому убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согласились с доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение: «...всякая аргументация стремится к присоединению умов и тем самым предполагает наличие интеллектуального контакта».

Риторика как наука об эффективной речи противостоит культуре речи как науке о нормативной речи. Общей зоной риторики и культуры речи являются такие качества речи, как правильность и уместность. Водораздел между риторикой и культурой речи проходит по границе, обозначенной еще в древности: первая есть «искусство говорить хорошо», вторая — «искусство говорить правильно».

Зону общих интересов риторика имеет и со стилистикой. Если функциональная стилистика изучает речь с точки зрения уместности и опирается на представления о стилистической норме, то экспрессивная стилистика изучает речь с точки зрения ясности и ориентирована на облегчение декодирования речи. Риторика ближе к экспрессивной стилистике. Общим для этих наук является аппарат изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур), которые обеспечивают экспрессию (ясность через усиление изобразительности и выразительности) и в то же время убедительность.

Сегодня наряду с собственно риторикой существует метариторика — часть филологии, изучающая риторические труды. Ее объектом наблюдения является сама риторическая наука, которая описывается как некая вторичная грамматика. Новая риторика опирается на данные нейролингвистики, социолингвистики и семиотики.

Итак, предметом риторики как научной дисциплины является красноречие, или ораторское мастерство. Красноречие – это умение говорить интересно, хорошо, логично.

Риторика объединяет в себе признаки науки и особенности искусства, поскольку:

а) как наука – опирается на определённые правила и закономерности, без знания и соблюдения которых добиться эффективности в устном выступлении или невозможно, или исключительно трудно;

б) как искусство – предполагает чрезвычайно большую роль личности оратора в подготовке плана ораторского выступления и в ходе этого выступления перед аудиторией.

Попытаемся все-таки ясно и определенно ответить на вопрос, что такое риторика. Этот ответ тем более возможен, что риторика является классической филологической дисциплиной, фундаментальной наукой (о чем говорят современные исследования), практическим искусством речи и, конечно же, учебной дисциплиной, имеющей достаточно определенный и превосходящий современное «развитие речи» предмет обучения. Предмет риторики отчетливо выявляется из классических определений данной науки.

Новизна и актуальность риторики для современного образования ясно вытекают из определений самого предмета риторики:

1) Риторика - теория и искусство речи, а большинство наших современников не обладают историко-теоретическими знаниями о практике речевого общения, не обладают умением, технической «выучкой», практической ловкостью владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения.

2) Риторика - наука «мыслить» (Н.Ф. Кошанский) и аргументировать, искусство «находить способы убеждения» (Аристотель). Очевидно, что риторика как прикладная наука, как искусство и умение - очень важна в практическом смысле, связана с мировоззрением и личностью учащегося.

3) Риторика занимается совершенной речью (см. определение А.К. Михальской: «риторика - теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи»). Большинство определений риторики в той или иной форме ищут точное определение необходимых качеств речи. Разные требования к речи зависят от философской позиции человека, вот почему будут ограничены всякие определения риторики как только «теории красноречия» (к красивой речи люди относятся иногда с недоверием), или «убеждения» (спрашивают: как убедительность соотносится с нравственностью ритора?), или "эффективной" речи (для чего эффект нужен оратору?).

4) Риторика - учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом.

5) Риторика - учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности. Поэтому в обучение риторики должны войти бытовая и деловая речь в устной и письменной формах, основные виды диалогов, корректные приемы ведения споров и дискуссий, ораторское красноречие, основы научной, философской, исторической прозы, речь массовой информации и информатика, оцененные с позиций эффективности и оптимальности в организации современной жизни общества и отдельной личности.

Обращение к риторике (и классической, и современной отечественной), кроме двухтысячелетней истории, стоящей за плечами у этого предмета, может обогатить современный образовательный процесс философской широтой взгляда на практическое значение языка, указать конкретные пути работы над речью и ее «развитием». Эти пути, в частности, связаны со следующими положениями:

1) Всеобщность риторики как науки/искусства речевого мастерства и речи как средства общения для постижения и выражения специальных знаний. Эта классическая идея исходит от Платона и Аристотеля (риторика - "всеобщее знание", необходимое любому человеку, вступающему в речевой контакт и желающему убедить кого-либо в чем-либо). Но эти мысли неоднократно проговорены в отечественной филологическо-педагогической литературе (при изучении всякого подобного исторического материала существенно его стилистическое изящество):

«Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете» (М.В.Ломоносов); «Все науки и знания ... токмо чрез элоквенцию говорят» (В.К.Тредиаковский); «Риторика есть наука говорить обо все без изъятия. Все прочие знания имеют предмет ограниченный, но сия ограничивается токмо пределами единого естества, и всякая вещь принадлежит к ее области» (Детская риторика, или Благоразумный вития. 1787 г.)

2) Именно в риторике разрабатывались правила и рекомендации речевой педагогики как теории речевого воспитания и образования личности от младенчества до зрелого мастерства. К сожалению, это знание отсутствует в современной школьной программе. Классически оно суммируется следующим образом: 1/ развитие природных дарований (давалась классификация внешних и внутренних качеств человека, требующих развития); 2/ знание теории, правил и рекомендаций к ведению речи; 3/ подражание как способ обучения, освоение литературных и ораторских образцов; 4) развитие речевых способностей (наша практика обучения речи на основе писания сочинений на литературные темы, к сожалению, оставила без внимания многие классические формы обучения речи, например, организацию публичных диспутов, дебатов, не готовит к критической оценке того реального и многообразного мира коммуникаций, где требуется не только слушать, но и активно противостоять), чтение и комментарий текстов, декламационное чтение, занятия техникой речи.

3) Нередко занятия риторикой не идут дальше занятий словесной стилистикой. Однако классическая и современная риторика распространяет свои проблемы на всю совокупность условий речевой коммуникации: этос речи (условия ситуации речевых контактов, фактура речи); пафос речи (создание смысла речи, разработка содержания через знание общих мест, способов аргументации); логос речи (словесные средства, к которым риторика распространяет требования стилистического изящества, например, теории фигур речи и построения периодов), теории вкуса, благопристойности - всего, о чем так ревновала "консервативная" педагогика середины XIX века и что разрушали "демократические революции").

4) В "развитии речи", к сожалению, отсутствует знание общих правил ведения речи, разработкой которых занимается именно современная риторика. Вычленение правил ведения речи на основе практической морали, зафиксированной в текстах фольклора, впервые выполнено Ю.В.Рождественским (отношения мысль - слово - дело, правила речевых отношений, правила для слушающего и говорящего). Но есть еще и группа существенных правил духовной этики речи которая вычленяется из "главных книг" человечества: Библии, другой религиозной литературы. Частично они изложены в новой "Педагогической риторике" А.К. Михальской, кратко описаны в "Теории риторики" Ю.В. Рождественского. Понимание языка, слова как важнейшего средства духовного благоустройства человека ("от плода уст своих человек вкусит добро...") могло бы чрезвычайно обогатить современный учебный процесс, причем, не только "славословиями Слову", но и предупреждениями о "гибельности языка", в котором "средоточены все грехи".

5) Именно риторика традиционно ставит проблему образа ритора как уместного и целесообразного представления себя в речи. Для устной речи - это проблема образа оратора (говорящего), для письменной речи - проблема образа автора (пишущего). Совокупно проблема образа ритора связана с воспитанием целой личности, восприятием и проявлением личности человека в мысли и слове, поэтому основывается на понятии ораторских нравов - требований к личности оратора. Эти требования начинаются с этических качеств (честность, мудрость или знание, справедливость, доброта, скромность - разные эпохи и этико-философские системы выдвигают различные требования к образу формируемой личности), заканчиваются внешностью оратора, но очевидно. что воспитание ритора осуществляется вкупе с физическим и духовным формированием человека.

6) Исторически риторика возникает как ораторское искусство, однако неверно ограничивать современную риторику только областью ораторики - теории устной публичной монологической речи. Античные риторики действительно касались в основном ораторской речи, хотя давали и общую теорию речи, основанную на философском фундаменте. Но уже в древней Руси речевая культура включает книжные и письменные формы, чрезвычайно важные для понимания разных форм и видов слова, в которых жил человек. Русская теория риторики имеет то несомненное преимущество в сравнении с античными и некоторыми западными теориями, что тяготеет к освоению всех возможных видов речевого общения (устных, письменных, книжных, а сегодня и массовой информации). Современная теория речи, основываясь на идеях русской частной риторики, требует изучать не только художественную литературу и фольклор (виды словесности, которыми ограничено сегодняшнее школьное обучение), но начав с разговорно-бытовой дописьменной речи как основы речевого воспитания, показать разные виды письменной речи (собственно писем, деловой документации), виды литературы (не только художественной, но научной и журнальной), обучать реальному общению в групповом взаимодействии, ораторской речи в разных ее видах, наконец, показать специфику (достоинства и опасность) речи средств массовой информации. Последняя задача стоит особенно остро, поскольку далеко не разработана самими учеными-филологами. Однако именно учитель-словесник может показать природу речевых манипуляций, которыми переполнена массовая информация, объяснить природу компьютерного диалога человек-машина. Ведь именно риторика учит оценивать речь, тем самым предупреждает современного человека против опасности словесного манипулирования, что нередко делается против него в современных общественных диалогах. Одним словом, только современная теория словесности, включая риторику, способна объяснить сложности современного информационно-речевого мира.

7) Если проблема ораторского искусства связана с теорией монолога, то совершенно по-новому выглядит в современной риторической науке и педагогике теория диалога. Диалог осваивается как с точки зрения общей риторики, так и с позиции рассмотрения разных видов диалога, которые могут включаться в школьные занятия на разных этапах обучения. К этим видам диалогов следует отнести: а) разговорно-бытовой диалог в разных ситуациях (семейно-бытовой, требующий обучения на литературных примерах и корректного соотнесения с практикой; медицинский; магазинный; дружеский и т.п.); б) основы делового диалога, требующие разработки деловых игр. При этом важными становятся все этапы речевого акта: условия речи, замысел, содержание, аргументация, композиция, исполнение в словах и произношении. Именно здесь вызревает проблема речевого этикета.

8) Традиционная структура риторического канона (изобретение, расположение, слово, выражение, память, произношение и телодвижение) начинает играть в современном обучении риторики новыми красками. Теоретико-риторическими исследованиями и учебниками риторики последнего времени достаточно ясно показано, как проблема изобретения речи (классическая проблема, восстановленная по старинным образцам и никак не осмысленная в "развитии речи") способна дать модель порождения замысла и содержания речи по новым творческим образцам. Критика, которую предлагают на изобретение по общим местам как классические авторы (В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев), так и современные (М.Т.Баранов), не считается с тем, что общие места как ценностные категории, в которых сходятся создатель речи и аудитория, всегда существуют. Найти их - творческая задача ритора, которому всегда советовалось: «Размышляй!».

Новая риторика по-новому осваивает и опыт хрии, критикованной В.Г.Белинским. Ведь хрия - это общая схема построения речи, незнание которой попросту выбивает почву из-под ног говорящего. Элементарное неумение современными ораторами построить простое поздравление, либо же создать построение речи по традиционным схемам происходит оттого, что необученные современной школой ораторы не подозревают о существовании общих мест и хрии как традиционных моделей, которым можно творчески следовать при построении речи. Когда же речь у такого горе-импровизатора получается как бы сама собой, он и не подозревает, что построил традиционную хрию - подобно мольеровскому герою Журдену, удивлявшемуся, что он говорит прозой.

Забыто в современном "развитии речи" и учение о распространении речи на основе классификации фигур: между тем еще К.П.Зеленецкий яростно критиковал Н.Ф.Кошанского, а следовательно, косвенно и М.В.Ломоносова, за наличие "этих 45 фигур речи", которые невозможно запомнить... Действительно, формальное запоминание фигур речи рождало только резонеров (обратим внимание, как ни В.Г.Белинский, ни К.П.Зеленецкий не хотят, подобно "новым демократам", прочитывать творческих рекомендаций риторик, потому что им важно создать новую литературную и образовательную идеологию), но и отсутствие их в обучении, точнее, непонимание того, что люди говорят фигурами речи как некоторыми формами речевого выражения и что этим формам надо учить, породило косноязычие ХХ века - и наше общество, образованное школой, достойно его наследует.

Подобно можно говорить и о "качествах речи" - традиционный раздел, определявший и комментировавший правильность, ясность, точность, чистоту, уместность, выразительность, но, главное (о чем уж совсем предпочитают умалчивать в демократическую эпоху), понятия вкуса и благопристойности как способности понимать и выражать прекрасное.

Наконец, в современном речевом обучении, какими бы словами ни назывался этот аспект или предмет, нет ясных и творческих разработок или рекомендаций к риторическому (действенному и уместному) произношению. Между тем, человека необходимо учить "звучать": делать паузы (не пора ли, наконец, сказать "нет!" бездумному скорочтению и "пулеметной" бездумности?), быть выразительными, развивать динамику голоса, учить ритму и темпу, давать понятие о тембре голоса и обучать многим другим азам техники речи, традиционно заложенным в риторике как искусстве речи. К сожалению, в современном преподавании начинают забываться многие достижения в обучении выразительному чтению - то, чем могла гордиться как старая школа словесности XIX века, так и советская педагогика.

9) Особо следует сказать об отношениях с историей риторики. В обращении к истории родной филологии лежат глубокие перспективы мыслительного и словесного обогащения нашего педагогического процесса. Ведь история русской риторики и словесности только начинает открываться нашему взору. Слишком скорые суждения относительно того, что "риторика - это логика..." или "риторика - это стилистика...", а "словесность - это художественная литература", не просто затуманивают дело, но способствуют прохладному и равнодушному взгляду на подлинное своеобразие мыслительного богатства родной филологической культуры.

В настоящее время требуется объективный и бескорыстный анализ достижений русской филологической и педагогической мысли: не только старинной риторики (прежде всего классической отечественной – в ее лучших достижениях), но и опыта, накопленного в советское время дисциплиной «развитие речи». Чтобы показать, что риторика перестала быть «старушкой», а, напротив, необыкновенно молода и сильна, поскольку питается от здоровых корней или источников, достаточно перечислить несколько фактов научной и педагогической деятельности риторов современной России:

Изучение и преподавание риторики (как и большинства дисциплин речевого цикла) ведется сейчас в большинстве вузов страны. Ученые-исследователи, преподаватели вузов и учителя риторики в школах объединены в Российскую ассоциацию исследователей, преподавателей и учителей риторики, которая в январе 1999 года провела 3-ю Международную конференцию «Риторика в современном образовании». По материалам 1-й Всероссийской конференции издан сборник докладов «Предмет риторики и проблемы ее преподавания» (М., Добросвет, 1998), максимально отражающий разнообразие и богатство взглядов на природу современной риторики.

О риторике как фундаментальной науке надо сказать особо: за последние годы защищены десятки диссертаций, исследующие речевую жизнь не только российского общества, но и зарубежных стран. Библиография научных трудов по риторике за последнее десятилетие, собранная О.А.Сычевым, насчитывает более двухсот именований, а один только перечень научных трудов по риторике, готовящийся Риторической ассоциацией (монографии, учебники, статьи, диссертации) в последние несколько десятилетий, составляет более шестисот наименований.

Таким образом, сегодня реальная ситуация в России с риторикой отличается активнейшей работой множества исследователей и педагогов, которые именно под этим именем ведут курсы, пишут книги, защищают диссертации и т.д. Как в каждом живом деле, здесь много разноречивых мнений относительно сущности самой науки и того, как она должна развиваться. Однако активные споры и столкновения мнений – лишнее свидетельство того, насколько остро воспринимаются все вопросы, касающиеся сегодняшнего положения дел с риторикой и всем комплексом преподаваемых речеведческих дисциплин.

Из истории риторики

В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 4319;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.