Общественно-политическая мысль России.

Собственно 60-е гг. стали временем рождения русской интеллигенции. Недаром и сам термин «интеллигенция» был введен в широкий обиход именно в 60-е гг. русским писателем П.Боборыкиным. Им он обозначил слой просвещенных людей, занимавших активную социальную позицию. В русской общественной мысли пореформенной эпохи можно выделить либеральное, консервативное и революционное направления.

Либеральная мысль концентрировалась вокруг журналов «Отечественные записки», «Русская мысль» и «Вестник Европы». Ее ударной силой были ряды земской интеллигенции, а лидеры – Б.Чичерин и Н.Кавелин.

В 60-е гг. возникает общественное движение, родственное славянофилам. Его сторонники проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозной основе, поэтому оно получило название почвенничества. К нему принадлежали Ф.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов. Концентрировались почвенники вокруг журналов «Эпоха» и «Время».

Консервативное, охранительное течение обрело своего выдающегося лидера лишь в эпоху т.н. «контрреформ», в период царствования Александра III. К.Победоносцев, почти четверть века бывший главным советником при Александре III и Николае II, сдерживал натиск революционной стихии в стране. Победоносцев в своих статьях и письмах анализировал болезни времени, констатировал состояние хронического общественного недовольства, парадоксального в условиях, когда Россия крепла день ото дня.

Признанными вождями-теоретиками революционного крыла общественной мысли 60-х гг. были концентрировавшиеся вокруг журналов «Современник» и «Русское слово» Н.Г.Чернышевский, А.Добролюбов, Д.Писарев. В 70-80-е гг. им на смену пришли народники. Анархистское крыло движения представляли М.Бакунин, П.Кропоткин, заговорщическое – П.Ткачев и С.Нечаев. Первым русским теоретиком-марксистом был Г.Плеханов.

Движение «народничества» (идеи особого русского социализма) выразилось характерным просветительским «хождением в народ» отечественной интеллигенции, идеализацией роли крестьянства, общинного уклада. Параллельно развивался и революционный нигилизм (с идеей террора против представителей властной верхушки). Возникла опасность опрощенчества, отрицания культурных традиций прошлого, подмены этики – общественной «пользой», вульгарным биологизмом. Кроме того, возникли опасные симптомы одержимости идеей, доктринерства, когда на все «больные вопросы эпохи» предлагаются простые, готовые ответы. Все эти опасности мировоззренческого коллапса глубоко отразила отечественная литература и искусство (произведения И.Тургенева – «Отцы и дети», «Накануне», Н.Чернышевского – «Что делать?», Ф.Достоевского – «Бесы» и др.)

Основной феномен русской литературы пореформенного периода – обличительство. Рождение его было обусловлено особенностями национального характера (склонностью к крайностям) и историческими условиями 60-х гг. – ослабли карательные функции власти в условиях либеральных реформ. Центральной фигурой литературы стал бунтарь, нигилист, революционер. Хаос русской жизни, отраженный литературой, был ответом на смену общественного строя. Перемены носили необратимый, смертельный для традиционного уклада жизни характер. Отсюда – мотивы бесцельности существования привилегированных сословий, беспочвенности исканий передовых дворян, ожидания неизбежного суда. Панорама русской пореформенной жизни создана гениями И.Гончарова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Салтыкова-Щедрина, И.Лескова, А.Чехова, А.Островского.

Для отечественной драматургии вторая половина века стала переломным временем. Это была эпоха А.Островского, освещавшего лучами своего таланта обитателей «темного царства». В его пьесах («Свои люди – сочтемся!», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Бешеные деньги» и др.) показаны важные аспекты русского общества, его общее нравственное состояние.

Как противодействие, альтернатива опасным нигилистическим теориям развиваются идеи русского «богоискательства»: религиозно-моралистические искания Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского (жажда «обращения», «воскресения», поиск новой «практической» религии в тесной связи с трудовой жизнью простого народа). В живописи богоискательские поиски воплощены в произведениях И.Крамского («Христос в пустыне»), А.Иванова («Явление Христа народу»), Н.Ге («Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Христос и Пилат»), Т.Шевченко («Мария», «Блудный сын»).

60-е гг. были отмечены успехами в области науки: химии (Менделеев), физиологии (Сеченов), географии (Пржевальский, Семенов Тянь-Шанский, Миклухо-Маклай), историографии (С.Соловьев, В.Ключевский).

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 459;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.