Лечебный алгоритм: Место, Метод, Момент воздействия

Рис. 1. Общая методология классической акупунктуры.

Общая методология традиционной китайской медицины, как и философские учения, на которых она базируется, длительное время являлись предметом ожес­точённой дискуссии. Один из важнейших пунктов обвинения традиционной вос­точной методологии — это упрёк в её дуализме. Теперь это обвинение снято, по­скольку современная наука установила, что элементарные частицы, из которых состоит материальный мир, дуалистичны по своей природе; в одних условиях они проявляются как частицы-массы, в других — как частицы-волны. Таким образом, даоизм предопределил законы квантовой теории задолго до появления теоретичес­кой физики.

Инь-Ян. Основой всего сущего является ДАО — Великий предел, предель­ный процесс существования Вселенной и всех элементов, её составляющих. Сим­вол ДАО — тай-цзи — монада (единица, неделимое). ДАО порождает две поляр­ные силы — Инь и Ян — соответственно женское и мужское начала (рис.2). Чёрная сторона монады соответствует Инь, светлая — Ян. Монады изображаются как лево-, так и правовращающими.

Лево- и правовращающая монады зеркально асимметричны, т.е. являются киральными объектами. Киральность — один из базисных принципов устройства природы. Вселенная асимметрична на всех уровнях от субатомного до макрокосмического. Следствием киральности на уровне атомного ядра являются энергети­ческие различия между оптическими изомерами молекул.

Левовращающие (L)-изомеры характеризуются меньшей энергией по сравне­нию с правовращающими (О)-изомерами. В соответствии с законами теоретичес­кой физики в состоянии равновесия система с меньшей энергией должна быть более распространенной, что проявляется, в частности, большей распространен­ностью L-аминокислот по сравнению с их зеркальными партнерами.

 

 

Левовращающая Правовращающая

Рис. 2. Монада (Тай Цзи Ту)

 

Утолщённая часть Ян (Тай Ян) соседствует с утончённой частью Инь (Шао Инь), которые переводятся соответственно как великий Ян и молодая Инь. На про­тивоположной части монады располагаются Тай Инь и Шао Ян. Закон ДАО, извес­тный как «Большой закон двойного всеобщего чередования и дополнения», гласит:

Вселенная — это колебания двух начал — Инь и Ян и их взаимные превращения. Все природные явления делятся по принадлежности к Ян или Инь (табл. 3).

 

 

Таблица 3. Принадлежность природных явлений к Ян и Инь

Инь   Ян  
Земля, луна, ночь, низ, тяжёлое, неподвижное, слабое, мягкое, внутренние органы, вентральная часть туловища, медиальные поверхности конечностей.   Небо, солнце, день, верх, лёгкое, подвижное, сильное, твёрдое, поверхность тела, дорсальная часть туловища, латеральные поверхности конечностей.  

 

Инь и Ян динамичны, взаимно переходят и проникают друг в друга, их разде­ление относительно, поскольку в Инь содержится элемент Ян — светлая точка в иньской части монады. Тёмной точкой в янской части монады символизируется та­кая же относительность принадлежности к Ян. Например, все внутренние органы по отношению к поверхности тела представляют собой иньское начало, но между со­бой в свою очередь разделяются на иньские (чжан) и янские (фу) органы.

Концепция Инь-Ян отражает такие закономерности, как противоположность, взаимозависимость, потребляюще-поддерживающая взаимосвязь, трансформация и бесконечная делимость. С позиций современной методологии естествознания эти положения могут быть адекватно интерпретированы как интегрированное выраже­ние диалектических законов единства и борьбы противоположностей, целого и части, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, всеобщей связи явлений, единичного, особенного и всеобщего, теории отражения, принципа детерминизма. Концепция Инь-Ян согласуется с такими естественнона­учными законами как сохранение вещества и энергии, теория относительности и концепция голографического строения Вселенной.

Монаду можно представить как модель всех волновых процессов, существу­ющих в природе. Динамический характер взаимодействия Инь и Ян отражает эти волнообразные процессы. Живые объекты образуют универсальную биологичес­кую сеть, открытый характер которой обеспечивает её регулярные и нерегулярные колебания, происходящие по типу сжатия и расширения. Вселенная и все её эле­менты обладают способностью к регенерации, когда периоды сжатия сменяются периодами расширения.

Концепция Инь-Ян согласуется с учением о стрессе и адаптации. Адапта­ция — волнообразный процесс, в основе которого — взаимодействие двух про­тивоборствующих начал — катаболизма (Ян) и анаболизма (Инь). Преоблада­ние активности симпатико-адреналового звена ВНС ассоциируется с Ян, парасимпатикотония — с Инь.

Любое заболевание является проявлением нарушения динамического равно­весия Инь-Ян, происходящего под действием экзогенных факторов, которые так-

же делятся на иньские и янские. Действие Инь-факторов приводит к преобладанию Инь и недостаточности Ян в организме, в противоположном направлении действу­ют янские внешние факторы. Первоочередной задачей врача является установле­ние синдромального диагноза, т.е. характера дисбаланса Инь и Ян (табл. 4,5,6).

Общий синдромальный диагноз ставится на основании результатов осмотра, опроса, аускультации, пальпации и анализа возможных внешних (климатических,

Таблица 4. Основные диагностические признаки Инь- и Ян-синдромов, выявляемые при осмотре

    Ян   Инь  
Лицо   гиперемичное   бледное, землистого цвета  
Глаза   блестящие, экзофтальм   тусклые, запавшие  
Язык   красный, густой жёлтый налёт   белый с беловатым налётом  
Губы   сомкнуты   приоткрыты  
Общий вид   возбуждение, гипердинамия, эйфория   торможение, гиподинамия, дисфория  

 

Таблица 5. Основные диагностические признаки Инь- и Ян-синдромов, выявляемые при опросе

    Ян   Инь  
Термо­регуляция   лихорадка, горячие конечности, облегчение состояния от холода   озноб, холодные конечности, облегчение состояния от тепла  
Аппетит, водопотре-бление   полифагия, полидипсия, предпочтение холодной пищи и питья   гипофагия,гиподипсия, предпочтение горячей пищи и питья  
Моча   тёмная, концентрированная   светлая, неконцентрированная  
Стул   сухой, склонность к запорам   жидкий, склонность к поносу  
Боли   периодические, острые, усиливающиеся после еды   постоянные, ноющие, уменьшающиеся после еды  

 

Таблица 6. Основные диагностические признаки Инь- и Ян-синдромов, выявляе­мые при аускультации и пальпации

    Ян   Инь  
Голос   звонкий,громкий   глухой,тихий  
Речь   многословная, быстрая   малословная, медленная  
Кашель   звонкий,сухой   глухой, влажный  
Дыхание   жесткое   ослабленное  
Пульс   поверхностный, большого наполнения, умеренно частый   глубокий, малого наполнения, редкий  
Болезнен­ность при пальпации   повышается (выявляется)   снижается (прекращается)  

 

сезонных, прочих экологических) и внутренних (вегетативных, эмоциональных, ментальных) патогенных факторов.

Таким образом, при простейшем обследовании можно оценить общее состо­яние больного и в зависимости от него определить основную стратегию его веде­ния в плане корректировки нарушения баланса Инь-Ян в организме путем воздей­ствия на определённые ТА теми или иными способами. Регуляцию баланса Инь-Ян производят не только иглоукалыванием или прижиганием. Этой же цели достига­ют соответствующими режимами, гимнастиками, диетой и другими лечебно-оздо­ровительными факторами. Все продукты питания делятся на янские — согреваю­щие и иньские — охлаждающие. При этом в каждом типе выделяют группы слабых, средних и сильных иньских и янских продуктов. Употребление сильного янского продукта должно уравновешиваться употреблением сильного иньского и наоборот. Этот принцип противовесов должен соблюдаться в ежедневном рацио­не, подбираемом в соответствии с сезоном и погодными условиями.

Щадящее диетическое питание подразумевает потребление в основном сла­бых иньских и янских продуктов. Идея о разделении продуктов питания и лекарств на согревающие, охлаждающие и нейтральные принадлежит не только традицион­ной восточной медицине, она была широко распространена и в европейской сред­невековой медицине. Об этом писали Авиценна («Канон врачебной науки»), Амир-довлат Амасиаци («Ненужное для неучей») и ряд других знаменитых врачей. Современные исследования свидетельствуют, что эта идея имеет под собой совре­менный научный базис. Установлено, что пищевые продукты, относящиеся к со-

Таблица 7. Таблица соответствия У-Син

Стороны света   юг   центр   запад   север   восток  
Планеты   Марс   Сатурн   Венера   Меркурий   Юпитер  
Времена года   лето   конец лета   осень   зима   весна  
Погода   жара   влажность   сухость   холод   ветер  
Цвет   красный   жёлтый   белый   чёрный   зелёный  
Вкус   горький   сладкий   острый   солёный   кислый  
Элемент   Огонь   Земля   Металл   Вода   Дерево  
Органы тела   сердце, тонкий кишечник   селезёнка, поджелудо­чная железа, желудок   лёгкие, толстый кишечник   почки, мочевой пузырь   печень, желчный пузырь  
Ткани   кровь, сосуды   мышцы   кожа, волосы   кости   сухожилия  
Органы чувств   язык   рот   нос   уши   глаза  
Звуки   речь   пение   плач   стон   вздох  
Психоэмо­циональные состояния   радость   размыш­ление   грусть   страх   гнев  
Акупунктурные каналы   HT(C), SI(IG), TE(TR), PC(MC)   SP(RP),ST(E)   LU(P),LI(GI)   KI(R).BL(V)   LR(F).GB(VB)  

 

гревающим (янским), содержат относительно большее количество D-изомеров, тогда как в охлаждающих (иньских) преобладают L-изомеры.

У-Син. Все сущее подлежит классификации как по принадлежности к Инь или Ян, так и по принадлежности к одной из 5 стихий (первоэлементов). Каждый из элементов символизирует свои явления природы, свойства вещей, анатомичес­кие структуры, ткани, психоэмоциональные состояния и АК, что можно предста­вить следующей таблицей соответствия (табл. 7).

Концепция мироздания на основе 5 первоэлементов — У-Син является час­тью концепции Инь-Ян. В отличие от западного понимания первоэлементы в ки­тайской философии не элементы (атомы), а свойства, направления и фазы разви­тия Вселенной и её объектов. Каждый из первоэлементов — это граница между Инь и Ян. Взаимосвязи между элементами выражается пентаграммой (рис. 3). Связь, действующая по ходу часовой стрелки от элемента к элементу, является со­зидающей (усиливающей). Элемент дерево рождает (усиливает) огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, вода — дерево. Предшествующий по цик­лу У-Син элемент называется «мать», последующий — «сын».

Рис. 3. Взаимоотношения первоэлементов У-Син

Наряду с созидающей существует и разрушающая (деструктивная, ослабля­ющая) связь, действующая через первоэлемент. Дерево разрушает (ослабляет) зем­лю, земля — воду, вода — огонь, огонь — металл, металл — дерево. Угнетающий первоэлемент называется «муж», угнетаемый — «жена». Созидающие и разруша­ющие связи образуют саморегулирующийся контур, устраняющий избыточность или недостаточность какого-либо из элементов. Надёжность этого контура повы­шается вследствие наличия отрицательных обратных связей (правило «мать-сын» и «сын-мать», «муж-жена» и «жена-муж»).

Чжан-Фу. Концепция У-Син включает разделение органов на 5 плотных (парен­химатозных) — «чжан», они — главные хранители энергии, и 5 полых органов — «фу», которые передают энергию, являются органами обмена с внешней средой. Органы «чжан» — иньской природы, органы «фу» — янской природы. Согласно теории У-Син, каждому первоэлементу, кроме огня, соответствует один чжан и один фу-орган. Выделены 6 чжан- и 6 фу-органов, каждому из которых соответ­ствует свой АК. Огню соответствуют две пары чжан-фу органов и две пары АК — HT(C), SI(IG) и PC(MC), TE(TR). К каждому из первоэлементов принадлежит комбинация опреде­лённых висцеральных органов, тканей и жидкостей организма, психических фун­кций и личностных свойств. Это свидетельствует, что традиционной китайской ме­дицине задолго до возникновения западной психосоматики были присущи представления о взаимообусловленности соматического и психического (табл. 8).

 

Таблица 8. Приблизительное соответствие первоэлементов и АК типовым патологическим процессам

Патологические процессы   Элементы   АК  
Воспаление, иммунопатология   Земля   SP(RP)  
Отёк   Вода   KI(R).BL(V)  
Нарушения внешнего и тканевого дыхания   Металл   LU(P)  
Нарушения гемодинамики и микроциркуляции   Огонь   HT(C).PC(MC)  
Миодистония   Земля, Дерево   SP(RP),LR(F)  
Дистрофия   Земля, Дерево   ST(E).LR(F)  
Нарушения обмена ферментов и микроэлементов   Вода, Дерево   KI(R).LR(F)  
Дегенерация, демиелинизация   Вода, Дерево   BL(V),LR(F)  

Многочисленные клинические наблюдения свидетельствуют, что интоксика­ции проявляются в дисфункции АК печени и почек, гипоксические состояния свя­заны с патологией АК лёгких, сердца, перикарда; алиментарная патология и забо­левания желудка и кишечника проявляются синдромами избыточности или недостаточности АК желудка, толстого и тонкого кишечника. Здоровье характери­зуется сбалансированностью Инь-Ян и активностей всех первоэлементов. Наруше­ние этих балансов проявляется в той или иной патологии.

Основой подхода к лечению была формула китайской философии, использо­вавшаяся И-Цзином: «...то, что рождено в какой-то момент времени, несёт на себе качество момента» (синхронический принцип). Отсюда, задача врача— выявление конкретного типа дисбаланса Инь-Ян и У-Син и их устранение.

Наряду с концепциями Инь-Ян и У-Син в древнекитайской философии принята концепция Чи, на которой также основываются этиологические, патоге­нетические и терапевтические теории. Чи — многозначная категория. Большой толковый словарь китайских иероглифов содержит около 30 значений этого терми­на. Чи — это фундаментальная субстанция, энергия и информация, лежащие в ос­нове устройства Вселенной. Всё существующее обязано движению и видоизмене­нию Чи. Применительно к природе и человеку различают следующие виды Чи.

1. Внешняя Чи — энергия космоса, геомагнитная, лучевая, дыхательная, по­ступающая в организм через лёгкие и кожу; она обеспечивает поступление в орга­низм воздуха, функции сердца, сосудов, регулирует движения конечностей.

2. Внутренняя, земная Чи. В ней выделяются:

Юань-Чи — первичная, врождённая (чудесная) Чи, которую организм полу­чает при рождении от родителей — наследственный энергетический потенциал. По Champhro — это хромосомная энергия, необходимая организму в период роста и при тяжёлой, хронической болезни. Считалось, что она зарождается в области почки-надпочечника. В организме Юань-Чи распространяется по всем АК и вне их, а экстраординарные АК являются её диспетчерами.

Инь-Чи — питательная Чи, возникающая при преобразовании пищи. Она за­рождается в средней части тройного обогревателя, через желудочно-кишечный тракт поступает в кровь. Её функция — отброс ненужных элементов пищи и сохра­нение энергетической квинтэссенции, которая затем превратится в энергию. Она циркулирует в кровеносных сосудах вместе с кровью и питает внутренние органы, снабжает их энергией, течёт по АК.

Чзун-Чи — грудная Чи, образуется при комбинации Чи вдыхаемого воздуха и Чи поступающей пищи, активирует дыхание и кровообращение.

Вэй-Чи — защитная Чи, зарождается в нижней части тройного обогревателя, циркулирует по поверхности тела, контролирует терморегуляцию, механизм от­крытия и закрытия кожных пор, потовые железы, осязание, течёт в мышцах, обес­печивает защитные силы организма, циркулирует по сухожильно-мышечным ка­налам. Она компенсирует вредоносное действие климатических факторов — холода, ветра, сырости, сухости, ионизирующих излучений, вредных испарений. Первые проявления патологии на уровне сухожильно-мышечных каналов — это из­вестные проявления воспаления — tumor, rubor, kolor, dolor.

Итак, вся жизнедеятельность организма протекает благодаря общей Чи, со­ставляющими которой являются её разные виды. В целом эти представления не противоречат современным взглядам на живую материю как интегральное прояв­ление энергии разнообразных эндо- и экзогенных колебательных процессов.

Известно, что космическое излучение на 90% состоит из протонов (+Н), а мно­гие пищевые продукты — из анионов (-ОН). Космическая энергия в виде протонов и других положительно заряженных ионов поступает в организм и распределяется по всем плотным органам по циклу У-Син. Продукты питания, поступая в желудок, снабжают отрицательно заряженными ионами полые органы. Возникающий и посто­янно поддерживаемый экзогенными влияниями ионный дисбаланс порождает в орга­низме электрические токи, направленные на устранение неравновесного состояния.

По-видимому, наиболее адекватным аналогом циркуляции Чи в организме яв­ляются процессы, обеспечивающие биоэлектрический гомеостаз, при нарушениях которого развиваются патологические состояния. В зависимости от направленнос­ти и выраженности нарушений биоэлектрического гомеостаза развивается гипер- или гипофункция иньских или янских органов и соответствующих им АК. Врач дол­жен уметь зарегистрировать, оценить и, при необходимости, исправить нарушения биоэлектрического гомеостаза, в традиционной интерпретации — поставить синдромальный диагноз в терминах «пустоты» и «полноты», «холода» и «тепла», «сухости» и «влажности» и выбрать для коррекции адекватные установленному диагнозу Мес­то, Метод и Момент воздействия. Философские концепции Инь-Ян, У-Син и Чи нахо­дят интегральное отражение в учении об акупунктурных каналах — Цзин-Ло.

Учение об акупунктурных каналах (меридианах). Впервые термин «мери­диан» ввёл французский врач S. de Morant. Международная акупунктурная номен­клатура рекомендует использовать термин «канал». Согласно современным пред­ставлениям, АК — это функциональная система, включающая совокупность различных органов и тканей, принадлежащих к разным органам и системам, но обладающих общим направленным эффектом [25], АК — представительство на коже того или иного органа в виде цепи взаимосвязанных локусов — ТА [I].

Система АК представлена двенадцатью парными и двумя непарными канала­ми, 10 из 12 парных АК представляют одноимённые органы, 2 — перикарда (PC(MC)) и тройного обогревателя (TE(TR)) — имеют функциональный характер. АК делятся на иньские и янские, при этом каждый янский АК переходит в иньский, спаренный с ним по принадлежности к первоэлементу, и взаимодействует с ним. Все АК име­ют наружные и внутренние ходы и коллатерали, связывающие функции организ­ма в единое целое. По древневосточным представлениям, АК выполняют функции управления потоками жизненной энергии и крови, осуществляя гармонию Инь и Ян, облегчают функцию суставов, мышц, костей, передачу энергии от внутренних органов к коже, вследствие чего сигналы о болезни внутреннего органа достига­ют поверхности тела [50].

В древнем Китае существовало понятие о большом круге циркуляции энер­гии, по которому внутренняя Чи проходит в течение 24 ч. Этот большой круг цир-

 

Таблица 9. Большой круг циркуляции энергии

Канал   Часы максимума активности   Часы минимума активности  
Лёгких   3-5   15-17  
Толстой кишки   5-7   17-19  
Желудка   7-9   19-21  
Селезёнки   9-11   21-23  
Сердца   11-13   23-1  
Тонкой кишки   13-15   1-3  
Мочевого пузыря   15-17   3-5  
Почек   17-19   5-7  
Перикарда   19-21   7-9  
Тройного обогревателя   21-23   9-11  
Желчного пузыря   23-1   11-13  
Печени   1-3   13-15  

Глава 2. Методология традиционной китайской медицины

куляции энергии включает 12 парных АК, образующих замкнутый контур. Состо­яние максимума напряжения энергии в каждом АК — 2ч. (табл. 9).

Из принадлежности АК к первоэлементам и большого круга циркуляции Чи сле­дуют возможности управления состоянием системы АК. При этом можно использовать как непосредственное стимулирующее (тонизирующее), или тормозящее (седативное) воздействие на АК, так и воздействие на сопряжённые с ним АК. Для управления фун­кциональной активностью АК используются располагающиеся на них ТА.

Систематизация точек акупунктуры. Каждый парный АК имеет набор из 5 античных точек (у-шу), соответствующих 5 первоэлементам, и набор так называ­емых стандартных ТА. Точки шу 1 располагаются у ногтевых лож, шу 2 — в обла­сти пястных и плюсневых костей, шу 3 — лучезапястных и голеностопных суста­вов, шу 4 — нижних третей предплечий и голеней, шу 5 — в области локтевых и коленных суставов. Первые точки у-шу иньских АК относятся к элементу «дере­во», а янских — к первоэлементу «металл» (табл. 10).

Энергия из точки шу 1 (точки-корня) «течёт в канал, затем, как маленький ручей, течёт через точку шу 2, как течение реки — через точку шу 3, как бурная река — че­рез точку шу 4, в точке шу 5, как река впадает в море, энергия уходит вглубь тела». Античные ТА весьма широко применяются в лечении и профилактике. Шу 1-3 активно используют при острых состояниях, шу 3,4 — при подострых, шу 5 — при хроничес­ких заболеваниях. Античные точки представлены в таблице 11.

Таблица 10. Порядок следования античных точек у-шу на иньских и янских акупунктурных каналах

Первоэлементы   Дерево   Огонь   Земля   Металл   Вода  
№ у-шу АК Инь            
№ у-шу АК Ян            

 

Таблица 11. Античные точки акупунктурных каналов в скобках указана принадлежность канала к первоэлементам У-Син (о — Огонь, з — Земля, м — Металл, вВода, д —Дерево)

Элемент КодАК   Огонь   Земля   Металл   Вода   Дерево  
LU(P)(m)            
Ы(м)            
ST(E)(3)            
SP(RP)(3)            
HT(C)(о)            
SI(IG)(o)            
BL(V)(b)            
К1(в)            
PC(MC)(о)            
TE(TR) (о)            
ОВ(д)            
ЬК(д)            

 

 

Зоны расположения точек у-шу имеют широкое представительство в высших отделах нервной системы, поскольку их раздражение вызывает активацию большого диапазона нервных элементов и, следовательно, многие общие реакции организма.

Точки первоэлемента на АК, принадлежащем этому же первоэлементу, назы­ваются «элемент в элементе». Так, точкой элемент в элементе для канала лёгких является LU(P)8, для канала почек — KI(R)10.

Стандартные точки парных ординарных АК:

• тонизирующая (бу-сюе), располагается на своём АК, воздействие на неё при­водит к повышению функции АК, повышению сниженной функции органа;

• седативиая (се-сюе), располагается на своём АК, воздействие на неё приво­дит к снижению функции АК, снижению повышенной функции органа;

• пособник (юань-сюе, источник), располагается на своём АК вблизи тонизиру­ющей и седативной точек, в зависимости от метода раздражения усиливает действие тонизирующей и седативной ТА, регулирует нарушенное энергетичес­кое равновесие; функционально связана с ло-пунктом сопряжённого канала;

• стабилизирующая (ло-сюе, поперечный ло-пункт, шлюз), располагается на своём АК, соединяет сопряжённую пару каналов Ян и Инь; воздействие на неё регулирует распределение Чи между связанными АК и органами, между ле­вой и правой ветвями АК; функционально связана с точкой-пособником со­пряжённого канала;

• сочувственная (шу (юй)-сюе, мо-пункт, точка согласия, усиления), находится на 1-й боковой линии АК мочевого пузыря в одном сегменте с органом; оп­ределённая сочувственная ТА соответствует каждому из 12 парных АК и ор­ганов чжан и фу; усиливает действие седативной ТА; болезненность сочув­ственной точки служит диагностическим признаком гиперфункции органа;

при этом на неё следует оказывать тормозное воздействие;

• сигнальная (му-сюе, тревоги, ю-пункт, глашатай), располагается на своём АК или вне его, на передней поверхности грудной клетки или брюшной стенки в области проекции органа; находится в функциоально-энергетической свя­зи с сочувственной ТА, чувствительна при заболеваниях метамерно связан­ного с ней органа и используется для диагностики, при хронических заболе­ваниях — в сочетании с сочувственной ТА; болезненность сигнальной точки указывает на гипофункцию органа, и на неё следует оказывать стимулирую­щее воздействие;

• противоболевая (си-сюе), располагается на своём АК, имеется одна проти­воболевая ТА для каждой пары экстраординарных каналов (ЭАК); болезнен­ная при пальпации при острых болевых синдромах и гипертермии; использу­ется для усиления обезболивающего эффекта при болях, связанных с патологией соответствующего органа, или иррадиирующих по ходу АК. Тонизирующая, седативная, пособник и стабилизирующая ТА одновременно входят как в группу античных, так и стандартных точек. Важными точками явля­ются также групповые ло, общие ло-пункты, точки-ключи и точки связывающие.

Групповые ло — точки «соприкосновения» определённых групп АК на уров­не конечностей. Групповые ло-пункты обладают всеми особенностями АК груп­пы и обеспечивают их взаимодействие. Воздействие на групповые ло-пункты эф-

фективно для каждого из трёх АК группы и способствует энергетическому равно­весию между ними (табл. 12).

Таблица 12. Груповые no-пункты главных каналов

Объединяемые АК   Групповые ло-пункты  
Ножные янские (ST(E), BL(V), GB(VB))   GB(VB)39  
Ножные иньские (SP(RP), KI(R), LR(F))   SP(RP)6  
Ручные янские (LI(GI), SI(IG), TE(TR))   TE(TR)8  
Ручные иньские (LU(P), HT(C), PC(MC)).   PC(MC)5  

Общий ло-пункт — точка-ключ экстраординарного канала; ло-пункты заднесрединного и переднесрединного каналов, регулирующие соответственно все Ян-каналы и все Инь-каналы.

Ключ (юань-сюе, командная, шлюзовая) — точка соединения главного кана­ла с ЭАК, точка равновесия Инь-Ян, применяется при хронических заболеваниях;

для парного ЭАК является связывающей, относится к общим ло-пунктам.

Связывающая — точка, связывающая парный ЭАК, для своего экстраорди­нарного канала является точкой-ключом.

Точки соединения — активные ТА, обеспечивающие вторичные связи кана­лов; к ним относятся групповые и общие ло-пункты, точки соединения переднес­рединного и заднесрединного каналов, точки-ключи.

Выделяют также ТА общего, специфического действия и симптоматические ТА.

К точкам общего действия относят ТА, располагающиеся в области локтевых и коленных суставов и дистальнее их: ST(E)36, LI(GI)11, LU(P)7, PC(MC)б, SP(RP)6, а также ТА зад­несрединного канала GV4,14,20 и некоторые другие, с которых обычно начинают лечение и которые широко используют в профилактических целях.

ТА специфического действия и симптоматические выделяются по принци­пу их акцентированного направленного действия на органы и системы организма и те или иные симптомы.

Концепции древневосточной медицины представляют собой методологию си­стемного подхода, рассматривающего организм как целостную систему в диалек­тическом единстве с внешней средой и космосом, учитывающего причинно-след­ственные связи явлений в макро — и микрокосме, понятия о висцеро-кутанных и висцеро-висцеральных связях, элементы биоритмологии. На основании представ­лений о патологии как нарушении динамичного баланса Инь и Ян, роли АК в обес­печении циркуляции Чи и взаимосвязей АК по У-Син в традиционной акупунктуре строятся лечебные алгоритмы, объединяемые понятием основных факторов (ком­понентов) РТ.

Вопросы для самоконтроля к главе 2. 1.

Выберите характеристики категории Инь:

а) мужское начало; б) женское начало; в) стабильное; г) лабильное;

д) светлое; е) тёмное; ж) тяжёлое; з) лёгкое

 

30 Лекции по рефлексотерапии

31

Выберите характеристики категории Ян:

а) мужское начало; б) женское начало; в) стабильное; г) лабильное;

д) светлое; е) тёмное; ж) тяжёлое; з) лёгкое

Категория Инь соответствует преобладанию:

а) анаболических процессов, б) катаболических процессов.

Орган «легкие» относится: а) к чжан-органам, б) к фу-органам.

К группе ручных иньских каналов относятся:

a) LU(P); б) LI(GI); в) ST(E); г) SP(RP); д) HT(C); е) SI(IG);

ж) BL(V); з) KI(R); и) PC(MC); к) TE(TR); л) GB(VB); м) LR(F).

К группе ручных янских каналов относятся:

а) LU(P); б) LI(GI); в) ST(E); г) SP(RP); д) HT(C); е) SI(IG);

ж) BL(V); з) KI(R); и) PC(MC); к) TE(TR); л) GB(VB); м) LR(F).

К группе янских каналов нижних конечностей относятся:

а) LU(P); б) LI(GI); в) ST(E); г) SP(RP); д) HT(C); е) SI(IG);

ж) BL(V); з) KI(R); и) PC(MC); к) TE(TR); л) GB(VB); м) LR(F).

К группе иньских каналов нижних конечностей относятся:

а) LU(P); б) LI(GI); в) ST(E); г) SP(RP); д) HT(C); е) SI(IG);

ж) BL(V); з) KI(R); и) PC(MC); к) TE(TR); л) GB(VB); м) LR(F).

Орган «лёгкие» по элементной принадлежности относится к:

а) Воде, б) Дереву, в) Огню, г) Земле, д) Металлу.

Какие из первоэлементов в наибольшей мере соотносятся с возникновени­ем отёков:

а) Огонь, б) Земля, в) Металл, г) Вода, д) Дерево.

Какие из первоэлементов в наибольшей мере соотносятся с дистрофией:

а) Огонь, б) Земля, в) Металл, г) Вода, д) Дерево.

Согласно концепции У-Син, гиперфункция канала сердца (HT(C)) оказывает:

а) возбуждающее действие на SP(RP), б) тормозное действие на SP(RP), в) возбуждающее действие на LU(P), г) тормозное действие на LU(P).

Согласно концепции У-Син, гиперфункция канала желчного пузыря (GB(VB)) оказывает:

а) возбуждающее действие на SI(IG), б) тормозное действие на SI(IG), в) возбужда­ющее действие на ST(E), г) тормозное действие на ST(E).








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1289;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.061 сек.