Применение математических методов в естествознании
После триумфа классической механики Ньютона химия в лице Лавуазье[3], положившего начало систематическому применению весов, встала на количественный путь, а вслед за ней и другие естественные науки.
«Таково первое основание, по которому физик не может обойтись без математики; она дает ему единственный язык, на котором он в состоянии изъясняться (А. Пуанкаре. Цит. соч.- С. 220).
Дифференциальное и интегральное исчисление хорошо подходит для описания изменения скоростей движений, а вероятностные методы — для необратимости и создания нового. Все можно описать количественно, и тем не менее остается проблемой отношение математики к реальности.
По мнению одних методологов, чистая математика и логика используют доказательства, но не дают нам никакой информации о мире (почему А. Пуанкаре и считал, что законы природы конвенциальны), а только разрабатывают средства его описания. Однако, еще Аристотель писал, что число есть промежуточное между частным предметом и идеей, а Галилей полагал, что Книга Природы написана языком математики.
Не имея непосредственного отношения к реальности, математика не только описывает эту реальность, но и позволяет, как в урав нениях Максвелла[4], делать новые интересные и неожиданные выводы о реальности из теории, которая представлена в математической форме.
Как же объяснить непостижимую истинность математики и ее пригодность для естествознания? Может все дело в том, что «механизм математического творчества, например, не отличается существенно от механизма какого бы то ни было иного творчества» (А. Пуанкаре. Цит. соч.- С. 285)? Или более пригодны более сложные, системные объяснения?
По мнению некоторых методологов, законы природы не сводятся к написанным на бумаге математическим соотношениям.
Их надо понимать как любой вид организованности идеальных прообразов вещей, или пси-функций.
Есть три вида организованности:
1) простейший — числовые соотношения;
2) более сложный — ритмика 1-го порядка, изучаемая математической теорией групп;
3) самый сложный — ритмика 2-го порядка — «слово».
Два первых вида организованности наполняют Вселенную мерой и гармонией, третий — смыслом.
В рамках этого объяснения математика занимает свое особое место в познании.
Так или иначе, подобные методологические разработки тесно связаны с дискуссиями по основаниям математики и перспективам ее развития, сводящимися к следующим основным темам:
1) как математика соотносится с миром и дает возможность познавать его;
2) какой способ познания преобладает в математике — дискурсивный или интуитивный;
3) как устанавливаются математические истины — путем конвенции, как полагал Пуанкаре, или с помощью более объективных критериев.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 353;